Рабочая программа по предмету Общее фортепиано

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств города Буинска Республики Татарстан»







СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

МБОУ ДОД «ДШИ г.Буинска РТ»

_______________Г.В.Низамиева

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ДОД «ДШИ г.Буинска РТ» ______________Н.Н.Тазетдинова

«______» __________________2014 года








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

общее фортепиано

на 2014-2015 уч.год










преподаватель общего фортепиано МБОУ ДОД

«ДШИ г.Буинска РТ»

Самирханова Э.А.








Буинск 2014г.

Пояснительная записка.

Направленность дополнительной образовательной программы.

Программа предназначена для учащихся подготовительного класса и является первой ступенью в мир музыки, то есть в мир основных законов музыкального языка; способствующих расширению общего музыкального кругозора и формированию хорошего вкуса. Изучение теоретических основ музыки, проводимое в полном контакте с развитием музыкального слуха, будет способствовать правильной оценке художественных достоинств изучаемой музыки и воспитанию исполнительской культуры. Учебный предмет по выбору "Общее фортепиано" направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно- нравственное развитие ученика. Предмет по выбору «Общее фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на фортепиано подготовительного отделения включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Актуальность программы заключается в том, что она логично встраивается в современную систему образования, содержит целый комплекс различных видов деятельности, ориентирует на использование межпредметных связей, развивает творческие и музыкальные способности детей.

Педагогическая целесообразность. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, без него невозможно чтение хоровых партитур и вокальных партий, поэтому для последующего успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на хоровом отделении, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.

Цель и задачи учебного предмета по выбору «Общее фортепиано».

Цель:

развитие музыкально-творческих способностей учащегося, на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства.

Задачи:

• развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;

• владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;

• формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов -nonlegato, legato, staccato;

• развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;

• овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;

• обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;

• владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;

• приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.

Отличительной особенностью данной программы является то, что на подготовительное отделение принимаются все желающие, и содержание программы варьируется в зависимости от интересов учащихся.

Предмет по выбору «Общее фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания учащихся.

Возраст учащихся 6-8 лет.

Срок реализации учебного предмета «Общее фортепиано» для учащихся подготовительного отделения составляет один год.

Формы и режим занятий. Объем учебного времени на реализацию учебного предмета «Общее фортепиано» по учебному плану предлагается 2 часа аудиторных занятий в неделю. Программа предмета "Общее фортепиано" предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.

Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.

Обоснованием структуры учебного предмета являются единые государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки обучающихся;

• формы и методы контроля, система оценок;

• методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

Методы обучения.

При работе с учащимся педагог использует следующие методы:

• словесные (объяснение, беседа, рассказ);

• наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);

• эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);

• практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).


Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Общее фортепиано» и включает следующие знания, умения, навыки:

• знание характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

• знания музыкальной терминологии;

• умение грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;

• умения самостоятельного разбора и разучивания на фортепиано музыкального произведения различных жанров и стилей;

• умение создавать художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения;

• умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

• умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;

• умения читать с листа на фортепиано несложные хоровые партитуры;

• умения чтения с листа несложных музыкальных произведений;

• умения навыка подбора по слуху музыкальных произведений;

• первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.

• навыки публичных выступлений на концертах, академических вечерах, открытых уроках и т.п.


Формы и методы контроля, система оценок.

1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы "Общее фортепиано" включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.

Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Одной из форм текущего контроля может стать контрольный урок без присутствия комиссии. На основании результатов текущего контроля, а также учитывая публичные выступления на концерте или открытом уроке, выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий на всем протяжении обучения. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого полугодия также за счет аудиторного времени. Форма ее проведения - контрольный урок, зачет с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как промежуточная аттестация. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося. Оценка за год ставится по результатам всех публичных выступлений, включая участие в концертах, конкурсах. На зачетах и контрольных уроках в течение года должны быть представлены различные формы исполняемых произведений: полифония, этюды, пьесы, ансамбли, части произведений крупных форм. На протяжении всего периода обучения во время занятий в классе, а также на технических зачетах, преподавателем осуществляется проверка навыков чтения с листа нетрудного нотного текста, а также проверка исполнения гамм, аккордов, арпеджио в соответствии с программными требованиями.

2. Критерии оценок.

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании выставляется оценка по пятибалльной шкале:

5 («отлично») - предусматривает исполнение программы, соответствующей году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

4 («хорошо») - программа соответствует году обучения, грамотное исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого произведения.

3 («удовлетворительно») - программа не соответствует году обучения, при исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен.

2(«неудовлетворительно») - незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу.

«зачет» (без отметки) - отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

В зависимости от сложившихся традиций того или иного учебного заведения и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков.

Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.

Учебно-тематический план:

№ п/п

Тема

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Первая четверть

6

12

1.

Знакомство с инструментом. Правильная посадка.

1

1

2.

Звукоизвлечение. Штрих нон легато.

1

4

3.

Подбор по слуху. Пение попевок от разных звуков.

2

3

4.

Донотный период. Изучение нотной грамоты.

2

4

Вторая четверть

3

11

1.

Средства музыкальной выразительности: динамика. Штрих легато.

1

3

2.

Читка с листа.

2

8

Третья четверть

4

16

1.

Штрих стаккато.

1

3

2.

Игра в ансамбле, подбор по слуху.

2

10

3.

Средства музыкальной выразительности.

1

3

Четвертая четверть

4

14

1.

Закрепление штрихов нон легато, легато и стаккато.

1

3

2.

Музыкальный образ.

2

6

3.

Читка с листа, игра в ансамбле.

1

5

Итого

17

53


Содержание изучаемого курса


1 четверть

Тема 1. Знакомство с инструментом. Правильная посадка.

Теоретический раздел.

Строение инструмента. Принципы звучания инструмента. Корпус, опора, положение рук.

Практические занятия.

Упражнение на правильное звукоизвлечение, опору в пальцах, развитие их самостоятельности.

Самостоятельная работа.

Закрепление упражнений на развитие самостоятельности пальцев.

Тема 2. Звукоизвлечение. Штрих нон легато.

Теоретический раздел.

Формирование навыка правильного звукоизвлечения. Упражнения на штрих нон легато. Свобода рук.

Практические занятия.

Упражнения на приемы звукоизвлечения, штрих нон легато. Опора в пальцах, свобода аппарата.

Самостоятельная работа.

Закрепление упражнений на звукоизвлечение и штриха нон легато.

Тема 3. Подбор по слуху. Пение попевок от разных звуков.

Теоретический раздел.

Направление мелодии. Скачки. Чистое интонирование. Развитие музыкальной памяти.

Практические занятия.

Формирование навыка подбора по слуху. Развитие внутреннего слуха, чистого интонирования.

Самостоятельная работа.

Закрепление навыков подбора мелодии или песен по слуху, пения попевок по памяти.

Тема 4. Донотный период. Изучение нотной грамоты.

Теоретический раздел.

Изучение ритма, длительностей. Нотная запись, аппликатура.

Практические занятия.

Упражнения на закрепление длительностей, ритма. Формирование навыка игры по нотам. Изучение и принцип распределения удобной аппликатуры.

Самостоятельная работа.

Закрепление нотной грамоты, ритмических особенностей.


2 четверть

Тема 1. Средства музыкальной выразительности: динамика штрих легато.

Теоретический раздел.

Динамические оттенки, нюансы. Распределение динамики на музыкальную фразу, предложение. Принцип штриха легато.

Практические занятия.

Формирование навыка использования динамики. Контрастная и постепенная динамика. Упражнения, этюды на штрих легато.

Самостоятельная работа.

Закрепление навыка использования динамики, упражнений на освоение штриха легато.

Тема 2. Читка с листа.

Теоретический раздел.

Правильное прочтение нот, длительностей. Выбор аппликатуры.

Практические занятия.

Формирование навыка чтения с листа. Устойчивое чувство ритма. Принцип распределения аппликатуры.

Самостоятельная работа.

Закрепление навыка читки с листа, прохлопывание ритмического рисунка.

3 четверть

Тема 1. Штрих стаккато.

Теоретический раздел.

Основные приемы звукоизвлечения штриха стаккато.

Практически занятия.

Упражнения на освоение штриха стаккато. Положение рук: локоть, запястье, свобода пальцев.

Самостоятельная работа.

Закрепление упражнений на штрих стаккато.

Тема 2. Игра в ансамбле. Подбор по слуху.

Теоретический раздел.

Понятие «ансамбль» на инструменте. Устойчивое чувство ритма. Умение слышать общее звучание.

Практически занятия.

Формирование навыка ансамблевой игры. Развитие чистого интонирования, мелодического слышания при подборе по слуху.

Самостоятельная работа.

Закрепление навыка ансамблевой игры, интонирования, подбора по слуху.

Тема 3. Средства музыкальной выразительности.

Теоретический раздел.

Фразы, фразировка. Предложение. Характер, темп.

Практически занятия.

Работа над фразами, предложениями. Умение фразировать. Работа над передачей характера произведения, темпом.

Самостоятельная работа.

Закрепление игры по фразам и предложениям в характере произведения.

4 четверть

Тема 1. Закрепление штрихов нон легато, легато, стаккато.

Теоретический раздел.

Приемы звукоизвлечения нон легато, легато, стаккато. Совмещение штрихов.

Практические занятия.

Упражнения на штрихи нон легато, легато, стаккато. Координация движений при исполнении разных штрихов.

Самостоятельная работа.

Закрепление навыка исполнения штрихов нон легато, легато, стаккато.

Тема 2. Музыкальный образ.

Теоретический раздел.

Закрепление звукоизвлечения. Владение динамикой. Образное исполнение: содержание, характер.

Практические занятия.

Работа над образным содержанием произведения. Нахождение нужного осязания, звукоизвлечения. Динамическое оформление. Творческие способности и их развитие.

Тема 3. Читка с листа. Игра в ансамбле.

Теоретический раздел.

Правильное прочтение нот, длительностей. Умение найти удобную аппликатуру. Верные штрихи и динамика.

Практические занятия.

Формирование навыка чтения с листа, видеть все значки, обозначения. Соблюдение четкого ритма.

Самостоятельная работа.

Закрепление приемов.


Методическое обеспечение учебного процесса.

1. Методические рекомендации преподавателям.

Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика. В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться. Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступлений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть программы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением. В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год).

В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы - индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя. Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.

Работа с учащимся включает:

• решение технических учебных задач - координация рук, пальцев, наработка аппликатурных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;

• работа над приемами звукоизвлечения;

• тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;

• формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интервалами и др.;

• разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.

В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе. Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зарубежной классической и современной музыки. В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров, направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к музыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика. Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений, включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с прохождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования. В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки. В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм рекомендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая работа приводит к успешному обеспечению технических задач. Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые, координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способствует более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый материал. Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога. Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с учеником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог - другой. В дальнейшем исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или духовому инструменту.

2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.

Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными. Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Для организации домашних занятий обязательным условием является наличие дома у ученика музыкального инструмента, а также наличие у него нотного материала. Самостоятельные занятия должны быть регулярными. Они должны проходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны. Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки. Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение домашнего задания - это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, педализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходимо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записано педагогом в дневник учащегося. Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мелодий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку рук, показанных педагогом и т. п. При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы проработки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид техники. Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каждого голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. Полезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие. При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разобраться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и других указаний автора, редактора или педагога. Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигрывании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее пройденного репертуара. Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.

Для реализации данной программы необходимы следующие условия: класс (не менее 6 кв.м) для индивидуальных занятий с наличием инструмента «фортепиано», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки). Помещение для занятий должно быть со звукоизоляцией, соответствовать противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты должны быть настроены.


Список использованной литературы:

  1. Нейгауз, Г.Г. об искусстве фортепианной игры./ Г.Г.Нейгауз; ред. Д.В. Житомирский. - М.: Музыка, 1982. - 299 с.

  2. Либерман, Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом/ Е. Либерман; ред. Н.Л. Фишман. - М.: Музыка, 1988, - 235 с.

  3. Тимакин, Е.М. Воспитание пианиста /Е.М. Тимакин; ред. А.Вустин. - М.: Советский композитор, 1989, - 193 с.

  4. Артоболевская А. «Хрестоматия маленького пианиста» (учебное пособие) Издательство «Композитор. Санкт-Петербург».

  5. Геталова О., Визная И. «В музыку с радостью» (учебное пособие). Издательство «Композитор. Санкт-Петербург».2008 г.

  6. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь». Москва. «Музыка» 1987 г.

  7. Милич Б. «Воспитание ученика-пианиста». Москва. «Кифара» 2002 г

  8. Николаев А. «Школа игры на фортепиано» Москва. «Музыка» 2004 г.

  9. Типовая программа для детских музыкальных школ и школ искусств.

Класс общего фортепиано. 1975 г.

  1. Типовая программа для детских музыкальных школ и школ искусств.

Класс специального фортепиано. 1988 г.

  1. Примерная программа для детских музыкальных школ. Казань. 2005 г.

  2. Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста» Москва. «Советский композитор» 1989 г.

  3. Хереско Л. «Музыкальные картинки» Ленинград. «Советский композитор» 1985

  4. Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано». Москва. Просвещение. 1984 г.




© 2010-2022