Образовательная программа Общеразвивающая 1-3

 Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства. Способствует приобретению детьми комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокальные произведения в соответствии с уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями.                                                                                      Воспитание детского голоса – это неотъемлемая часть музыкального образования и ведущий компонент работы   ДШИ.       Учебный предмет «Вокальное...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

27

Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области


ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Вокальное исполнительство. Постановка голоса»

дополнительной общеобразовательной

программы в области музыкального искусства

« Общеразвиваюшая»

Срок обучения 3 года

Возраст обучающихся 10(11)- 13(14) лет

Количество часов в год - 1 -3 классы 33 недели (66 часов)

Всего часов - 198















Барыш 2014

«Одобрено»

Методическим советом МАОУ ДОД «Детская школа искусств»

МО «Барышский район» Ульяновской области»


«___»____________2014 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ ДОД «Детская школа искусств» МО «Барышский район» Ульяновской области»

Тарасичева Л.Н.



______________

(подпись)

«___»___________2014 г.




Разработчик программы:

преподаватель Высшей квалификационной категории

Коркина М.В.

Рецензент: _____________________________________________________

Ф.И.О. преподавателя, должность, квалификация

Рецензент: _____________________________________________________

Ф.И.О. преподавателя, должность, квалификация

Содержание.


  1. Пояснительная записка………………………………………….....4

  • Характеристика учебного предмета

  • Направленность

  • Новизна, актуальность

  • Сроки реализации

  • Возраст детей

  • Форма и режим занятий

  • Цели и задачи

  1. Содержание учебного предмета……..……………………….…..9

  • Сведения о затратах учебного времени

  1. Требования к уровню подготовки учащихся……………………10

  • Основные принципы

  • Предусматриваемый результат

4. Формы и методы контроля…………………….……………….…15

5. Методическое обеспечение программы………………………….18

  • Методические рекомендации преподавателям ДШИ

  • Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

  • Список литературы.

  • Учебно - методическая литература

6. Примерный репертуарный список……………………………….24





  1. Пояснительная записка



  • Характеристика учебного предмета

Область применения программы Программа учебного предмета «Вокальное исполнительство. Постановка голоса», относящаяся к дополнительным программам в области музыкального искусства «Общеразвивающая» и учебным планом ДШИ. Может быть использована в учебном процессе преподавателями ДШИ и ДМШ.

Место предмета в структуре дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства:

«Вокальное исполнительство. Постановка голоса»


  • Направленность

Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства. Способствует приобретению детьми комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокальные произведения в соответствии с уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Воспитание детского голоса - это неотъемлемая часть музыкального образования и ведущий компонент работы ДШИ.

Учебный предмет «Вокальное исполнительство. Постановка голоса» направлен на приобретение детьми комплекса знаний, умений и навыков в области пения, на творческое, эстетическое и духовно-нравственное развитие учащихся, служит элементом комплексного певческого развития учащихся. Способствует формированию музыкального вкуса, развитию вокальных данных учащегося, дает возможность проявить себя как солисту, способствует совершенствованию исполнительской культуры и творческих возможностей каждого исполнителя.

  • Новизна, актуальность

Учебный предмет «Вокальное исполнительство. Постановка голоса» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, знакомит с высшими достижениями мировой музыкальной культуры

Необходимым условием для реализации программы учебного предмета «Вокальное исполнительство. Постановка голоса» является воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и профессиональной требовательности.

Учитывая возрастные особенности и индивидуальность каждого ребенка, необходимо способствовать приобретению ими навыков творческой деятельности и умения находить наиболее эффективные способы достижения результата.


  • Срок реализации учебного предмета «Вокальное исполнительство. Постановка голоса»

Срок реализации учебного предмета «Вокальное исполнительство. Постановка голоса» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте 10(11) составляет 3 года (с 1 по 3 классы).

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебно-тематическим планом на реализацию учебного предмета «Вокальное исполнительство. Постановка голоса»: Программа составлена для занятий в ДШИ учебного предмета «Вокальное исполнительство. Постановка голоса» и рассчитана на 1-3 классы. Программа рассчитана на 3 года обучения по 2 часа в неделю. В год проводится 66 часов Общее количество часов трёхлетнего обучения составляет 198 часов.

В ДШИ учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиками учебного процесса и учебными планами. Перенос сроков начала учебного года более чем на десять календарных дней осуществляется в исключительных случаях по решению учредителя.

Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из которых 33 недели - проведение аудиторных занятий, 1 неделя - проведение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагогических работников должна быть направлена на методическую, творческую, культурно-просветительную работу, а также освоение дополнительных профессиональных образовательных программ.

В ДШИ с первого по выпускной классы в течение учебного года предусматриваются каникулы в объеме не менее 4 недель. Летние каникулы устанавливаются в объеме 12-13 недель (в соответствии с ФГТ к той или иной программе, за исключением последнего года обучения. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные для общеобразовательных организаций при реализации ими основных образовательных программ начального общего и основного общего образования.

При реализации программы в области музыкального искусства «Общеразвивающая» по предмету «Вокальное исполнительство. Постановка голоса» в ДШИ изучение учебных предметов, учебного плана и проведение консультаций осуществляются в форме индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек, по ансамблевым учебным предметам - от 2-х человек), групповых занятий (численностью от 11 человек).

Предмет «Вокальное исполнительство. Постановка голоса» является частью образовательной программы в области музыкального искусства «Общеразвивающая». Учебный план данной образовательной программы включает заня­тия по предметам: « Музыкальное исполнительство. Постановка голоса»- (66) часов, «Коллективное музицирование. (Хор и Вокальный ансамбль)- 66 часов , «Сольфеджио»- (33) часа, «Слушание музыки» или « Музыкальная литература» - (33) часа, «Музыкальный инструмент» - предмет по выбору- 33 часа. Объём максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 7 часов в неделю (без учёта времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачёты и экзамены, а также участие обучающихся в культурно-просветительских и творческих мероприятиях ОУ.

При реализации программы в области музыкального искусства «Общеразвивающая» продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу, определяется уставом ДШИ и может составлять от 40 до 45 минут. Продолжительность учебных занятий по одному учебному предмету в день не должна превышать 1,5 академического часа.


  • Возраст детей

При организации занятий программы в области музыкального искусства «Вокальное исполнительство. Постановка голоса» делится на возрастные группы - (1 класс) - 10 (11) лет; (2 класс)- 11 (12) лет; (3класс) -12(13)лет;


  • Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная.

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.

Формы занятий, в зависимости от поставленной цели урока, предполагают широкий спектр творческой реализации замысла педагога от анализа музыкального материала на DVD и CD до тематических мероприятий, концертов, открытых уроков.


  • Цели и задачи учебного предмета «Вокальное исполнительство. Постановка голоса»

Цель:

  • Создание необходимых условий для формирования певческой культуры и воспитания творческой личности, умеющей владеть и управлять своим голосом;

  • Выявление наиболее одаренных детей и подготовка их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Задачи:

  • Формирование и развитие вокально-певческих навыков, включающие в себя: правильную певческую позицию, манеру исполнения, дыхание, дикцию, осознание чистой интонации;

  • Формирование комплекса исполнительских навыков и умений сольного пения с учетом природных способностей;

  • Обучение грамотному и выразительному художественному исполнению вокальных произведений;

  • Обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа вокальных и хоровых партитур, пение в ансамбле;

  • Обучение грамотному и полноправному сотрудничеству с концертмейстером;

  • Приобретение учащимися опыта вокального исполнительства и публичных выступлений;

  • Овладение навыками свободного и уверенного общения с аудиторией;

  • Овладение профессиональной терминологией и вокальным репертуаром;

  • Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира и Российской Федерации;

  • Создание условий для эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

  • Воспитание художественного вкуса, расширение музыкального кругозора;

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • Словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

  • Наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

  • Практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

  • Прослушивание записей выдающихся вокальных исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

  • Применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки;

  • Метод стимулирования и мотивации познавательной деятельности;

  • Метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала;

  • Метод закрепления изученного материала;

  • Метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Материально - технические условия реализации учебного предмета

Реализация программы «Общеразвивающая» предусматривает наличие учебного кабинета для индивидуальных занятий, концертного зала, звукотехнического оборудования.

Оборудование учебного кабинета: фортепиано, пульт, стол, зеркало, методическая литература, дидактический материал, нотная библиотека. Технические средства: аппаратура для прослушивания вокальной музыки, метроном, наличие аудио и видеозаписей классической и современной музыки.

Материально - техническая база ДШИ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

2.Содержание учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени предусмотренного на освоение учебного предмета «Постановка голоса» на максимальную, самостоятельную нагрузку учащихся и аудиторные занятия:

Классы:

1

2

3

Продолжительность учебных занятий

(в неделях)

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

Общее количество часов занятий по годам

66

66

66

198 часов

Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части распределяется по годам на основании ФГТ.

Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по учебному предмету «Музыкальное исполнительство. Постановка голоса» определяется с учетом методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.

Актуальны следующие виды самостоятельной (внеаудиторной) работы:

● выполнение домашнего задания; ● подготовка к контрольным урокам, экзамену. ● подготовка к концертным выступлениям; ● участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности

3.Требования к уровню подготовки учащихся

Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые сольные выступления для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, дошкольных учреждениях, детском доме), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях, отчетном концерте ДШИ.

Количество освоенного в течение года музыкального материала зависит от уровня сложности произведений и степени подготовленности учащихся. За учебный год должно быть пройдено (примерно) 6-10 произведений. Учебный репертуарный план должен соответствовать индивидуальным особенностям учащегося, уровня его общего музыкального развития и вокальной подготовки. Правильно подобранный репертуар - важное условие для успешного освоения учебного предмета «Вокальное исполнительство. Постановка голоса».

ДШИ имеет право реализовывать программу в сокращенные сроки при условии освоения обучающимся объема знаний, приобретения умений и навыков, предусмотренных ФГТ.

Сокращенными называются такие программы, которые могут быть освоены ребенком за меньший период времени, по сравнению с нормативными, на основе имеющихся у него знаний, умений и навыков, приобретенных за предшествующий период обучения (непосредственно в данной ДШИ или за ее пределами, в том числе в форме самообучения).

Сокращение срока освоения программ допускается по сокращенной программе в области музыкального искусства «Общеразвивающая» и готовности обучающегося к ее освоению. Решение об освоении обучающимся сокращенной программы должно приниматься коллегиальным органом ДШИ (советом ДШИ или педагогическим советом) при наличии соответствующего заявления от родителей (законных представителей) обучающегося.

Имеющиеся у ребенка знания, умения и навыки, приобретенные им за пределами ДШИ, а также наличие у него творческих и интеллектуальных способностей, а при необходимости и физических данных, могут позволить ему:

  • Приступить к освоению программы не с первого года ее реализации (поступления в ДШИ не в первый, а в другие классы, за исключением выпускного);

  • Перейти на сокращенную программу в результате достижения высоких результатов освоения пройденного учебного материала при обучении либо по предпрофессиональной, либо по общеразвивающей программе;

  • Наличие у обучающегося творческой и интеллектуальной одаренности, проявление которой связано с постоянным участием в творческих мероприятиях (конкурсах, концертах, олимпиадах и др.), что подтверждает возможность освоения учебных предметов в индивидуальном режиме;

  • Наличие у обучающегося медицинских показаний, предусматривающих иной режим посещения учебных занятий, нежели режим, установленный общим расписанием.

Основные принципы подбора репертуара:

  • художественная ценность произведения (необходимость расширения музыкально-художественного кругозора учащихся);

  • решение учебных задач;

  • классическая музыка в основе (русская и зарубежная в сочетании с
    произведениями современных композиторов и народными песнями различных жанров);

  • создание художественного образа произведения, выявление идейно - эмоционального смысла;

  • доступность: по содержанию, по голосовым возможностям, по техническим навыкам;

  • разнообразие: по стилю, по содержанию, по сложности, темпу, нюансировке.

Первый год обучения направлен на:

Определение примарной зоны голоса ребенка;

Особенностей певческого аппарата;

Выявление музыкальных способностей (слуха, ритма, памяти);

Формирование правильной певческой установки (положение головы, корпуса в процессе пения);

Формирования правильного певческого дыхания;

Освоение дыхательной гимнастики, артикуляционных упражнений;

Правильное певческое формирование гласных звуков в сочетании с согласными;

Формирование прочного навыка чистого интонирования, слухового осознания чистой интонации;

Пение вокальных упражнений, направленных на освоение начальных певческих навыков, включающих небольшие мелодические обороты;

Понятие артикуляции и дикции в пении;

Развитие дикционных навыков: свободная работа артикуляционного аппарата;

Осмысленное и выразительное исполнение несложных произведений;

Расширение диапазона голоса;

Формирование исполнительских навыков (разбор и анализ поэтического текста и музыки в доступной для учащихся форме, развитие выразительности исполнения, начальная работа над музыкальной фразой).

Второй год обучения направлен на:

Закрепление правильной певческой установки;

Совершенствование естественного, непринужденного певческого дыхания;

Организация дыхания, связанного с ощущением опоры, бесшумным вдохом и рациональным выдохом;

Сглаживание регистров;

Выработку ощущения округлого звука;

Выравнивание звучности гласных, четкое произношение согласных;

Формирование высокой певческой позиции;

Приемы пения на legato в медленном и среднем темпе;

Формирование мягкой атаки звука в нюансах mр и mf;

Музыкально- выразительное исполнение произведений с несложным ритмическим рисунком;

Пение вокальных упражнений, включающих мажорные и минорные трезвучия, опевания, тесситурные скачки в пределах квинты, скачки на октаву вверх и вниз;

Расширение диапазона голоса;

Развитие культуры певческого звука;

Формирование исполнительских навыков (разбор и анализ поэтического текста и музыки в доступной для учащихся форме, развитие выразительности исполнения, работа над музыкальной фразой, в соответствии с общим художественным замыслом).

Третий год обучения направлен на:

Закрепление и совершенствование вокальных навыков;

Сохранение постоянного ощущения опоры дыхания;

Совершенствование дикционных навыков;

Освоение кантиленного звуковедения;

Овладение различной техникой звуковедения (мягкая и твердая атаки);

Выравнивание звучности голоса на всем диапазоне;

Развитие резонаторных качеств голоса;

Сглаживание переходных нот;

Развитие динамической техники;

Пение вокальных упражнений для развития звуковысотного и динамического диапазона голоса, его подвижности, включающих мажорные и минорные трезвучия, арпеджио в медленном темпе, мажорные и минорные гаммы, тесситурные скачки;

Совершенствование культуры звука;

Формирование исполнительских навыков (развитие выразительности исполнения, работа над нюансами с общим художественным замыслом, правильная передача художественного образа).

Совершенствование вокально-технических и исполнительских качеств голоса;

Формирование полетного звука, с ощущением высокой певческой позиции;

Совершенствование тембровой ровности голоса;

Освоение навыка пения кантилены;

Овладение навыка филировки звука;

Овладение нюансами crescendo и diminuendo;

Освоение интонационных трудностей, связанных с тесситурными условиями произведения;

Укрепление дикционных навыков;

Совершенствование навыка публичных выступлений;

Совершенствование исполнительских навыков, культуры звука, соблюдение всех средств музыкально-художественной выразительности (эмоциональная подача текста, фразировка, кульминация и т.д.), которые должны помочь раскрыть форму и художественное содержание текста.

Результатом освоения учебного предмета «Вокальное исполнительство. Постановка голоса» являются следующие знания, умения, навыки:

учащийся должен знать:

  • начальные основы вокального искусства;

  • метроритмические особенности разножанровых музыкальных произведений

  • устройство и принципы работы голосового аппарата;

  • профессиональную терминологию;

  • иметь понятие о сценической культуре.

Уметь / иметь:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,
    вокальному исполнительству;

  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с
    помощью органического сочетания слова и музыки;

  • навыки вокального исполнительского творчества, в том
    числе, отражающие взаимоотношения между солистом и концертмейстером;

  • наличие практических навыков исполнения вокальных произведений;

  • использовать слуховой самоконтроль при пении;

  • обладание диапазоном в рамках принятой классификации;

  • владение правильным певческим дыханием;

  • умение грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

  • навыки чтения с листа;

  • понимание фразировки, агогики;

  • самоконтроль и самооценка вокального исполнения.

  • осмысленное исполнение поэтического текста;

  • осмысленное исполнение музыкальных задач, поставленных педагогом;

  • применять освоенные навыки вокальной техники;

  • самостоятельно разучивать вокальные произведения;

  • первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений;

  • навыки публичных выступлений;

  • выражать свои впечатления о произведении раскрывая его содержание, характер, художественный образ;

  • соблюдать правила гигиены и охраны голоса.

4.Формы и методы контроля, система оценок

Цели системы оценки и контроля за процессом развития учащихся - обеспечить возможность анализа роста навыков, темпов развития обучающихся, объема проделанной работы.

В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости - текущая и промежуточная.

Текущий контроль успеваемости учащихся - наиболее оперативная проверка результатов; направлен на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

  • отношение ребенка к занятиям, его старание и прилежание;

  • степень освоения музыкального материала, вокально - хоровых умений;

  • участие в концертах.

Текущий контроль успеваемости обучающихся 1 - 4 классов проводится в счёт аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На его основании выставляются полугодовые и годовые оценки.

Методы текущего контроля:

  • оценка за работу в классе;

  • итоговый урок в конце каждой четверти.

  • Традиционные формы контроля: индивидуальный опрос, участие в творческих вечерах и концертах. Обсуждение концертных выступлений.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач по полугодиям.

  • контрольные уроки проводятся в конце первого полугодия (1, 3, 5 семестр)

  • переводной зачет в конце второго полугодия (2,4,6 семестр) в форме открытого сольного выступления.

Итоговая аттестация (переводной) оценки учитывается следующее:


  • оценка годовой работы ученика;

  • оценка на зачете (контрольном уроке);

  • другие выступления ученика в течение учебного года.

В рамках программы по учебному предмету «Вокальное исполнительство. Постановка голоса» предусмотрена итоговая аттестация. Она проводится в конце учебного года (6 семестр) в виде прослушивания концертной программы / отчетного концерта /

По итогам выпускной концертной программы выставляется оценка и фиксируется в свидетельстве об окончании ДШИ.

Контрольные требования к переводным зачетам по годам обучения: На переводном зачете в конце второго полугодия учащийся должен исполнить:

два разнохарактерных произведения;

Контрольные требования к уровню подготовки учащихся для итоговой аттестации При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать вокально-исполнительские навыки в процессе концертного исполнения произведений различных музыкальных направлений и жанров.

Критерии оценок.

По итогам исполнения программы на контрольном уроке, переводном зачете выставляется оценка по пятибалльной системе с учетом следующего:

  • уровень развития индивидуальных способностей обучающихся;

  • отношение учащихся к учебному процессу (старательность, настойчивость);

  • владение вокальными навыками (наличие чистой интонации, дикции, артикуляции, певческого дыхания, ритма);

  • уровень и качество исполнения произведений;

  • степень выразительности, художественности исполнения.

Оценка «5» (отлично): предусматривает правильную певческую установку, чистое интонирование; ровный звук во всем диапазоне, владение основными приемами звуковедения (legato,staccato, non legato), нюансами, высокой певческой позицией.Самостоятельный качественный разбор нотного текста. Слуховой самоконтроль исполнения. Выразительное, артистичное исполнение, гибкое соединение средств музыкальной выразительности с поэтическим и музыкальным содержанием. Регулярное посещение, активная работа в классе, участие в концертах.

Оценка «4» (хорошо): владение правильной певческой установкой; ровный звук; владение основными приемами звуковедения (legato,staccato, non legato), нюансами, высокой певческой позицией. Самостоятельный разбор нотного текста с незначительными ошибками. Технические погрешности в трудных местах произведения (вокально-интонационная неточность). Недостаточно осмысленное с точки зрения музыкального замысла исполнение произведения. - выразительность исполнения. Регулярное посещение, активная работа в классе, участие в концертах.

Оценка «3» (удовлетворительно): нестабильные навыки в звукоизвлечении, звуковедении. Недостаточное владение основными приемами звукоизвлечения. Темпо-ритмическая неарганизованность. Самостоятельный разбор нотного текста с мелодико-ритмическими ошибками. Слабый слуховой контроль собственного исполнения. Невыразительное, лишенное стилевого контекста исполнение. Пассивная работа в классе. Нестабильное посещение

Оценка «2» (неудовлетворительно):

Нестабильные навыки в звукоизвлечении и голосоведении. Невыразительное интонирование, метроритмическая неустойчивость. Неграмотный разбор нотного текста. Слабый слуховой контроль собственного исполнения. Пассивная работа в классе. Пропуски без уважительных причин


6.Методическое обеспечение учебного процесса

Методическое обеспечение учебного процесса по предмету «Вокальное исполнительство. Постановка голоса» включает:

  • Наличие программы учебного предмета «Вокальное исполнительство. Постановка голоса» как вариативной части дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Общеразвивающая»;

  • Наличие комплекта учебно-методической литературы профильной направленности;

  • Сборники нотной литературы с детской вокальной музыкой;

  • Подборка музыкально-дидактических игр;

  • Демонстрационный материал: плакаты, портреты композиторов;

  • Периодические издания профильной направленности.

Методические рекомендации преподавателям

Работа на уроке по учебному предмету «Вокальное исполнительство. Постановка голоса» включает совместную работу преподавателя, концертмейстера и учащегося. На первых уроках важно понять возможности ученика, оценить его вокальные данные и прежде чем начать занятия четко представить задачи для формирования собственно голоса, помочь ощутить свои вокальные способности. Певческий голос - инструмент, формирование и развитие которого находится в зависимости от индивидуальных способностей человека. Поэтому задачи первого этапа обучения сводится к адаптации ученика к звукам собственного голоса и умению обращаться с ним. Задания на этих уроках должны быть не сложными, быстро запоминающимися и легко повторяющимися. Когда задания выполняются точно, в нервной системе создаются наилучшие условия для образования рефлексов. Нагрузка не должна быть чрезмерной. Начать работу над голосом необходимо с центрального участка диапазона, отталкиваясь от наиболее удачно звучащих нот. Существенным моментом является верно, выбранная сила звука, с которой надо начать работу. Лучше mf или mp в зависимости от голосовых возможностей ученика.

С первых же уроков по постановке голоса у учащихся необходимо развивать чувство самоконтроля, умение слышать и анализировать свои недостатки в звукообразовании с целью преодоления, а также активизировать стремление к чистой интонации, к точности ритма и осмысленности в пении. Внимание преподавателя должно быть направлено на правильную корпусную установку учащегося, свободное положение гортани, естественную артикуляцию, использование резонаторной функции голосового аппарата и особенно на правильное певческое дыхание. Необходимо помнить, что певческое дыхание является не только одной из основ правильного звукообразования и условием развития вокальной техники, но также важным средством художественной выразительности. Развитое, укрепленное певческое дыхание помогает певцу свободно владеть музыкальной фразой, цезурами, динамикой звука и другими элементами выразительности в пении.

Как правило, при пении рекомендуется мягкая атака звука, точная, «без подъездов». Не допускается форсированная подача звука. С самого начала обучения следует вести систематическую работу по формированию правильного певческого звучания средней части диапазона голоса. Особое внимание необходимо уделять правильной певческой артикуляции, ясной и четкой дикции, добиваясь чистоты интонации в звучании голоса.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных обучающегося зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

На занятиях активно используется знание нотной грамоты и навыки сольфеджирования, т. к. пение по нотам, помогает обучающимся овладевать музыкальным произведением сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания, приближает их к уровню исполнения без сопровождения.

Пение по нотам необходимо умело сочетать с пением по слуху (в том числе в старших классах), т. к. именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти. Таким образом, разучиваются достаточно сложные вокальные произведения с развернутым фортепианным сопровождением.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-технических навыков учащихся (дыханием, звуковедением, артикуляцией, дикцией, ровностью тембра и пр.), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей ученика.

Отбирая репертуар, нужно помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, о том, что вокально-хоровое пение - мощное средство патриотического, идейно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Поэтому произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с песнями советских, а также современных российских композиторов и народными песнями разных жанров. Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа над художественным образом исполняемого произведения, выявлением его идейно-эмоционального смысла. При этом особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умением почувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей.

Особое внимание уделяется куплетной форме, как наиболее часто встречающейся в репертуаре класса вокала. Заложенный в самой ее природе принцип многократного повтора музыкального материала таит в себе опасность внутреннего ощущения статичности, преодолеть которую можно лишь с помощью разнообразных приемов варьирования, основанных, как правило, на принципе развития поэтического содержания. Опираясь на него, можно выявить в каждом куплете все новые оттенки общего смыслового и эмоционального содержания песни.

Могут быть использованы такие приемы, как сочетание запевов солистов (или группы солистов) с хором, динамическое развитие, варьирование элементов вокальной (фортепианной) аранжировки и пр. Исполнительские приемы при этом художественно оправданны и не превращаются в способ демонстрации «эффектов». Постепенно, с накоплением опыта вокального исполнения овладением вокально-техническими навыками, репертуар усложняется. Наряду с куплетной формой учащиеся знакомятся с многообразными жанрами вокальной музыки. Краткие пояснительные беседы к произведениям используются для знакомства с биографией и творчеством авторов произведения, выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогает формировать их художественную культуру.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания.

Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить при хорошем физическом состоянии обучающегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.

Роль педагога в организации самостоятельной работы обучающегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.

Самостоятельные домашние занятия обучающегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (чистая интонация, ритмический рисунок мелодии, динамика, нюансировка, дыхание, артикуляция и дикция), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник обучающегося. Можно предложить следующие виды домашней работы: игра мелодий разучиваемых песен с названием нот и дирижированием, пропевание мелодии на различные слоги, артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика, пение под собственный аккомпанемент и т. п.

При разучивании произведений ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, интонации, нюансировки, ритмического рисунка.

Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.

Список литературы

Учебно-методическая литература

Апраксина О.А. Методика развития детского голоса: учеб. Пособие / О.А. Апраксина. - М., 1983.

Асафьев Б. О хоровом искусстве. - Л., 1980.

АспелундД. Развитие певца и его голоса. М., 1997.

Варламов А. Полная школа пения. М., 1989

Варламов А.Е. «Полная школа пения» СПб, издательство «Планета музыки», 2008.

Варламов А.Е. Полная школа пения. - СПб. Планета музыки, - 2008.

Вербов А.М. «Техника постановки голоса» Музгиз. 1991.

Гарсия М. Школа пения. М., 1987.

Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса, методи­ческие к ним пояснения и вокализы-сольфеджио. М.; Л., 1991

Дмитриев А. Основы вокальной методики.- Москва. Музыка.1968

Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. - М.: Музгиз, 1964.

ДмитриевЛ. Основы вокальной методики / Л. Дмитриев. - М., 1968.

Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы - М., Музгиз, 1962.

Егоров А. Гигиена певца и ее физиологические основы.- Москва.Музгиз.1962.

Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж.СПб.1996.

Казачков С. От урока к концерту - Казань: Изд-во Казанского Университета, 1990.

Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению.- СПб «Музыкальная палитра» 2008.

Кравченко А. Секреты бельканто / АО «СофтЭрго» - М., 1993.

Ландовска В. О музыке - М.: Радуга, 1991.

Леванов В. Вопросы совершенствования обучения и эстетического воспитаний на хоровых отделениях ДМШ - Казань: Изд-во Казанского Университета, 1988.

Леванов В. Вопросы совершенствования обучения и эстетического воспитания на хоровых отделениях детских музыкальных школ. Методические рекомендации. Казань: Изд-во казанского университета, 1988. - 100 с.

Луканин В. Обучение и воспитание молодого певца.- Ленинград. Музыка 1977

Малахов. Г. Современные дыхательные методики. Донецк.2003

Морозов В. Тайны вокальной речи.- Ленинград. Наука.1967

Морозов В. «Искусство резонансного пения» ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского М., 2002.

Морозов В. Вокальный слух и голос/ В.П. Морозов. - М.: 1965.

Морозов В. Искусство резонансного пения. М.: ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, 2002.

ОгородновД.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Киев: Музыка, 1988.

Осеннева М.С. Методика работы с детским вокально-хоровым коллективом.

Попов В. Русская народная песня в детском хоре. - М., 1985.

Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1. - М., 1986.

Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс: пособие для музыкальных школ и школ искусств. - М., 1988.

Соколова. В. Работа с детским хором: Сб. статей М., 1981.

Сикур П. Воспою тебе: Основы вокальной техники и исполни­тельства для вокалистов, руководителей хоров, профессионалов и любителей светского и церковного пения. М., 2006.

Соколов В. Работа с хором. М: Музыка, 1983.

Соколов В., Попов В. Школа хорового пения. Вып. 2. - М., 1987.

Струве Г. Хоровое сольфеджио. - М., 1988.

Струве Г. Школьный хор. М: Просвещение, 1981.

Суязова Г. А. Мир Вокального искусства. 1-4 классы. Программа, разработки занятий, методические рекомендации. Волгоград. 2008.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению М., 1992.

Усова И. Старшая группа детского хора: Сборник статей: Работа с детским хором М.: Музыка, 1981.

Шайхиева О. Р. Методические рекомендации при голосовых нарушениях у детей и коррекция певческого голоса в помощь учителям музыки и дефектологам. Наб. Челны. ИНПО, 2008.

Щетинин М. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» Москва.ФИС,2000

ЮссонР. Певческий голос. М., 1974.

Юшманов В. Вокальная техника и ее парадоксы- СПб. 2007.

Нотная литература

Антология советской песни. Вып. 4. Песни для детей среднего школьного возраста в сопровождении фортепиано /сост. Алиев Ю. М.: Музыка, 1989. - 2008 с.

Буратино: Песенник для детей. Вып. 1. / сост. В. Модель. - Л.: Советский композитор, 1986.

Дубравин Я. Ты откуда, музыка: Песни для детей школьного возраста - М.: Музыка, 1988.

Ефимов Т. «Загрустила что-то Баба Яга» Ярославль: Академия развития, 2004.

Зарицкая Е. Сказочная карусель: Сборник песен для детей младшего возраста - СПб.: Музыкальная палитра, 2005.

Кудряшов А. Песни для детей. Настольная книга музыкального руководителя - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Луппов. А. Какого цвета солнце: Песни для детского хора и фортепиано - Казань: Татарское книжное издательство, 2008.

Любимые русские народные песни для голоса в сопровождении фортепиано / Сост. Жаров В. - М.: Музыка, 1985.

Марченко Л. Детские песни о разном - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

Марченко Л. Детские песни о разном - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Марченко Л. Детские песни о разном - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Обухова Е. Веселое Лето. Песни для детей. Пособие для музыкального руководителя - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Пение в школе Вып. 2./сост. Т. Бейдер, В. Смолер. - М.: Музыка, 1965.

Песни для малышей для голоса в сопровождении фортепиано. Вып. 1. - М.: Советский композитор, 1977.

Песни и хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано для детей / сост.Т. Назарова, И. Соколова - М.: Советский композитор, 1976.

Поем мы дружно песню / сост. Э. Соболева, С. Бекина, Ю. Комальков - М.: Советский композитор ,1987.

Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс Пособие для музыкальных школ и школ искусств. - М.: Советский композитор, 1988

Популярные русские песни: Для вокальных народных ансамблей. /сост. Шелепенев А - М.: Советский композитор, 1989.

Смирнова Т.И. Allegro. Тетрадь №14: Вокальный репертуар «Для всех и для каждого» - М.: ЦСДК, 1996.

Тагирова Л. Умырзая. Песни для детского голоса в сопровождении фортепиано - Казань, 2001

Учите детей петь: Песни для развития голоса у детей 6-7 лет / сост. Т. Орлова, С. Бекина. -- М.: Просвещение, 1988.

Шаинский В. Избранные песни: Песни для детей в сопровождении фортепиано - М.: Советский композитор, 1985.

Шатрова Е. Не улетай детство: Песни для маленьких и больших детей. - Казань.

Школьный звонок. Песни для детей - М., Советский композитор, 1986

Шувалов В. Отчий край. - Белгород, БИЦ БГУНБ, 2002

Я люблю тебя Россия: Россия в песнях 20 в./ составитель В. Ковальчук - изд. Буква, 2005

Дополнительные источники и интернет-ресурсы

Музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты Интернета. Сайты издательств.

Как сберечь голос вокалисту.html (дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой - описание и видео; полезные советы для вокалистов).

bar-psycholog.narod.ru, igri/obedin.php (психологические игры для сплочения детского коллектива).

content/view/245/65/ (скороговорки).

7. Примерный репертуарный список

1 класс

Вокализы.

Абт. Ф. Вокализы

Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения

Зейдлер Г. Вокализы

Татаринов В. Вокализы

Дж.Конконе Вокализы

Произведения композиторов-классиков.

Алябьев А. «Зимняя дорога»

Абагабов А. «Лесной бал»

Балакирев «Колыбельная»

Бах И.С. «Ты шуми, зеленый бор», «Зима»-ария

Брамс И. «Песочный человечек», «Колыбельная»

Григ Э. «Заход солнца»

Глинка М. «Жаворонок», «Ах, ты, ночь»

Кюи Ц. «Под липами»

Мендельсон Ф. «На крыльях чудной песни»

Мусоргский М. «Вечерняя песня», «Стрекотунья-белобока»

Моцарт В. «Детские игры»

Чайковский П. «Осень»

Яковлев А. «Зимний вечер»

Народные песни

Русская народная песня «Высота ли, высота поднебесная», «Как за речкою, да за Дарьею», обр. Н. Римского-Корсакова

Русская народная песня «Как по морю, морю синему»,

обр. М. Балакирева

Песни современных композиторов

Бойко Р. «Корабли уходят в плаванье»

Важов С. «Песенка про оркестр»

Дубравин Я. «Я рисую»

Жарковский В. «Веселая дорожка»

Кабалевский Д. «Спокойной ночи»

Крылатов Е. «Дети солнца», «Лесной олень»

Локтева В. «Ты лети, ветерок»

Минков А. «Вечный двигатель»

Островский А. «Нам открыты все пути»

Петров А. «Романс Настеньки»

Савельев Б. «Из чего наш мир состоит»

Струве Г. «С добрым утром»

Туликов С. «Вдохновение»

Чичков Ю. «Самый драгоценный клад»

Францескевич И. «На пруду»

2 класс

Вокализы.

Абт. Ф. Вокализы

Зейдлер Г. Вокализы

Конконе Дж. Вокализы

Произведения композиторов-классиков.

Абаза А. «Утро туманное»

Алябьев А. «И я выйду ль на крылечко», «Венецианская ночь», «Зимняя дорога»

Бах И.С. «Жизнь хороша», «Нам день приносит свет зари»

Бетховен Л. «Счастливый человек»

Брамс И. «Охотник в лесу», «Чудесная страна»

Варламов А. «Перстенечек золотой», «Ненаглядный ты мой»

Гендель Г. Ария из оперы «Альцина»

Глинка М. «Веет ветер в чистом поле»

Гричанинов А. «Подснежник»

Григ Э. «Заход солнца»

Гурилев А. «Отгадай моя родная»

Даргомыжский А. «Летал соловьюшко»

Моцарт В. «Ноктюрн»

Мусоргский М. «В саду, ах, во садочке», «Вечерняя песня»

Римский-Корсаков Н. «Заиграйте, мои гусельки», из оперы «Садко»

Танеев С. «Островок»

Чайковский П. «Весна»

Шопен Ф. «Думка»

Шуберт Ф. «Куда»

Шуман Р. «Весенний привет», «Мотылек», «Цыганская песня»

Народные песни

Русская народная песня «Вейся, не вейся, капустка»,обр.С. Кондратьева

Русская народная песня «Вниз по матушке, по Волге», обр. С. Любского

Русская народная песня «Как по морю», обр. М. Балакирева

Русская народная песня «К дальним звездам полечу» обр. В Засторожного Русская песня «Ой, по-над Волгой», обр. В. Локтева

Кубинская народная песня «Негритёнок Билл», обр. М.Мильмана

Произведения современных композиторов

Афанасьев Л. «На что способен ты»

Беневич С. «На тихой дудочке любви»

ДубравинЯ. Вокальный цикл «Увлеченные»

Дунаевский И. «Колыбельная»

Журбин А. «Мы уходим из детства»

Кабалевский Д. «Школьный вальс»

Крылатов Е. «Ваши глаза», «Лесной олень»

Марченко Л. «Рождество», «Менуэт»

Минков М. «Старый рояль», «Спасибо музыка»

Пахмутова А. «Если отец - герой», «Русский вальс»

Пикуль В. «Не жалей труда»

Портнов Г. «Раздумья»

Струве Г. «Отцовская слава»

Тухманов Д., «Чудо-земля»

Чичков Ю. «Ромашковая Русь»

3 класс.

Вокализы.

Абт. Ф. Вокализы.

Зейдлер Г. Вокализы.

Конконе Дж. Вокализы.

Произведения композиторов-классиков

Балакирев М. «Не пенится море»

Бах И.С. «Нам день приносит свет зари»

Бетховен Л. «Хвала природе»

Булахов П. «Колокольчики»

Виттори Л. «Ариетта» из оперы «Галатея»

Вольф X. «Музыканты», слова И. Айсендорф

Гайдн И. «Тихо дверцу в сад открой»

Гендель Г. «Dignare»

ГурилевА. «Внутренняя музыка», «Матушка-голубушка»

Гречанинов А. «Острою секирой»

Даргомыжский А.«Не скажу никому», «Мне грустно»

Моцарт В. «Цветы»

ПерголезиДж. «Ах, зачем я не лужайка»

Римский-Корсаков Н. «Звонче жаворонка пенье»

Танеев С. «Колыбельная»

Шопен Ф. «Желание»

Шуберт Ф. «Мельник», «Аве Мария»

Народные песни

Русская народная песня «Ай, во поле липонька», обр. Н. Римского-Корсакова

Русская народная песня «Ах ты, ноченька»

Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку»

Русская народная песня «Уздник»

Русская народная песня «Уж ты, поле мое», обр. М. Балакирева

Русская народная песня «У зори-то, у зореньки» обр. Н.Юрлова

Произведения современных композиторов

Арутюнов А. «Я эту песню вам дарю»

Афанасьев Л. «Наш черед», «Соколенок»

Баневич С. «Лети, лети воздушный змей»

Гершвин Дж. «Острый ритм», «Колыбельная Клары»

ДубравинЯ. «Все начинается со школьного звонка»

Дунаевский И. «Моя Москва», «Весна», «Звать любовь не надо»

Зацепин А. « Солдат России», « Ты, слышишь, море»

Иванов О. «Поезд юности»

Крылатов Е. «Школьный романс»

Лепин А. «Рядом с нами мечта»

Мартынов Е. «Баллада о матери»

Марченко М. «Ангел», «Италия»

Минков М. «Спасибо, музыка», «Старый рояль»

Рубашевский Р. «Мне сегодня весело», «Радуга песен»

Таривердиев М. «Взрослые люди»

Хренников Т. «Колыбельная Светланы»








© 2010-2022