• Преподавателю
  • Музыка
  • Доклад на педсовете «Использование музыкально-ритмических композиций в различных формах организации педагогического процесса»

Доклад на педсовете «Использование музыкально-ритмических композиций в различных формах организации педагогического процесса»

Раздел Музыка
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 8 «Теремок»

МО Староминский район, Краснодарский край




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

(доклад на педсовете)

Материал подготовила:

музыкальный руководитель

Сивоконь Юлия Анатольевна


Музыкально-ритмические движения ориентируют педагога на сотрудниче­ство с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности в педагогическом процессе. Ритмические компо­зиции - используется не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной дея­тельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д. Таким образом, ритмические движения позволяют каждому педагогу определять место их использова­ния и в соответствии с этим "конструировать" из отдельных композиций необходимую форму занятий с детьми (как бы составлять "узор ритмической мозаики"). Такой подход дает возможность использовать данный материал не только как средство раз­вития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов - внимания, памяти, воли, творческо­го воображения и фантазии. А также как средство расслабления, переключения вни­мания или повышения психофизического тонуса и т.д. - в самых разнообразных формах организации педагогического процесса в детском саду. Педагог средствами ритмопластики за счи­танные минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, по­высить настроение, сконцентрировать внимание. Следовательно, музыкально - рит­мические упражнения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения.

Например, на занятиях с высокой ум­ственной активностью и малой подвижностью следует использовать игровые, танце­вальные композиции в качестве физкультминуток:

  • "Кот Леопольд",

  • "Кукляндия",

  • "Танцуйте сидя" и др.

На занятиях природоведческого содержания - творческие задания на выразительность пластического образа на тему природы:

  • "Упражнение с осенними листьями",

  • "Дети и природа" и т.д.

Снять психическое напряжение, расправить плечи, выпрямить спину, успоко­ить дыхание помогают такие композиции,:

  • "Цыганские напевы",

  • "Красный са­рафан",

  • "Мельница".

Использование композиций на основе быстрой, веселой му­зыки:

  • "Кремена",

  • "Полкис",

  • "Калинка", позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

На основе "Ритмической мозаики" можно проводить утреннюю зарядку или бодрящую гимнастику. Пользуясь предложенной фонограммой*, можно достаточно точно рассчитать время занятия движениями, их интенсивность, а зна­чит и нагрузку. Приведем несколько примеров.

Так, в бодрящей гимнастике физическая нагрузка не должна быть большой, так как ее назначение - привести детей в бодрое состояние, поэтому лучше подбирать упражнения игрового характера, с творческими заданиями и спокойные по темпу. С этой целью рекомендуются такие композиции:

  • "Птички и Ворона",

  • "Кошка и Девочка",

  • "Пастушка",

  • "Упражнение с цветами",

  • "Разноцветная игра" и др.

Наи­более оптимально использовать их в сочетании с закаливающими процедурами.

На утренней зарядке необходимо давать детям определенную нагрузку. С уче­том этого рекомендуется подбирать композиции с интенсивными по физической нагрузке (соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей) дви­жениями. Желательно, чтобы дети уже были знакомы с упражнениями, иначе их развивающий эффект снижается.

Комплекс утренней гимнастики для детей 4-5 лет


  1. "Едем к бабушке в деревню" - образно-игровая композиция, включающая ходьбу, пружинные, имитационные движения.

  2. "Белочка" - игровая композиция (имитационные движения, махи, "пру­жинки").

  3. "Разноцветная игра" - игровая композиция с перестроениями (парами - в свободном положении, в общем кругу), включающая ходьбу, имитационные движения, "пружинки".


Комплекс утренней гимнастики для детей 7 лет


  1. Композиция "Птичий двор" - упражнения на различные виды ходьбы и имп­ровизация игровых движений -3,5 мин.

  2. "Цирковые лошадки" - композиция на общеразвивающие движения спортивно­го характера, быстрая по темпу и интенсивная по подбору движений - 3,3 мин.

  3. "Голубая вода" - композиция, включающая плавные, маховые, пружинные движения с различной амплитудой, а также элементы художественной гимна­стики - 3 мин.

  1. "Кремена" - танцевальная композиция веселого, бодрого характера - 2,5 мин,

На физкультурных занятиях ритмические композиции могут использоваться фрагментарно или в комплексе (как на утренней гимнастике), а также как игры.

Комплекс общеразвивающих упражнений составляется на основе ритмичес­ких композиций аналогично комплексу для утренней зарядки, только на занятии могут быть даны новые упражнения с целью их разучивания и освоения.

В конце занятия детям предлагаются творческие задания:

придумать движения к песне "Дело было в январе",

шуточные композиции - "Два Барана", "Кошка и Девочка",

игры - "Игра с мячом", "Козочки и Волк",

пляски "Кремена", "Полкис", "Парная пляска" на финскую польку и др.

На музыкальных занятиях педагог предлагает детям композиции в самых раз­ных вариантах:

  • как вводную часть занятия - "Поросята", "Озорники", "Упражнение с листьями";

  • либо заключительную - игра "Найди себе пару";

  • в процессе слушания музыки и определения ее жанра и т.д.

Главное - активизация внимания детей, про­буждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творчес­кого воображения.

Композиция "Волшебный цветок" (муз. Ю.Чичкова) включается в занятие в процессе слушания песни как пластическая импровизация на эту тему. Дети пытаются представить, как выглядит "волшебный" цветок, как колышутся на ветру его стебелек и листья, и показывают это в движе­нии, рисовании или аппликации.

Композиции могут исполняться на праздничных утренниках, в играх - драматизациях, семейных 'праздниках, в повседневной работе с детьми.

Естественно, что на вечерах развлечения и праздничных утренниках дети са­мостоятельно исполняют наиболее яркие, понравившиеся им композиции (которые они выучили с педагогом). С целью более эффектного, эмоционального и вырази­тельного исполнения детям предлагается атрибутика, элементы костюмов. Посколь­ку большинство композиций имеют яркий художественный образ, нетрудно вместе с детьми придумать, какие атрибуты необходимо изготовить, как они должны выг­лядеть (шапочки зверей, ленты - как стебли водорослей и т.д.).

Рекомендую также включать ритмические композиции в занятия и вечера досуга, которые имеют общую игровую тему ("Путешествия", "Дни рождения" и др.), и тогда двигательные композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, математическими играми и другими видами занимательных заданий. Например: если вы проводите с детьми веселое развлечение на "экзотическом острове", то после композиции "Чунга-чанга", логично провести

Аттракцион "Кто больше соберет бананов":

  • допрыгнуть и сорвать с "ветки",

  • сосчитать их (у кого больше?),

  • отгадать загадки и пригласить "отгадки" - других веселых обитателей этого острова (например, Львенка и Черепаху),

  • исполнить вместе с ними общую веселую песню или танец.

3

© 2010-2022