- Преподавателю
- Музыка
- Программа здоровьесбережения Здоровая школа
Программа здоровьесбережения Здоровая школа
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Диптан Т.В. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа здоровьесбережения «Здоровая школа»
на 2012-2015 годы
МБОУ школы - интерната г.Моздок
Проблема сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья. Сохранение здоровья физического, психического и духовного очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителям и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и педагогов. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Педагог обязан ответственно относиться к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.
Цель: создать условия в интернате для полноценного развития здоровья воспитанников.
Задачи:
1. гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
2. освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников,
использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
3. планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;
4. развитие психолого- педагогической службы школы для своевременной профилактики
психологического и физического состояния учащихся;
5. привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию
здорового образа жизни учащихся.
Основные направления программы здоровьесбережения:
-
Обеспечение санитарно-гигиенических условий организации УВП.
-
Организация питания.
-
Медицинское обслуживание.
-
Организация медико-психолого-педагогического консультирования детей с отклонениями в развитии.
-
Организация физического воспитания.
-
Профилактика травматизма.
-
Оздоровление детей в летний период.
-
Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:
-
культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и
-
наращивать резервные мощности организма);
-
культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
-
культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
-
Базовые компоненты на всех ступенях образования:
-
формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
-
формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;
-
формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими
-
упражнениями, различными видами спорта;
-
формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.
Методы контроля над реализацией программы:
-
проведение заседаний педагогического и Управляющего совета школы;
-
посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;
-
создание методической копилки опыта;
-
мониторинг состояния здоровья учащихся и психологического климата в школе;
-
сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;
-
контроль над организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемомдомашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в светеформирования здорового образа жизни.
Основные направления деятельности программы:
Медицинское направление предполагает:
-
создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей иформирования их здоровья;
-
составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
-
проведение физкультминуток;
-
гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;
-
четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;
-
планомерную организацию питания учащихся;
-
обязательное медицинское обследование
Просветительское направление предполагает:
-
организацию деятельности с учащимися по профилактике вредных привычек: табакокурения, алкоголизма, наркомании;
-
организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма,
-
наркомании;
-
пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здраоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры, воспитательные часы.
Психолого-педагогическое направление предполагает:
-
использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;
-
предупреждение проблем развития ребенка;
-
обеспечение адаптации на разных этапах обучения;
-
развитие познавательной и учебной мотивации;
-
формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;
-
совершенствование деятельности психолого-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию;
-
здоровьесберегающих технологий обучения;
-
организация психолого-педагогической и коррекционной помощи учащимся;
Спортивно-оздоровительное направление предполагает:
-
организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщения к здоровому досугу;
-
привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию
здорового образа жизни учащихся;
-
широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнеров школы к физической
культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Диагностичекое направление предполагает проведение мониторинга состояния здоровья, в ходе которого выявляются:
-
общее состояние здоровья;
-
режим дня, бытовые условия;
-
внешкольная занятость дополнительными занятиями.
Реализация основных направлений программы:
-
Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.
-
Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
-
Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
-
Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
-
Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.
-
Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.
-
Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.
-
Контроль условий теплового режима и освещенности классных помещений.
-
Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.
-
В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учетом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.
-
Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.
-
Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.
Применение разнообразных форм работы:
1. Учет состояния детей:
-
анализ дневника здоровья;
-
определение группы здоровья;
-
учет посещаемости занятий;
-
контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.
2. Физическая и психологическая разгрузка учащихся:
-
организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;
-
динамические паузы;
-
индивидуальные занятия;
-
дни здоровья;
-
физкультминутка для учащихся;
-
организация летнего оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием
3. Урочная и внеурочная работа:
-
открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;
-
открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;
-
спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис.
№п/п
Мероприятия
Сроки проведения
Возраст детей
Ответственные
1.1Медицинское направление
1.1
Медико-педагогическая экспертиза:
- анализ основных характеристик
состояния здоровья детей в школе;
- выявление учащихся специальной
медицинской группы;
- формирование групп здоровья по
показателям.
Ежегодно
Медицинский персонал интерната, клас.рук., вос-питатели.
1.2
Проведение диспансеризации учащихся
интерната
Ежегодно
Медицинский персонал интерната, клас.рук., вос-питатели.
1.3
Проведение медицинского осмотра
учащихся.
Ежегодно
Медицинский персонал интерната, клас.рук., вос-питатели.
1.4
Медосмотр учащихся школы, определение
уровня физического здоровья
Ежегодно
Медицинский персонал интерната, клас.рук., вос-питатели.
1.5
Оформление медицинских карт и
дневников здоровья
Ежегодно
Медицинский персонал интерната, клас.рук., вос-питатели.
1.6
Анализ случаев травматизма в школе.
Ежегодно
Учитель ОБЖ, медицинский персонал интерната
1.7
Анализ посещаемости и пропусков
занятий по болезни.
Ежемесячно
Соц.педагог, замдиректора по УВР
1.8
Контроль за качеством питания и
питьевым режимом.
Ежедневно
1.9
Смотр кабинетов, их соответствие
гигиеническим требованиям:
- проветривание;
- освещение;
- отопление;
- уборка.
Классные
руководители,
дежурный класс
Ежедневно в
течение года
Классные
руководители,
дежурный класс
1.10
Рациональное расписание уроков, не
допускающее перегрузок (соблюдение
требований СанПиНа).
Ежегодно
Заместитель
директора по УВР
2. Просветительское направление
2.1
Организация просветительской работы с
родителями о пользе спортивных
мероприятий
Ежегодно
Учителя физ-ры, клас.рук.,воспитатели, медперсонал интерната
2.2
Разработка и внедрение родительского
лектория по здоровому образу жизни
Ежемесячно
Классные
руководители, воспитатели,
социальный
педагог
2.3
Разработка системы обучения родителей и
педагогов по проблемам охраны,
укрепления и сохранения здоровья детей.
В соответствии
с планом
работы
Администрация интерната
2.4
Вовлечение родителей и педагогов в
работу по сохранению и укреплению
здоровья детей.
В течении года
Администрация интерната, клас.рук., воспитатели
2.5
Подготовка и проведение педагогического
совета по теме "Формирование здорового
образа жизни".
Заместители
директора, учителя
Заместители
директора, учителя
2.6
Организация просветительской работы с учащимися (лекторий,тематическиеклассные часы и др. виды работ).
План работы
В течении года
Классные
руководители, воспитатели,
учителя
физкультуры
2.7
Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних
дел по профилактике токсикомании,
наркомании, табакокурения и алкоголизма
Ежегодно
Заместитель
директора по ВР,
социальный
педагог, психолог
2.8
Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки
биологии, географии, химии, экологии,
ОБЖ и физической культуры.
В течение года
Учителя-
Предметники, воспитатели.
3. Психолого-педагогическое направление
3.1
Организация работы кабинета психолого-
педагогического сопровождения учебно-
воспитательного процесса
В течение
всего года
Психолог интерната
3.2
Отслеживание работоспособности,
тревожности и других психических показателей учащихся:
- определение влияния учебной
нагрузки на психическое здоровье
детей; изучение психологических
возможностей и готовность детей к
школе; выявление профессиональных
интересов учащихся и способностей с целью профессионального
самоопределения;
-контроль над адаптацией учащихся 5-х и 1-х классов
Психолог интерната
3.3
Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.
Ежегодно
План работы
психолога
Школьный консилиум,
Дефектолог, психолог
3.4
Конференция по теме
"Здоровьесберегающие технологии обучения".
Ноябрь 2014
Координаторы
программы
"Здоровье"
3.5
Использование здоровьесберегающих
технологий, форм и методов в
организации учебной деятельности.
Ежегодно
Учителя-
Предметники, воспитатели
Планы уроков и планы работы ГПД
4. Спортивно-оздоровительное направление
4.1
Организация спортивных мероприятий
Ежегодно
План работы
. Учителя физической
Культуры, воспитатели
4.2
Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.
Ежегодно
План работы
Зам.директора по
ВР
4.3
Привлечение учащихся, родителей,
социальных партнеров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.
Ежегодно
План работы
Заместитель
директора по
ВР
5.Диагностическое направление
5.1
Мониторинг состояния здоровья детей.
Ежегодно
Результаты
мониторинга
Классные
руководители, воспитатели,
мед.персонал
амбулатории
5.2
Подготовка и проведение семинара для педагог интерната
по теме "Проблемы
диагностики развития".
Ежегодно
Врач детской поликлиники, мед.персонал интерната
Модель личности ученика
Начальное звено
Среднее звено
Старшее звено
- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;
- владение основами личной
гигиены и здорового образа
жизни.
знание основ строения и
функционирования организма
человека;
- знание изменений в организме человека в пубертатный период;
- умение оценивать свое
физическое и психическое
состояние;
- знание влияния алкоголя,
курения, наркомании на здоровье человека;
- поддержание физической формы;
- телесно-мануальные навыки,
связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости
- стремление к самосовершенствованию,
саморазвитию и
профессиональной
пригодности через физическое
совершенствование и заботу о своем здоровье;
- убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;
- знание различных оздоровительных систем;
- умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого
человека;
- способность вырабатывать
индивидуальный образ жизни;
- гигиена умственного труда.
Ожидаемые конечные результаты программы:
-
повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;
-
рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;
-
повышение приоритета здорового образа жизни;
-
повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;
-
повышение уровня самостоятельности и активности школьников;
-
повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении, как здоровья школьников, так и своего здоровья.