Авторская программа вокального кружка Музыкальное творчество

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Министерство образования и науки Российской Федерации

Комитет по образованию Шарьинского муниципального района

МОУ Ивановская средняя общеобразовательная школа

Шарьинского муниципального района Костромской области












Авторская образовательная программа вокального кружка

«Музыкальное творчество»















Участники программы: дети от 7 до 18 лет

Срок реализации программы: 3 года

Составитель: Разумова Наталья Николаевна

I квалификационная категория

учитель музыки

Ивановской средней общеобразовательной школы

Шарьинского муниципального района



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям. Человек наделен от природы особым даром - голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в нашем кружке «Музыкальное творчество».

Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и другие. Все перечисленные программы имеют свою ценность: в одних предусматривается знакомство с каким-то одним видом работы, другие слишком углубленные и взаимодействуют с другими видами музыкального искусства. Содержание программ носит более углубленное и расширенное изучение, применяемое только в детских музыкальных школа, школах искусств. Представленная программа «Музыкальное творчество» является авторской и подобных программ автору не известно.

По данной программе занимаются воспитанники 1-11 классов в возрасте от 7 до 18 лет. Особенность программы «Музыкальное творчество» в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

В данных условиях программа «Музыкальное творчество» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программы в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических и индивидуальных занятий. Программа рассчитана на 3 года обучения - младшая, средняя и старшая группы.

Младшая группа - первый год обучения - это дети 7- 9 лет, средняя группа - второй год обучения - дети 10-13 лет, старшая группа - 14-18лет.

Занятия 3 раза в неделю:3 дня- каждый по 1 академическому часу. Всего в году - 36 занятий. В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

1 год - 1 час в неделю, 36 часов в течение года, 22 часа на индивидуальную и концертную деятельность.
2 год - 1 час в неделю, 36 часов в течение года, 24 часа на индивидуальную и концертную деятельность.
3 год - 1 час в неделю, 36 часов в течение года, 24 часа на индивидуальную и концертную деятельность.

Актуальность программы

По программе «Музыкальное творчество»обучаются дети, наделенные музыкальными способностями, которые любят музыку и желают научиться петь. Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа «Музыкальное творчество», направленная на духовное развитие обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в кружке «Музыкальное творчество»- это источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Формирование устойчивого интереса к пению

  • Обучение выразительному пению

  • Обучение певческим навыкам

  • Развитие слуха и голоса детей.

  • Формирование голосового аппарата.

  • Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

  • Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

  • Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).

  • Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

  • На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса, современных эстрадных песен и прочего расширить знания ребят об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

  • Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

  • Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2-х и 3-х голосному исполнению песен и романсов. Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

  • Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения.

  • Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

  • Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу радости, значимости, увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.

Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.

Программа примерно раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей.

Теоретическая часть включает в себя нотную грамоту, работа с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.

Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен и музыкальных произведений.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов- песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Методы и формы.

В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.

  1. СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у членов ансамбля осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.

  2. ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения.Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально- сценической театрализации.
    В связи с этим в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.

  3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.

  4. МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени - умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

Содержание программы:

Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод "шаг за шагом").

Первый год обучения.

"ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС". Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Второй год обучения.

"МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…". Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни из мультфильмов и кинофильмов с усложненным ритмом и метром. Предполагается голосные импровизации, пунктирный ритм.

Третий год обучения.

"ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!" Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет . Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться арии, популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.

Отдельного озвучивания требует теоретический раздел (сугубо индивидуальный для каждого обучающегося), который включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты (повторение и обобщение полученных знаний на уроках музыки). Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение "сольфеджио" допускается, но не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, "легкая" музыка. Все это помогает юным вокалистам в шутливой, незамысловатой работе-игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом - голосом.

Программа отличается от других программ тем, что:

- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп в вокальном кружке за 3 года обучения соразмерно личной индивидуальности;

- включение в занятия упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой;

- применение речевых игр и упражнений, которые разработаны по принципу педагогической концепции Карла Орфа (развивают у детей чувство ритма, формируют хорошую дикцию, артикуляцию, помогают ввести их в мир динамических оттенков познакомить с музыкальными формами);

- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает их познавательную активность;

- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края, песенным репертуаром композиторов Костромского края.

- содержание программы «Музыкальное творчество» может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;

- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности школы.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии

Развитие творческих вокальных способностей и духовное воспитание личности в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и сообщества деятелей культуры. Как и какими средствами решать проблему развития детского голоса и воспитывать душу? Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями, которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять?

В программу заложены принципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальной память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.

Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят мной как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях - от детского сада до консерваторий и оперных театров.

Классические методики, которые используются при реализации программы, позволяют научить обучающихся слышать и слушать себя, осознавать и контролировать свою певческую природу, владеть методами и приемами, снимающие мышечные и психологические зажимы.

Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития.

Принципы педагогического процесса:

-принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

В основу разработки программы «Музыкальное творчество» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентностного и деятельностного подхода. .

Формы и режим занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Каждое занятие строится по схеме:

- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-3 мин);

- дыхательная гимнастика;

- речевые упражнения;

- распевание;

- пение вокализов;

- работа над произведением;

- анализ занятия;

- задание на дом.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников . Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Участие в школьных концертах, музыкальных спектаклях, выступление перед родителями и перед своими сверстниками - всё это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.

Творческий отчёт проводится один раз в конце учебного года.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах.

Планируемые результаты обучения.

Первый год обучения:

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова - артикулировать при исполнении);

  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

  • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия - подголоски.

Второй год обучения:

  • наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических постановках);

  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов - принцип "веера", усложненные вокальные произведения);

  • умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а- капелла в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;

  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.

Третий год обучения:

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более сложные ритмические рисунки - синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм;

  • умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

  • участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности;

  • исполнять двухголосные произведения с использованием различных консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса;

  • услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

  • умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

Необходимые условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение

1. Наличие специального помещения (музыкальный зал).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Баян.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».

6. Электроаппаратура.

7. Зеркало.

8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

9. Нотный материал, подборка репертуара.

10. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.

11. Записи выступлений, концертов.

Список литературы для педагога:

  1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.

  2. Бернстайн Л. Мир джаза. - М., 1983.

  3. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991

  4. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008г..

  5. Далецкий О. Н. «О пении»

  6. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»

  7. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». - М. 1968.

  8. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»

  9. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.

  10. Кампус Э. О мюзикле. - М., 1983.

  11. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.

  12. Коллиер Дж.Л. Становление джаза. -М., 1984.

  13. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006

  14. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964.

  15. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.

  16. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.

  17. Мархасев Л. В легком жанре. - Л., 1984.

  18. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». - М. «Просвещение», 1987

  19. Методика обучения сольному пению: Учеб. пособие для студентов. - М.: Айрис-пресс,2007г.-95 с:

  20. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов. муз.фак. и отд. высш.и средн. пед. учеб. заведений./ Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г.

  21. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»

  22. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»

  23. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г

  24. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды - М.: Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)

  25. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды - М. Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)

  26. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». - М. «Просвещение», 1958.

  27. Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. - М., 1987.

  28. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.

  29. Струве Г.А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981

  30. Троицкий А. Рок-панорама. - 1986.

  31. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. - М., 1983.

  32. Шнеерсон Г.М. Американская песня. - М., 1977.

  33. Эрисман Г. Французская песня. - М., 1974.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

  1. Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. - Клуб и самодеятельность, 1980.

  2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. - Л.: Музыка, 1987.

  3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып.1.- М.: Музыка, 1978.

  4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Сов.композитор, 1986.

  5. Сохор А. О массовой музыке. - Л., 198





Календарно- тематическое планирование вокального кружка

«Музыкальное творчество»

Первый год обучения.

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Прим.

3.4

Детские песни в нашей жизни.

2


5.6

Детский фольклор.

2


7.8

Песенки из мультфильмов.

2


9

Нотная грамота.

1


10.11

Колыбельные песни.

2


12.13.14

Раскрепощение певца.

3


15.16

Музыкальные игры и загадки.

2


17.18.19

Детские песни в исполнении эстрадных певцов.

3


20.21

Осенние песни.

2


22.23

Школьные годы.

2


24

Нотная грамота.

1


25.26

Новогодний карнавал.

3


27.28.29

Подготовка к новогодним утренникам.

3


30.31

Хороводные песни и шутки. Игры.

2


32

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку!

1


33

Веселый праздник Масленица.

1


34

Весенний вальс.

1


35

Краски музыки и голоса.

1


36

До встречи! И хорошее настроение не покинет нас!

1


Второй год обучения.

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Прим.

1

Введение. Летние впечатления.

1


2

Осенний листопад.

1


3.4

Весело - грустно.

2


5

Мелодия - душа музыки.

1


6.7

Солнечный свет в моем голосе.

2


8

Танцуют и поют все дети!

1


9.10

Звуки и краски голоса.

2


11

Песни детских кинофильмов.

1


12.13

Вокальный портрет сказочных героев.

2


14

Песни давно минувших дней.

1


15.16

Картинки с выставки.

2


17.18

Фантазия моего сердца.

2


19.20

Души прекрасные порывы.

2


21

Вечная память русским героям.

1


22.23

Россия - Родина моя.

2


24

Не грусти, улыбнись и пой!

1


25.26.27

Песня рассказывает обо всем.

3


28.29.30

Вокал откроет нам новый мир.

3


31.32

Красочность моего голоса.

2


33

Все мы дружим с музыкой и песней.

1


34

Маленькая страна - школа моя.

1


35

Лето, ах лето…

1


36

Сколько песен мы с вами вместе…

1


Третий год обучения.

№ занятия

Тема

Кол-во часов

Прим.

1

Мой самый чистый голос.

1


2.3

Все мы дружим с песней.

2


4

Мы помним вальса звук прелестный.

1


5.6

Куда уходит детство.

2


7

Под музыку Вивальди.

1


8.9

Джаз и только джаз!

2


10

Песни разных народов.

1


11.12

С чего начинается Родина?

2


13

Волшебный голос песни детства.

1


14

Моим другом стала песня.

1


15

Чарующие звуки романса.

1


16.17

Единство музыки и танца.

2


18

Веселое, звонкое эхо.

1


19

Звездная река - реки, берега.

1


20.21

Цветные сны я вижу в детстве.

2


22.23.24

Песня и фантазия.

3


25

Песни Великой Победы.

1


26

Этот день нам позабыть нельзя.

1


27

Нам мир завещано беречь.

1


28.29.30

Школа, ты похожа на корабль.

3


31.32

Добрая сказка ждет, когда мы вернемся снова.

2


33.34

Пожелания друзьям.

2


35.36

Мой голос самый, самый звонкий!

2











Учебно - тематическое планирование

Первый год обучения:

№ п/п

Тема

Кол- час

Груп.занятия

Инд.

занятия

Т П

1

Введение, знакомство с голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

4

2 2

2

Знакомство с различной манерой пения.

Вокальные навыки.

4

2 2

2

3

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

5

2 3

3

4

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

Вокально-хоровая работа.

6

2 4

3

5

Сценическая хореография.

5

2 3

3

6

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

3

1 2

2

7

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

9

2 7

9

Условные обозначения:
Т - теория;
П - практика.

В году - 36 недель.
1 час в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год - 36 часов.

Второй год обучения:

№ п/п

Тема

Кол. час

Групп. занятия

Инд. занятия

Т П

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

3

1 2

2

2

Овладение собственной манерой вокального исполнения.

5

1 4

4

3

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Великие вокалисты.

Вокальные навыки.

5

3 2

2

4

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

7

2 5

3

5

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция.

Вокально-хоровая работа.

Нотная грамота.

3

2 1

2

6

Сценическая хореография.

2

1 1

2

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

4

1 3

2

8

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

7

2 5

7

Условные обозначения:
Т - теория;
П - практика.

В году - 36 недель.
1 час в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год - 36 часов.

Третий год обучения:

№ п/п

Тема

Кол. часов

Групп.занятия

Инд.

занятия

Т П

1

Введение, владение своим голосовым аппаратом,

Использование певческих навыков.

Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.

Собственная манера исполнения вокального произведения.

6

2 4

2

2

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

Творчество и импровизация.

Сценическое искусство.

5

1 4

3

3

Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения.

Великие вокалисты.

Вокальные навыки.

Знакомство с многоголосным пением.

Освоение исполнения бэк-вокал.

7

2 5

5

4

Использование элементов ритмики, сценической культуры.

Движения под музыку.

Постановка танцевальных движений, театральные постановки.

5

1 4

4

5

Опорное дыхание, артикуляция, певческая позиция. Обработка полученных вокальных навыков. Дикция и артикуляция. Расширение диапазона голоса. Выявление индивидуальных красок голоса.

Вокально-хоровая работа.

Нотная грамота.

4

2 2

3

6

Сценическая хореография.

2

1 1

1

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

2

1 1

1

8

Подготовка и проведение праздников.

Концертная деятельность.

5

1 4

5

Условные обозначения:
Т - теория;
П - практика.

В году - 36 недель.
1 час в неделю, в т.ч. индивидуально.
Всего за год - 36 часов.



© 2010-2022