Программа Карусель для педагогов дополнительного образования

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа Карусель для педагогов дополнительного образованияПрограмма Карусель для педагогов дополнительного образованияПрограмма Карусель для педагогов дополнительного образованияПрограмма Карусель для педагогов дополнительного образованияПояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа «Карусель» (далее- программа) является общеразвивающей и имеет социально- педагогическую направленность c элементами художественного творчества.

Программа составлена на основе следующих программ: «Детство» (автор: Леонова Н.Н., г. Волгоград, 2013г.), «От рождения до школы» (автор: Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., г. Москва, 2015г.).

Программа разработана в соответствии:

- с «Примерными требованиями к Программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844);

- с образовательной программой МБОУДОД «ФДДТ»;

- с учебным планом МБОУДОД «ФДДТ»;

- с локальным актом «Положение о дополнительной общеобразовательной программе».

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, конструированию, вокалу и хореографии у детей развиваются эмоционально - эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Программа «Карусель», как средство дополнительного образования старших дошкольников, поможет ввести детей в мир искусства, позволит учащимся определить свои интересы и склонности к той или иной области.

Программа направлена на раскрытие разносторонних способностей дошкольников, развитие интереса к процессу познания и предполагает включение детей в творческую деятельность, через которую они познают мир, учатся общению в коллективе.

Для успешной реализации программы необходимо:

-психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса,

-обеспечение квалифицированными кадрами,

- сотрудничество с родителями,

-соответствующее материально-техническое обеспечение.

Реализация программы осуществляется по нескольким направлениям

КОНСТРУИРОВАНИЕ

  • Аппликация

  • Волшебная полоса

  • Мастерская цветочной феи

  • Трансформация бумажного листа



  • ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

    • Живопись

    • Графика

    • Декоративно-прикладное искусство

    • Смешанная техника

МУЗЫКА

  • Мир звуков

  • О чём рассказывает музыка?

  • Как рассказывает музыка?

«КАРУСЕЛЬ»


ХОРЕОГРАФИЯ

  • Ориентировка в пространстве

  • Ритмико-гимнастические упражнения

  • Упражнения с детскими музыкальными инструментами

  • Музыкально - танцевальные игры

  • Танцы и пляски


Модульная общеобразовательная программа «Карусель» направлена на приобщение детей к миру прекрасного, формирование музыкально - танцевальной культуры через изобразительное, вокальное и хореографическое искусство.

Новизна программы

Данная программа знакомит, расширяет, обогащает и углубляет знания детей по различным видам деятельности: «Изобразительное искусство», «Конструирование», «Вокал» и «Ритмика».

Актуальность, педагогическая целесообразность:

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные учащиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное.

Цель программы:

Создание и реализация комплексной системы для развития творческих способностей детей посредством изобразительного искусства, конструирования, хореографии и вокала.

Задачи:

Обучающая: формировать необходимые умения и навыки по направлениям деятельности.

Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала, эстетического чувства и художественного вкуса.

Воспитательная: способствовать формированию положительных качеств личности, приобретению навыков организованных действий, дисциплинированности, вежливого обращения друг к другу.

Отличительной особенностью программы является то, что на первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Это значит, что знания и умения должны быть не самоцелью, а средством для формирования и развития творческих способностей (памяти, мышления, внимания, воображения), а также важнейших личностных свойств ребенка. Работа педагогов осуществляется в тесном контакте с родителями.

Возраст детей: дети 5-6 лет

Срок реализации программы: 1 год

Форма и режим занятий:

Реализация программы предусматривает чередование различных видов деятельности:

- дидактические игры и творческие задания;

- работа с наглядным и раздаточным материалом;

- выполнение заданий в альбомах;

- экскурсии, прогулки, подвижные игры;

- тестирование;

- участие в творческих конкурсах, массовых мероприятиях.

Режим занятий: 4 часа в неделю (1 раз в неделю по 1 часу по каждому направлению деятельности. Продолжительность занятий - 30 минут, между занятиями - активный отдых).

Ожидаемые результаты:

1. Активизация познавательных процессов, развитие положительной мотивации к познанию, общению, творчеству.

2. Совершенствование знаний, умений и навыков, развитие психических, эмоционально-волевых, творческих качеств ребенка.

3. Совершенствование навыков общения и поведения в коллективе.

Социальная адаптация к условиям школьного коллектива.

Приобретение начальных знаний по направлениям программы, расширение общего кругозора.

Программа Карусель для педагогов дополнительного образования


Развитие основных психических качеств личности, творческих способностей.

Приобретение навыков общения со сверстниками и взрослыми.


Основными условиями развития личности детей являются:

- наличие привлекательных видов деятельности;

- предоставление возможности проявлять инициативу;

- внимание и уважение со стороны взрослых;

- сотрудничество с детьми.

Условия для результативной реализации программы:

Наличие:

  • нормативных документов;

  • оборудованного кабинета в соответствии с требованиям САНПиНа и ППБ;

  • инновационной деятельности;

  • сохранения контингента учащихся;

  • диагностического инструментария;

  • дидактического материала;

  • авторских технологий;

  • системы взаимодействия с родителями;

  • сохранности материально-технической базы;

  • степени удовлетворенности детей и родителей;

Способы определения результативности:

Уровень и качество усвоения программы можно определить с помощью диагностирования детей и родителей.

Критериями усвоения программного материала учащихся можно считать:

1.Стабильность посещения детей в группе.

2.Наличие эмоционально благоприятной атмосферы: «учащийся-учащийся»,

«учащийся-педагог», «педагог-родитель»

3. Наблюдение

4.Диагностика и изучение мотивации детей к процессу обучения и воспитания.

Формы подведения итогов.

Эффективность реализации данной программы зависит не только от ее содержания. Во многом это определяется системой отслеживания результата и его своевременной корректировкой. В объединении проводятся итоговые занятия по окончанию изучения каждого из разделов программы. Кроме того, проводится промежуточная и итоговая аттестация учащихся. Отслеживание развития учащихся и его результативности осуществляется методами: наблюдения, анкетирования и тестирования.

Еще одной формой подведения итогов является участие ребят в мероприятиях, конкурсах, акциях, проведение тематических утренников с привлечением родителей. В объединении проводятся открытые занятия для родителей и педагогов Дома детского творчества.

В течение года проводится анкетирование с целью выявления уровня удовлетворенности образовательными услугами, а так же уровень успешности реализации программы.

Условия реализации программы.

  • Тщательность подготовки к каждому занятию.

  • Творческий подход к занятию.

  • Последовательность выполнения программы.

  • Доброжелательность и уважительное отношение к ребёнку.

  • Поддержка интереса ребёнка.

  • Наличие наглядного дидактического материала.

  • Постоянный поиск новых форм и методов работы с детьми.

  • Заинтересованность детей и родителей.
    Результаты освоения программы индивидуальны и зависят от особенностей психологического развития ребёнка.

Формы работы с родителями:

1. Консультации по решению социально-педагогических проблем.

2. Проведение тематических встреч, бесед.

3. Привлечение родителей к участию в культурно-массовых программах, концертах, экскурсиях, социальных акциях, творческих конкурсах.

4. Приглашение родителей на занятия.

Учебно-тематический план

п/п

Перечень направлений, разделов, тем.

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Изобразительное искусство

37

17,5

19,5

1.1

Живопись

24

12

12

1.2

Графика

3

1,5

1,5

1.3

Декоративно-прикладное искусство

3

1,5

1,5

1.4

Смешанная техника

5

2,5

4,5

2.

Конструирование

37

18,5

18,5

2.1

Аппликация.

8

4

4

2.2

Волшебная полоса.

8

4

4

2.3

Мастерская цветочной феи

10

5

5

2.4

Трансформация бумажного листа.

10

5

5

3.

Вокал

37

16

21

3.1

Мир звуков

17

7,5

9,5

3.2.

О чём рассказывает музыка?

4

2

2

3.3.

Как рассказывает музыка?

16

6,5

9,5

4.

Хореография

37

19

18

4.1

Упражнения на ориентировку в пространстве (различные построения)

6

3

3

4.2

Ритмико-гимнастические упражнения (разминка и элементы партерной гимнастики)

8

4

4

4.3

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

6

3

3

4.4

Музыкально - танцевальные игры

8

4

4

4.5

Танцевальные упражнения. Танцы и пляски

8

4

4

Содержание программы

Требования к организации занятий:

1. Содержательность и разнообразие тематики.

2. Обучение через игру.

3. Максимальная активность детей на всех этапах занятия.

4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.

В содержание программы входят три направления, которые в свою очередь подразделяются на разделы:

Изобразительное искусство

I раздел

Живопись: «Образы неба», «Грустный и веселый цветок», «Осеннее дерево», Что созрело в огороде», «Что созрело в саду», «Грибочки», «Мышка в норке», «Сказка о красках», «Елка на горе», «Снегурочка», «Семья снеговиков», «Зима на улице», «Символ года», «Перчатки и котятки», «Рыбки плавают в водице», «Животные на дуге», «Девочка пляшет», «Праздничный торт», «Сказочный герой-гномик», «Весенний пейзаж», «Весеннее солнышко», «Божья коровка», «Цыплята , утята».

II раздел

Графика: «Ежики на поляне», «Мишка грустный и веселый», «Теремок».

III раздел

Декоративно-прикладное искусство: «Узор на круге», «Сказочный цветок», «Веселые матрешки».

IV раздел

Смешанная техника: «Зимний лес», «Полет на ракете», «Мой любимый рисунок», «Кошка».

Конструирование

I раздел

Аппликация. Аппликация из рваной, мятой, скрученной бумаги. Свободное творчество. Вырезанки. Ажурное солнышко. Панно из вырезанок "Волшебный лес".

II раздел

Волшебная полоса. Рельефный узор из полосок "Узор в квадрате". Композиция кораблик. Мастерская Деда Мороза. Елочки. Композиция из бумажных полос "Сиреневые цветы". Мастерская Деда Мороза. Все о снежинках.

III раздел

Мастерская цветочной феи. Свободное творчество.Композиция « Пудель»Птицы из бумагиОткрытки на 23 февраляОткрытка для мамыОткрытки-валентинки

IV раздел

Трансформация бумажного листа. Азбука бумагопластики. Полу объёмная композиция Бабочки. Птицы из бумаги. "Корзиночка с цветами"

Хореография

I раздел

Вводное занятие. Происхождение танца. Упражнения на расслабление мышц.


II раздел

Упражнения на ориентировку в пространстве: Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Перестроение из колонны по одному в круг. Построение в шахматном порядке.

III раздел

Ритмико-гимнастические упражнения: Общеразвивающие упражнения. Упражнения на координацию движений. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на координацию движений. Упражнения на расслабление мышц. Общеразвивающие упражнения. Упражнения на координацию движений.

IV раздел

.Упражнения с детскими музыкальными инструментами:

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков. Исполнение различных ритмов хлопками. Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

V раздел

Музыкально - танцевальные игры: Танец - игра «Вперед четыре шага».Танец - игра «Снежная баба».Танец - игра « Если весело живётся, делай так».Танец - игра «Пяточка - носочек»

Вокал

I раздел

Мир звуков: Вводное занятие. Первичная диагностика. Многообразие звуков, музыкальные и шумовые звуки. Музыкальные звуки и их свойства. Музыка вокруг нас. Рождение звуков. Звуки высокие и низкие. Музыкальная азбука. Пауза в музыке. Обобщающее занятие. Промежуточная аттестация. Занятие-развлечение. Музыкально-игровая программа. Музыкальные сюжеты и жанры. Новогодний утренник. Сочинение музыки. Музыкальная живопись. Подготовка к новогоднему утреннику. Эмоции и музыка. Скороговорки. Речевая дикционная разминка.

II раздел

О чём рассказывает музыка? Программность в музыке. Интонационная связь музыки и речи. Изобразительность: в музыке, слове, рисунке, движении.

III раздел

Как рассказывает музыка? Приобщение детей к музыкальной речи. Построение музыки (форма). «Дом, где живут ноты».Утренник «Мамин день». Звукозапись. Движение под музыку. Музыкальные профессии. Занятие-развлечение. Музыкально-игровая программа. Концерт для родителей. Музыка со всего света. Весенний хит - парад. Конкурс- караоке. Певческое дыхание. Комплекс упражнений. Обобщающее занятие. Итоговая аттестация. Для чего нужна музыка? Звукообразование.

По каждому разделу предлагается усвоение определённого объёма знаний с учетом возраста детей и опору на их личный опыт. Занятия строятся на основе методов наблюдения (рассматривание, исследование, выявление свойств); беседы и рассказа, во время которых не только закрепляются полученные знания, но и формируется положительное эмоциональное отношение к содержанию. Большое значение имеют дидактические игры и упражнения, развивающие память,мышление, внимание, воображение ребят. Они помогают детям быть увереннее, учат общаться друг с другом.

Методическое обеспечение программы.

Направление

Формы занятий

Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса

Дидактический и лекционный материал, техническое оснащение занятий

Форма подведения итогов

Изобразительное искусство

Традиционное занятие.

Комбинированное, практическое занятие.

Творческие и практические задания, конкурсы, беседы, рассказы, участие в выставках.

Краски, фломастеры, цветные карандаши и др.

Практическая работа.

Выставки поделок, проведение конкурсов

Конструирование

Традиционное занятие.

Комбинированное, практическое занятие

Практические задания, конкурсы, беседы

Белая и цветная бумага, картон, клей, наглядный материал.

Практическая работа.

Выставки поделок, проведение конкурсов

Хореография

Практическое занятие. Викторина.

Игра - путешествие по станциям.

Игры, творческие задания и упражнения, конкурсы, беседы, рассказы, практические задания.

Слайды, аудиозаписи, видеозаписи, аудиозаписи,

музыкальное сопровождение (фонограммы, музыкальный центр)

Практическая работа.

Игра - путешествие по станциям.

Тестирование, проведение обобщающих занятий в форме игр и викторин, концерт

Вокал

Практическое занятие. Викторина.

Игра - путешествие по станциям.

Игры, творческие задания и упражнения, конкурсы, беседы, рассказы, практические задания

Слайды, аудиозаписи, видеозаписи, аудиозаписи,

музыкальное сопровождение (фонограммы, музыкальный центр)

Практическая работа.

Игра - путешествие по станциям.

Тестирование, проведение обобщающих занятий в форме игр и викторин, концерт

Литература

Для педагога:

1. Б.Г.Гагарин. Конструирование из бумаги. - Ташкент 1988г.

2. Н.Н. Соколова-Кубай. Узоры из бумаги. - Издательство «Культура и традиции», Тверь,2006.3. Афонькин С.Ю. и др. "Кусудамы - волшебные шары" М.: Аким, 1997.

4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002 5. Джун Джексон. Поделки из бумаги. - "Росмэн", Москва 1996г.
6. Н.В.Калмыкова, И.А.Максимова. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000. 7. Мейстер Н.Г. Бумажная пластика. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001.

8. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. - СПб: ООО «СЭКЭО «Кристалл»», 2004. 9. В.Н.Полунина. Искусство и дети. - "Просвещение", Москва 1982г. 10. Н.Н. Соколова-Кубай. Узоры из бумаги. - Издательство «Культура и традиции», Тверь,2006. 11. Уолтер Х. Узоры из бумажных лент / Пер. с англ. - М.: Издательство «Ниола-Пресс»,2006. 12. Тамбург Ю.Г. «Как научить ребенка думать» Санкт-Петербург 1999 г.

Для учащихся:

1. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г.

2. Мейстер Н.Г. Бумажная пластика. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001.

3. Н.Н. Соколова-Кубай. Узоры из бумаги. - Издательство «Культура и традиции», Тверь,2006.

4. Афонькин С.Ю. и др. "Кусудамы - волшебные шары" М.: Аким, 1997.

5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. - СПб: ООО «СЭКЭО «Кристалл»», 2004.




© 2010-2022