Конспект занятия «Певческое дыхание - основа вокального искусства»

Занятие «Певческое дыхание основа вокального искусства» разработано мною для вокальной студии «Улыбка». С понятием «певческое дыхание» дети знакомятся с самых первых шагов освоения дополнительной образовательной программы «На пути к песне». Дыхание в пении -«фундамент» для овладения вокально-певческими навыками. Занятие проводится для детей первого года обучения (младший школьный возраст) и предполагает использование игровых методов, здоровьесберегающих технологий. Музыкальный материал подобран... Будем на следующем занятии продолжать нашу музыкальную сказку? Придумайте новых героев нашего лесного путешествия.Педагог говорит о том, что хотел услышать оценку их совместной работы. Дети аплодируют. Звучит музыкальное прощание. Дети прощаются с педагогом и под музыку выходят из кабинета.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр «АРС» г. Костромы

Вокальная студия «Улыбка»











Конспект занятия

«Певческое дыхание - основа вокального искусства»

1 год обучения

(для детей 7-10 лет)





















Кострома

2012

Объединение: вокальная студия "Улыбка"

Образовательная программа: "На пути к песне"

Год обучения: 1.

Возраст детей:7-10 лет.

Тема: Певческое дыхание - основа вокального искусства

Образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.


Пояснительная записка

Занятие по теме «Певческое дыхание - основа вокального искусства» проводится на первом году обучения в группе детей от 7 до 10 лет. Пение - это искусство вдоха и выдоха, по словам старых мастеров. Поэтому работа над певческим дыханием одна из главных тем вокального воспитания учащихся. На занятии используются здоровьесберегающие технологии. Музыка сама по себе способствует хорошему настроению, что положительно влияет на здоровье. Занятия вокалом способствуют снятию нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально - энергетического тонуса учащихся.

Цель занятия: формировать сознательное овладение певческим дыханием.

Задачи:

  • развивать слух (воспитание слухового контроля, умения оценить правильность выполнения каждого вокально-технического задания);

  • развивать познавательный интерес;

  • развивать творческие способности;

  • расширение словарного запаса, воспитание речевой культуры;

  • воспитание слушательской культуры.

Оборудование:

  • фортепиано,

  • магнитофон,

  • фонограммы песен;

  • нотный материал.




Технологическая карта занятия

Этапы занятия

Действия педагога

Действия детей

Организационный.

Здоровается с детьми, поет музыкальное приветствие.

Предлагает учиться красиво и правильно петь.

Заинтересовывает предстоящей игрой.

Задает вопрос о желании работать вместе на занятии и научиться новому.

Приветствуют педагога, поют "Здравствуйте!"

Отвечают на вопросы педагога о желании поработать на занятии и узнать новое.

Вводный.

Актуализация имеющихся знаний и умений.

Проводит игру на различение высоты звука "Подбросим мяч".

Предлагает повторить разученные попевки.

Задает вопросы.

Играют.

Поют.

Отвечают на вопросы.

Задает вопрос.

Предлагает послушать сказку и помочь в ее озвучивании.

Проводит музыкальную ролевую игру.

Оценивает (про себя) пение "гудошников".

Отвечают на вопрос.

Соглашаются помочь озвучить сказку.

Слушают сказку и участвуют в ролевой игре.

Основная часть.

Дифференцированная

практическая работа по теме занятия.

Исполняет песню и читает текст.

Поет 1-й куплет.

Слушают педагога.

Все дети поют про себя с активной артикуляцией, выразительно.

Называет ребят по именам и просит их пропеть 1 куплет.

1 группа поет 1 куплет

(без "гудошников").

2 и 3 группа поет про себя.

Читает 2-й куплет.

Просит детей 1 и 2 группы пропеть.

1 и 2 группа поет.

3-я группа про себя.

Просит пропеть всех.

Отдельно контролирует голоса "гудошников".

Все поют со словами, затем на слог "лю".

Проводит динамическую паузу.

Выполняют движения со словами под музыку.

Просит еще раз исполнить разученную песню.

Выбирает пару.

Исполняют песню.

Поют по указанию педагога в паре.

Рефлексия.

Спрашивает мнение детей о занятии. Просит оценить аплодисментами.

Предлагает на следующем занятии продолжить музыкальную сказку.

Проводит музыкальное прощание.

Аплодируют себе и другим детям.

Отвечают на вопросы педагога.

Прощаются с педагогом.

Конспект хода занятия

1.Вводная часть занятия. Мотивация на совместную деятельность и принятие решения о совместной работе.

Дети под музыку входят в учебный кабинет. Звучит музыкальное приветствие "Здравствуйте"!

Педагог спрашивает о настроении детей и предлагает на занятии учиться красиво петь, играть, разучить песню.

2.Подготовка к восприятию темы. Проводится музыкальная учебная игра на различение высоты звука "Подбросим мяч".

Условия игры: дети играют в воображаемый мяч. Когда музыка звучит в высоком регистре, они на сильную долю такта как бы подбрасывают мяч вверх, в низком регистре - ударяют мячом об пол, в среднем регистре держат мяч в руках.

3.Актуализация имеющихся знаний и умений.

Педагог спрашивает, хотят ли дети послушать сказку. Предупреждает, что сказка не простая, а музыкальная и ему обязательно понадобится помощь детей.

Педагог: Пошли дети в лес за грибами и перекликаются, чтобы не потеряться: «Ау!» (интонация кварты вверх, например, ми - ля первой октавы). А дятел им отвечает: «Тук-тук-тук» (на одном звуке, например, соль первой октавы).

Все попевки дети поют вслед за учителем без сопровождения в процессе изложения рассказа по дирижерским указаниям, одновременно показывают высотность рукой. Затем рассказ продолжается.

Педагог: Наш рассказ не простой, а музыкальный, поэтому все птицы, звери и люди в нём не говорят, а поют, то есть тянут звуки, тянут гласные. Даже дятел стучит по дереву очень напевно, мягко, музыкально.

- В лесу дети услышали, как поет кукушка: «Ку-ку» (интонация малой терции вниз, например, до второй - ля первой октавы).

- А потом они чуть не наступили на гнездышко воробья. Он, испугавшись, начал петь очень жалобно, тревожно, взволнованно: «Чик-чирик» (малая секунда вверх и обратно, например, си первой - до второй - си первой октавы).

- Но дети успокоили его: «Все спокойно» (большая терция вниз, например, ля-ля-фа-фа первой октавы). И чтобы воробей действительно успокоился, мальчики и девочки пели очень плавно, связно, протяжно, спокойно. И даже рукой показывали. Давайте споем, как они пели, и изобразим рукой такое плавное, протяжное звучание.

4. Основная часть Разучивание песни А. Филиппенко «Веселый музыкант».

5.Динамическая пауза. Педагог предлагает выполнить движения со словами под музыку (на выбор детей).

6.Еще раз исполняется песня "Веселый музыкант".

Педагог просит спеть попарно (в паре "гудошник" поет про себя).

7.Рефлексия.

-О чем узнали на занятии?

-Что понравилось?

-Что запомнилось?

-Какое настроение?

-Хотите продолжить работу? Будем на следующем занятии продолжать нашу музыкальную сказку? Придумайте новых героев нашего лесного путешествия.

Педагог говорит о том, что хотел услышать оценку их совместной работы. Дети аплодируют.

7.Звучит музыкальное прощание. Дети прощаются с педагогом и под музыку выходят из кабинета.


Список литературы


  1. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение.- СПб., Музыка, 2000.

  2. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.- М., Прометей, 1992.

  3. Якименская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.


© 2010-2022