Программа здоровьесбережения Здоровая школа

Цель: создать условия в интернате для полноценного развития здоровья воспитанников. Задачи:  1.  гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня; 2.  освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся; 3.  планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся; 4.  развитие психолого- педагогической службы школы для своевременной профилактики психологическ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа здоровьесбережения «Здоровая школа»

на 2012-2015 годы

МБОУ школы - интерната г.Моздок

Проблема сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья. Сохранение здоровья физического, психического и духовного очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, мы исходили из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся и педагогов, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения. Здоровье детей - это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителям и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение. Поэтому в качестве основы нашей программы здоровьесбережения мы определили заботу о сохранении здоровья воспитанников и педагогов. Охрана здоровья учителя является важным фактором укрепления здоровья ученика. Педагог обязан ответственно относиться к своему здоровью, быть примером для ученика, вести здоровый образ жизни.

Цель: создать условия в интернате для полноценного развития здоровья воспитанников.

Задачи:

1. гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;

2. освоение педагогами новых методов деятельности в процессе обучения школьников,

использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;

3. планомерная организация полноценного сбалансированного питания учащихся;

4. развитие психолого- педагогической службы школы для своевременной профилактики

психологического и физического состояния учащихся;

5. привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию

здорового образа жизни учащихся.

Основные направления программы здоровьесбережения:

  • Обеспечение санитарно-гигиенических условий организации УВП.

  • Организация питания.

  • Медицинское обслуживание.

  • Организация медико-психолого-педагогического консультирования детей с отклонениями в развитии.

  • Организация физического воспитания.

  • Профилактика травматизма.

  • Оздоровление детей в летний период.

  • Реализация программы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своему здоровью, что включает в себя:

  • культуру физиологическую (способность управлять физиологическими процессами и

  • наращивать резервные мощности организма);

  • культуру психологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);

  • культуру интеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).

  • Базовые компоненты на всех ступенях образования:

  • формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

  • формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

  • формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими

  • упражнениями, различными видами спорта;

  • формирование основ медицинских знаний по вопросам оказания доврачебной помощи себе и другому человеку.

Методы контроля над реализацией программы:

  • проведение заседаний педагогического и Управляющего совета школы;

  • посещение и взаимопосещение уроков, проводимых по ЗОТ;

  • создание методической копилки опыта;

  • мониторинг состояния здоровья учащихся и психологического климата в школе;

  • сбор статистики о динамике развития мотивации к обучению;

  • контроль над организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, объемомдомашних заданий, внешкольной образовательной деятельностью учащихся в светеформирования здорового образа жизни.

Основные направления деятельности программы:

Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для воспитания и обучения детей иформирования их здоровья;

  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;

  • проведение физкультминуток;

  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания, режима дня;

  • четкое отслеживание санитарно-гигиенического состояния школы;

  • планомерную организацию питания учащихся;

  • обязательное медицинское обследование

Просветительское направление предполагает:

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике вредных привычек: табакокурения, алкоголизма, наркомании;

  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма,

  • наркомании;

  • пропаганда здорового образа жизни (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции; совместная работа с учреждениями здраоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, экологии, ОБЖ, физической культуры, воспитательные часы.

Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий, форм и методов в организации учебной деятельности;

  • предупреждение проблем развития ребенка;

  • обеспечение адаптации на разных этапах обучения;

  • развитие познавательной и учебной мотивации;

  • формирование навыков саморегуляции и здорового жизненного стиля;



  • совершенствование деятельности психолого-педагогической службы школы для своевременной профилактики психологического и физиологического состояния учащихся и совершенствованию;

  • здоровьесберегающих технологий обучения;

  • организация психолого-педагогической и коррекционной помощи учащимся;

Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщения к здоровому досугу;

  • привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию

здорового образа жизни учащихся;

  • широкое привлечение учащихся, родителей, социальных партнеров школы к физической

культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Диагностичекое направление предполагает проведение мониторинга состояния здоровья, в ходе которого выявляются:

  • общее состояние здоровья;

  • режим дня, бытовые условия;

  • внешкольная занятость дополнительными занятиями.

Реализация основных направлений программы:

  • Убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха школьника.

  • Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.

  • Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.

  • Контроль над сменой видов деятельности школьников в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.

  • Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение классных помещений комнатными растениями.

  • Ежемесячное проведение генеральных уборок классных помещений.

  • Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой.

  • Контроль условий теплового режима и освещенности классных помещений.

  • Привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях.

  • В рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью проведение бесед, воспитательных часов с учетом возрастных особенностей детей с привлечением родителей и социальных партнеров.

  • Создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных отношений всех участников образовательного процесса.

  • Обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи.

Применение разнообразных форм работы:

1. Учет состояния детей:

  • анализ дневника здоровья;

  • определение группы здоровья;

  • учет посещаемости занятий;

  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2. Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, кружков, клубов, проведение дополнительных уроков физической культуры;

  • динамические паузы;

  • индивидуальные занятия;

  • дни здоровья;

  • физкультминутка для учащихся;



  •  организация летнего оздоровительного лагеря с круглосуточным пребыванием

3. Урочная и внеурочная работа:

  • открытые уроки учителей физической культуры, ОБЖ;

  • открытые классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной направленности;

  • спортивные кружки и секции: баскетбол, волейбол, футбол, настольный теннис.

№п/п

Мероприятия

Сроки проведения

Возраст детей

Ответственные

1.1Медицинское направление

1.1

Медико-педагогическая экспертиза:

- анализ основных характеристик

состояния здоровья детей в школе;

- выявление учащихся специальной

медицинской группы;

- формирование групп здоровья по

показателям.

Ежегодно

Медицинский персонал интерната, клас.рук., вос-питатели.

1.2

Проведение диспансеризации учащихся

интерната

Ежегодно

Медицинский персонал интерната, клас.рук., вос-питатели.

1.3

Проведение медицинского осмотра

учащихся.

Ежегодно

Медицинский персонал интерната, клас.рук., вос-питатели.

1.4

Медосмотр учащихся школы, определение

уровня физического здоровья

Ежегодно

Медицинский персонал интерната, клас.рук., вос-питатели.

1.5

Оформление медицинских карт и

дневников здоровья

Ежегодно

Медицинский персонал интерната, клас.рук., вос-питатели.

1.6

Анализ случаев травматизма в школе.

Ежегодно

Учитель ОБЖ, медицинский персонал интерната

1.7

Анализ посещаемости и пропусков

занятий по болезни.

Ежемесячно

Соц.педагог, замдиректора по УВР

1.8

Контроль за качеством питания и

питьевым режимом.

Ежедневно

1.9

Смотр кабинетов, их соответствие

гигиеническим требованиям:

- проветривание;

- освещение;

- отопление;

- уборка.

Классные

руководители,

дежурный класс

Ежедневно в

течение года





Классные

руководители,

дежурный класс




1.10

Рациональное расписание уроков, не

допускающее перегрузок (соблюдение

требований СанПиНа).

Ежегодно

Заместитель

директора по УВР


2. Просветительское направление

2.1

Организация просветительской работы с

родителями о пользе спортивных

мероприятий

Ежегодно

Учителя физ-ры, клас.рук.,воспитатели, медперсонал интерната

2.2

Разработка и внедрение родительского

лектория по здоровому образу жизни

Ежемесячно

Классные

руководители, воспитатели,

социальный

педагог

2.3

Разработка системы обучения родителей и

педагогов по проблемам охраны,

укрепления и сохранения здоровья детей.

В соответствии

с планом

работы

Администрация интерната

2.4

Вовлечение родителей и педагогов в

работу по сохранению и укреплению

здоровья детей.

В течении года

Администрация интерната, клас.рук., воспитатели

2.5

Подготовка и проведение педагогического

совета по теме "Формирование здорового

образа жизни".

Заместители

директора, учителя

Заместители

директора, учителя

2.6

Организация просветительской работы с учащимися (лекторий,тематическиеклассные часы и др. виды работ).

План работы

В течении года

Классные

руководители, воспитатели,

учителя

физкультуры

2.7

Совместная работа с учреждениями здравоохранения и органами внутренних

дел по профилактике токсикомании,

наркомании, табакокурения и алкоголизма

Ежегодно

Заместитель

директора по ВР,

социальный

педагог, психолог


2.8

Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни через уроки

биологии, географии, химии, экологии,

ОБЖ и физической культуры.

В течение года

Учителя-

Предметники, воспитатели.

3. Психолого-педагогическое направление

3.1

Организация работы кабинета психолого-

педагогического сопровождения учебно-

воспитательного процесса

В течение

всего года

Психолог интерната

3.2

Отслеживание работоспособности,

тревожности и других психических показателей учащихся:

- определение влияния учебной

нагрузки на психическое здоровье

детей; изучение психологических

возможностей и готовность детей к

школе; выявление профессиональных

интересов учащихся и способностей с целью профессионального

самоопределения;

-контроль над адаптацией учащихся 5-х и 1-х классов

Психолог интерната

3.3

Организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

Ежегодно

План работы

психолога

Школьный консилиум,

Дефектолог, психолог

3.4

Конференция по теме

"Здоровьесберегающие технологии обучения".

Ноябрь 2014

Координаторы

программы

"Здоровье"

3.5

Использование здоровьесберегающих

технологий, форм и методов в

организации учебной деятельности.

Ежегодно

Учителя-

Предметники, воспитатели

Планы уроков и планы работы ГПД

4. Спортивно-оздоровительное направление

4.1

Организация спортивных мероприятий

Ежегодно

План работы

. Учителя физической

Культуры, воспитатели

4.2

Разработка системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни учащихся.

Ежегодно

План работы

Зам.директора по

ВР

4.3

Привлечение учащихся, родителей,

социальных партнеров школы к физической культуре и спорту, различным формам оздоровительной работы.

Ежегодно

План работы

Заместитель

директора по

ВР

5.Диагностическое направление

5.1

Мониторинг состояния здоровья детей.

Ежегодно

Результаты

мониторинга

Классные

руководители, воспитатели,

мед.персонал

амбулатории

5.2

Подготовка и проведение семинара для педагог интерната

по теме "Проблемы

диагностики развития".

Ежегодно

Врач детской поликлиники, мед.персонал интерната



Модель личности ученика

Начальное звено

Среднее звено

Старшее звено

- знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены;

- владение основами личной

гигиены и здорового образа

жизни.

знание основ строения и

функционирования организма

человека;

- знание изменений в организме человека в пубертатный период;

- умение оценивать свое

физическое и психическое

состояние;

- знание влияния алкоголя,

курения, наркомании на здоровье человека;

- поддержание физической формы;

- телесно-мануальные навыки,

связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости

- стремление к самосовершенствованию,

саморазвитию и

профессиональной

пригодности через физическое

совершенствование и заботу о своем здоровье;

- убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек;

- знание различных оздоровительных систем;

- умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого

человека;

- способность вырабатывать

индивидуальный образ жизни;

- гигиена умственного труда.


Ожидаемые конечные результаты программы:

  • повышение функциональных возможностей организма учащихся, развитие физического потенциала школьников;

  • рост уровня физического развития и физической подготовленности школьников;

  • повышение приоритета здорового образа жизни;

  • повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни;

  • повышение уровня самостоятельности и активности школьников;

  • повышение профессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении, как здоровья школьников, так и своего здоровья.



© 2010-2022