«Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения»

Открытый урок  в музыкальной школе по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения»  Цель урока: показать эффективность занятий хоровым пением, результаты развития вокально-хоровых навыков, формирования певческой эмоциональности и выразительности исполнения произведений. Главная задача: соблюдение правил пения, охрана здоровья, голоса.Вопитание у детей доброжелательного отношения друг к другуНаучить детей правильно использовать природные данные голоса не только на уроке, но и во...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская музыкальная школа №1 города Крымска муниципального образования Крымский район













Открытый урок


Тема: «Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения»











Преподаватель МБОУ ДОД ДМШ №1

Воробьева А.С.









2013 год

город Крымск

Здоровьесберегающие технологии на уроках хорового пения

Цель урока: показать эффективности занятий хоровым пением, результаты развития вокально-хоровых навыков, формирования певческой эмоциональности и выразительности исполнения

Задачи:

  1. Дать общее представление родителям о здоровьесберегающих технологиях, применяющихся на уроке.

  2. Закрепить с учащимися понятия о соблюдениях правил пения в хоре, охране здоровья, голоса.

  3. Воспитывать у учащихся доброжелательное отношение друг к другу.

  4. Исполнить произведения разные по темпу, ритмическому рисунку, характеру.


Ход урока

1. Организация учащихся.

2. Разминка:

начинается с оздоровительного массажа, включающего в себя энергичное постукива-ние зон гайморовых пазух, расположенных над бровями и по бокам от переносицы, где скопление слизи во время насморка

выполнение дыхательных упражнений лечебной гимнастики Стрельникой.

Лечебное воздействие гимнастики Стрельниковой

Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика восстанавливает дыхание голос певцам и чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом:

  1. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание

  2. Улучшает дренажную функцию бронхов

  3. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровеснабжении, в том числе и лёгочной ткани

  4. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус. Улучшает нервно- психическое состояние.

Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего «стрельниковская сотня» - 96 раз, но поскольку эта гимнастика один из видов разминки на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем, примерно мы успеваем сделать 8-16 движений каждого упражнения.

Основной комплекс дыхательных упражнений

Упражнение «Ладошки» (разминочное )

Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «зрителю», руки далеко от тела не уводить. Делайте короткий, шумный. Активный вдох носом и одновременно сжимайте кулачки в ладошки.

Упражнение «Погончики»

Исходное положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу.

В момент короткого и шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются

Упражнение «Насос»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены.

Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена

(смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»).

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос.

Упражнение «Кошка»

Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем лёгкие, пружинистые, танцевальные движения, одновременно поворачивая туловище то вправо. То влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками лёгкое «сбрасывающее» движение.

Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас «не заносило» на поворотах.

Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени то гнутся, то выпрямляются, приседание лёгкое

Упражнение «Обними плечи»

Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу. А не крест-накрест.

Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»)

Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами- движениями.

Итак: поклон полу, руки к коленям - вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице - встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох).

Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь: всё делается легко и просто «Повороты головы»

Исходное положение: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.

«Китайский болванчик»

Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идёт к правому плечу - короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идёт к левому плечу - тоже вдох.

Словно мысленно кому-то говорите: «Ай! Как не стыдно!». Плечи при этом не дёргаются, голова посередине не останавливается.

«Круговой маятник» головой.

«Перекаты»

Исходное положение: Правая нога впереди, левая сзади на расстоянии шага. Переносим тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу. Левая сзади на носочках, согнута в колене - на неё не опираться.

«Шаги» передний шаг (рок-н-ролл)

Исходное положение: Встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой в этот момент слегка приседаем - делаем вдох. После этого поднятая правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох. «Шаги» задний шаг. На левой приседаем, правую отводим назад до ягодицы.

(Дети достаточно серьёзно относятся к выполнению этой гимнастики, прочищаются носы, дети начинают откашливаться). Если движения выполнить правильно, то сначала начинается легкое головокружение, которое быстро проходит и всегда побаливают мышцы пресса, как после интенсивных занятий физкультурой и дети всегда знают, где находится диафрагма.

Логопедическая гимнастика

на букву «Н»: девочка ноет, у неё болит зубик, она прикладывает поочерёдно руку то к одной щеке, то к другой, произносит длинно «Н-н-н», «Н-н-н» (все движения мы делаем примерно по 8 раз)

изображая звонок в дверь, произносим «тр-р-р-р» (8раз)

поднося кулачок к одному уху, представляем, что в руке маленький комарик, он пищит мягко: «Зь», в другом кулачке представляем большущего комара, он пищит «З» (поочерёдно по 4 раза)

Изображаем дворника с маленькой метёлкой рукой делаем дугообразные движения по маленькой амплитуде, произносим мягко «Щь» (мягкий знак в данном случае не орфографическая ошибка, а обозначение очень мягкого звука), Большая метла - увеличивается амплитуда дуги и звук произносится «Ш» (попеременно по 4 раза)

(написано в данном разделе много, но на самом деле темп урока таков, что все упражнения, уже достаточно проучены и занимают не более 5 минут)

Распевка: повторение правил пения сидя и стоя

Упражнения из Емельяновских «Машинка большая, маленькая» для стимуляции артикуляционного аппарата:

«Бармалей и принцесса» для выработки единой певческой постановки

Распевка «Ёж» («Ёж, ёж, где живёшь?, Маме яблоко несёшь?

- Я живу в густом лесу, маме яблоко несу»)

На одном звуке мы поём

Повторение и закрепление пройденных музыкальных произведений,

беседа о содержании, исполнение с движениями и в характере:

Муз. Г. Струве «Пёстрый колпачок» (поскольку каждый родитель, пришедший на урок, хочет увидеть выступление своего ребёнка, песня исполняется по куплету каждым рядом, затем дети исполняют её по 2 строчки по цепочке, стараются очень все: и шаловливые, и робкие)

Муз. Р. Паулса «Кашалотик»

Муз. Попляновой «Паучок»

Муз. Савельева «Зверобика» (с музыкально- ритмическими движениями)

Муз. Г.Струве «Колобок» (роль колобка исполняют дети поочерёдно)

Муз. Попляновой «Слово на ладошке» с ритмическими движениями (Эта песня выбрана последней не случайно. На обычном уроке мы исполняем её в начале урока в качестве распевки. Песню с музыкально - ритмическими движениями мы исполняем таким образом: после обычного текста каждый участник сегодняшнего концерта встает, кивает головой, называя своё имя, все участники коллектива как эхо повторяют это имя. На рядовых уроках, когда дети каждый урок встают, кивают мне и с удовольствием пропевают своё имя, а в других вариантах, для усложнения ритмического рисунка, мы пропеваем и прохлопываем имя и отчество родителей, я с лёгкостью запоминаю эту массу информации, не прилагая усилий. И ещё один вариантом вариант нашего исполнения: мы усложняем ритмический рисунок - это пропевание названий предметов, окружающих нас в данное время, действия этих предметов предметов. Такой вариант является чистой импровизацией. Дети, даже самые стеснительные с азартом включаются в эту игру, а варианты ответов типа «труба водопроводная, цветы не политые» вызывает у детей бурю положительных эмоций.

Подведение итогов

Урок прошел в темпе, дети и родители остались довольны уроком, цель и задачи урока выполнены


© 2010-2022