Доклад Формирование УУД на уроках музыки

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Ленинская средняя общеобразовательная школа»

















Доклад

на тему

«Формирование УУД на уроках музыки»


















Подготовила:

учитель музыки

МКОУ «Ленинская СОШ»

Чумарева Алеся Николаевна









-2015-

Содержание учебного предмета «Музыка» в рамках федеральных государственных стандартов второго поколения для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания творческой личности, способной воплощать свои идеи в жизнь.

Основным нововведением стандартов второго поколения является рассмотрение универсальных учебных действий (УУД), которые обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения. Универсальные учебные действия представляют собой: Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться в учебной деятельности, включая осознание ее цели, ценностно-смысловых и операциональных характеристик; Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В широком смысле термин УУД обозначает «умение учиться», т.е. способность человека к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия.

Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, - это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

Познавательные универсальные действия включают в себя приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному, профессиональному музыкальному творчеству - способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Педагогические приёмы для формирования УУД

ЛИЧНОСТНЫЕ: дай себе помочь, выход за пределы, отсроченная реакция, лови ошибку, театрализация, идеальное задание.

Дай себе помочь: я максимально использую ситуации, в которых ученики могут мне помочь. Я предлагаю ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применяю в дальнейшем на уроках (это задания для контрольной работы, кроссворды, ребусы, загадки).

Выход за пределы: В ходе конструирования урока я выхожу за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов (например, при изучении темы «Балет «Спящая красавица» П.И. Чайковского» дети рассказывают о своих любимых героев из мультфильмов и сказок.

Отсроченная реакция: Я после прослушивания музыки и заданного вопроса не тороплюсь опрашивать учеников. Выдерживаю определённая пауза. Это позволяет "подтянуться" тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный мной вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне - тугодум), поразмышляв, может выдать мне блестящий ответ.

Лови ошибку! Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки.

1.Сначала я учеников заранее предупреждаются об этом. Но в дальнейшем я вывешиваю восклицательный знак. Иногда, особенно в младших классах, подсказываю "опасные места" интонацией или жестом. Здесь важно научить детей быстро реагировать на ошибки. (Людвиг ванн Бетховен русский композитор).

2. Ученик получает текст со специально допущенными ошибками - пусть «поработает учителем». Тексты подготавливаю заранее или пользуюсь материалом который приготовили другие ученики, в том числе старшие.

Театрализация. Разыгрывание сценок на учебную тему. К примеру 4 класс тема «Музыкальные инструменты. Квартет». Дети разыгрывают басню И.А.Крылова «Квартет»).

Идеальное задание : Я предлагаю выполнить дома работу по выбору учащихся. На пример: сочинить мелодию к стихотворению, которое понравилась ребенку больше всего (учебник 2 класс с.64-65) или нарисовать рисунок на понравившееся стихотворение; сочинить стихотворение, на произведение, прослушанное во время урока или нарисовать свои впечатления.

Здесь важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, т.е. ребенок делает то, что ему больше нравится.

Результаты развития личностных УУД:

Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания;

Самоопределение - определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ: "Лист защиты", резюме, вход в урок, идеальный опрос, райтинг, организация работы в группах, светофор.

«Лист защиты» Я перед каждым уроком, всегда в одно и то же место, ложу "Лист защиты", куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Я, подшивая эти листы, и держу ситуацию под контролем. Пример: ребенок выполняет все задания заданные мной на уроке, но я его не спрашиваю, что именно он выполнил и как он выполнил; не спрашиваю мнения о прослушанном произведении, какую песню будем петь на уроке и т.д.- ребенок молчит весь урок.

Резюме: Ученики письменно отвечают на вопросы, отражающие их отношение к уроку, учебному предмету или ко мне.

Вход в урок Я начинаю урок с "настройки". Например, знакомлю с планом урока. Это делаю в полушуточной манере. Например: сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями - а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос: (тема урока в вопросной форме, загадке, ребусе). После расслабимся прослушивая музыку. Затем потренируем мозги умными мыслями о прослушанной музыки на уроке. И наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (что дети узнали на уроке нового).

Идеальный опрос: ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Райтинг (от англ. right - правильно): завершив работу, ученик сам ставит себе
отметку. Затем ее оценивает учитель. Записывается дробь. Например: 4/5, где 4 -отметка ученика, 5 - отметка преподавателя. Прием используют с целью согласования критериев отметки. Через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают. Еще одна цель использования данного приема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд.

Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания.

Светофор Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который назовем: «Светофор»

«Светофор» - это всего лишь длинная полоска картона, с одной стороны красная, с другой - зеленая.

ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу.

Способ применения светофора зависит от типа опроса.

Красный сигнал означает «Я не знаю!» или «Нет». Это - сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку - пусть она и не идет в журнал.

Зеленый сигнал - «Знаю!» . или «Да».

Результаты развития регулятивных УУД:

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий.

Оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: Свои примеры, пересечение тем, повторяем с контролем, «Да» и «Нет» говорите, опрос "по цепочке", опрос-итог.

«Да» и «Нет» говорите. Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":

  • связывать разрозненные факты в единую картину;

  • систематизировать уже имеющуюся информацию;

  • слушать и слышать учеников.

Суть игры: я загадываю число, предмет, композитора или героя оперы, балета и др. Ученики должны узнать, что я загадала. Для этого они задают вопросы, на которые я отвечаю только словами "да", "нет", "и да", "и нет".

Результаты развития познавательные УУД:

Общеучебные универсальные действия (выделение и формулирование познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов действия, контроль и оценка процесса, постановка проблемы, моделирование);

Логические универсальные действия (анализ объектов выделения признаков, синтез, классификация объектов, установление причинно-следственных связей, логическая цепь рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование);

Постановка и решение проблемы (формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера).

КОММУНИКАТИВНЫЕ: взаимоопрос, организация работы в группах, "Да" и "Нет" говорите, советуйтесь.

Взаимоопрос. В конце урока дети друг другу задают вопросы по пройденной теме.

Организация работы в группах, причем группы могут получать как одно и то же, так и разные, но работающие на общий результат задания. Я после прохождения большой темы ( 4 класс тема «В музыкальном театре») провожу игру «Своя игра» или «Музыкальная викторина», где вопросы задаются по пройденному материалу.

«Да» и «Нет» говорите. Игра ставит учащихся в активную позицию. Эта игра "учит":

  • связывать разрозненные факты в единую картину;

  • систематизировать уже имеющуюся информацию;

  • слушать и слышать учеников.

Суть игры: я или ученик загадывает число, предмет, композитора или героя оперы, балета и др. Ученики должны узнать, что я загадала. Для этого они задают вопросы, на которые я отвечаю только словами "да", "нет", "и да", "и нет.

Советуйтесь: я советуюсь с учащимися, обсуждая, например, проблемы
отношений. Я убеждаю учеников, что их мнение значимо для меня, но предупреждаю: последнее слово остается за мной. Важно поблагодарить учеников за совместное обсуждение.

Результаты развития коммуникативных УУД:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

Решение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

Управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению, позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания, в том числе, в области музыкального образования и являющиеся формой выражения сформированности ключевых компетенций в этой области.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Технологическая карта урока музыки

по теме: Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки

Раздел «В музыкальном театре»

Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Музыка» по теме Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Учебные задачи:

  1. направленные на достижение личностных результатов:

  • формирование основ уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности;

  • формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

  1. направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств осуществления деятельности в разных видах и формах;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия и исполнения музыки;

  • формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов оперы;

  • взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

  1. направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • знание основных закономерностей музыкального искусства (опера, увертюра);

  • формирование основ музыкальной культуры;

  • умение эмоционально и осознанно относиться к классической музыке и современной песне;

  • развитие художественного вкуса и интереса к музыкальной деятельности.

Оборудование и материалы:

  • Учебник «Музыка. 2 класс» авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина;

  • Хрестоматия «Музыка. 2 класс».

  • Фонохрестоматия. 2 класс.

  • Пианино.

  • Карточки с новыми терминами .

  • Плакат с текстом песни «Сказки гуляют по свету».

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организа

ционный момент

Настраивание учащихся на деятельность.

Входит в класс под музыку Арабского танца из оперы «Руслан и Людмила»

- Какую тему для разговора подсказывает нам музыка?

Приветствуют учителя.

Отвечают на вопросы учителя:

-Мир сказки, волшебства.

Личностные УУД

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Актуализация темы









Работа над осмыслением содержания музыки


Подготовка проблемной ситуации

-Какую песню уместно сейчас спеть, если сказка будет впереди?

-Кто рассказывает сказки детям?

Зачитать отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Рассказать краткое содержание сказки.

Знакомство с замыслом М.И. Глинки по созданию музыкального спектакля.

Дается понятие увертюры .

-Как вы думаете, какому герою сказки посвящена эта музыка?

Как получилось у М.И.Глинки создать образ Руслана? Какие средства выразительности он для этого использует?

Добро в сказке борется со злом.

В сказке Глинка рассказал о противниках Руслана.

-Как вы думаете,

какая музыка должна быть у злых сил?

Чтение отрывка из поэмы А.С. Пушкина о Черноморе.

- Обратите внимание на нотную запись в учебнике: как она отражает музыкальную характеристику образа Черномора?

-Подтвердились ли наши предположения относительно музыкального образа Черномора?

Какой музыкальный образ вам показался ярче: образ Черномора в марше или образ Руслана в увертюре?

А какой герой понравился больше?

Почему?


Исполняют знакомую песню Е. Птичкина «Сказки гуляют по свету» (2 куплета), вспоминают героев.

Дети перечисляют, вспоминают Кота ученого.

Индивидуальное и коллективное чтение отрывка на стр. 82 учебника.

Дети называют сказку.

Вспоминают термин «опера».


Слушание увертюры к опере

«Руслан и Людмила» (главная партия)

Характеристика героя-Руслана

Отвечают, используя понятия «темп, динамика, тембр».

Обращение к характеристикам музыки в учебнике на странице 82.

Дают предполагаемую характеристику музыки злых сил.

Обращение к учебнику на стр.84.

Описывают образ Черномора.

Слушание марша Черномора.

Называют средства музыкальной выразительности. Раскрывают доступные особенности нотной записи.


Сравнивают тембр инструментов в Марше с тембрами Арабского танца


Отвечают, аргументируя своё мнение.



Коммуникативные УУД

Участие в коллективном пении.

Регулятивные УУД

Учатся слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные УУД

Учатся работать с печатным текстом.

Познавательные УУД

Учатся понимать

особенности музыкального театра.

Регулятивные УУД

Учатся воспринимать музыку как образное искусство

Познавательные УУД

Учатся использовать специальную терминологию музыкального искусства.

Коммуникативные УУД

Учатся строить понятные аргументированные высказывания.

Познавательные УУД

Учатся выделять специальную информацию из нотного текста.


Коммуникативные УУД

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания.

Регулятивные УУД

Развитие умения осмысливать полученную информацию.

Познавательные УУД

Формирование умения излагать свою точку зрения.

Развитие умения глубже понимать смысл произведения.

Обобщение урока и вывод.

Вспомнить важные слова из песни «Сказки гуляют по свету».

Разучивают 3 куплет песни «Сказки гуляют по свету», слова которого подсказывают нравственный вывод: «Добро побеждает зло».

Делают вывод темы урока.


Регулятивные УУД

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Планируемый результат деятельности: размышлять о добре и зле, оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.




© 2010-2022