План-конспект урока по музыке на тему Музыка в театре, кино и ТВ

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура и ход урока: Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин. Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие

Этап актуализации знаний. 3 мин.

У: Ребята! Отгадайте загадки.

Слайд 1Он работает играя.

(Есть профессия такая!)

Он на сцене с давних пор.

Та профессия - (актер)

ОНспектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать? (режиссер)

«Меню» в театре составляют

На весь сезон из разных пьес.

И только то, в него включают,

Что вызывает интерес? (репертуар)

Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула, она - (балерина)

Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши? (зритель)

Есть у каждого в квартире

Он расскажет: что же в мире

Происходит каждый день.

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит все время - «Гол!»,

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах,

Ну, а я, - «Спокойной ночи»

И мультфильмы очень, очень! (телевизор)

У: Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?

Д: О театре, кино и телевидении.

У: Правильно, тема нашего урока Музыка в театре, кино и на телевидении. Слайд 2

А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?

Д: Какую роль играет музыка в этих видах искусства.

Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.

3. Первичное усвоение новых знаний. 15 мин.Звучит видео фрагмент «Цыплята» композитор Гамбар Гусейнли, автор текста Тофик Муталлибов.4 слайд.

5 слайд.

У: Знакома ли вам эта музыка?

К какому жанру музыки относится это произведение?

Цветик семицветик: средства музыкальной выразительности

Инструменты

Темп

Регистр

Тембр?

Мелодия

Динамика

Лад

О чем рассказывается в этом произведении?

( Это песенка про цыплят.)

У: О чем поется в песне?

( О том, что )

У: В каком характере прозвучала музыка?

Д: танцевальный.

У: Какой образ нам нарисовала музыка?

Д:.

У: песня «Мои цыплятки» написана на основе литературного текста автора Тофика Муталлибова.

Скажите, а какое значение имеет текст, для музыкального произведения?

Д: В тексе описываются все происходящие события.

У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?

Д: Либретто.

У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации и назовите произведения и композиторов, которые их написали.

Слайд 6

Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский -Корсаков.

Опера «Садко» - Н.А. Римский - Корсаков.

Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.

Балет «Золушка» - С. Прокофьев.

У: Молодцы, справились с заданием.

Слайд 7

А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.

Видеофрагмент из балета «Лебединое озеро».

Цветик семицветик. Слайд 8

У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?

Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между злым Волшебником и Принцем?

Д: Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром.

У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.

У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.

У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.

У: Я думаю, что вы любите ходить в театр.

Слайд 9

У: А вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре.

Ребята в группах обсуждают правила поведения в театре.

Слайд 10,11

Раздаются памятки.

Слайд 12

Музыкальная физминутка: «Если нравится тебе?»

4.Первичная проверка понимания. 5 мин.

У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.

В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

Слайд 13

Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и конечно кинофильмы.

найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы?

Слайд 14(А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели.)

Слайд 15

У: В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. В 20-е ГОДЫ ТАПЕРАМИ РАБОТАЛИ И ТАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ В БУДУЩЕМ КОМПОЗИТОРЫ, КАК Г. СВИРИДОВ, В. СОЛОВЬЕВ - СЕДОЙ. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин.

У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?

Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма

необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.

Слайд 16 Запишем в тетрадях: сценарий - литературный текст к спектаклю, кинофильму.

У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?

Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,

настраивает зрителя на определенные моменты.

У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.

У: Одной из таких песен стали «Лев и брадобрей» из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания», музыку которой написал советский композитор М. Дунаевского, слова Н. Олева. Давайте мы ее разучим.

5. Творческое применение и добывание знаний ( Вокально-хоровая работа) 10 мин.

Слайд 17

Прослушивание песни. Разбор песни. Дыхательная гимнастика. Распевание. Разучивание песни «Лев и брадобрей».

6. Первичное закрепление. 5 мин.

Звенит звонок.

У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.

Слайд 18

Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»

У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?

Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена.

У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?

Д: Добрый, веселый, беззаботный - помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».

У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма - Буратино.

У: Каков характер музыки?

Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д.

У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.

А сейчас музыкальная мультипликационная викторина - «Угадай-ка!» слайд 19

1. «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!»

2. «Мы в дороге с песенкой о лете» из м/ф «Дед мороз и лето»

3. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»

4. «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд»

7. Обобщение и систематизация знаний. 3 мин.

Слайд 20

Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.

У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.

У: Скажите, какая программа начинается этими позывными?

Д: Программа «Время» «Новости».

У: Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить.

Здравствуйте уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения ____________________________. Я познакомлю вас с последними новостями.

Учащиеся 5 класса Татищевской средней школы №1 провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:

  1. Любите ли вы слушать музыку?

  2. Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?

  3. Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?

  4. Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?

  5. Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?

Подводя итоги, ребята сделали вывод, что… Благодарю за внимание!8.Этап рефлексии. 2 мин.

У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?

Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:

  • служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит,делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.

Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.

9. Домашнее задание. Повторить песни, изученные на уроке

© 2010-2022