- Преподавателю
- Музыка
- План-конспект урока по музыке на тему Музыка в театре, кино и ТВ
План-конспект урока по музыке на тему Музыка в театре, кино и ТВ
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Первышова Ю.В. |
Дата | 05.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Структура и ход урока: Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин. Вход в класс под музыку. Музыкальное приветствие
Этап актуализации знаний. 3 мин.
У: Ребята! Отгадайте загадки.
Слайд 1Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
Та профессия - (актер)
ОНспектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? (режиссер)
«Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то, в него включают,
Что вызывает интерес? (репертуар)
Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - (балерина)
Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время - «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
У: Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?
Д: О театре, кино и телевидении.
У: Правильно, тема нашего урока Музыка в театре, кино и на телевидении. Слайд 2
А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?
Д: Какую роль играет музыка в этих видах искусства.
Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.
3. Первичное усвоение новых знаний. 15 мин.Звучит видео фрагмент «Цыплята» композитор Гамбар Гусейнли, автор текста Тофик Муталлибов.4 слайд.
5 слайд.
У: Знакома ли вам эта музыка?
К какому жанру музыки относится это произведение?
Цветик семицветик: средства музыкальной выразительности
Инструменты
Темп
Регистр
Тембр?
Мелодия
Динамика
Лад
О чем рассказывается в этом произведении?
( Это песенка про цыплят.)
У: О чем поется в песне?
( О том, что )
У: В каком характере прозвучала музыка?
Д: танцевальный.
У: Какой образ нам нарисовала музыка?
Д:.
У: песня «Мои цыплятки» написана на основе литературного текста автора Тофика Муталлибова.
Скажите, а какое значение имеет текст, для музыкального произведения?
Д: В тексе описываются все происходящие события.
У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений. А как же называется литературный текст к опере и балету?
Д: Либретто.
У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста, на иллюстрации и назовите произведения и композиторов, которые их написали.
Слайд 6
Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский -Корсаков.
Опера «Садко» - Н.А. Римский - Корсаков.
Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.
Балет «Золушка» - С. Прокофьев.
У: Молодцы, справились с заданием.
Слайд 7
А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.
Видеофрагмент из балета «Лебединое озеро».
Цветик семицветик. Слайд 8
У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?
Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между злым Волшебником и Принцем?
Д: Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром.
У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?
Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.
У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.
У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?
Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.
У: Я думаю, что вы любите ходить в театр.
Слайд 9
У: А вы знаете как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре.
Ребята в группах обсуждают правила поведения в театре.
Слайд 10,11
Раздаются памятки.
Слайд 12
Музыкальная физминутка: «Если нравится тебе?»
4.Первичная проверка понимания. 5 мин.
У: Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?
Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.
У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.
В каких передачах мы встречаемся с музыкой?
Слайд 13
Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», «Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Субботний вечер», мультфильмы и конечно кинофильмы.
найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы?
Слайд 14(А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели.)
Слайд 15
У: В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. В 20-е ГОДЫ ТАПЕРАМИ РАБОТАЛИ И ТАКИЕ ИЗВЕСТНЫЕ В БУДУЩЕМ КОМПОЗИТОРЫ, КАК Г. СВИРИДОВ, В. СОЛОВЬЕВ - СЕДОЙ. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин.
У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?
Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма
необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.
Слайд 16 Запишем в тетрадях: сценарий - литературный текст к спектаклю, кинофильму.
У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?
Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,
настраивает зрителя на определенные моменты.
У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.
У: Одной из таких песен стали «Лев и брадобрей» из кинофильма «Мери Поппинс, до свидания», музыку которой написал советский композитор М. Дунаевского, слова Н. Олева. Давайте мы ее разучим.
5. Творческое применение и добывание знаний ( Вокально-хоровая работа) 10 мин.
Слайд 17
Прослушивание песни. Разбор песни. Дыхательная гимнастика. Распевание. Разучивание песни «Лев и брадобрей».
6. Первичное закрепление. 5 мин.
Звенит звонок.
У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.
Слайд 18
Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»
У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?
Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена.
У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?
Д: Добрый, веселый, беззаботный - помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».
У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма - Буратино.
У: Каков характер музыки?
Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д.
У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами. В них мы также слышим много музыки и песен.
А сейчас музыкальная мультипликационная викторина - «Угадай-ка!» слайд 19
1. «Песенка Снегурочки» из м/ф «Ну, погоди!»
2. «Мы в дороге с песенкой о лете» из м/ф «Дед мороз и лето»
3. «Колыбельная медведицы» из м/ф «Умка»
4. «Неприятность эту мы переживем» из м/ф «Кот Леопольд»
7. Обобщение и систематизация знаний. 3 мин.
Слайд 20
Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.
У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.
У: Скажите, какая программа начинается этими позывными?
Д: Программа «Время» «Новости».
У: Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить.
Здравствуйте уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения ____________________________. Я познакомлю вас с последними новостями.
Учащиеся 5 класса Татищевской средней школы №1 провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:
-
Любите ли вы слушать музыку?
-
Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?
-
Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?
-
Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?
-
Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?
Подводя итоги, ребята сделали вывод, что… Благодарю за внимание!8.Этап рефлексии. 2 мин.
У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?
Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:
-
служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит,делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов.
Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.
9. Домашнее задание. Повторить песни, изученные на уроке