• Преподавателю
  • Музыка
  • Современная музыка в репертуаре младших классов ДШИ на примере альбома пьес для фортепиано В. Блока

Современная музыка в репертуаре младших классов ДШИ на примере альбома пьес для фортепиано В. Блока

Раздел Музыка
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление культуры администрации города Железногорска

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Железногорская детская школа искусств»



Методическая разработка на тему:

«Современная музыка в репертуаре младших классов ДШИ на примере альбома пьес для фортепиано В. Блока»

Автор: преподаватель по классу фортепиано Штукевич А. И.

Железногорск 2016

«Подвести ребенка к органическому восприятию музыки наших дней во всём её богатстве и полноте - сложная задача большого воспитательного значения». Н. Копчевский

I.Введение

II. Детская сюита «Игрушки»

III. Цикл «На четырех звуках»

IV. «Двадцать две пьесы на темы русских народных песен»

V. Цикл «В народных ладах»

VI. Заключение

Как известно, обучение на фортепиано преподаватель строит на основе постоянного расширения музыкального репертуара, который включает в себя знакомство с произведениями русской и зарубежной классики, народного творчества, с лучшими образцами современной отечественной и зарубежной музыки. Из опыта работы с детьми можно сделать вывод: если, занимаясь с ребёнком, упустить время и обратиться к современным произведениям не с самого начала обучения, то они позже воспринимаются значительно хуже и с большими трудностями. Воспитываясь только на европейской музыке XVIII - XIX веков учащийся привыкает к некоторым ее особенностям: мажорный и минорный гармонические лады с преобладанием вводного тяготения в мелодии и квартово - квинтового в басу, периодичность строения, двух и трёхдольные метры и т.д. Изучение маленькими пианистами современной музыки требует освоения новых средств выразительности: интонаций иного характера мелодии, ладогармонических, ритмических средств музыкального языка, фактурных особенностей и принципов формообразования. Необходимо, чтобы буквально с самого начала ребёнок учился воспринимать каждый компонент музыкального языка не как нечто незыблемое, а как динамический, естественно развивающийся элемент - без этого невозможно ограниченное понимание современной музыки. При этом важно в первую очередь уделять внимание специфичным явлениям в области лада, ритма, формы. Но, работая с учениками над произведениями современных композиторов, нельзя забывать высказывание Л. А. Баренбойма: « Современная музыка должна изучаться параллельно и одновременно с классической, но не обгоняя и не опережая её». Из всего многообразия педагогического репертуара большое внимание привлекает к себе детская музыка таких композиторов как Г. Свиридов, С.Прокофьев, Д. Шостакович, Д. Кабалевский, С. Баневич, С. Губайдулина, В. Блок, В. Гаврилин, С. Слонимский, И. Парфёнов и др. В качестве примера обратимся к творчеству современного композитора В. Блока. Владимир Михайлович Блок родился в 1932 году в Москве. Музыкальное образование получил в Московской консерватории, которую окончил в 1957 году по классу у В. Я. Шебалина и по классу фортепиано у Э. Г. Гилельса, а в 1961 году - аспирантуру Московской консерватории у С. А. Баласаняна. Среди произведений В. Блока - кантата «Весенняя песня» ( на стихи В. Маяковского и Н. Асеева), концерт для фортепиано с оркестром, «Словацкая сюита» для скрипки с оркестром, «Пассакалья и фуга» памяти С. Прокофьева для струнного оркестра, «Удмуртская рапсодия» (памяти Б.Бартока) для скрипки и фортепиано, струнный квартет, вокальный цикл «Скрипочка» (на стихи Л. Квитко), «Поэма о Волге» и «Героическая рапсодия на карельские темы « для оркестра русских народных инструментов, песни и танцевальные пьесы, инструментальные сочинения для детей. Для творчества В. Блока характерна опора на национальные истоки, корни которых берут начало в народной музыке с её самобытностью, красотой мелодии, ладовым, гармоническим и ритмическим своеобразием. В своих сочинениях композитор обращается к русскому, карельскому, удмуртскому, мордовскому, чешскому, словацкому и венгерскому фольклору. И такая его позиция - правильная. Ведь начинать свой путь в мир музыки детям легче с сочинений, опирающихся на давно сложившиеся и, несомненно, самые глубокие жизненные основы музыкального мышления. О его детской музыке мудрые слова сказал Р. Леденёв: «Он( Блок), работая в различных жанрах музыки для детей на протяжении многих лет, очень любит создавать эти маленькие для «больших»( но достаточно большие для «маленьких») пьески, где композитор подвергает себя сразу многим ограничениям: приходится «умещаться» в подходящую для детей краткую форму, следовательно избегать «многословия», что не всегда легко, тщательно следить за удобством фактуры, чистотой языка, ибо неосторожно использованная. Трудная для детского восприятия деталь может погасить интерес к произведению; надо считаться и с другими условиями, которые необязательны для музыки «взрослой». В. Блок всегда стремится заинтересовать ученика нестандартными образами, техническими решениями, новыми для него звуковыми красками и фактурными приёмами, имея в виду главную цель педагогики - художественное воспитание подрастающих музыкантов. При изучении современного репертуара, кроме освоения разнообразных исполнительских приёмов, очень важна работа над художественным образом произведения, которую можно выполнить только преодолевая исполнительские трудности, активизируя мысленные процессы ученика на выразительное исполнение пьесы. Решение этих задач можно показать на примере альбома пьес для фортепиано В. Блока. Альбом пьес включает в себя образные и выразительные сочинения, доступные для детей. Условно их можно представить в виде четырёх разделов: I - сюита «Игрушки». Она уже утвердилась в детском репертуаре. II - цикл «На четырёх звуках». В нём композитор определяет для себя главное условие: мелодический голос, более трудный, «располагается» только на четырёх звуках (так удобнее играть начинающим пианистам). III - « Двадцать две пьесы на темы русских народных песен». В нём, пожалуй, впервые столь широко использованы мелодии детских народных напевов разных жанров.

IV - цикл « В народных ладах». Здесь явственно ощутимы интонации и ритмы народной музыки.

В сюите «Игрушки» представлены семь разнохарактерных детских пьес. Композитор посвятил эту сюиту дочери Ирине. Все пьесы сюиты одночастные и двухчастные, начинаются из - за такта, кроме №5«Часы». 1. «Ванька - встанька». Это - любимая игрушка маленьких детей легко запоминается в процессе изучения. Основной приём исполнения - staccato. Движение идёт от пятого к первому пальцу тогда, когда в образном представлении ребёнка, он толкает Ваньку - встаньку, радуется, - сопровождается квинтами и секстами на сильной доле. В последнем такте ребёнок, играя мелодию то правой, то левой руками мысленно как бы «толкает игрушку каждой рукой по очереди»; появившиеся в конце второго аккорда (первый с пониженными третьей и седьмой ступенями и второй - мажорный - на повышенной седьмой ступени ) приводят мелодию к тонике G- dur. Ванька - встанька остановился. И как он остановился - ребёнку это тоже понятно и очень интересно. 2. «Утёнок». Вся пьеса наполнена жалобными интонациями. Исполняется напевно. В каждом такте есть встречные знаки, в этом - трудность её изучения. Мелодия здесь звучит в партии левой руки, начинаясь из - за такта и заканчиваясь на третьей доле следующего такта; она ( мелодия) пронизана маленькими вздохами, ограничивающимися короткими лигами. Добиться её правильного исполнения учеником можно только добавив подтекстовку: «Утёночек мой, куда ты идёшь? Ведь ты же совсем ещё мал». В середине пьесы появляются октавы, это говорит о том , что пьесу надо играть тем детям, аппарат которых готов к игре октав; начинать можно во втором классе. Здесь появляется одно из средств выразительности - педаль. Если в середине она прямая и - на сильную долю, то в последнем четвёртом такте берётся на вторую долю, подчёркивая жалобные интонации мелодии и сопровождая её квартами, квинтами, секстами (по две на legato). 3. «Солдатики». Здесь интересны предложенные автором два варианта исполнения. Первый - правая рука играет на фортепиано мелодию, а левая рука выстукивает ритм на крышке инструмента, подражая звучанию барабана. Это позволяет добиться у ученика очень быстрого усвоения и понимания ритма всей пьесы. Второй - это когда вместо выстукивания может исполняться нотная партия левой руки. Сама пьеса представляет собой весёлый, подвижный марш. Восьмая с точкой и шестнадцатая - это ритмическая особенность всей пьесы - в первой части исполняется одновременно двумя руками с акцентом на восьмую с точкой; во второй части фактура усложняется автором тем, что к аккордам в левой руке в мелодии добавляются сексты. В конце второй части есть замедление и после недолгой ферматы звучит ( в первоначальном темпе), образно говоря, команда: «Встать, смирно!». 4. «Балерина». Пьеса звучит в темпе вальса. Не будет преувеличением сказать, что она является самой трудной в сюите. Первое - она исполняется в тональности Ges - dur. Второе, в ней много встречных знаков. Третье, в первой фразе второй части скачки в мелодии на сексту, септиму требуют хорошей растяжки пальцев и ладонных мышц у ученика. Чтобы преодолеть эти трудности, необходимо разучить с учеником гамму Ges - dur. Далее, когда ученик её играет, говорить, например ля-бекар, до-бекар - и ребёнок должен, не останавливаясь, тут же сменить знаки на этих ступенях. Эта интересная игра очень полезна. Кроме того, здесь необходимо для развития мышц ладони жать ученику такое упражнение: руки подняты перед собой, локти согнуты, ладони «смотрят» вниз, кисть чуть выше запястья - это исходное положение. На счёт «раз» - ладонь натягивается, пальцы при этом поднимаются вверх; на счёт «два» - мышцы ладони расслабляются, пальцы опускаются, ладонь - «закрывается». Обратить внимание ученика надо на то, что кроме прямой педали автором вводится запаздывающая педаль. Пьеса рекомендуется для учеников третьего класса. 5. «Часы». Название пьесы вызывает у ученика ассоциации с реальностью быта, ведь в каждой семье есть часы. На длинных, долгих и спокойных квинтах звучит в третьей октаве мелодия, построенная на пяти звуках. Простота исполнения, применение педали на первой доле такта позволяют играть эту пьесу в подготовительном и в первом классах. 6. «Матрёшки». В этой пьесе немаловажно развитие образного мышления ученика. У всех детей в детстве есть русская деревянная матрёшка, а в ней три, четыре маленькие матрёшки помещаются внутри. Итак, первая часть - ребёнок весело играет с ними, придумывает им различные танцы. Во второй части звучание мелодии скачками по квартам сопровождается решительными неуклюжими септимами. Это начала плясать большая матрёшка. И вот, когда все матрёшки собраны в большую, неожиданно опять звучит мелодия из первой части, но уже - в высоком регистре. Это самая маленькая матрёшечка оказалась забытой. Ребёнок тут же берёт её в руки, складывает в большую матрёшку. Игра закончилась. Так как в мелодии почти в каждом втором такте звучит синкопа, а во второй части - аккорды с форшлагами, использование педали (даже на третью долю снятие её на сильную долю) предполагают разучивание этой пьесы к концу второго и в начале третьего годов обучения. 7. «Футболисты». Эта пьеса заканчивает всю детскую сюиту. Здесь, работая над формированием целостного звучания каждого музыкального предложения, необходимо выбрать « опорной» правую руку. Кроме этого, появление аккомпанирующих аккордов и секунд в линии баса на слабой доле и их скачки в левой руке по всей клавиатуре требуют уделить много внимания координации движений. В пьесе - сложная педализация. В виде упражнения можно взять игру только аккомпанемента с педалью, чтобы организовать движения ноги и левой руки, дабы взять педаль на слабую долю и одновременно при перекрещивающихся движениях рук исполнять всё на одном дыхании. И, основное, надо помнить о необходимости точно выполнять указанный автором с первых тактов штриховой рисунок. В цикле «На четырёх звуках» - всего пять пьес. Он посвящён двум дочерям Ире и Кате. Цикл представлен следующими пьесами: «Колыбельная», «Прибаутка», «Грустная песенка», «Гармоника заиграла», «Серенада». Мелодия каждой пьесы основана на четырёх звуках в объёме кварты. Во всех пьесах решается много чисто пианистических задач, связанных с особенностью детских рук (удобная для них фактура), так как пьесы создавались композитором для дочерей, занимающихся игрой на фортепиано. Элементы музыки, даже взятые в отдельности, представляют ценные средства воспитания: ритм развивает внимание, сосредоточенность, определенность, способность к тренировке ; мелодия открывает мир чувств; динамика, тембр заостряют слух, восприятие. Во всех пьесах надо добиться как бы двух планов ( солист и сопровождение, то есть «воздух» мелодией и аккомпанементом). В отношении динамики авторские указания минимальны. Здесь предоставлен простор для фантазии ученика. При работе применяем различные динамические краски, находя более подходящие для передачи характера каждой пьесы. 1. «Колыбельная». Уже при разучивании легких пьесок ученик начинает вслушиваться в ладовую и гармоническую окраску звучания. Первые навыки слышания гармонии прививаются при воспроизведении певучих мелодий на фоне остинатных звучаний «пустых» квинт в басу. Ученик вслушивается в протяженность баса и постепенно начинает ощущать различия в его динамической окраске, связанные с развитием мелодического движения. Эта пьеса - пример для изучения двухплановой фактуры. Ученик должен раскрыть характер мелодии и структуру фраз. Исполнению каждой двухтактной фразы предшествует глубокое «вокальное» дыхание и «дышащее» рессорное «погружение» руки в клавиатуру на начале фразы ,переходящее в цельное плавное движение вплоть до её окончания. В целях активизации слухового восприятия гармонии в «Колыбельной» ( и в подобных по фактуре пьесах) полезно оживить звучание «пустых» квинт фона характерной жанровой ритмикой «качания». Если ученик недостаточно выразительно интонирует мелодию пьесы, можно обратиться к приёму словесной подтекстовки; ведь недаром народ называет колыбельные «байками» (от слова - « баить»), что значит «шептать, заговаривать». 2. «Прибаутка». Музыка для детей издавна связывалась у композиторов с музыкальным творчеством народа, с искусством фольклорных «малых» форм. Музыкальные народные произведения для детей - песни, прибаутки и присказки, игры с пением. Эта пьеса привлекает ярким национальным колоритом, образностью, простотой фактуры, рассчитанной на маленьких пианистов. 3. «Грустная песенка». Пьеса полезна для развития гармонического и линеарного мышления, а также навыков певучей игры. Композитор сумел выпукло вывить выразительное своеобразие трёх элементов ткани - мелодии, гармонии, баса. При изучении пьесы каждый из этих элементов должен прослушиваться как самостоятельно, так и в соединении с его окружением. Велика роль басового голоса и гармонического фона при исполнении пьесы. Мелодия испытывает на себе почти прямое воздействие баса и гармонии. В мелодии надо добиться связанности при повторяющихся звуках legato. Нередко в этих случаях ровность мелодической линии разрывается и в ней возникают «толчки». Для преодоления подобных трудностей необходимо, чтобы ученик почувствовал в каждом конкретном случае характер мелодического развития: имеет ли здесь место подъём или спад динамической волны. Это также связано и с использованием едва заметных динамических изменений внутри фразы. Динамика подобного рода либо вовсе не обозначается в нотах, либо обозначается частично, в самых общих чертах, но ей надо уделять самое пристальное внимание, то есть она чрезвычайно важна для выразительного исполнения. Поэтому необходимо как можно раньше вводить ученика в эту область исполнения и систематически работать над ней. Воспитывая в процессе работы над мелодией интонационный слух учащегося, необходимо приучать его всё более тонко слышать ладо - тональное тяготение, различать выразительный смысл опорных звуков и т.д. Фактура «Грустной песенки» представляет собой исключительно благоприятный материал для овладения запаздывающей педалью. 4. «Гармоника заиграла». Эта пьеса с таким образным названием отличается степенью конкретности отображаемого музыкального материала. В аккомпанементе использованы приёмы звукоподражания - звучание гармоники («кнопочки» на гармонике). Приём этот оказывается одним из важных элементов в развитии на ранних этапах слухового воображения ученика. Мелодия (партия правой руки) очень проста и легко запоминается (восьмая с точкой и шестнадцатая - очень хорошо «схватываются» на слух). Ученика надо только попросить пофантазировать, чтобы передать характер пьесы.

5. «Серенада». Из всех пяти пьес эта - наиболее трудное произведение. «Название - важный элемент для детей. Образная конкретность - непременное качество детской музыки, а удачно найденное название - толчок и для композиторского и для детского воображения». (С. Слонимский) В данной пьесе использован характер старинной серенады, поэтому и надо передать колорит музыки XVII - XVIII веков. В мелодии (партия правой руки) ученику надо помочь проследить её развитие, тяготение к кульминационной точке; обратить внимание на значение начала и окончания фразы. Ученик должен почувствовать, что музыка пьесы подобна человеческой речи, она осмысленна и выразительна. В аккомпанементе - однообразная ритмическая фигурация (квинты, терции) - отображено звучание старинного инструмента. При работе с учеником важно добиться правильного приёма игры «повторяющихся пустых квинт», понять их ритмическую пульсацию. В основу «Двадцати двух пьес на темы русских народных песен» легли напевы из сборника «Жаворонушки» (записи, нотации и составление Г. Науменко, М., 1977г.). Это первое в русской фольклористике развёрнутое издание русских народных песен, создававшихся для детей и сложенные самими детьми. Лучшая основа национальных черт - народная традиция, в первую очередь с её игровыми и детскими песнями. Поэтому на начальном этапе обучения должны обязательно использоваться народные детские считалки, скороговорки, песни , прибаутки. Большинству пьес этого цикла предпосланы тексты песен (полностью или начальные строки). В некоторых - №6, 8, 14, 16 - ритмика мелодии несколько отличается от песенных вариантов. Во всех остальных пьесах ученикам можно напевать мелодию с текстом, играя пьесу (но лишь на определённом этапе её разучивания, а не в итоговом исполнении). Пьесы могут исполняться как в отдельности, так и небольшими циклами, например: №1 - 3, 4 - 5, 1 - 5, 6 - 8, 15 - 16, 15 - 18, 19 - 20, 19 - 22, 21 - 22. 1. «Весна идёт» Весна идёт, земля гудёт: Гу - гу - гу - гу! Кулик поёт, трава растёт: Гу - гу - гу - гу! Весна идёт, в поля зовёт: Гу - гу - гу - гу! Мы знаем, что музыкальные формы являются живой историей музыки. Так, в этой пьесе, начиная с многократного повторения самого маленького мотива на трёх звуках, перед нами раскрывается она из ступеней развития народной музыки. Мелодия звучит на фоне квартово - квинтового сопровождения. В этой пьесе, открывающей цикл ( пьесе - вступлении), автор сразу же показывает ученику всю клавиатуру. Последнее звучание тоники «до» в двух руках вбирает в себя шесть октав. 2. «Колыбельная». Исполняется словно говорком. Звучание на non legato должно быть плавным, «обволакивающим». Звуки ласково перебираются, переступают с одного звука на другой. Линия протяжного баса не нарушается, а дополняется во второй фразе синкопой. Во втором предложении линия баса проводится квинтами на legato с подменой первого и второго пальца на одном аккорде. 3. «Потешка». Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка, Принесёт орешки - Для маленькой потешки. Двухтактовый мотив звучит на протяжении всей пьесы. Постепенное усиление мелодии от игривого и весёлого до решительного и смелого звучания к концу пьесы позволяет добиться единого целостного исполнения. Сочетание квинтового скачка на staccato и legato на двух звуках представляет собой яркий пример контрастности штрихового рисунка. 4. «Колыбельная». Пьеса полифоническая, трёхголосная. Здесь важно проведение первого мелодического голоса в 1 - 4 тактах, а затем его повтор, но уже в третьем голосе. В пьесе необходимо добиться разнотембрового звучания всех голосов. В завершающей всё построение реплике важно услышать, как бы пропеть, например, такие слова: «Усни, моя детка!». 5. «Сказка про медведя». Как разучить пьесу со сложным размером пять четвертей? Главное внимание - от образа к звуку. Ученица 1класса Башмакова Юля сочинила такие слова к пьесе: Как - то раз спешил медведь домой. Шёл он, шёл своей дорогой, Нёс колоду мёда сладкого. А навстречу серый волк брёл, «Здравствуй, мишенька, друг! Ты куда спешишь так? Я спешу, спешу к себе домой, Медвежатам мёда я несу! Что ж, прощай тогда!» Исполняя пьесу, словно рассказывая (на что есть указания автора) ученица одновременно слышит тяжёлые шаги огромного неуклюжего медведя. 6. «Мы посадим яблоньку» ( игровая ). Мы посадим яблоньку, На горе, на горе. Наша яблонька расцветёт, По весне, по весне. Четырёхзвучная мелодия, исполняемая legato и сопровождаемая квинтами, дающими ощущение покоя, играется в среднем и высоком регистрах. Пьеса рекомендуется в первом классе обучения. 7. «Игровая». На фоне ровного звучания восьмых в партии левой руки опеваются шестнадцатыми нотами главные ступени лада - I, IV, V. 8. «Скороговорка». Заморозки на село, Ан одно мокро окно Замокростуденело - Пока распелеполенивали полено. Пьесу надо играть, подражая гармонике. Здесь появляется репетиция, поэтому надо давать на этот приём различные, но короткие упражнения. 9. «Протяжная». В этой пьесе появляется переменный размер: чередование трёх и двух четвертей. Пьеса проста и необъёмна по фактуре. Она может быть сыграна учениками подготовительного и первого классов. 10. « Считалка». Раз, два, три, четыре, пять : Выбегали - тко играть, Встали в круг и ну считать, На водилку выбирать. Характер исполнения - стремительно и скоро - сопровождается игрой восьмых на staccato. 11. «Приговорка». Ути - ути: ти - га -ти Тышкауть, тышкауть. Кыште, кыште, со воды, Тышкауть, тышкауть. Ти - ли - ти - ти, до весны, Тышкауть, тышкауть. Ученик, играя пьесу, напевает слова, полностью совпадающие с мелодией, состоящей из трёх звуков. Звучание чистых квинт - этот простой способ аккомпанемента может быть освоен учеником в начале первого класса. 12. «Сказочка». Эта пьеса по форме - двухчастная. Мелодия звучит в партиях обеих рук в унисон. Важно, чтобы кончики пальцев ощутили дно клавиши, играя медленно на non legato первую часть пьесы. Во второй части противопоставлены два приёма игры: мелодию надо исполнять на legato, а линию баса - на staccato, словно «щипком». 13. «Шалуны - балуны» (считалка). Шалуны - балуны, Выбегайте во дворы. Становитесь играть, Воеводу выбирать. Эту пьесу можно разучивать так же, как №10. 14. «Припевка». Гаю - гаю - гаю, Пойдём до чаю, Собирать орешки - Ване на посмешки. В пьесе размер 5/8. Неторопливо звучащая мелодия (шестнадцатых и восьмых) сопровождается жалобными, грустными интонациями полутонов в левой руке. 15. «Колыбельная». Зыбаньки - позыбаньки, Голубочек миленький, Ясное ты солнышко, Чистая ты звёздушка. Зыбаньки - позыбаньки, Голубочек тихинький, Свежая росушка, Белая берёзушка. Скачкообразная, ритмически упругая мелодия требует отдельного разучивания: прохлопывания и проговаривания слов перед игрой на фортепиано. В партии правой руки - круговое движение кисти на скачках выполняется в сторону пятого пальца. 16. «Дождик, лей на крылечко» ( игровая). Дождик, лей на крылечко. Дадим огуречка. Дождик, лей пуще! Дадим щей гуще. Исполняется звонко, весело на. Здесь важное значение имеет аккомпанемент: звучание восьмых то на сильной , то на слабой доле. 17. «Хороводная». Это - двухголосная полифоническая пьеса. Исполняется неторопливо, задумчиво. Мелодия первого голоса, состоящая из трёх звуков, звучит на фоне «глубокого» (вокального) legato во втором голосе. Надо помнить о тембровой окраске каждого голоса, и проучить сначала каждой рукой отдельно, затем - двумя руками вместе. 18. «Бежит зайка по дороге» (считалка). Бежит зайка по дороге, Да устали сильно ноги, Захотелось зайке спать, Выходи тебе искать. Пьеса разучивается также, как и №16. 19. «Приговорка» Ку - ку, кукушонок, Ку - ку, кукачок, Кук - мак, кук - вяк, Дай медный пятак. Пьеса написана в gis - moll. После вступления однотактовый мотив звучит на фоне отрывистых аккордов квинтами. 20. «Считалка». Живо, живо без оглядки, Убегай во все лопатки, Прячься за амбар, избу, За соломенну копну. Разбегайтесь - ка, ребятки, Начинаем играть в прятки. Больше всего в этой пьесе представляет трудность исполнение staccato.Кончики пальцев должны быть очень чувствительны, они энергично схватывают каждый звук, при взлёте руки вверх они отскакивают так быстро, как будто в них находится множество «иголочек». 21. «Закличка». Кулик, из - за моря, Лети, лети до поля. Неси по воле, Весну, весну в подоле! Здесь мелодия каждого мотива совпадает со словами «Заклички.». Поэтому игра мотивов на legato с подтекстовкой нетрудна. Однако, появляющиеся у ученика расхлябанные движения кисти при игре мелодии на legato в процессе работы можно убрать так: отработать огибающее движение кисти вверх ( проучив первый мотив по всей клавиатуре восходящей секвенцией); кисть, находясь в свободном положении, готовится к снятию в конце каждой секвенции, а пальцы играют легко и без глубокого нажима в клавиши. 22. «Плясовая». Ух, ух во весь дух! Попляши Иван за двух, У ворот солноворот! Выходи, плясать народ. В этой пьесе надо добиваться осознанного различия в двигательных ощущениях рук, то есть правая рука должна быть опорной. Большую пользу принесёт исполнение мелодии с простукиванием ритма левой рукой по крышке фортепиано. Играя мелодию, напевая слова и простукивая аккомпанемент, ученик очень быстро осваивает переменный размер (3/4 на 2/4). Четвёртый раздел сборника пьес В. Блока заканчивает цикл «В народных ладах». Вопрос ориентировки ребёнка в ладовой структуре произведения должен постоянно находиться в поле зрения преподавателя. Ладовые особенности этих четырнадцати пьес заключаются в том, что кроме привычных мажора и минора, в современной музыке встречаются и другие лады: диатонические (дорийский, фригийский, лидийский), пентатонный лад, а также разнообразные виды мажора и минора с увеличенными и уменьшёнными интервалами, столь часто встречающиеся в народной музыке разных стран. Лады, в которых написаны пьесы, распространены не только в русском музыкальном фольклоре, но и в музыке других народов ( у башкир, венгров, поляков). Три пьесы из цикла основаны на подлинных народных мелодиях. Народная окраска пьес цикла проявляется и в том, что В. Блок связывает их с жанрами фольклора и с имитацией звучания народных инструментов: «Русская песня», «Былинный напев», «Рожки и балалайки», « Наигрыш волынки». Использует композитор и звукоподражательный приём: «Башкирские частушки» - аккомпанемент изображает гармоники; «Старинная серенада» и «Наигрыш волынки» - аккомпанемент передаёт игру волынки. Ощущение учеником различной ладовой окраски лучше воспринимается, если сыграть контрастные звукоряды и эмоционально на них отреагировать. Кроме ладовых особенностей для пьес очень характерны особенности ритмические: сложные и переменные размеры, фигуры «пунктирного ритма». Научить воспринимать и естественно передавать сложные размеры - важнейшая задача, ибо эти размеры получили широкое распространение в профессиональной музыке. Инерция восприятия привычных метров настолько сильна, что разбирая пьесу, например в пятидольном размере, ученик инстинктивно или укорачивает его до четырёхдольного или передерживает до шестидольного. Привычка к периодическим метрам и квадратной структуре неизбежно ведёт к известной схематизации мышления, и избегнуть этого, проходя с учеником традиционный материал, почти невозможно. В пьесах распространён приём остинато. Чаще всего это неизменное движение в басу, на которое накладываются разнообразные гармонии. На фоне одной и той же повторяющейся фигурации интенсивное и гармонически богатое развитие остальных голосов, что, несомненно, приносит большую пользу для развития гармонического слуха. Во многих пьесах (в аккомпанементе), по выражению К. Орфа, применяется « стиль бурдон». Он открывает путь этнографическому разнообразию ладов. В основе многих пьес лежит чисто пианистическая задача: овладеть самыми высокими и самыми низкими регистрами инструмента, переброской рук, приёмами legato и staccato, аккордовой и терцовой техникой, необычными метроритмическими построениями. И, однако, нигде инструктивная направленность не вступает в противоречие с задачами художественными. Так «изнутри», из самой организации музыкального материала ( в данном случае ладотональной, гармонической, структурной), а не только по «внешним» признакам - исполнительским указаниям в нотном тексте (динамическим, артикуляционным и др.) ребёнок учится постигать язык музыки, его выразительный смысл, его художественную основу. Происходит, по выражению Г. Нейгауза, формирование первых «музыкально - теоретических познавательных навыков». 1. «Шуточная». Пьеса написана в натуральном мажоре, который хорошо знаком ученику. Эта пьеса - подготовка к полифоническим произведениям (одна и та же простая попевка излагается в разных голосах, а затем - звучит в двух голосах). Композитор здесь ярко использует игру различных регистров. 2. «Русская песня». Она основана на подлинной народной мелодии, написана в натуральном миноре. В ритмическом воспитании ученика значительную услугу оказывает русская песня, так как её широкий свободный распев не всегда может быть втиснут в жёсткие ритмические рамки и излагается в переменном или же в смешанных размерах. В этой пьесе пятидольный размер оказывается естественно связанным с плавным движением мелодии и не представляет трудности для разучивания. Более сложные метры встречаются в танцевальной музыке у разных народов. Изучать пьесы в таких метрах нужно постоянно - от первых шагов обучения и до вершины мастерства. 3. «Рожки и балалайки». Лад пьесы знаком ученику. Мажор и минор хорошо различаются детьми первого года обучения. Новое здесь - переменный лад: параллельный мажоро - минор (играем гаммы, простые песенки, проводим аналогию - надо будить воображение ребёнка, способствовать развитию его мышления). В этой же пьесе следует обратить внимание на партию левой руки, где звучат, повторяясь в разных тональностях: D - dur, h - moll, два интервала: квинта и кварта с секундой вверху. Звучание этих аккордов изображает балалайку и поэтому исполнять их надо, подражая игре на этом инструменте (надо послушать игру балалайки, познакомиться с этим инструментом). Подчёркнуто просты контуры песенной мелодии, напоминающие наигрыши пастушьего рожка. В пьесе мало контрастов динамических; заканчивается она тихо и печально, но - светло. 4. «Колыбельная». Написана она композитором в дорийском миноре. Дорийский лад иначе называют - минор с дорийской секстой (повышенная шестая ступень). В «Колыбельной» простая и безыскусная мелодия полна грустного раздумья. Рисунок мягко льющейся мелодии, лишенной больших размашистых скачков, рождён нежным баюканьем, ласковой сосредоточенностью. В пьесе сохранена тональная организация музыки (первая и третья части - в gis - moll). Но каким сложным оказывается этот минор! В мелодии и аккомпанементе повышенная шестая ступень (ми диез -в первой и третьей частях; ля бекар - во второй части) вносит в грустное звучание нотки жалости и сожаления. Дорийский лад - это «светлый минор», он позволяет выразить музыкальными средствами радость или сочетание светлого и тёмного. В аккомпанементе пьесы надо обратить внимание на выдержанный бас и мотив «баю - баю». Во второй части с учеником надо работать над синкопой. Если эта пьеса окажется для ученика первым произведением трёхчастной структуры, то надо ввести понятие о трёхчастной форме и заострить внимание ученика на её выразительности, на содержащихся в ней контрастах и повторении. 5. «Весёлая песенка». Написана она в переменном ладу. Совмещение мажора и минора приводит каждый раз к возникновению как бы нового лада или, по выражению Б. Асафьева, « обобщающей тональности». Рождение этой «обобщающей тональности» осуществляется, однако, в самом процессе слушания «Весёлой песенки». Одновременное восприятие двух тональностей, двух ладов требует обострённого внимания, что приводит к повышению слуховой активности ученика. Композитор строит всю эту маленькую пьесу на развитии одного небольшого мотива, вносит в её содержание разнообразные оттенки настроения (шаловливая весёлость, оттенок грусти, решительность, настороженность). В пьесе использованы разные регистры (игра в разных октавах, перенос рук). Объясняя ученику содержание, характер, желательно использовать знакомые примеры - русские народные песни, потешки, приговорки, то есть репертуар детских садов. 6. «Былинный напев». Здесь звучит минорная пентатоника. Для начальной ступени музыкального воспитания лучше выбирать именно пентатонические звукоряды, а также - песни с простейшими бесполутоновыми звукорядами. В этой пьесе композитор даёт как бы своеобразную современную трансформацию образов Древней Руси. Начало пьесы, по своему изложению, напоминает о русском хоровом пении - воображение уводит в далёкие времена, к образу народного сказителя, начинающего складывать былину или сказку. Ученику надо объяснить попутно и мажорную пентатонику. Поиграть с ним простейшие попевки в этих ладах (на чёрных и белых клавишах); он должен запомнить характерное звучание пентатоники и - попробовать узнавать её в других произведениях. Надо рассказать и об истории народов Древнего Востока. Они мало общались между собой, но, тем не менее, имели общий звукоряд, получивший в современной теории музыки название пентатоники (от греческого «пенте» - пять и «тонос» - тон). Полностью этот звукоряд даёт чёрная клавиатура фортепиано. Попробуйте играть на ней, начиная, к примеру, от fis: fis - gis - ais - cis - dis вверх и вниз - получается мажорная пентатоника. Чем вызвана необычность в звучании по сравнению с мажором? Конечно - отсутствием полутонов. Можно предположить, что пятиступенность звукоряда явилась как бы отражением пяти пальцев человеческой руки. Минорная пентатоника звучит, например от dis: dis - fis - gis - ais - cis. На белых - две пентатонические пары: от f и g - мажорные, от d и e - минорные. Кроме «восточного лада» (пентатоники), в эту пьесу композитор вводит переменный размер, причём редко встречающийся (5/8, 2/4, 3/8, 5/8, 2/4, 5/8, 2/4). Пьеса состоит из шестнадцати тактов. Она очень полезна и в звуковом плане, так как охватывает три октавы басового ключа. Ученик здесь хорошо осваивает ноты басового ключа, так как вся пьеса написана в басовом ключе. 7. «Потешка». Написана пьеса на подлинно народной мелодии в переменном ладу (одноимённый минор - мажор). Эта миниатюра позволяет познакомить ученика с понятием вариация, вариационное изменение: первое предложение (4 такта) или куплет - одноголосное изложение мелодии песенки (потешки); второй куплет - двухголосие (добавился подголосок) - это вариация; вторая часть (два куплета) : мелодия переместилась в низкий регистр, а аккомпанемент - в партии правой руки. Объясняем термин «вариация». Во второй части композитор второй раз изменяет, варьирует мелодию пьесы. Что же изменилось в характере музыки? Каков аккомпанемент и что он вносит нового? Сыграв отдельно партию правой руки, ученик отмечает, что там всё время звучат параллельные кварты (всяческие параллелизмы - характерная черта современного музыкального языка). Третья часть (два куплета): мелодия перешла в верхний регистр(третья и четвёртая октавы) в партию правой руки, а аккомпанемент - в низкий регистр(партия левой руки) и излагается квинтами. 8. «Наигрыш волынки». Пьеса интересна в ладовом отношении. Основная тема - весёлый наигрыш - звучит в E - dur(первая и третья части) и в G - dur(вторая часть) с лидийским оттенком. Лидийский лад называют сверхмажорным, потому что в нём имеется два полутоновых тяготения главных ступеней лада: VII ступень тяготеет в первую, а IV высокая ступень - в доминанту. С. Прокофьев в своей военно - героической музыке постоянно обращался к интонациям лидийской кварты. Если пьеса даётся на раннем этапе обучения, то необходимо познакомить ученика с волынкой, рассказать о ней, провести аналогию с пьесами И.С. Баха и В.А. Моцарта «Волынка». На примере этой пьесы ребёнок знакомится со средневековыми (церковными) ладами и гаммами; с эпохой, для которой они были характерны. При работе ад пьесой надо обратить внимание на партию левой руки - звучание секунд (аккомпанемент) воспроизводит звучание народного инструмента - волынки. Ученик должен почувствовать, что их острое, «тёрпкое» звучание придаёт всей пьесе специфический колорит. Чтобы ученик хорошо почувствовал и понял выразительную роль этих секунд, полезно использовать следующий приём: играть партию аккомпанемента без секунд (пустое звучание квинт, секст). Тогда ученик услышит своеобразную красочную роль этих секунд и со вниманием отнесётся к характеру их звучания и к их исполнению. 9. «Старинная серенада». Эту пьесу композитор написал во фригийском миноре. Первая и третья части написаны в c - moll; а вторая часть - в a - moll. Привычная минорная окраска лада оказывается «затуманенной», «завуалированной» - это « тёмный» минор. Ведь таким его делает полутоновый ход фригийской секунды. Мелодия как будто переливается оттенками натурального, фригийского минора. Возникает как бы новый лад. Пьеса имеет вступление и заключение: мотив повторяется в разных регистрах - тембр разных инструментов. Национальная окраска музыки создаётся не только натурально - ладовыми оборотами и специфической ритмикой, но и фортепианным аккомпанементом, в котором звучат параллельные квинты в низком регистре, придающие звучанию архаический характер. В средней части музыкальная фраза становится проникновенно лиричной, взволнованной. Постепенно звучание музыки приобретает всё более напряжённый характер и начинается третья часть пьесы: возвращается основная тональность, что и в первой части - фригийский c- moll. В последних четырёх тактах вновь звучит мотив вступления, но меняется метрическая организация аккомпанемента. И окончание пьесы (два последних такта) - движение «пустых» параллельных квинт рождает картину древней старины. 10.»Сельские музыканты». Пьеса написана в лидийском мажоре. Внимание ученика надо обратить на четвёртую высокую ступень. С лидийским ладом связано возникновение новой интонации, более яркой, но несколько жёсткой, отчего мелодия приобретает удалой, задорный, «сверхмажорный» характер (сравним с №8, который написан тоже в лидийском ладу). Важно, чтобы слух ученика как можно раньше приобщился к народным диатоническим ладам для того, чтобы в будущем его ухо могло быть всегда нацелено на узнавание этих ладов, на понимание и чувствование их выразительной роли. В этой пьесе надо обратить внимание на аккомпанемент: пульсация идёт на 3/4. Звучание секунды, изображающей народный ударный инструмент, приходится в одном такте на вторю, а в другом - на первую и третью доли такта. Секунду играть надо так, чтобы она звучала мягко, гулко, но при этом была бы отчётливо и ясно слышна. Вся партия левой руки пронизана звучанием секунды. Но каким разным оказывается характер их звучания и приёмы исполнения: первая доля - играется плотно, несколько тяжеловесно; вторая и третья доли - легко, изящно, грациозно. Мелодия же постоянно звучит в высоком регистре, напоминая звучание флейты. 11. «Грустный напев» Пьеса написана в минорной пентатонике. 12. «Башкирские частушки». Эта пьеса написана в мажорной пентатонике. К пьесам №11, 12 ученик приступает тогда, когда у него уже есть практика в игре пьес на основе пентатоники: слух подготовлен к восприятию этого лада. Вспоминаем всё, что знаем о пентатонике, играем предыдущие пьески. Сравниваем минорную и мажорную пентатоники. В №11 в первой и третьей частях звучит двухголосие ( диапазон между голосами - две октавы); вторая часть - одноголосная: мелодия и аккомпанемент( «блуждающий» бурдон). В основе этой миниатюры лежит мелодия, близкая народным темам пентатонного склада. Композитор как бы любуется этой мелодией, повторяя её в разных регистрах: высоком «флейтовом»; в среднем, соответствующем человеческому голосу, в прозрачном октавном удвоении и в низком( малая - контроктавы). В №12 композитор использует звукоизобразительный приём: подражание гармонике в аккомпанементе( первая, третья части - партия левой руки; вторая часть - партия правой руки). В этой пьесе мы встречаемся со сменой размера, что характерно для народной музыки (2/4, 3/4, 2/4). Мелодия, шутливая и грациозная, очень легко запоминается. Надо обратить внимание на окончание фраз ( ритмическая организация: триоль - дуоль) - эти места с учеником проучиваются отдельно. 13. «Маленькая баллада». Эту пьесу автор написал в дорийском миноре (fis дорийский). У ученика есть навык игры пьесок в этом ладу: вспоминаем №4 и сравниваем с этой пьесой. Дорийский лад - светлый минор. Здесь, как и в №12 мы вновь встречаемся со свободным ритмическим развитием мелодии, что характерно (как уже отмечалось) для народной музыки (переменный размер - 2/4, 3/4, 5/4). В аккомпанементе - органный пункт (выдержанный бас) и подголосок. 14. « В венгерском стиле». Пьеса написана в миксолидийском мажоре. Любая народная музыка отражает природу своего народа. Народная песня отражает ритм, акценты и быстроту речи каждого народа. Иными словами, язык народа, в особенности его поэзия, прорастает своими корнями в музыке. В этой небольшой пьесе мы тотчас же узнаём, что здесь звучит венгерская мелодия, не зная даже её конкретного названия. Почему? Да потому, что венгерский язык обладает удивительной особенностью: почти все слова в нём имеют ударение на первом слоге. И этот же акцент, естественно, появляется в музыке. Лад пьесы - миксолидийский мажор отличается от натурального мажора понижением VII ступени, то есть миксолидийская септима является характерным признаком этого лада. В своём творчестве для детей Владимир Блок - педагог и воспитатель. Эти качества проявляются во всём: и в тематике, и в деталях письма - в их педагогической продуманности (его детскую музыку всегда удобно играть), и в отборе средств выразительности - пьесы, несущие современную интонационную информацию, образно ярки, эмоционально определённы. Композитор пишет произведения, адресованные юным музыкантам разных возрастов. Если пьесы для малышей интонационно просты, лаконичны по форме, то по мере взросления ребёнка они уже отличаются большим разнообразием. Дети воспринимают мир исключительно через образность. Поэтому музыка, с которой сталкивается ученик на первых порах обучения, должна быть программной или - содержать элемент жанровости. Это необходимо в первоначальном приобщении к музыке, облегчающем её восприятие. Яркая образность не единственное достоинство этих пьес. Каждая из них интересна и полезна ещё с точки зрения фортепианной педагогики. Композитор учитывает индивидуальные возможности маленьких пианистов - исполнителей и не перегружает фактуру. Заботясь о развитии фортепианной техники, он равноправно использует партии правой и левой рук. Современная музыка для детей к настоящему времени составляет большую библиотеку, рассчитанную на самый разный возраст и уровень подвижности учащихся. Многое в этой литературе задумано и использовано не только как художественный, но и как методически - направленный материал. Поэтому большое значение в учебном процессе имеет правильный подбор репертуара. Наряду с классическими произведениями в ДШИ надо как можно больше изучать и исполнять произведения современной музыки. А. Баренбойм пишет в статье «Педагогические размышления»: «Многие педагоги не замечают или не хотят замечать той, ничем другим не компенсируемой пользы, какую приносит ученику разучивание современной пьесы… В лучших своих образцах музыка отражает нынешнюю жизнь, передаёт присущими ей интонационными средствами мысли и чаяния, близкие современному ребёнку». Основная задача В. Блока в альбоме пьес заключалась в том, чтобы не только создать пьесы, привлекательные по своему образному содержанию и разнообразные по языку, но и отобрать материал и построить весь альбом таким образом, чтобы в нём помимо постепенного увеличения пианистических трудностей происходило и последовательное нарастание сложности музыкального языка. В этом альбоме находят развитие определённые элементы структуры, в особенности те из них, которые свойственны языку современной музыки. Автор ненавязчиво, отталкиваясь от образного содержания, вводит необычные для ученика приёмы - переменный размер, свободное ритмическое развитие, элементы народных ладов, сложные гармонические сопоставления, остинатные фигуры. Музыка нашего времени настолько разнообразна, что пока ещё невозможно говорить о наличии какого - то единого современного стиля. Но уже можно говорить о некоторых общих закономерностях присущих современной музыке для детей. Это, прежде всего , ладовые и ритмические особенности, новые приёмы звукозаписи, особенности фортепианной техники и фактуры. Изобразительные и технические приёмы современной музыки для детей значительно расширились. В них есть образная передача таких отвлечённых понятий как юмор, героизм, сарказм, динамизм бытия, что прежде не причислялось к области детского восприятия. Современные средства музыкального языка - острота гармонии, особенности ритма и мелодии - расширяют музыкальный кругозор учащихся, развивают их и в слуховом, и в интеллектуальном отношении. Изучение музыки разных народов, имеющих яркую национальную окраску, всегда интересно детям. Музыка нашего дня отвечает духу бурной, стремительной современной эпохи. Она - динамична, остроритмична. Включение в репертуар произведений современных композиторов наряду с произведениями композиторов - классиков создаёт значительный контраст в каждодневных занятиях и позволяет с раннего возраста ощутить разнообразие стилей. Это, в свою очередь, поможет легче постигнуть закономерности классической и современной музыки. Кроме того, знакомство ученика со звуковыми гармонически и ритмически сложными последовательностями способствует развитию у него интеллектуального творческого начала. Чем способнее ученик, тем больше его мотивация в изучении современной музыки. И интерес, проявленный учеником при работе над этими произведениями не пропадёт, так как всё, что он узнал и полюбил во время работы н ад ними будет и дальше побуждать его к игре и разучиванию пьес современных композиторов.

© 2010-2022