• Преподавателю
  • Музыка
  • Специфика вокально-хоровой работы с детьми на уроках музыки в общеобразовательной школе

Специфика вокально-хоровой работы с детьми на уроках музыки в общеобразовательной школе

Хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ среди видов деятельности деией на уроке музыки, что объясняется рядом причин, первая из которых — песенное начало российской музыкальной культуры. Г. А. Струве в этой связи отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение сопровождались пением. На всех праздниках наш народ пел. Пели работая, пели отдыхая. В каждой деревне уважаемым человеком был тот, кто «работать и петь-играть горазд».  В каждой приходской школе, реальном училище, гимназии, инст... Вторая причина — общедоступность хорового пения. Так, практически каждый ребенок обладает от природы голосовыми и слуховыми данными, что в сущности  своей уже есть достаточное и необходимое условие певческого воспитания. Третья причина — адекватность хорового пения психолого-возрастным особенностям детей, в частности их стремлению к активным формам освоения искусства. Четвертая причина — особая доступность хорового искусства для восприя- тия синтеза слова и музыки. И, наконец, еще одна причина — значимость воспитания чувств человече- ской общности в современном мире. Цель хорового пения на уроках музыки в школе:   - способствовать творческой самореализации школьников посредством хорового исполнительства.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ХОРОВЫХ

КОЛЛЕКТИВОВ В ШКОЛЕ И В СИСТЕМЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специфика вокально-хоровой работы с детьми на уроках музыки в общеобразовательной школе

...Надлежит помнить, что хоровая культура страны создается не только в специальных учреждениях и учебных заведениях, но прежде всего в общеобразовательной школе.

Н.М.Данили

Хоровое пение имеет ряд очевидных преимуществ среди видов деятельности деией на уроке музыки, что объясняется рядом причин, первая из которых - песенное начало российской музыкальной культуры. Г. А. Струве в этой связи отмечал: «Все обряды: рождение, венчание, погребение сопровождались пением. На всех праздниках наш народ пел. Пели работая, пели отдыхая. В каждой деревне уважаемым человеком был тот, кто "работать и петь-играть горазд». В каждой приходской школе, реальном училище, гимназии, институте - в любом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голос Не говоря уже о церковных богослужениях, во время которых пели замечательные хоры. Пел весь народ, от мала до велика».

Вторая причина - общедоступность хорового пения. Так, практически каждый ребенок обладает от природы голосовыми и слуховыми данными, что в сущности своей уже есть достаточное и необходимое условие певческого воспитания.

Третья причина - адекватность хорового пения психолого-возрастным особенностям детей, в частности их стремлению к активным формам освоения искусства.

Четвертая причина - особая доступность хорового искусства для восприя-

тия синтеза слова и музыки.

И, наконец, еще одна причина - значимость воспитания чувств человече-

ской общности в современном мире.

Цель хорового пения на уроках музыки в школе:

- способствовать творческой самореализации школьников посредством хорового исполнительства.

Задачи:

  • образовательные: постановка и развитие голоса, формирование вокально-хоровых навыков, знакомство с вокально-хоровым репертуаром;

  • воспитательные: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, ответственности в момент коллективного музицирования, ибо хор - это «со- брание единомышленников»;

  • развивающие: развитие музыкальных способностей детей и потреб- ности младших школьников в хоровом пении как мотивационного компоненте готовности к дальнейшему саморазвитию.

Обращение к хоровому пению на уроках музыки в школе предполагает знание учителем особенностей детского голоса на каждой стадии его формирования.

Первая стадия охватывает младший школьный возраст до 10-11 лет. Пев- ческие голоса детей 7-10 лет характеризуются нешироким певческим диапа-| зоном - максимум октава {до-ре первой октавы - до-ре второй), легким фальцетным (головным) звучанием, небольшой силой - от пиано до меццо-форте, что физиологически объясняется специфичностью голосового аппарата младших школьников (короткие и тонкие голосовые связки, малая емкость легких и т.д.). Существенного различия между голосами мальчиков и девочек еще нет.

Ко второй стадии относятся голоса детей среднего школьного возраста (V- VII классы). Здесь намечаются элементы грудного звучания, формируется ин- дивидуальный тембр, несколько расширяется диапазон (до первой октавы - ми, фа второй). Хоровые голоса детей 11 - 14 лет отличаются некоторой насыщенностью звучания. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны, у девочек - шести-, семиклассниц начинает определяться тембр женского голоса. Диапазон высоких голосов (сопрано): до, ре первой октавы - фа, соль второй октавы; диапазон низких (вторых) голосов или альтов: ля малой октавы - ре, ми-бемоль второй октавы.

Третья стадия - голоса подростков, в известной степени сформировавшиеся: в них элементы детского звучания в различной степени смешиваются с элементами взрослого (женского) голоса, начинает выявляться индивидуальный тембр, диапазон расширяется до 1,5 - 2 октав, звучание микстовое (смешанное). У мальчиков, особенно альтов, грудное звучание выявляется раньше, чем у девочек. Хоровые голоса детей 15-17 лет (VIII -XI классы) примерно соответствуют голосам женского хора. В. Г. Соколов пишет, что отличие детских голосов от женских заключается в величине диапазона, а также в характере звучания: детские голоса - более звонкие и светлые, нежели женские. Диапазон сопрановой партии детского хора - от до первой октавы до соль второй октавы, альтовой партии - от ля малой октавы до ре второй октавы.

В период полового созревания голос мальчиков понижается на октаву и приобретает характерную для мужского голоса окраску. Это явление относится к вторичным половым признакам и вызвано перестройкой организма под влиянием эндокринной системы. Если гортань девочки в этот период растет пропорционально во все стороны, то гортань мальчика вытягивается вперед более чем в полтора раза, образуя кадык. Это резко изменяет высоту и певческие качества голоса мальчика. Певческие свойства девочек сохраняются и после мутации.

Понимание особенностей детской физиологии требует от учителя соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса. Учитывая, что пение - процесс физиологический, в котором происходит большая трата энергии, хормейстер не должен допускать переутомления певцов. Необходимо проводить занятия в проветренных помещениях, соблюдать оптимальный ритм работы и отдыха, не допускать форсированного звучания голосов, остерегаться исполнения завышенного по трудности репертуара и не злоупотреблять неудобной (высокой или низкой) тесситурой.

Особенно щадящего режима требует период мутации. До недавнего времени пение мальчиков и девочек в период мутации просто запрещалось. Г.Я.Ломакин отмечал, что «при перемене голоса упражнение в пении не должно быть прекращено года на два, потому что в этом промежутке происходит переход от детского возраста в возмужалость и образуется из детского голоса мужской, который понижается на октаву. Если в это время утомлять голосовой орган упражнением в пении, то оно может совершенно повредить возрождению хорошего голоса» . Однако опыт ряда педагогов нашего времени доказал, что осторожные занятия пением в это время возможны и полезны.

В тех случаях, когда голосовой аппарат ребенка нездоров или вызывает проблемы, учителю следует побеседовать с его родителями и в случае необходимости посоветовать показать его фониатору.







Районный семинарСпецифика вокально-хоровой работы с детьми на уроках музыки в общеобразовательной школе

учителей музыки


Доклад на тему:

«Общие методические положения по организации вокально-хоровой работы со школьниками на уроках музыки».



Подготовила:

учитель музыки

МБОУ СОШ№3

Плотникова П. В.


г. Усмань,2012 г

Общие методические положения по организации вокально-хоровой работы со школьниками на уроках музыки.

Целью в организации вокально-певческой работы на первом этапе знакомства детей с вокально-хоровым искусством является развитие физиологической и психологической основы певческой культуры юного исполнителя. По- этому педагогически целесообразным считается слушание детьми голоса учителя. А.Н.Карасев в этой связи полагал, что первый способ знакомств с музыкальным материалом есть слушание других, и это слушание, смотря по тому, как поют, должно иметь влияние и на будущее музыкальное развитие ребенка. В основе подобного овладения певческой культурой лежит предрасположенность детей к подражанию. Слушая голос учителя и звучание фортепиано (хорошо настроенного!), дети постепенно вырабатывают устойчивость слухового внимания. Как подметили немецкие исследователи: если глаз активно реагирует на чувственный раздражитель благодаря сложной игре глазных мышц, то ухо подобными мышцами не ладает, его активная сторона - гортань, весьма тонко воспроизводящая услышанное.

Уже на первом занятии с детьми учителю надлежит в игровой форме провести диагностику уровня развития музыкального слуха и певческих данных учащихся и на основании полученных результатов наметить три интонационные группы дифференцированного обучения пению. Первая интонационная группа - дети с диапазоном не менее сексты (ре-си), интонирующие мелодию без поддержки инструмента, поющие звонким, естественным звуком. Вторам интонационная группа - дети с несколько суженным диапазоном, нестабильной интонацией. К третьей группе можно отнести «гудошников». Г. С. Ригина предлагала разместить детей в классе следующим образом: третью группу посадить на первые парты, вторую группу - за ними, учащихся первой группы - на задние парты.

По мнению Н.Д.Орловой и Ю.Б.Алиева, сажать неверно интонирующих детей лучше всего ближе к учителю: во-первых, потому, что отстающие будут сзади себя слышать правильное пение, а во-вторых, учителю легче следить за их развитием.

Причины плохой интонации могут быть следующие: нелюбовь к пению, стеснительность, апатия или, наоборот, чрезмерная активность, отсутствие координации слуха и голоса, заболевание голосовых связок, физиологические расстройства слухового аппарата, слабость слухового внимания, мышечная зажатость. В том случае, если причины не связаны с физической патологией, для многих учащихся проблема чистого интонирования, как правило, вполне разрешима при условии систематичности занятий и постоянства педагогического контроля.

Но ошибочно думать, что внимание учителя будет посвящено в основном плохо интонирующим детям. Дифференцированное обучение предполагает активизацию хорошо поющих детей посредством привлечения их к показу правильного пения.

С первого же урока учащиеся знакомятся с основными дирижерскими жестами, показывающими ауфтакт (внимание, дыхание), вступление и окончание пения (снятие). Можно в образной форме сравнить каждый жест, например, с сигналом светофора: вынесенная вперед рука учителя (желтый свет - «внимание»), вступление (зеленый свет - «поем»), снятие (красный свет - «молчим»).

Приступая к пению, дети знакомятся с вокально-певческой установкой. Учитель поясняет, что при пении сидеть нужно ровно, не горбиться и не вытягивать ноги.

Объясняя малышам механизм дыхания, можно предложить им поставить руки на пояс, бесшумно набрать в легкие воздухи и на мгновение «закрыт дыхание на ключик». Среди практических упражнений с детьми по выработке правильного совместного дыхания рекомендуется такой прием: по руке дирижера, показывающей движение вверх (ауфтакт), дети делают вдох, затем, ког- да рука задержалась в своей верхней позиции («верхней точке»), задерживают дыхание и, наконец, при движении руки дирижера вниз (к «нижней точке» производят выдох. Можно предложить детям произнести на выдохе какую-нибудь считалочку. Упражнение способствует развитию способности экономно расходовать дыхание, «чтобы при наименьшей затрате воздуха получить большой запас звука и притом наилучшего качества». При этом не следует чрезмерно наполнять легкие воздухом ( уместно сравнение с вдыханием аромата цветка).

Ввиду поверхностного и короткого дыхания дети часто делают вдох и в середине слова или музыкальной фразы, что в хоровом исполнительстве недопустимо.

Постепенно вводятся понятия «купола» (как средства, способствующего объемности звучания), ансамбля (как умения петь слаженно и дружно), строя (как умения слушать и слышать свое пение и звучание всего хора), звукообразования. Хормейстер детского хора Л. М. Абелян с учетом специфики младшего школьного возраста В ЭТОЙ СВЯЗИ объясняла значимость навыка звукообразования следующим образом: «Для того чтобы научиться петь, надо уметь отличать красивое пение от некрасивого. Ваши уши - это контролеры. Они определяют -

правильно или неправильно поют песню. Следи, чтобы во время пения рот был\ округлым, как будто ты держишь во рту небольшую сливу. Мышцы лица не напрягай. Открывай рот только в высоту, а не в ширину. Когда открываешь рол в высоту, сразу образуется купол, становится много места для звука, и он как бы расправляется, встает во весь свой рост (ведь недаром в концертных залах высокий потолок). Ни при вдохе, ни при выдохе не толкай звук. Представь, если ты толчком поставишь на стол стакан с молоком, - оно прольется. Так и звук - он сразу "расплещется"».

Формируя представления младших школьников о правильной артикуляции, учитель постепенно, из урока в урок, добивается свободы певческого аппарата, собранности губ при пении гласных и и ю, округлости звучания гласной Я, близкой по формообразованию гласной ё.

Важным практическим советом является рекомендация известного хормейстера В.С. Попова, предлагающего очередность формирования гласных:

  1. сначала следует больше использовать гласные, при которых хорошо раскрывается глотка, звук льется непринужденно, отсутствует носовой призвук, предпочтительна гласная у;

  2. йотированная гласная ю используется с целью выработки высокой позиции, мягкости звучания;

  3. гласные о, е - с целью округлого, красивого звучания;

  4. гласная и - с целью нахождения яркого звучания и мобилизации голосового аппарата;

  5. в последнюю очередь отрабатываются гласные а и е, при их звукообразовании глотка резко уменьшается, в активную работу включается язык, который может вызвать ненужное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта, особенно на звуке [а], снижает активность дыхания и голосовых связок.

Необходимо также с первых уроков обращать внимание детей на четкость дикции в пении, по значимости равную четкости актерской дикции в театре, Формируя у детей этот навык, можно использовать с целью активизации работы артикуляционного аппарата прием произнесения текста песни шепотом -«по секрету», но так, чтобы слышно было каждое слово. При пении излишняя утрированность движения губ снимается, но сохраняется четкость и ясность произношения текста.

Для развития у детей навыка высокой певческой позиции полезно проговаривать текст песни либо отдельные фразы голосом героев любимых мультфильмов или сказочных персонажей, а затем пытаться сохранить те же самые ощущения в пении. Также рекомендуется пение песен с нисходящим движением мелодии.

Дальнейшая работа учителя строится на закреплении приобретенных навыков и последующем развитии певческого аппарата, в частности расширении диапазона голоса. В силу роста организма в тембре младших школьников второго и третьего года обучения появляется звонкость. Певческое дыхание становится более протяженным, слуховой контроль - более активным. С учетом вышеуказанных позитивных изменений в певческом развитии младших школьников учитель вправе обращаться к произведениям с более широким диапазоном, более объемными фразами, с элементами двухголосия. Наряду с пением по слуху целесообразно вводить пение по нотам, и в этом случае основными критериями правильного пения по-прежнему остаются такие характеристики звука, как естественность, «серебристость», полетность.

Однако при всей важности работы над техникой хорового исполнительства она не должна стать самоцелью, ибо пение изначально было проявлением состояния души. И в этой связи заслуживает внимания позиция Л. В. Горюновой: «Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок "выплескивал" свое состояние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя».

Работа с детьми среднего школьного возраста строится с учетом принципа преемственности в организации вокально-хорового воспитания, Задачей учителя является:

  • углубление интереса к хоровому искусству;

  • дальнейшее становление эстетического вкуса средствами певческого искусства;

  • совершенствование представления о культуре звука;

  • расширение вокальных возможностей детского голосового аппарата (увеличение диапазона голосов, продолжительности певческого выдоха, усиление насыщенности звучания, выявление тембровой индивидуальности);

  • развитие ладового, звуковысотного, гармонического, ритмического, динамического слуха учащихся.







© 2010-2022