Конспект открытого занятия объединения

 Музыка не может быть одинаковой, потому что она каждый раз рассказывает о разном. О разном времени суток, о разных явлениях, о разном настроении. Очень давно, во 2 в. до н. э. говорили: «Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца... Нужно разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музы­ку». А я дополню, необходимо найти нужные слова, чтобы гово­рить о музыке. Какие слова музыкальной речи помогли нам сегодня общаться с ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр.





Конспект открытого занятия

объединения

«Крылатые качели»


Тема: «Природа и музыка»

Дата проведения: « » _________

Время проведения: ______________

Место проведения: МОУДОД ДЮЦ

Возраст: 13-15 лет.





Разработала педагог

дополнительного образования

Агеева Елена Евгеньевна


г. Воронеж

2010 - 2011 учебный год.

Тема: «Природа и музыка»

Цель: научить способам воссоздания изобразительных эффектов музыкальной ткани.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, треугольник, флейты, «музыкальные листочки», маракасы.

Предварительная работа:

Подобрать иллюстрации, музыку» С.С. Прокофьева.

Демонстрационный материал: музыкальные произведения, картины, портреты композиторов

Музыкальный ряд: «Утро» С. С. Прокофьев; «Вечер» С. С. Прокофьев .

Литературный ряд: М. Лермонтов «Звуки».

Вид занятия: урок-фантазия.

Ход занятия.

1-й этап:

Как музыкальными звуками нарисовать картину природы?

Педагог (свободная беседа): С чего начинается день? День каждого человека? В чем особенность этого времени суток?

Дети: (Данный ответ, как и все последующие, выписаны как предположительные. Они являются для учителя ориентирами его действий?) С утра. Все просыпаются, идут ...

Педагог: Начинается новый день, и люди отправляются на работу, мы с вами идем в школу. Это утро человека. А в природе, как ведут себя деревья, солнце, трава? Предлагаю, мысленно каждому вернуться назад в утро. Расскажите о том, что удалось вам увидеть сегодня, пока вы шли в школу. Нарисуем словами картину под названием «Природа утром».

Дети: Природа просыпается, поднимается солнышко, согревает землю, цветы и трава тянутся к солнышку ... {выделяют внешние признаки утра).

Педагог: Картину «природа утром» вы нарисовали и в этом нам помогли слова. А теперь я предлагаю обратиться к звукам музыкальным и создать с их помощью ту же самую картину. Изобразим звуками музыки наше утро. В этом нам помогут: фортепиано, музыкальный инструмент, чьи тайны мы раскрывали на прошлом уроке, треугольник, флейты, «музыкальные листочки», маракасы. Найдем голос неба, земли, солнца, пения птиц, деревьев, цветов, осенних травинок, которые хотят погреться под последними теплыми лучами солнышка. (Каждому, конкретному образу природы, выбирается голос музыкального инструмента.) Земля и небо - фортепьяно; Солнце - треугольник;

Деревья, травинки - «музыкальные листочки»; Ветер - маракасы; Птицы - флейты.

Дети включаются в поиск звуков природы на музыкальных инструментах. Ищут «звуковые пятна», определяют «голос» земли в низком регистре, а «голос» солнца в высоком и т.д.

Педагог: Голоса музыкальных инструментов помогли нам оживить нашу словесную картину. Мы не только смогли ее представить, но и почувствовать, увидеть изнутри.


Физкультминутка

Дидактическая игра «Настроение».


Педагог: У каждого человека бывают разные настроения, которые можно наблюдать по выражению лица, мимике, глазам, общему виду. Предлагаю вам поиграть в настроения.

Педагог называет ситуации и просит детей показать, какие чувства они будут испытывать в тех или иных случаях: мама не пускает тебя на прогулку; папа подарил тебе большую, красивую игрушку, старший брат не дает мяч, внезапно на дорогу выбежала собака, ты поймал крупную рыбу и т. п.

Педагог читает стихотворение, по ходу которого ученики показывают те чувства, о которых сказано в нем:

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Азбука настроения.

2-й этап:

Что помогает музыке создать зримую картину природы?

Педагог: Послушайте теперь «Утро», которое написал С. С. Прокофьев. В своем сочинении он использовал только звуки фортепиано. Похоже ли утро С. С. Прокофьева на ваше утро? (Педагог исполняет «Утро» С. С. Прокофьева.)

Дети высказывают свои суждения в свободной форме. Важно чтобы они строили свои рассуждения доказательно, опираясь на звучание музыки.

Педагог: Неправда ли, о музыке говорить очень трудно? Чтобы человек научился говорить о музыке, есть специальные слова. И некоторые из них вы уже знаете. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятнее и ближе. Сейчас мы еще раз будем слушать «Утро» С. С. Прокофьева, я прошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, строго следуя за движением главной мысли произведения, (прием «слушание рукой» или «визуализации» детям знаком).

Дети «рисуют» рукой движение музыки. Важно, чтобы они уловили рельефность музыкальной ткани. Высказались о том, что трудно было идти за мелодией.

Педагог: Что показывала наша рука? Мы услышали ярко выраженный голос земли и голос неба, и мелодию постепенно поднимающегося солнца (напоминает звучание), т.е. музыка нам сразу открыла огромное пространство, как в высоту, так и в ширину. Так вот увидел утро С. С. Прокофьев, сразу объемно, в этом его особенность как композитора, видеть мир объемно. В музыке, пространство, в которое «вписываются» все звуки называют регистр. Если это низкие звуки, его называют низкий регистр, высокие - высокой, а звуки, которые может исполнить человеческий голос - средние. Музыкальные звуки могут располагаться широко от низкого до высокого. Если мы это слышим, значит, автор хочет показать большое, широкое пространство, как, например, у С. С. Прокофьева {напоминает звучание). Тот регистр звучит ярче, чей образ выходит на первый план: земли или неба. Сейчас мы попробуем, слушая голос земли, неба, солнца, изобразить в нашей тетради это пространство.

Дети работают в тетради. Прием «слушание» рукой линией проследить за изменением регистров. Примерный вариант записи:


«Утро» С. С. Прокофьев

Конспект открытого занятия объединения

земля

Вариант записи мелодии «Утро» С. С. Прокофьева

Можно в этот рисунок добавить мелодию солнца (цветные лучи). Дети учатся видеть фактуру музыкальной ткани.

Педагог: Вот у нас получился музыкальный портрет утра, созданный С. С. Прокофьевым.

Физкультминутка:

Игра - имитация «Послушай и угадай».


Педагог говорит детям, что сегодня они отправятся путешествовать.

Педагог: Внимательно слушайте все звуки. Слова сопровождайте движениями.

По тропинке в лес пойдем,

Лужу мимо обойдем,

Перепрыгнем ручеек.

Посмотрим мы направо,

Посмотрим вверх на солнышко,

Посмотрим вниз на травку.

Ах, как красиво!


3-й этап:

Отчего регистр бывает разным?

Педагог: А сейчас я предлагаю создать музыкальный портрет Вечера, который также написал С. С. Прокофьев. Изменится или нет рисунок регистра?

Дети: {Слушают «Вечер», и высказываются об услышанном.) Музыка начинается со среднего регистра, поднимается в высокий и только в середине появляется голос земли. В среднем регистре ясно слышится мелодия, которую можно пропеть, она напоминает колыбельную, а низкий регистр помогает ей. Там звучит убаюкивающая интонация. Голос земли отдаляется от голоса неба. Земля засыпает {один и тот же звук повторяется), ее голос становится спокойнее и тише.

Педагог: Предлагаю изобразить мелодию, напомнившую нам колыбельную. Пожалуйста, пойте ее.

«Вечер» С. С. Прокофьев

небо

Конспект открытого занятия объединения

земля

Вариант записи мелодии «Вечер» С. С. Прокофьева


4-й этап:

Из каких слов складывается музыкальная речь?

Педагог: Музыка не может быть одинаковой, потому что она каждый раз рассказывает о разном. О разном времени суток, о разных явлениях, о разном настроении. Очень давно, во 2 в. до н. э. говорили: «Все музыкальные звуки идут от человеческого сердца... Нужно разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки, нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку». А я дополню, необходимо найти нужные слова, чтобы говорить о музыке. Какие слова музыкальной речи помогли нам сегодня общаться с музыкой С. С. Прокофьева? Что они помогают рассказать о музыке?

Дети: Мелодия, регистр.

5-й этап:

Итог занятия.

  1. Проверка и оценка работ воспитанников.

2. Проверка работ в действии.

3. Обобщающая беседа.

© 2010-2022