Программа кружка «Вокальное пение» 4-9 классы

Песня – это исток и вершина музыки. Она неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня – выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передает разные чувства и придаёт разнообразный смысл. Кажется, что мелодия рождается из интонации слова, его ритма. Музыка вокальная – это синтез (взаимопроникновение) музыки и литературы. Основные жанры: песня, романс, кантата, оратория, опера. Педагог по вокалу должен научить своих воспитанников основам музыке, принимая во внимание возрастные особенности учащихся. Для того чтобы занятия в кружке проходили плодотворно, руководитель должен правильно организовать и направить свою работу. Руководитель должен заботиться о том, чтобы на занятиях было интересно и весело, чтобы дети с удовольствием посещали занятия.
Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Музыка в семье искусств занимает особое место благодаря её непосредственному комплексному воздействию на человека. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции. Именно поэтому с большой настойчивостью утверждается тезис и важность музыкального воспитания всех детей без исключения, о его значении для развития общих психологических свойств (мышления, воображения, внимания, памяти, воли), для воспитания эмоциональной отзывчивости, душевной чуткости, нравственно-эстетических потребностей идеалов, то есть для формирования всесторонне развитой, гуманной личности. В эстетическом воспитании подрастающего поколения важная роль отводится искусству музыки, а именно вокалу. Вокальное искусство приобрело большую популярность и является одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой, духовно-богатой личности.

Искусство вокала - доступное всем. Тысячи детей принимают участие в работе вокальных кружков, студиях сольного пения. Благодаря систематическому музыкальному образованию и воспитанию детей приобретают общую эстетическую и музыкальную культуру, а развитие музыкальных и вокальных способностей помогает более тонкому восприятию профессионального искусства. Приобщение к музыке включает в себя ознакомление детей с классическими произведениями, современными, с источниками музыкальной культуры.

Ни одно искусство не обладает таким мощным зарядом эмоций, как музыки, потому что она обращена к чувствам людей. Вокальная музыка исполняется голосом. Это самый древний вид искусств. На заре истории человечества, когда искусство было единым, поэзия и музыка не существовали отдельно друг от друга, а были соединены в жанре песни.

Песня - это исток и вершина музыки. Она неразрывное соединение слова, звука, ритма, интонации. Человеческая речь и музыка возникли из одного корня - выразительной интонации, которая делает музыку эмоциональной, передает разные чувства и придаёт разнообразный смысл. Кажется, что мелодия рождается из интонации слова, его ритма.

Музыка вокальная - это синтез (взаимопроникновение) музыки и литературы. Основные жанры: песня, романс, кантата, оратория, опера.

Педагог по вокалу должен научить своих воспитанников основам музыке, принимая во внимание возрастные особенности учащихся. Для того чтобы занятия в кружке проходили плодотворно, руководитель должен правильно организовать и направить свою работу.

Руководитель должен заботиться о том, чтобы на занятиях было интересно и весело, чтобы дети с удовольствием посещали занятия.

Целью данной программы является развитие потенциальных способностей, заложенных в ребенке и раскрытие их.

Задачи программы.

1. Знакомство детей с разнообразием жанров музыки.

2. Формирование любви и устойчивого интереса к музыке.

3. Закрепление приобретенных умений и навыков, демонстрация детям широты их возможного применения.

4. Воспитание стремления, целеустремлённости, четко идти к поставленной цели, прививание навыков работы в коллективе; поощрение доброжелательного отношения друг к другу.

5. Воспитание стремления к организации своего свободного времени, помощь детям в стремлении улучшить свои достигнутые результаты.

6. Развитие эстетически-художественного вкуса, нравственности, фантазии, абстрактного мышления.

7. Обогащение визуального вкуса и широких возможностей у детей.

Основные направления развития по программе:

· развитие слуха;

· развитие вокальных данных;

· развитие ритмических способностей (координация слуховых и двигательных навыков);

· теоретическая часть дается в форме бесед и просмотра видеоматериала, подкрепляется коллективным обсуждением увиденного.

Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу более разнообразной, эмоционально - и информационно-насыщенной.

Ожидаемые результаты:

Дети должны знать:

-предоставление об искусстве вокала (что такое песня и для чего она нужна);

-об оформлении музыкального класса;

-язык музыки (нотная грамотность, основные понятия);

-о форме одежды;

-как создать определенный образ в исполнении песни.

Должны научиться, должны уметь:

  • слушать и слышать музыку;

  • вовремя вступать после музыкального вступления;

  • движения ребенка, должны ограниченно сочетаться с музыкой;

  • ритмично двигаться под музыку;

  • красиво выходить на сцену;

  • ориентироваться в пространстве сцены;

  • красиво уходить со сцены.

По окончании каждого года обучения проводиться подведение итогов. Дети принимают участие в различных конкурсах и концертах.

Программа кружка «Вокальное учение предназначена для учащихся 4-9 классов. Занятия 1 час в неделю.




Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие «История возникновения песни. Знакомство с творчеством мастеров-песенников». Выбор репертуара.

1

1


2

Нотная грамота. Музыкальные инструменты.

2

1

1

3

Разыграй песню. Разучивание песни «Поспевает брусника»

2

1

1

4

Нотная грамота. Знакомство с ладами, регистрами. Запись нот и читка с листа.

2

1

1

5

Разучивание песен «Падают листья» и «Листопад»

2

1

1

6

Основы народной песни

2

1

1

7

Разучивание русских народных песен

1

1


8

Основы эстрадных песен

1

1


9

Разучивание эстрадных песен

2

1

1

10

Духовная музыка России (знакомство)

1


1

11

Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест

1

1


12

Воплощение Святых земли русской в музыке различных жанров

1


1

13

Жанры молитвы

1


1

14

Праздники русской православной церкви

2

1


15

Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки.

2

1

1

16

Фольклор. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.

2

1

1

17

Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны

2

1

1

18

Образ Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки

2

1

1

19

Музыка кино

2

1

1

20

Песни на школьную тему

2

1


21

Отчетный концерт

1


1

Итого

34

17

15







Содержание программы.

I История песни.

Введение в образовательную программу. Программа и режим работы. Ознакомить родителей с правилами работы кружка. Организационные вопросы: анкетные данные: Ф.И.О., домашний адрес, класс.

II Распевки.

1) Для разогрева связок

ми - ме - ма - мо - му, ди - дэ - да - до - ду (и т.д., меняя согласные)

2) На дыхание а - о - у - ы - и (расписание гласных)

3) На дикцию

Как на горке, на пригорке

Стоят 22 Егорки (с прыжками)

III Разучивание песни.

1. знакомство с песней;

2. запоминание слов (1 куплет);

3. постепенное разучивание с мелодией;

Разучивание с аккомпанементом и т.д. по аналогичной схеме. Выучив песню, следует работать над выразительностью исполнения.

IV Работа перед зеркалом.

С исполнением выученной песни перед зеркалом. Ребенок должен видеть свое отражение и осознавать, что его мимика должна быть красивой, эстетичной.

V Работа на сцене.

Заключается в том, чтобы дети умели выходить красиво на сцену и уходить с неё, чтобы дети уютно и комфортно чувствовали себя на сцене, уверенно ориентировались в пространстве сцены. В течение всего творческого сезона дети активно принимают участие в творческих вечерах, концертах и театрализованных представлениях:

  • концерт ко дню Знаний;

  • концерт, посвященный Дню Учителя;

  • новогодние праздники;

  • православные праздники;

  • концерт ко Дню 8 Марта;

  • концерт ко Дню Победы;

  • отчетный концерт;

  • концерт ко Дню защиты детей.

Методическое обеспечение программы.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

  • репродуктивный (воспроизводящий)

  • иллюстрированный (объяснение сопровождается демонстрацией видеоматериала)

В процессе обучения включена методическая работа:

- оформление кабинета стендами с методическими пособиями, необходимыми для обучения.

Материально-техническое обеспечение занятий.

1. Музыкальный класс, зеркало, фортепьяно.

2. Магнитофон, аудио - кассеты, диски.

3. Музыкальный центр.

Список литературы.

1. О.А. Апраксина «Детское музыкальное пособие»

2. Д.Б. Кабалевский «Прекрасное пробуждает доброе»

3. Д.Е. Огороднов «Музыкально-певческое воспитание детей в школе»

4. Т.Н. Овчинникова «Воспитание детского певческого голоса в процессе работы с хором»


© 2010-2022