• Преподавателю
  • Музыка
  • Открытый урок: «Методика развития штриховой техники учащихся младших классов кобыза»

Открытый урок: «Методика развития штриховой техники учащихся младших классов кобыза»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА № 2




ОТКРЫТЫЙ УРОК

«Методика развития штриховой техники учащихся младших классов

кобыза»



Подготовила преподаватель

ГБОУ ДОД ДМШ № 2

по классу кобыза

Кушекбаева Акалтын Усеровна

с учащейся 2 класса

Женисовой Газизой


Байконур 2014

Конспект открытого урока

преподавателя по классу кобыза Кушекбаевой А. У.

Дата проведения 23.03.2014 г.

"Красивое движение рождает красивый звук".

Ю. И. Янкелевич


Тема: «Методика развития штриховой техники учащихся младших

классов кобыза»

Цели урока:

- создание технического фундамента, на котором в дальнейшем строится развитие исполнительских навыков учащейся.

Задачи урока:

Образовательное:

- освоение начальных приемов исполнения штрихов в гамме, упражнениях, этюде, организация игрового двигательного аппарата;

- совершенствование приемов исполнения штрихов: конкретная форма движения смычка, дающая нужный звуковой результат, ритмичность исполнения, координация движения обеих рук;

Развивающие:

- развитие штриховых навыков исполнения, умения анализировать свою игру;

- развитие музыкальной памяти, внимания;

- совершенствование творческого исполнительского мастерства;

- расширение музыкально-теоретических знаний.

Воспитательная:

- воспитание художественно-выразительного значения штриховой техники.

- воспитание звуковой культуры у учащейся, интереса и любви к музыке.

Оснащение урока: кобыз, фортепиано, пюпитр, нотный материал.

Библиография:

1. Г.А.Молдакаримова «Школа игры на кобызе» Алматы, 2004г.

2. Г.А.Уразалиева «Школа игры на кобызе» Астана, 2010г.

3. Г.А.Уразалиева «Основы педагогики обучения игры на кобызе» Учебное пособие для преподавателей и студентов музыкальных учебных заведении. Астана, 2010г.

4. С.С.Пусырманова «Методика обучения игры на инструменте кобыз». Методические пособия для преподавателей музыкальных школ. Кзылорда, 2009г.


Хронометраж урока:

I. Вводный часть - 2 мин.

II. Основная часть

1. Подготовка игрового аппарата - 13 мин.

2. Работа над произведениями - 23 мин.

III. Заключительная часть -- 2 мин.




Содержание урока

Время

Методика проведения урока

I. Вводная часть.

3 мин.

Подготовка учащейся к творческой работе.

Вступительное слово преподавателя. Постановка цели урока и его задач.

Напомнить результаты работы на предыдущем занятии, характерные ошибки и наметить участки работы.

В ходе урока учащейся задаются вопросы.

(см. Приложение 1).

II. Основная часть урока.

1.Подготовка игрового аппарата

Гамма B-dur во II позиций













Трезвучия Т5/3 с обращениями


Н. Бакланова Этюд №11

Соль-мажор.


Работа над произведениями

«Кенес» К.н.к.



«Гулдерайым» К.н.п.

Обр. Г. Уразалиевой.



В.Шаинский «Лявониха»





13 мин.


















23 мин.
































































Проводится для развития навыков, облегчающих технические задачи, встречающиеся в рассматриваемых произведениях

Работа над штрихами в гамме.

Штрихом detache (исполнение каждой ноты отдельным движением смычка по струне, поочередно вниз и вверх). Добиваться при этом яркой атаки звука (импульса правой руки), эстетической красоты тембра звучания (при свободном инерционном движении руки) и художественной завершенности звука (филировка, торможение).

Штрихом martele (острый звук с паузой, равной ему по длительности), исполняется по принципу detache с остановками, но начинается с резкого «укола» струны, совершаемого нажимом указательного пальца с помощью небольшого вращательного движения предплечья, одновременно с импульсом горизонтального проведения смычка. Добиваться чрезвычайной ритмичности, додерживания пауз между звуками, освобождения руки, отпуская нажим указательного пальца во время горизонтально проведения смычка.

Штрихом legato по 2,4,8 нот на смычок. Штрих подразумевает слитное исполнение нескольких звуков при ведении смычка по струне в одном направлении, который выявляет сущность природы скрипки - ее возможность плавно, выразительно петь. Добиваться свободного ведения смычка в legato, смены его в нижней и верхней части кистевым движением руки.

Пунктирным штрихом, добиваясь острого, яркого маркирования короткого звука, отсутствия паузы между коротким и длинным звуком и ее наличия перед коротким звуком. Необходимо, чтобы в паузе смычок легко прикасался к струне, как бы замирая на месте.

Штрихом комбинированный, сочетание штрихов короткой detache и legato. Целесообразно добиваться соединения в штрихе движения предплечья с добавлением небольшого, но сознательного движения кисти.

Штрихом короткой detache, исполнение различными ритмическими вариантами(дуолями, триолями)добиваясь четкостью ритма.

Штрихом staccato (четыре ноты на смычок). По характеру штрих родственен последовательности штрихов martele, исполняемых в одну сторону движения смычка (вверх или вниз). При работе над штрихом добиваться «укола» указательным пальцем в «струну» импульсами кисти. При исполнении staccato важен начальный акцент и сознательное подчеркивание сильных ритмических долей.

Работа над штрихом legato, добиваясь плавного соединения струн и точного распределения смычка.

Работа над интонацией в гамме и трезвучиях.

Этюд исполняется штрихом detache. Обратить внимание на точное распределение смычка и точное выполнение акцентов-в одних случаях на сильных долей такта, в других-на слабых. Работа над интонацией, звукоизвлечением, четкостью ритма, точного распределения смычка. Исполнения этюда наизусть.

Работа над комбинированными штрихами; detache, legato, применение их художественно-выразительного значения. Обратить внимание учащегося на динамические оттенки произведения, добиваясь точности штриховых движений при достижении высоко-художественного звукового результата.

Работа над интонацией, точным распределением смычка, четкостью ритма.

Произведения исполняется наизусть.

Уточняется характер пьесы.

Работа над отдельными интонационно сложными музыкальными эпизодами пьесы.

Работа над качеством звучания в исполнении над комбинированными штрихами; detache, legato.

Работа ведется над устойчивостью ритма, интонационной точностью.

Работа над характером произведения, добиваясь точности штриховых движений при достижении высокохудожественного звукового результата.

Добиваться острого, яркого, маркированного звучания штриха короткой detache в разных частях смычка, сохраняя эластичность кисти правой руки. Работа над интонацией, техникой исполнения переходов смычка со струны на струну Работа над характером произведения, добиваясь выразительности штриха - героической маршевости.

Работа над характером произведения, добиваясь точности штриховых движений при достижении высокохудожественного звукового результата.

Пьеса исполняется наизусть.

III. Заключительная часть

2 мин.

Подведение итогов работы. Оценка работы учащейся на уроке.

Оформление и разъяснение домашнего задания с учетом результатов работы на уроке.



Приложение 1. Вопросы, заданные на уроке.




  1. Назовите ключевые знаки в гамме B-dur.


  1. Назовите полутоны в гамме B-dur.


  1. Как переводится слово legato, martele?


  1. В какой тональности написан Этюд Бакланова?


  1. Как в нотном тексте обозначается акцент?

6. Что означают динамические оттенки f, p, mf, cresc.

7. Каким штрихом исполняется каз. нар.кюй «Кенес» ?

8. В какой тональности написан каз.нар.песня «Гулдерайым» ?

9. Каким штрихом исполняется пьеса «Лявониха», характер ее

исполнения?






Самоанализ открытого урока

«Методика развития штриховой техники учащихся младших классов кобыза».


Данный урок является продолжением работы по теме методической разработки «Развитие музыкальных способностей при освоении постановочных навыков с учащимися классов кобыза ДМШ».

Учащаяся Женисова Газиза занимается в моем классе второй год, имеет средние музыкальные способности, старательная, трудолюбивая, хорошо воспринимает информацию, развита в эмоциональном плане. За время учебы ею достигнуты заметные результаты в развитии технических и исполнительских навыков игры на кобызе.

При планировании урока я учитывала индивидуальные способности и уровень подготовки учащейся. При подборе репертуара сохранила последовательность и связь приемов игры от упражнений до музыкальных произведений.

Данный урок преследовал следующие цель и задачи:

Цель урока:

- Создание технического фундамента, на котором в дальнейшем строится развитие исполнительских навыков учащейся.

Задачи урока:

Образовательная:

- освоение начальных приемов исполнения штрихов в гамме, упражнениях, этюде, организация игрового двигательного аппарата;

- совершенствование приемов исполнения штрихов: конкретная форма движения смычка, дающая нужный звуковой результат, ритмичность исполнения, координация движения обеих рук;

Развивающая:

- развитие штриховых навыков исполнения, умения анализировать свою игру;

- развитие музыкальной памяти, внимания;

- совершенствование творческого исполнительского мастерства;

-расширение музыкально-теоретических знаний.

Воспитательная:

-воспитание художественно-выразительного значения штриховой техники;

- воспитание звуковой культуры у учащейся, интереса и любви к музыке.

В процессе открытого урока по данной теме использовала общую методику обучения игре на кобызе, методические рекомендации и разработки педагогов Г. Уразалиевой, Г,.Молдакаримовой, содержащих отработку точности звукоизвлечения, развития технических навыков. Согласно поставленным задачам были выбраны соответствующие средства обучения: гаммы, проработанные в штриховых вариантах, произведения, которые соответствуют программе 1-2 классов.

Урок содержал в себе знакомство с новым материалом и закрепление полученных знаний и умений в работе над штрихами в произведениях. В основе работы над кобызными штрихами был использован принцип «от простого к сложному».

Урок - комбинированный.

В подготовительной части урока был использован инструктивный материал (гаммы, упражнения). Проведение открытого урока по данной теме позволяет использовать общую методику обучения игре на кобызе, поэтому определенное время я использовала на работу с гаммами. Это позволило отрабатывать точность интонирования, звукоизвлечения в работе над характером исполнения штрихов, что в дальнейшем использовалось учащейся в работе над пьесами по осуществлению поставленной цели раскрытия эмоционального содержания пьес.

На заключительном этапе была дана оценка работе учащейся во время урока, акцентировано внимание на недостатках, имевших место при освоении техники исполнения штрихов. В домашнем задании рекомендовано применять приемы, которые были использованы во время урока.

Между этапами урока прослеживалась логическая связь. Подготовительный этап способствовал реализации целей и задач основного этапа. Контроль знаний учащейся был осуществлен с учетом возрастных особенностей. На уроке были заданы вопросы по теме и получены правильные ответы. Время на уроке было распределено в основном рационально.

Урок прошел в динамичной, доброжелательной обстановке. Атмосфера урока располагала к творчеству и сотрудничеству, что позволило поступательно вести учащуюся к выполнению поставленных задач.

Учащийся на уроке была активна, внимательна, сосредоточена в работе, показала умение выполнять поставленную задачу. Считаю, что цели урока были достигнуты.








10

© 2010-2022