Урок музыки в 6 классе на тему «Сила музыкальной сатиры»

Конспект урока музыки в 6 классе по программе «Музыка», под редакцией Д. Б. Кабалевского Учитель музыки Сагитова Татьяна Викторовна г.Оренбург МОБУ »СОШ 67 »Тема урока : » Сила музыкальной сатиры» Цель данного урока: научить детей слушать музыку, звучащую в опере, познакомить с творчеством Н.А.Римского –Корсакова . Задачи: увлечь учащихся музыкой; помочь учащимся глубже оценить правдивость и высокую художественность, воплощенную композитором воспитать эмоционально-ценност...
Раздел Музыка
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока музыки 6 класс 2 четверть


Учитель музыки Сагитова Татьяна Викторовна г.Оренбург МОБУ » СОШ 67 »

Тема: Сила музыкальной сатиры

Цель урока: научить детей слушать музыку, звучащую в опере, познакомить с творчеством русского композитора Н.А, Римского- Корсакова.

Обучающие : увлечь учащихся музыкой; помочь учащимся глубже оценить правдивость и высокую художественность, воплощенную композитором; направить внимание ребят на поиск изобразительных деталей в музыке, связанных с ее образным содержанием; познакомить с жанром опера;

Воспитывающие : воспитать эмоционально-ценностное отношение к музыке, к искусству; музыкальную культуру учащихся; любовь к Родине, к живой природе; слушательскую и исполнительскую культуру;

Развивающие : развить любовь к музыке; творческое воображение; навык вслушивания в музыку; желание выразительно исполнить музыку; музыкальные способности детей; певческий голос; эмоционально передать в своем исполнении настроение и характер музыки; показать взаимосвязь музыки с другими искусствами; артистические способности.

Тип урока: изучение нового материала.


Методы и приемы: словесный, наглядный, размышления о музыке, индукции и

дедукции, метод забегания вперед и возвращения к пройденному , эмоциональной драматургии, сравнительный анализ, обобщение, прием коллективных ответов.

Оборудование к уроку :компьютер, экран, фортепиано, хрестоматия 6 класс, текст песни, портрет композитора, презентация о творчестве композитора, иллюстрации к опере «Золотой петушок « , показ мульфильма «Золотой

петушок «.













План урока

№ этапа урока

Содержание этапа

Средства обучения

Время

1

Организационный момент

Инструмент (фортепиано)

2мин.

2

Беседа о творчестве композитора , показ презентации.

Презентация (портрет композитора, иллюстрации)

10 мин.

3

Слушание»Шествие « из оперы «Золотой петушок» Н .А. Римского-Корсакова.

Просмотр мультфильма «Золотой петушок «

( фрагмент )

Презентация,

аудио, видеозапись

16 мин.

4

Пение. «Ты соловушка , умолкни «М.Глинка -продолжать разучивание песни ;

«Край , в котором ты живешь « Г.Гладков -показ и разучивание песни .

Фортепиано, фонограмма

13 мин.

5

Подведение итогов. Рефлексия

3 мин.

6.

Домашнее задание

1 мин

Тема: Сила музыкальной сатиры

Ход урока


№ этапа урока

Содержание этапа урока

Средства обучения

Время

1

Организационный момент.

Музыкальное приветствие


Уч. Прозвенел звонок

Дети. Начался урок-

У- Здравствуйте, садитесь. Я снова рада встрече с вами. Мне не терпится поделиться знаниями о музыке, и услышать не только ваши впечатления, но и сердца и души. Тема нашего урока "В чём сила музыкальной сатиры «.

Инструмент (фортепиано)

2

мин.

2

Актуализация новых знаний

Введение в тему урока .Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о сатире. Что же такое сатира ? Нужна ли в музыке сатира ? Где вы с ней встречались ? (ответы, рассуждения детей )

Беседа. Один из выдающихся композиторов 19 века был выдающимся мастером в этой области . Ярко, легко и непринужденно выразил своё мастерство в опере «Золотой петушок»и , с которой мы с вами сегодня и встретимся.

Беседа о творчестве Римского-Корсакова. (портрет)

-назовите композитора, портрет которого вы видите

-какие произведения вам знакомы ?

-почему именно этого композитора называют композитором- сказочником ?

Сегодня вы услышите отрывок из оперы « Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова, который служит образцом эпохи 1 русской революции, совсем не похожей на революционные песни. Что вы знаете о сюжете ? о композиторе?

Никола́й Андре́евич Ри́мский-Ко́рсаков (6 (18) марта 1844, Тихвин - 8 (21) июня 1908, усадьба Любенск, близ Луги, Санкт-Петербургская губерния) - русский композитор, педагог, дирижёр, общественный деятель, музыкальный критик; участник «Могучей кучки». Среди его сочинений - 15 опер, 3 симфонии, симфонические произведения, инструментальные концерты, кантаты, камерно-инструментальная,

Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844(18440318) в небольшом городе Тихвине Новгородской губернии Российской империи. Отец композитора - Андрей Петрович Римский-Корсаков (1784-1862) - служил некоторое время новгородским вице-губернатором, а затем Волынским гражданским губернатором, мать - Софья Васильевна - дочь крепостной крестьянки и богатого помещика Скарятина, женщина достаточно образованная. Сильное влияние на будущего композитора оказал и его старший брат Воин Андреевич - контр-адмирал, реорганизатор системы военно-морского образования. Семейный дом Римских-Корсаковых находился на берегу реки Тихвинки, напротив Тихвинского Богородичного Успенского монастыря.

Игре на фортепиано композитор обучался дома, а потом в пансионе, где уроки музыки были в числе прочих общеобразовательных дисциплин. Известно, что с детства композитор был увлечён музыкой, познакомился с сочинениями Россини, Бетховена, Мейербера, Мендельсона, однако наибольшее впечатление на него произвела музыка Михаила Глинки - его «Камаринская», «Испанские увертюры», оперы «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». В 1859-1869, чувствуя необходимость получения более профессиональных музыкальных навыков, Римский-Корсаков брал уроки у пианиста Фёдора Канилле.

В 1856 году отец отвёз юного Николая в Морской кадетский корпус, который он окончил с отличием весной 1862 года (в то время учебное заведение сменило своё название на Морское училище). К тому времени умер отец композитора (в 1861 году) и семья Римских-Корсаковых перебралась в Санкт-Петербург.

В 1861 году Канилле познакомил Римского-Корсакова с Милием Балакиревым. Юный композитор сразу стал членом Балакиревского кружка («Могучая кучка»), оказавшего решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов композитора. В то время в кружок, помимо его главы - Балакирева - и самого Римского-Корсакова входили Цезарь Кюи и Модест Мусоргский. Руководивший работой более молодых коллег Балакирев не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал товарищам с инструментовкой.

Презентация ( портрет композитора, иллюстрации)

10 мин.

3

Слушание.

Слушание «Шествие» -какие интонации вы услышали ?

-что означает слово Додон ? (неуклюжий, нескладный, несуразный человек)

-какие слуги окружают ?

-каким композитор изображает Воеводу? (старым, неотёсанным, ворчливым).

Композитор передал это необычным ритмом, -как звучит интонация петушка ?

Опера начинается и заканчивается резким петушиным криком. Вся она пронизана насмешливым -задорным возгласом» Берегись, будь начеку !

«И передаваясь из регистра в регистр чуткого оркестра. Предложение Шемаханской царице руки и сердца Додон начинает темой « Царствуй, лежа на боку !».

Эта насмешливая тема открывает ослепительное шествие. ( слушают )

-какая музыка по характеру ?

-есть ли контрастные темы ?

-узнали ли вы песню, которую использовал композитор в своей опере ? (солдатушки , бравы , ребятушки )

-сохранился ли её характер ? Опера построена на контрастах.

-а что такое опера ? (музыкально-драматическое произведение, где герои поют , в сопровождении симфонического оркестра)

-какой образ самый яркий ?

Особенно ярок образ царицы.

-расскажите о своих впечатлениях прослушанного произведения . Удалось ли композитору передать музыкальный образ героев ?

-почему царская цензура не пропускала оперу ?( потому что увидела опасный революционный дух и запретила её постановку ).Царь убивает Звездочета, а царя Петушок исчезла Шемаханская царица. Рыдает осиротевший народ.

И выходит оживший Звездочет со своей странной присказкой .» Сказка ложь, да в ней намек…..

-повторное слушание

-просмотр мультфильма «Золотой петушок» ( фрагмент )

-понравился ли вам мультфильм ? Вы таким представляли царя ? Что вам понравилось ?

Презентация,

видеозапись

13 мин.

4

Пение.

Разучивание песни 2 и 3 куплета « Ты соловушка, умолкни» М.Глинка -работа над песней

-исполнять в характере

-вокально-хоровая работа

-прохлопать ритмический рисунок песни

-работа над текстом и выразительность исполнением.

Разучивание песни « Край , в котором ты живешь» музыка Г.Гладкова

-показ песни , беседа о песни.

-прочитать стихи о Родине

-разучивание

-вокально-хоровая работа

-обратить внимание на ритмический рисунок.

Аудиозапись,

Фортепиано, фоно

грамма

13мин.

5













6.

Подведение итогов

Могла эта опера, которую мы слушали служить оружием в борьбе против самодержавия (да, сатира -сильное оружие ). В России всегда были люди, искренне любившие свою страну и народ, готовы отдать свою жизнь. Опера композитора перекликается с народными частушками , где говорилось о том, что род царя происходит от баранов. Неудивительно , царская цензура учуяла революционный дух и запретила её постановке.

Рефлексия - что вы слушали на уроке ?

- что вам больше понравилось на уроке?

-с каким настроением вы уходите с урока ?

-как называют композитора , с которым вы сегодня познакомились.

Домашняя работа - выучить песни, знать творчество Н.А.Римского- Корсакова

У: Прозвенел звонок!

Д: Кончился урок!

3 мин.



1м.


© 2010-2022