Работа с начинающими в классе гитары Цель урока: Формирование и развитие исполнительных навыков игры на гитаре на начальном этапе обучения. Тип урока: Комбинированный Задачи: 1. Образовательные. Научить учащегося владеть различными приемами звукоизвлечения в пределах изучаемых на данном этапе произведений 2. Развивающие. Развитие общего кругозора, музыкального слуха, памяти, внимания, мышления, совершенствования приемов игры на гитаре. 3. Воспитывающие. Воспитание культуры исполнения изучаемых произведений, терпения и настойчивости в преодолении трудностей. 4. Здоровьесберегающие. Соблюдение правильной посадки, постановки рук, проведение физкультминутки. Форма урока: Индивидуальная Методы: - метод практического показа; - метод словесного объяснения. Учебно-материальное оснащение: гитара, подставка под ногу, стулья, ноты, рабочая тетрадь ученика. План урока: 1. Организационный момент, вступительное слово (методическая справка). 2. Проверка домашнего задания. - игра позиционных упражнений; - игра гаммы С-dur с применением репетиции пальцев i-m, m-i; - работа над этюдом; - проигрывание ранее выученных пьес; - проведение физкультминутки 3. Работа над новым приемом игры - двойное тирандо. 4. Домашнее задание, анализ урока. Ход урока. Методическая справка: первый урок в музыкальной школе является большим событием в жизни ребенка. Он не только знакомится с преподавателем и инструментом, но и делает первые шаги в мир музыки. От того, насколько успешной будет эта встреча, зависит дальнейшее отношение ученика к занятиям. Поэтому первые уроки надо построить так, чтобы ученик получил много ярких впечатлений, положительных эмоций. Необходимо ребенку освоится в новой для него обстановке. Для этого педагог должен расположить его к себе: поиграть на уроке знакомые мелодии, предложить спеть знакомую песню - это поможет установить контакт, создаст творческую атмосферу. Надо подготовить ученика к тому, что музыкальные занятия - это не только удовольствие, но и кропотливый ежедневный труд. Если уроки проходят интересно, ребенок незаметно для себя преодолевает многие трудности первоначального обучения - технические, ритмические, интонационные. Такие занятия значительно эффективнее развивают творческие способности ребенка, повышают его уверенность в себе. Игра позиционных упражнений. На начальном этапе обучения для выработки у ученика первичных двигательных навыков необходимы специальные упражнения, которые подготавливают его к выполнению технических задач. Особое внимание-посадка ученика, положение инструмента, постановка рук. Игра гаммы С-dur приемом апояндо, применяя репетиции пальцев i-m, m-i. Главная задача - точное чередование пальцев правой руки при движении вверх и вниз. Развитие техники гитариста невозможно без работы над этюдами. Калинин В. Этюд Е-dur. Работа над точностью аппликатуры левой руки, качеством звука в исполняемых аккордах. Проигрывание ранее выученных пьес, указывая на недостатки и достоинства игры: Красев М. «Елочка» Калинин В. «Вальс» Проведение физкультминутки: «Паучок». Упражнение для разминки пальцев обеих рук. «Шалтай-болтай». Упражнение выполняется стоя. Поднять обе руки вверх и через стороны сбросить их вниз, слегка наклонив туловище вперед. «Солдатик и медвежонок». Выполняется сидя на стуле. По команде «Солдатик» выпрямить спину и сидеть неподвижно, как оловянный солдатик. По команде «Медвежонок» расслабить и округлить спину как у мягкого медвежонка. Работа над новым приемом игры - двойное тирандо в пьесе В.Калинина «Полька». Для подготовки к ее исполнению играем упражнение на открытых струнах двойными нотами. Затем делаем разбор произведения: размер, тональность, ключевые знаки, нотный текст, ритмический рисунок и начинаем его исполнение. Домашнее задание. Продолжать работать над упражнениями, гаммой и этюдами. Повторять пьесы «Ёлочка», «Вальс» - для улучшения качества исполнительских навыков игры на гитаре. «Полька» - отрабатывать новый прием, лучше ориентироваться в нотном тексте. Анализ урока: Результат урока показал, что поставленные преподавателем цели и задачи были достигнуты: - четкость и ясность поставленных задач перед учащимися; - разнообразный музыкальный материал, способствующий развитию творческих способностей учащегося; - создание образного ряда (сравнения, ассоциации); - подача теоретических понятий в контексте музыкального образа; - слуховой контроль учащимся исполняемых произведений;
|