• Преподавателю
  • Музыка
  • «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах»

«Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» №1 г.ТАЙШЕТ


ОТКРЫТЫЙ УРОК



Тема: «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах».










Подготовила

преподаватель теоретических дисциплин

Горбунова Лариса Владимировна





















Г.Тайшет

2016г.


Проект

открытого урока


Тема: «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах».


  1. Цель урока.

  2. Вступительное слово.

  3. Практическая часть.


  1. Цель урока: Показ различных форм и методов работы на уроках сольфеджио во взаимосвязи с творчеством, при подаче нового и закреплении раннее пройденного материала.


  1. Вступительное слово.

На уроке будут представлены традиционные формы работы на уроках - это:

  1. ЛИР (ладоинтонационная работа), включающая как классическую «настройку» в тональности с включением используемых интонационных моделей урока, так и элементы спонтанного творчества.

  2. Знакомство и осознание со сложными ладовыми структурами (раскрывающийся лад), взаимосвязи различных ладов, а также повторение пройденных (лады народной музыки). На основе этого материала, также будет представлена новая тема - фригийская субдоминанта и творческое задание - импровизация на заданные слова в стиле русской народной мелодии. Необходимо отметить, что осознание сложного теоретического и интонационного материала необходимо закреплять через творческие задания, тогда пройденный материал сохранится в памяти через призму собственных эмоциональных переживаний, пропущенных через себя.

  3. Работа над развитием слуха будет представлена в нескольких заданиях, и тесно связана со всеми формами работы (интонационные упражнения с предварительным разбором, чтением с листа, творческой работой и т.д.): гармонический анализ прослушанной последовательности - на фоне прослушанного 4-х голосия - импровизация солистом, закрепление слуховых представлений нового материала, гармонизация диктанта. Важно, чтобы различные элементы теории (аккорды, интервалы…) звучали как «живое слово», в контексте яркой выразительной музыки. Поэтому целесообразно использование, как конструктивных специфических упражнений, так и фрагментов из мировой классической музыки.

  4. Чтение с листа с предварительным разбором ритмических особенностей, ладовых особенностей, тонального плана - это помогает воспринимать и воспроизводить музыкальный материал не механически, а осознанно.

  5. Диктант - в устной форме, это поможет сэкономить время на данном уроке, и включить в это задание творческие элементы - это досочинение каденции с закреплением в тональности и с переходом в другую.

  6. Музицирование в форме коллективного выучивания и исполнения дуэта из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин» - «Слыхали ль вы?». Цель данного задания не только определить знакомые элементы музыки (гармонии, интонационные особенности), закрепить пройденный материал, но и познакомиться с шедеврами классической музыки, ощутить свою причастность к великому искусству и спеть с удовольствием, ощутив позитив и подъём после многих трудных заданий.


  1. Практическая часть.


  1. Лир. По выписанному на доске настройка в До-мажоре (характерные интервалы и тритоны, гармонический мажор, септаккорд 2ст в мелодическом движении, Доминант.нонакккорд, S гарм., и т.д.

Творческая: спеть три вида мажора - гамму, используя ритмические модели разных жанров: полька, мазурка, вальс, марш... Выписать хроматическую гамму и ответить на вопрос чуть позже: «Почему в мажоре 6 ступень не повышается?» - ответ ищи в теме родственные тональности.


  1. По выписанному на доске ряду тональностей

….B - F - C - G - D…

…g - d - a - e - h …

Выявить принцип родственных тональностей, и найти взаимосвязь с хроматической гаммой. (Повышающаяся ступень будет являться вводным тоном к родственным тональностям и на них записать цепочку-секвенцию D65 - Т53).

А теперь ответить на вопрос (так как 6 повышенная уводит нас из ряда родственных тональностей, а любая ладовая альтерация подчёркивает лад). И ещё дополнительный вопрос: «Каждая ступень лада может быть Д к родственной тональности, а почему S не может?».

Спеть цепочку выписанную Д65 в 4-х голосии - №1.


  1. Вопрос: «Какие лады по- другому называют греческими, древними, средневековыми ладами?»

Вспомнить лады народной музыки. Спеть попевки, проанализировав лады встречающиеся. Спеть упражнение №2 в C-dur. Понятие «раскрывающийся лад».

*Григорян Г.А. Всю жизнь посвятил изучению фольклора народов Севера. Когда певцы поют свои песни, они всё время изменяют лад мелодии. Он как будто всё время распространяется, захватывает всё новые ступени. Такому ладу Г.Григорян дал поэтическое название «раскрывающийся лад». Композитором написаны: опера-легенда, оратория, оперетта, концерты для скрипки и других инструментов, массовые песни и т.д.*

Проанализировать и спеть мелодию - №3 в ре миноре, с предварительным анализом - объединение характерных особенностей различных ладов, уточнить какие именно встретились. (ре - нат, соль - гарм, ре - фриг.)


  1. Перейти из d - D - G - c (закрепиться). Основываясь на предыдущем задании остановиться на фригийском ладу.

а) пропеть фригийский до минор (говорить о том, что этот лад самый минорный, так как состоит из 2 минорных тетрахордов, его называют 3 церковный лад, свойственен музыке испанской -фламенко, в музыке Андалусии, произошёл от Григорианских хоралов)

б) Импровизация на заданные слова с допеванием хором - № 4.

в) Вспомнить как в ходе становления ладовой системы, в диатонических ладах обогащалась гармония минора-мажора, привести примеры. ( Композиторы, когда сформировалась классическая система мажора-минора, нашли применение фригийского старинного лада, но уже в контексте не натурального, а гармонического минора - воплотился в гармонии, получившей название - фригийская субдоминанта или неаполитанская гармония, трезвучие 2 ступени с пониженной 2 ступенью).

г) познакомиться с несколькими примерами из мировой литературы, где в миноре появляется так называемая фригийская субдоминанта.

- Ф.Шуберт, соната-фантазия G-dur IV часть.

- Ф.Шуберт, соната A-dur III часть.

- Й.Гайдн, «Песнь души»

- П.И.Чайковский, фрагмент из оперы «Пиковая дама»

- Э.Мак-Доуэл «Земля предков».


  1. Устный диктант, с рядом наводящих вопросов и с предварительной настройкой по плакату в c-moll.


  1. Слуховой анализ пошаговый: T53 S6 T64 D7 VI53 S6 II43 D7 T53 в c-moll.

а) запись баса с пропеванием.

б) определение функций

в) уточнение аккордов и выписывание на доске как цифровку.

г) на фоне 4-хголосия импровизация солистом мелодии на нейтральный слог, или вспомнить строчку из стихотворения.

7. Музицирование: выучить и спеть дуэт из оперы «Евгений Онегин» - дуэт «Слыхали ль вы».

© 2010-2022