Практические занятия. Общие советы начинающим гитаристам

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Практические занятия. Общие советы начинающим

гитаристам».

«У начинающих обучаться игре на гитаре, впрочем, не только на гитаре, но на любом инструменте, возникают резонные и довольно типичные вопросы. Например: сколько времени надо уделять игре на инструменте? Как и чем нужно заниматься? Как быстро добиться желаемого результата? Как преодолеть возникающие трудности, кажущиеся непреодолимыми?

Мы постараемся сейчас ответить на эти вопросы и предварить многие другие.

Прежде всего, важны регулярные занятия. Помните о том, что день, когда вы не брали в руки инструмент, сводит почти к нулю результаты ваших предыдущих усилий.

Так же важно правильно выстроить ваши занятия. Гитаристу для поддержания формы и совершенствования техники нужно ежедневно играть комплекс упражнений, различных по назначению. На начальном этапе обучения это будут упражнения на развитие базовой техники, ритмические упражнения, упражнения для усвоения нот на грифе гитары, работа с аккордами и т.п. Следует отметить важность изучения элементарной теории музыки, изложенной на страницах нашей Школы, а также из других источников.

Начальные технические упражнения направлены, в основном, на укрепление пальцев, на их растяжку, на развитие их автономности, на закрепление правильного положения рук и пальцев при игре на гитаре.

Начинайте играть в медленном темпе. Играйте в быстрых темпах, как можно реже. Помните, что тот, кто играет без помарок медленно, играет чисто и без помарок и в быстром темпе.

Старайтесь чаще играть с метрономом. Это ощутимо повышает продуктивность ваших занятий.

Не менее важной составляющей частью занятий на инструменте являются ритмические упражнения. На практике вам придётся столкнуться с довольно сложными ритмическими фигурами, и как бы быстро ни «бегали» ваши пальцы, без должной ритмической подготовки вы окажетесь беспомощными перед ними.

Не обойтись вам и без знания расположения нот на грифе гитары. Так если вы поставили перед собой цель освоить импровизацию, композицию, аранжировку для гитары и рок-группы, это знание вам необходимо. Табулатуры вам не помогут. Поэтому произведения разбирайте только по нотам. А «табы» приводятся для контроля и для ленивых учеников. И пусть вас не страшат трудности, с которыми вы встретитесь поначалу. С каждым новым прочтением нотные тексты будут вам даваться всё легче и легче.

Однако этюды и упражнения, направленные на развитие различных видов техники, беглость пальцев для экономии времени можно разбирать по табулатурам, концентрируя внимание на технических аспектах нотного текста. Поначалу осваивайте их под метроном в медленном темпе, добиваясь чистой безошибочной игры с начала до конца упражнения. И только после достижения стабильного исполнения можно понемногу увеличивать темп. Все упражнения должно играть строго ритмично, хорошим плотным звуком, а не прошёптывать или кое-как пробалтывать. Хорошим помощником здесь может оказаться диктофон или компьютерная музыкальная программа. Пусть запись вашей игры будет самым объективным критиком. При записи в качестве аккомпаниатора можно использовать также и записанный заранее минус.

Помните! Главное в занятиях - заставить себя сосредоточиться. Если ваше внимание рассеяно, вы можете играть 5 и 10 часов в сутки, а пользы от этого будет мало. Вы получите умственное переутомление и, не исключено, переиграете руки. Есть такое профессиональное заболевание у музыкантов, излечиваемое с большим трудом. Имейте в виду, что, почувствовав боль, зажим, тяжесть или неприятные ощущение в руке, немедленно прекратите занятия. Встряхните рукой несколько раз, а затем, расслабив её, оставьте в полном покое минут на 10. После этого можно продолжать занятия.

Но ни в коем случае не надо долбить часами, без перерыва, одни и те же фрагменты композиции или пассажи. Это может привести лишь к обратному результату, к засоренности восприятия и заболтанности техники, и как итог - к профессиональной непригодности. Стало быть, долой бездумность в занятиях!

Не забывайте уделять должное внимание изучению аккордов на грифе гитары, а также различных видов и приёмов аккомпанемента. Умение грамотно аккомпанировать в различных стилях является одним из основных показателей класса гитариста. Почти ко всем композициям мы будем давать партии ритм-гитары. Не забывайте уделять им такое же внимание, как и к партиям гитары-соло. Старайтесь их чаще играть в ансамбле с партнёрами либо с фонограммой. Ваши занятия будут продуктивны, если, работая над каким-нибудь соло, вы внимательно прослушаете это соло несколько раз в записи в оригинальном исполнении. Затем тщательно сверьте разученные места с оригиналом. Это поможет вам избежать ошибок и максимально точно воспроизвести все приёмы и нюансы авторского исполнения. После того, как, по вашему мнению, соло получилось, запишите его сразу же после оригинала и прослушайте, сравнивая оба варианта. Если результат вас удовлетворил, двигайтесь дальше. Каждая изучаемая вами композиция должна, в конечном счёте, быть доведена до того темпа, в котором она звучит в оригинале. Только в этом случае вы можете считать работу над ней завершённой.

И ещё одно. Старайтесь расширять свой гитарный репертуар, делая переложения понравившихся вам музыкальных произведений. «Снимайте», т.е. пытайтесь сыграть на слух или переложить на ноты заинтересовавшие вас фрагменты: соло, риффы, мелодические ходы, многократно прослушивая записи. Это позволит вам приблизиться к стилю и технике исполнителя, полюбившегося вам. Начинайте с лёгких мест, подходя к трудным и технически насыщенным лишь постепенно. Постоянно уделяйте внимание совместной игре в ансамбле, в две, в три гитары, совместно с бас-гитарой. Очень полезно играть в группе, в оркестре. Старайтесь всюду и везде чему-нибудь аккомпанировать - голосу, инструменту, птицам, ветру, дождю.

Как правило, в изучаемых вами композициях будет встречаться несколько трудных мест, которые не позволят сыграть всю композицию в темпе оригинала. Вам необходимо выделить эти фрагменты и уделить им особое внимание.

Следует понять, в чём заключается «трудность»этого фрагмента и играть его под метроном, «зациклив» по кругу. Нужно точно определить оптимальные штрихи (движения вверх-вниз правой руки) и строго их придерживаться. После того, как вы «вложили» в пальцы трудное место в медленном темпе, играйте его, «зациклив» по следующему принципу: два раза в медленном темпе, третий - ровно в два раза быстрее. Потом всё снова: два раза медленно, а третий - быстро. Освоив, наконец, трудные места, не забывайте ежедневно их повторять, добиваясь свободы и лёгкости в исполнении.

Важной частью ваших занятий должно стать систематическое изучение аккордовых форм, гамм и арпеджио. Освоение этого материала на только поднимет уровень владения инструментом, но и станет базой, основанием при изучении техники импровизации.

И, наконец, помните о том, что путь становления гитариста усеян не только розами. Путь к овладению гитарой, путь к успеху пролегает через месяцы и годы труда, вдумчивой, кропотливой и целенаправленной работы. Но не жалейте своих усилий. Шаг за шагом вы будете открывать для себя новые горизонты, познавать иные миры гитарной музыки, вы почувствуете себя творческой личностью. Овладевшему гитарой и музыка, и жизнь воздадут сполна!»


© 2010-2022