• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическая разработка открытого урока Самостоятельная работа над музыкальным произведением

Методическая разработка открытого урока Самостоятельная работа над музыкальным произведением

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей ДШИ им. А.А.Пантыкина



Методическая разработка открытого урока «Самостоятельная работа над музыкальным произведением»

Сставитель - преподаватель по классу специальное фортепиано, Иванова Ирина Анатольевна



Дата проведения - 23.12.2011г.

Урок проводился с учениками 2 и 3 класа: Зисблюм Кристина, Аверкиева Диана, Доманина Маша, Пузачев Сережа.

Цель урока - воспитание учащихся к самостоятельной практической работе.

Задачи:

  • Вызвать интерес к самостоятельной работе;

  • Возможность самостоятельно и по-своему мыслить и работать;

  • Умение преодолевать технические трудности;

  • Анализ музыкального произведения.

План урока:

  1. Методическое сообщение

  2. Исполнение музыкального произведения учащимися.

  3. Обсуждение

Методическое сообщение.

Воспитать своего ученика хорошим музыкантом и тем самым подготовить его к самостоятельной практической работе - вот та основная задача, та цель, к которой стремится каждый педагог.

Есть две ключевые проблемы воспитания хорошего музыканта:

  • Воспитание умения слушать себя

  • Использование анализа и обобщений целью воспитания интеллекта учащегося

Хорошей формой воспитания самостоятельности учащихся могут быть задания - приготовить произведение без всякой помощи со стороны. Конечно, пьесы подбираются такие, чтобы ученики вполне могли с ними справиться: трудность должна соответствовать исполнительским возможностям учеников. Пьесы эти должны быть выучены в определенный (короткий) срок. Прослушивание самостоятельно приготовленной программы может производиться в обстановке зачета: все ученики слушают друг друга, затем проводится обсуждение, в котором участвуют исполнители - слушатели и их педагог. Польза такого рода работы несомненна: подготовка к выступлению заставляет учащегося напрячь все свои творческие силы при самостоятельных занятиях, а оживленная дискуссия после выступления учит его переоценивать, переосмысливать многое в работе, помогает лучше осознать и учесть свои ошибки, заставляет критически относиться к своему исполнению и исполнению других.

Большую роль в общем музыкальном развитии ученика играет и количество пройденных произведений.

Не следует сокращать «индивидуальный план» учащегося, слишком долго отделывая детали, с целью на одной пьесе «научить всему». Подобное «сидение» на одном и том же тормозит развитие ученика.

Лучше, доведя произведение до определенного уровня хорошего исполнения, оставить его, но зато успеть пройти (тоже достаточно основательно) еще одно-два. Г.Г.Нейгауз говорил, что в таких случаях обычно количество переходит в качество.

Успех самостоятельной работы - привычка к самоконтролю. Следует развивать бережное отношение к тексту, внушать, что без точного выполнения указаний композитора нельзя добиться точного авторского замысла. Важно, чтобы ученик не только умел слушать себя, но и знал, что во время работы нуждается в проверке, чаще всего возникают фальшивые ноты, неточности голосоведения, не уместны изменения темпа. Очень полезно время от времени выучивать самостоятельно небольшое произведение без помощи педагога. Это способствует улучшению качества самостоятельной работы ученика. С самых первых шагов юный музыкант должен делиться с окружающими тем, что приобрел - в любой форме, какая ему доступна: играть знакомым, родным, играть на прослушиваниях и концертах, причем так играть, чтобы чувствовалась максимальная ответственность за качество исполнения. И надо, чтобы ученик сам чувствовал эту ответственность.

Очень важно с первых лет обучения стремиться к тому, чтобы ученик самостоятельно разбирал произведение, делая это, по возможности, грамотно и добросовестно. Естественно, с начинающими приходится разбирать пьесу на уроке, объясняя ритм, указывая на лиги, проверяя аппликатуру и т.д. Но вскоре уже можно задавать разбор на дом и требовать, чтобы к первому уроку ученик всё, что может, выполнил сам, без помощи со стороны. Постепенно усложняя задания, педагог должен добиться от учащихся, чтобы в новом произведении они самостоятельно умели не только формально прочесть все написанное, но и определить характер музыки, понять, что - главное, а что - второстепенное, подумать о способах работы и т.п. Так понемногу учащиеся привыкают не только разбирать, но и сразу учить новую пьесу без помощи педагога.

Музыкальная педагогика - искусство, требующее от людей посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии. Одна из главных задач педагога - сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, т.е. привить ему ту самостоятельность мышления и методов работы, которые называются зрелостью, за которым начинается мастерство.





Литература.

  1. Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре.-М.: Классика XXI, 2002

  2. Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося.- М. Классика XXI, 2002

  3. Мартинсен К. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано.- М. Классика XXI, 2002

  4. Савшинский С. Пианист и его работа. - М.: Классика XXI, 2002

  5. Щапов А.Фортепианный урок в музыкальной школе и в училище.- М. Классика XXI, 2002



© 2010-2022