- Преподавателю
- Музыка
- Современный урок музыки при коррекционно-развивающем обучении детей с ДЦП
Современный урок музыки при коррекционно-развивающем обучении детей с ДЦП
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Русанова Л.И. |
Дата | 01.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКС(К)ОУ «СКОШИ VI вида»
«Современный урок музыки при коррекционно- развивающем обучении детей с ДЦП»
Выполнила учитель музыки
МКС(К)ОУ «СКОШИ VI вида» г.Балахна
Русанова Людмила Ивановна
Педагогический стаж 25 лет. Стаж работы учителем музыки в школе-интернате 18 лет. Высшая квалификационная категория.
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка.
-
Цели и задачи раздела.
-
Психолого - педагогическая характеристика учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
-
Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
-
Образовательные технологии, формы и методы организации деятельности учащихся.
-
Система знаний и система деятельности.
-
Тематическое планирование по разделу.
-
Список литературы и использование медиаресурcов.
1. Пояснительная записка
Разработка раздела учебной программы «Наша Родина. Героическая и патриотическая тема» для 3 класса основана на программе для общеобразовательных учреждений: Музыка 1-4 классы / Авторы-
В.А. Алеев, Т. Н. Кичак, Т. И. Науменко/ и находится в III четверти, включая уроки по следующим темам:
1-ый урок - «Колокольные звоны на Руси»;
2-ой урок - «Музыка в храме»;
3-ий урок - «М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки»;
4-ый урок -«Русский национальный герой Иван Сусанин»;
5-ый урок - «Что такое патриотизм?»
Разработка раздела «Наша Родина. Героическая и патриотическая тема» предназначена для детей, страдающих церебральным параличом, имеющих речевые и двигательные нарушения с различными органическими поражениями головного мозга, поэтому уроки музыки в специальной образовательной (коррекционной) школе-интернате имеют специфическую задачу коррекции речевых, двигательных нарушений, недостатков познавательной деятельности, эмоционально- волевой сферы.
Стремление к внесению в программные уроки нового, расширению уже имеющего материала, основано на необходимости адаптации учебного материала к возможностям наших детей. А дополнения национального элемента региона, для коррекции познавательной деятельности наших учащихся, их саморегуляции средствами духовно- нравственного воспитания.
2. Цель и задачи раздела.
Цель раздела: -
формирование и стимулирование патриотических чувств учащихся с ДЦП для самореализации, самосовершенствования личности школьника средствами музыкального искусства.
Задачи направлены на реализацию этой цели:
Обучающая -
1. Познакомить:
а). с историей, видами колокольного звона на Руси;
б). с жизнью и творчеством основоположника русской классической музыки М.И.Глинки, с его музеем-усадьбой в с.Новоспасском;
в). с храмами, которые находятся на территории г.Балахны;
г) с музыкой, которая звучит в православном храме;
д). показать связь подвига нашего земляка К.Минина с подвигом народного героя Ивана Сусанина;
2. Начать обучать учащихся:
- игре на 2-ух и 3-ёх деревянных ложках;
- следующим танцевальным движениям- «большая гармошка», «рычажок», «расчёска»;
- хороводам («Прыгнул козел в огород», «Как за нашим за двором») и хороводным движениям.
Коррекционная:
- мышления, памяти, восприятия, внимания, способности саморегуляции психической деятельности;
- дыхательной системы;
- голосовой функции;
- артикуляционного аппарата;
- слухового и зрительного внимания;
- слуховой и зрительной памяти;
- процессов запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.
Воспитательная:
- влияние на формирование художественно- творческих способностей детей;
-воспитание личностных качеств и культуры межличностного общения;
-воспитание уважение к культуре и истории своего родного края, интерес к народной песне, классическим образцам русской музыки.
3. Психолого-педагогическая характеристика учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В школе-интернате учатся дети, страдающие церебральным параличом, который возникает в результате поражения незрелого мозга под влиянием различных вредных факторов. Они поражают в первую очередь двигательные системы мозга, в связи с чем ведущим дефектом являются двигательные расстройства в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушений равновесия и координации движений. Раннее поражение двигательной системы приводит к нарушению предметно-практической деятельности, что в значительной степени определяет специфичность психического развития данного контингента детей.
Раннее поражение двигательных систем головного мозга при детском церебральном параличе задерживает и нарушает его последующее созревание, что вызывает замедление темпа психического развития. Детский церебральный паралич часто сочетается с нарушениями речи, слуха, зрения. Аномальное психическое развитие детей с церебральным параличом мешает полноценному усвоению программного материала массовой школы в условиях обычного обучения, поэтому в нашей школе обучение по общеобразовательным предметам ведётся с учётом специфических особенностей их усвоения учащимися, усиление роли коррекционного воздействия в процессе обучения на основе глубокого анализа особенностей и возможностей учащихся, влияние содержания образования на формирование личности учащихся, на выработку у каждого из них активной жизненной позиции. Учащиеся с церебральным параличом представляют собой крайне неоднородный и сложный контингент детей с отклонениями в развитии. Неоднородность и разная степень выраженности двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально- волевых и других нарушений осложняют работу учителя.
Структура дефекта зависит от времени, причины, локализации и распространенности поражения головного мозга, а также от общего генетического фона, условий, окружения и воспитания. У некоторых детей затруднения в обучении обусловлены прежде всего выраженными двигательными нарушениями, у других - несформированностью способа умственных действий. Есть учащиеся, у которых трудности вызывают в первую очередь нарушениями умственной работоспособности, недостаточностью памяти, внимания или эмоционально- волевой и личностной незрелостью. Поэтому при возникновении затруднений у детей в процессе обучения необходимо не только выявить их, но и определить причины, порождающие трудности, предположить, как и на каком этапе оно отразится в дальнейшем на общем развитии ребёнка. Только на основе подобного анализа устанавливаются дифференцированные приёмы и методы обучения.
У детей с двигательными нарушениями наблюдается малый запас знаний и представлений об окружающем, повышенная психическая истощаемость, эмоциональная неустойчивость, замедленность мыслительных процессов, несформированность высших корковых функций, особенно пространственных представлений.
Значительно осложняют процесс обучения и частые речевые расстройства . Наряду с нарушениями звукопроизношения у детей наблюдается трудность в формировании спонтанной развёрнутой речи. У таких учащихся происходит дисфункция третичных теменно- височно- затылочных отделов левого полушария. Такая же структура дефекта определяет своеобразные зрительно- пространственные нарушения, замедляющие запоминание букв, цифр. У них отмечаются также спастическая диплегия и гемипаретическая форма.
Неблагоприятно влияют на процесс обучения детей нарушение памяти. Эти нарушения крайне полиморфны, они тесно взаимодействуют с общими особенностями психической деятельности и волевыми качествами личности. Чем ниже общая работоспособность, сильнее психическая истощаемость организма, несформированность волевых установок личности, тем больше нарушаются все виды памяти. Преимущественное место занимают нарушения образной (зрительной) и тактильной памяти при преобладании вербальной. Эта закономерность не наблюдается только при сочетании церебрального паралича с тяжёлыми нарушениями слуха и речи.
Нарушения образной памяти сопровождаются особенностями зрительного восприятия. Наиболее отчётливо они проявляются в заданиях, требующих произвольного регулирования движения образов, свободного их воспроизведения, сравнение с другими, нахождения в них сходства и различия, т.е. включение наглядно- образного мышления. Успешность запоминания зависит от понимания. При сочетании церебрального паралича с компенсированной и субкомпенсированной гидроцефалией такой зависимости нет, и учащиеся успешно механически запоминают малопонятный для них материал.
Обучение в школе строится на понимании учащимися учебного материала, на повышении умственной их активности. Это способствует наиболее полному запоминанию материала, длительности его сохранения большей точности его воспроизведения и более свободному, разнообразному использованию. Логическое запоминание является результатом системы обучения и того опыта, который учащийся приобрёл.
Важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьника, является его мышление. Мышление - высшая форма отражение мозгом человека внутренних связей, сущности явлений объективной действительности. Процесс мышления протекает при активном участии мотивационной деятельности. Памяти, внимания, эмоционально- волевой сферы с использованием имеющегося запаса знаний и представлений, практического опыта.
У детей с церебральным параличом в силу ограниченности их жизненного опыта, двигательных и речевых расстройств запас знаний и представлений об окружающем недостаточный. Иногда нарушен и темп мышления, чаще отмечается его замедленность - брадифрания, которая нередко сочетается с инертностью мыслительных процессов. У отдельных детей наблюдается нарушение стройности и последовательности мышления.
Положительные результаты даёт алгоритмизация процесса обучения. Она предусматривает расчленение мыслительного процесса на ряд умственных операций и последовательное обучение каждой из них. Таким образом формируется операционная сторона мышления, крайне слабо развитая у учащихся с церебральным параличом.
Интеллект у этой группы детей сохранён, но характерные нарушения интеллектуальной деятельности проявляются в виде её неравномерности и повышенной истощаемости, слабости активного внимания. Этот дефект в сочетании с тяжёлыми двигательными, речевыми нарушениями, несформированностью зрительно -моторной координации и эмоционально- волевыми расстройствами резко затрудняет процесс обучения. У учащихся особенно сильно нарушена звукопроизносительная сторона речи: в следствии насильственных движений языка, губ они подчас не могут включаться в произвольную речевую деятельность. Такие дети испытывают трудности и в пении.
Помимо двигательных нарушений у наших учащихся наблюдаются и нарушения общей целенаправленной деятельности. Для многих учащихся характерен низкий уровень мотивации во всех видах деятельности. Они пассивны, малоинициативны, требуют постоянной стимуляции со стороны учителя.
У некоторых из них на фоне интеллектуальной пассивности без видимых причин возникают импульсивные реакции, спонтанные действия. Такой ребёнок во время урока может встать, выйти из класса, внезапно выхватить у товарища тетрадь, ударить его. Иногда нарушения сочетаются со снижением критики, с общим эйфорично - благодушным фоном настроения.
У каждого ученика с церебральным параличом свои отклонения. Во всех случаях необходимо выделять основной ведущий дефект. Характерные особенности психического развития детей с церебральным параличом видоизменяются и в зависимости от возраста.
Карта медицинского обследования учащихся 3класса
Имя ребёнка
Диагноз
-
Кирилл
ДЦП гемипаретическая форма, дизартрия
-
Иван
ДЦП Спастическая диплегия, органическое поражение головного мозга
-
Аня
ДЦП Гемипаретическая форма, дизартрия
-
Рома
ДЦП Гемипаретическая форма
-
Саша Нарушение функций левой стопы
Заключение обследования психологом школы уровня школьной тревожности учащихся 3 класса.
Дата: март 2009-2010 уч. год.
Цель: выявить уровень школьной тревожности школьников
Задачи:
-
Изучить учебную деятельность (школьная тревожность);
-
Изучить взаимоотношения со сверстниками (межличностная тревожность);
-
Изучить представление о самом себе (самооценочная тревожность);
Субъект исследования: уч-ся 3 класса (5чел)
Форма проведения: групповая.
Школьная тревожность -это одна из типичных проблем в школьной деятельности, с которой сталкиваются учителя, воспитатели, психолог, сами дети и их родители.
Признаки школьной дезадаптации ребенка, отрицательно влияют на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Данная проблема довольно часто присутствует в школьной жизни детей с одной стороны, с выраженной тревожностью считаются наиболее «удобным» для педагогов и родителей: они всегда выполняют уроки, все требования педагогов, не нарушаются правила поведения в школе. С другой стороны проявления высокой школьной тревожности; зачастую эта проблема и наиболее «трудных» детей, которые оцениваются родителями, воспитателями и учителями как «неуправляемые», «невнимательные», «невоспитанные» и т. д.
С целью и поставленными задачами была использована методика «Шкала социально - ситуативной тревожности» (Кондаша 1973). Особенности шкал такого типа заключаются в том, что в них человек оценивается не наличием или отсутствием у себя каких - либо переживаний , симптомов тревожности, а ситуации с точки зрения того, насколько они могут вызвать тревогу.
В данном вопроснике имеются 5 уровней тревожности:
-
Нормальная тревожность;
-
Несколько повышенная тревожность;
-
Высокая тревожность;
-
Очень высокая тревожность;
-
«Чрезмерное спокойствие».
Анализируя результаты по шкалам данной методики Кондаша, можно сделать вывод о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся. При интерпретации учебной деятельности полученных данных, следует обратить внимание на учащихся (Аня, Рома) - 67% показавших «повышенные» и «высокие» значения школьной тревожности - это прямо указывает на эмоциональное неблагополучие учащихся в контексте тех или иных школьных ситуаций, у остальных - 33% - уровень школьной тревожности в норме. Шкала межличностная тревожность говорит, что у всех она на высоком уровне и составило - 100%. Шкала самооценки, практически в норме - у четверых- 67%, а у (Кирилла) - 33% - несколько повышенный уровень.
На основании диагностики проведенного обследования в 3 классе, можно сделать следующие выводы:
- учащиеся имеют повышенную учебную тревожность, связанную с оценочно - контрольными ситуациями;
- социально - психологическими факторами.
Обследование мотивации достижения учащихся 3 класса.
Цель: определить измерения мотивации достижения школьников.
Субъект исследования: уч-ся 3 кл. (5 чел)
Форма проведения: групповая.
Интерпретируя результаты диагностики по методике А. Мехрабиан, можно сделать следующие выводы, что мотивация к достижению у учащихся 3класса выражена на среднем уровне. Поведение уравновешивается действием двух мотивов: стремлением к успеху и мотивом избегания неудач. Окончательные решения принимаются при тщательном взвешивании всех «за» и «против». Этот процесс отмечается обдуманностью, но медлительностью.
4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.
1. Дети расширят свои познания о разнообразии содержания музыкальных произведений ( музыкально-историческая, музыкально- патриотическая темы, духовная музыка).
2.Учащиеся узнают:
а). о видах колокольного звона; б). о детстве основоположника русской классической музыки М.И.Глинки, познакомятся с его музеем-усадьбой
в). с.Новоспасском Смоленской области, которое было восстановлен в 1982 году;
г). о народном герое Иване Сусанине, о связи его подвига с подвигом нашего земляка К.Минина;
3. Школьники услышат музыку, которая звучит в храме, познакомятся с храмами нашего родного города;
4.Учащиеся примут участие в проектном уроке «Что такое патриотизм?»
5.Будут проявлять интерес к родному городу, русской народной песне; технике игры на деревянных ложках.
6.Освоение материала этого раздела повлияет на укрепление процессов саморегуляции и совершенствования личности ребёнка.
7.В результате певческой и игровой деятельности продолжится дальнейшее формирование художественно- творческих способностей, коррекция голосовых функций, музыкального слуха, речевой и двигательной моторики школьника.
5.Образовательные технологии, формы и методы организации деятельности учащихся.
Работа учителя музыки в нашей школе- интернате основана на принципе целостности коррекционного и комплексности музыкально- эстетического образования, использующим художественно- творческие формы и методы развития школьника.
К ним относятся:
- метод моделирование художественно-творческого процесса;
- «интонационно-стилевое постижение музыки»;
- создание художественного контекста;
-сопереживания;
-размышления;
-эмоциональной драматургии;
-музыкального обобщения.
6. Система знаний и система деятельности.
В этом разделе учащиеся получат следующую систему знаний, которая включает в себя:
- знания по краеведению (история, культура г.Балахны);
- этнографии ( изучение и исполнение народных песен нижегородской земли);
- истории русской музыки XIX века.
Данный тип знаний включает ориентировочный материал в дополнение к базовому.
Система художественно- эстетической деятельности включает в себя:
-
Проживание музыки в процессе создания музыкального образа:
- созерцание музыки;
-исполнение попевок, песен, хороводов;
-пластическое интонирование.
2.Художественный анализ музыкального произведения:
-рассуждения о музыке;
-выражение переживания музыки в цвете.
3.Овладение языком музыки:
-изучение музыкальной грамоты: запись нот, знание музыкальных терминов.
4.Вокальные умения:
Продолжение работы над:
а). освоением нижнерёберного диафрагмального дыхания, ритмичности дыхания, увеличения его объёма;
б).синхронностью ритмических движений в артикуляционном аппарате;
в).развитием и коррекцией голоса (развитие координированной деятельности дыхания, фонизации и артикуляции, расширение диапозона голоса, его силы);
г).координацией дыхания и звукообразования.
5.Инструментальное музицирование:
- игра соло и в ансамбле на фольклорных ударных инструментах- деревянных ложках, трещотках, свистульках, «дровах».
6.Постижение музыки движениями своего тела:
- движение переменным, топающим шагом, участие в хороводах, разучивание танцевальных движений- «Большая гармошка», «Рычажок», «Расчёска», выполнение творческих заданий по передаче образов в игровой песне нижегородской губернии «Прыгнул козел в огород».
-
Тематическое планирование раздела
«Наша Родина. Патриотическая и героическая тема».
№ п/п
Название темы уроков
Количество часов
Тип , жанр урока
1.
Колокольные звоны на Руси
1
Изучение нового материала, тематический
2.
Музыка в храме
1
Тематический,изучение нового материала
3.
М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки
1
Творческий портрет, изучение нового материала.
4.
Русский национальный герой Иван Сусанин
1
интегрированный
5.
Что такое патриотизм?
1
проектный
Содержание раздела
Колокольные звоны на Руси
1час.
История колокольных звонов на Руси. Виды колокольных звонов: благовест, перезвон, перебор, трезвон. Искусство русского церковного колокольного звона ( суздальские, ростовские и д.р.)
Восприятие музыки: Хор «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя».
Ансамблевое пение: русская народная песня нижегородской области «Как за нашим за двором».
Инструментальное музицирование: освоение техники игры на 2-ух и 3ёх деревянных ложках.
Танцевальные движения: « Большая гармошка».
Музыка в храме
1 час.
Храмы г. Балахны. Музыка в православленном храме. Молитва. Церковное пение.
Восприятие музыки: С.Рахманинов «Богородица Дева, радуйся», А,Бортнянский . Хоровой концерт (фрагмент).
Ансамблевое пение: «Дева Богородица».
Инструментальное музицирование: «Нижегородская кадриль» (ложки).
Танцевальные движения: «Большая гармошка», «Расчёска».
М.И.Глинка - основоположник русской классической музыки.
1час.
Краткий рассказ о жизни композитора с остановкой на детском периоде в с.Новоспасском Смоленской губернии. Показ слайдов с видами и внутренним убранством музея-усадьбы, которая была восстановлена в 1982году.
Восприятие музыки: М.И.Глинка. Полька (ф-но), «Жаворонок» (романс). Ансамблевое пение: русская народная песня нижегородского края «Прыгнул козел в огород», « Как за нашим за двором».
Инструментальное музицирование: «Нижегородская кадриль»(ложки).
Танцевальные движения: «Большая гармошка», «Расчёска», «Рычажок» под русскую народную мелодию «Светит месяц».
Русский национальный герой Иван Сусанин.
1час.
Страничка истории - Русское государство в 1611-1612гг. Связь ополчения Минина и Пожарского с подвигом Ивана Осиповича Сусанина на костромской земле (материал учителя истории).
Страничка литературы -К.Рылеев. Поэма «Иван Сусанин» (отрывок)-материал для учителя литературы.
Восприятие музыки: Опера М.И.Глинки «Жизнь за царя» /»Иван Сусанин»/ I действие (в доме И.Сусанина), заключительный хор «Славься!».
Ансамблевое пение: хор «Славься!».
Танцевальные движения под русскую народную песню «Прыгнул козел в огород» ( свободная импровизация с инструментальным
музицированием : ложки, трещотка, «дрова», валдайские колокольчики, свистулька).
В конце урока дети смотрят слайды с памятными местами подвига Ивана Сусанина.
Что такое патриотизм?
1 час.
«…патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб…» (Даль).
Показ презентаций о своём родном городе. (Урок прилагается.)
Тематическое планирование раздела связано с планированием занятий хорового кружка, где теоретически и практически учащиеся изучают традиции и обычаи Нижегородского края, знакомятся с народными песнями, играми, танцами Нижегородской области:
№ п/п
Темы
Общее количество часов.
В том числе:теоре-тич. часы
и практич.часы.
1.
Покровские обычаи.
3
1
2
2.
Посиделки ( игры и танцы)
3
1
2
3.
Святочные гадания.
4
1
3
4.
Масленица
5
1
4
5.
Пасхальные обычаи и развлечения.
4
1
3
6.
Празднование Троицы.
4
1
3
7.
Крестьянская одежда: нижегородские пояса
2
2
8.
Женская крестьянская одежда (виды сарафанов, полуплатье, кокошник).Мужская праздничная рубаха.
2
2
9.
Нижегородский хоровод
6
2
4
10.
Нижегородские колядки
3
1
2
11.
Нижегородские фольклорные ансамбли.
2
2
Список литературы.
1.Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
2. Алеев В.В, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. Музыка. 1-4 кл., 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений. 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.
3. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
4.Затямина Т. А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие / Затямина А. Т.- М.: Глобус, 2007. - 170 с. - (Уроки мастерства)
5. «Как научить любить Родину»,М., Аркти,2003г.
Использование медиаресурсов.
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4 Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5.Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
6. Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»
7 Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.
8. Единая коллекция -
collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
9. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/
10. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/
Проектный урок по теме «Что такое патриотизм?»
Проблема урока: подготовить учащимися презентацию о нашем городе для туристов.
Цели урока: - воспитание у детей интереса к истории, культуре, музыкальным традициям родного края, чувства патриотизма, гордость за историческое прошлое нашей страны.
- продолжение формирования художественного творчества детей, процесса саморегуляции и самосовершенствования личности ребёнка средствами проектной деятельности.
Задачи:
- познакомить учащихся с историческими памятниками культуры нашего города;
- продолжать учить школьников работать с литературой, словарями:
- коррегировать: психомоторику, процессы мышления, памяти, восприятия, внимания, нарушения двигательной активности, речевой и голосовой функций;
- продолжать влиять на развитие у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи.
Тип урока: Урок обобщающего типа
Жанр урока: Тематический
Вид урока: Урок - соревнование
Используемые приёмы и методы: сопереживание, размышление,, междисциплинарного взаимодействия, создания художественного контекста, соучастия.
Информационный материал: литература, интернет, материалы сотрудников Балахнинского краеведческого музея.
Технические средства: мультимедийное оборудование, музыкальный центр.
Описание хода урока
Этап, время
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1-ый этап
8мин.
2 этап. 3 мин.
3 этап 26мин.
4 этап. 5мин.
5 этап. 3мин.
Город мой- он совсем невелик,
Потому и в столицы не вышел:
Но растёт он меняет свой лик, Становясь и красивей и выше.
Хоть стоит он над Волгой века,
Небеса над ним молодо-сини…
Есть о нём золотая строка
В исторической книге России.
В.Гоголев.
Звучит гимн «Балахны», на этом фоне идут слайды с видом города.
«Ребята, это наш родной город, это наша родная нижегородская земля, это частичка нашей родины, России.
Скажите, пожалуйста, что обозначает слово патриотизм, что об этом слове знают словари /это было ваше домашнее задание/
Кого мы называем патриотом? /отвечая на вопрос, вспоминайте материалы прошедших уроков/.
Нужно ли современному человеку быть патриотом?
На сегодняшнем уроке вам представляется замечательная возможность рассказать о своём родном городе туристам, ведь Балахна является одним из древнейших городов Нижегородского Поволжья и включена в программу «Нижегородские музеи и культурный туризм».
Вы участвуете в конкурсе на лучшую презентацию.
Слово первому участнику…
Выступает второй участник конкурса…
А теперь физкультминутка.
Наш конкурс продолжается и вашему вниманию предлагается 3-ья презентация
И завершает конкурс четвёртый его участник.
Соревнования закончились. А пока наше уважаемое жюри выбирает лучшую презентацию, своё мастерство покажут балахнинские ложкари.
Ребята, спасибо вам за работу на уроке, все ваши презентации жюри отметило очень высоко и мы, взрослые, очень рады, что из вас растут настоящие патриоты своей страны.
Звучит гимн Нижегородской области и слайды с видами Нижегородского Кремля.
Учащиеся отвечают на вопросы
Учащийся комментирует свою компьютерную презентацию, которую показывает учитель.
Учащийся поёт песню А.Морозова «Этот город над рекою», а учитель помогает другому учащемуся показывать слайды с видами Балахны и реки Волги.
Дети поют и водят хоровод (русская народная песня нижегородской губернии)«Как за нашим за двором».
Ученик читает стихи балахнинских поэтов.
Ученик рассказывает о балахнинских кружевах, а учитель помогает показывать компьютерную презентацию.
Учащиеся исполняют инструментальное сопровождение к русской народной песне «Калинка» на русских народных ударных инструментах.