- Преподавателю
- Музыка
- Доклад на педсовете «Использование музыкально-ритмических композиций в различных формах организации педагогического процесса»
Доклад на педсовете «Использование музыкально-ритмических композиций в различных формах организации педагогического процесса»
Раздел | Музыка |
Класс | 13 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сивоконь Ю.А. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Теремок»
МО Староминский район, Краснодарский край
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИХ КОМПОЗИЦИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
(доклад на педсовете)
Материал подготовила:
музыкальный руководитель
Сивоконь Юлия Анатольевна
Музыкально-ритмические движения ориентируют педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности в педагогическом процессе. Ритмические композиции - используется не только на музыкальных и физкультурных занятиях, но и на утренней зарядке, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх, на прогулке и т.д. Таким образом, ритмические движения позволяют каждому педагогу определять место их использования и в соответствии с этим "конструировать" из отдельных композиций необходимую форму занятий с детьми (как бы составлять "узор ритмической мозаики"). Такой подход дает возможность использовать данный материал не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов - внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии. А также как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д. - в самых разнообразных формах организации педагогического процесса в детском саду. Педагог средствами ритмопластики за считанные минуты может снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Следовательно, музыкально - ритмические упражнения являются эффективной психогимнастикой, средством коррекции состояния детей и их поведения.
Например, на занятиях с высокой умственной активностью и малой подвижностью следует использовать игровые, танцевальные композиции в качестве физкультминуток:
-
"Кот Леопольд",
-
"Кукляндия",
-
"Танцуйте сидя" и др.
На занятиях природоведческого содержания - творческие задания на выразительность пластического образа на тему природы:
-
"Упражнение с осенними листьями",
-
"Дети и природа" и т.д.
Снять психическое напряжение, расправить плечи, выпрямить спину, успокоить дыхание помогают такие композиции,:
-
"Цыганские напевы",
-
"Красный сарафан",
-
"Мельница".
Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки:
-
"Кремена",
-
"Полкис",
-
"Калинка", позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.
На основе "Ритмической мозаики" можно проводить утреннюю зарядку или бодрящую гимнастику. Пользуясь предложенной фонограммой*, можно достаточно точно рассчитать время занятия движениями, их интенсивность, а значит и нагрузку. Приведем несколько примеров.
Так, в бодрящей гимнастике физическая нагрузка не должна быть большой, так как ее назначение - привести детей в бодрое состояние, поэтому лучше подбирать упражнения игрового характера, с творческими заданиями и спокойные по темпу. С этой целью рекомендуются такие композиции:
-
"Птички и Ворона",
-
"Кошка и Девочка",
-
"Пастушка",
-
"Упражнение с цветами",
-
"Разноцветная игра" и др.
Наиболее оптимально использовать их в сочетании с закаливающими процедурами.
На утренней зарядке необходимо давать детям определенную нагрузку. С учетом этого рекомендуется подбирать композиции с интенсивными по физической нагрузке (соответственно возрастным и индивидуальным особенностям детей) движениями. Желательно, чтобы дети уже были знакомы с упражнениями, иначе их развивающий эффект снижается.
Комплекс утренней гимнастики для детей 4-5 лет
-
"Едем к бабушке в деревню" - образно-игровая композиция, включающая ходьбу, пружинные, имитационные движения.
-
"Белочка" - игровая композиция (имитационные движения, махи, "пружинки").
-
"Разноцветная игра" - игровая композиция с перестроениями (парами - в свободном положении, в общем кругу), включающая ходьбу, имитационные движения, "пружинки".
Комплекс утренней гимнастики для детей 7 лет
-
Композиция "Птичий двор" - упражнения на различные виды ходьбы и импровизация игровых движений -3,5 мин.
-
"Цирковые лошадки" - композиция на общеразвивающие движения спортивного характера, быстрая по темпу и интенсивная по подбору движений - 3,3 мин.
-
"Голубая вода" - композиция, включающая плавные, маховые, пружинные движения с различной амплитудой, а также элементы художественной гимнастики - 3 мин.
-
"Кремена" - танцевальная композиция веселого, бодрого характера - 2,5 мин,
На физкультурных занятиях ритмические композиции могут использоваться фрагментарно или в комплексе (как на утренней гимнастике), а также как игры.
Комплекс общеразвивающих упражнений составляется на основе ритмических композиций аналогично комплексу для утренней зарядки, только на занятии могут быть даны новые упражнения с целью их разучивания и освоения.
В конце занятия детям предлагаются творческие задания:
придумать движения к песне "Дело было в январе",
шуточные композиции - "Два Барана", "Кошка и Девочка",
игры - "Игра с мячом", "Козочки и Волк",
пляски "Кремена", "Полкис", "Парная пляска" на финскую польку и др.
На музыкальных занятиях педагог предлагает детям композиции в самых разных вариантах:
-
как вводную часть занятия - "Поросята", "Озорники", "Упражнение с листьями";
-
либо заключительную - игра "Найди себе пару";
-
в процессе слушания музыки и определения ее жанра и т.д.
Главное - активизация внимания детей, пробуждение и поддержание у них интереса к музыке, к творчеству, развитие творческого воображения.
Композиция "Волшебный цветок" (муз. Ю.Чичкова) включается в занятие в процессе слушания песни как пластическая импровизация на эту тему. Дети пытаются представить, как выглядит "волшебный" цветок, как колышутся на ветру его стебелек и листья, и показывают это в движении, рисовании или аппликации.
Композиции могут исполняться на праздничных утренниках, в играх - драматизациях, семейных 'праздниках, в повседневной работе с детьми.
Естественно, что на вечерах развлечения и праздничных утренниках дети самостоятельно исполняют наиболее яркие, понравившиеся им композиции (которые они выучили с педагогом). С целью более эффектного, эмоционального и выразительного исполнения детям предлагается атрибутика, элементы костюмов. Поскольку большинство композиций имеют яркий художественный образ, нетрудно вместе с детьми придумать, какие атрибуты необходимо изготовить, как они должны выглядеть (шапочки зверей, ленты - как стебли водорослей и т.д.).
Рекомендую также включать ритмические композиции в занятия и вечера досуга, которые имеют общую игровую тему ("Путешествия", "Дни рождения" и др.), и тогда двигательные композиции под музыку сочетаются с аттракционами, загадками, математическими играми и другими видами занимательных заданий. Например: если вы проводите с детьми веселое развлечение на "экзотическом острове", то после композиции "Чунга-чанга", логично провести
Аттракцион "Кто больше соберет бананов":
-
допрыгнуть и сорвать с "ветки",
-
сосчитать их (у кого больше?),
-
отгадать загадки и пригласить "отгадки" - других веселых обитателей этого острова (например, Львенка и Черепаху),
-
исполнить вместе с ними общую веселую песню или танец.
3