• Преподавателю
  • Музыка
  • Программа по внеурочной деятельности детского хорового коллектива «Росинки» для 5-х классов

Программа по внеурочной деятельности детского хорового коллектива «Росинки» для 5-х классов

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфиче...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра методики преподавания дисциплин

художественно-эстетического цикла

Итоговая практико-значимая работа

Программа по внеурочной деятельности детского хорового коллектива «Росинки» для 5-х классов

Тарасовой Ольги Викторовны

учителя музыки, ИЗО МАОУ Апрелевской СОШ № 3 СУИОП г. Апрелевка,

слушателя проблемно-тематического семинара 2014/2015 учебного года

«Реализация требований ФГОС ООО на уроках музыки и изобразительного искусства в 5 - 7 классах

общеобразовательных организаций» 36 ч.



Москва 2015



Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………………………..…...…........3

1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………………………......3

2. Общая характеристика курса…………………………………………………………………………………....................6

  1. Основное содержание программы……………………………………………………………………………….................6

  2. Описание места внеурочных занятий в учебном плане……………………………………………………………...........6

  3. Результаты освоения учебного предмета…………………………………………………………………………...…..….7

2.4 Тематический планирование…………………………………………………………………………………………...........8

  1. Календарно-тематическое планирование ……..…………………………………………………………..……...............10

2.6 Планируемые результаты освоения курса программы ……………………………………………..…............................14

  1. Способы отслеживания результатов освоения программы ………………………………………..…………………….15

3.1 Система оценки достижений планируемых результатов………...……………………………………………………….15

3.2 Формы и виды контроля…………………………………………………………………………………………………….16

  1. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса……………………………………………17

Заключение…………………………………………………………………………………………………………………...….17 Библиография…………………………………………………………………...……………………………………………….18


Введение

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня - не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно - эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там. Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разно жанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

В основу данной программы положена образовательная программа «Музыкальный звездопад» В.В.Иноземцевой. Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.

  1. Пояснительная записка

Программа детского хорового коллектива составлена для занятий с детьми в условиях общеобразовательной школы. Программы, которые проектируются в системе дополнительного образования, предназначаются, в основном, для занятий во внеурочное время на базе групп, сформированных по интересам, разновозрастной комплектации, основаны на определенной материально-технической базе школы. Программа детского хорового коллектива составлена для занятий в классном коллективе или на параллели классов в условиях общеобразовательного учреждения. Как показывает практика, не все дети могут реализовать себя в процессе учебной деятельности в силу неоднородности развития когнитивных и психических процессов, чувствуют себя неуспешными.

Актуальность программы детского хорового коллектива заключается в том, что она направлена на создание условий для реализации творческих способностей каждого ребенка, дает возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным.

Помимо этого, программа предусматривает развитие музыкальных и творческих способностей детей, певческих данных, общей музыкальной культуры, культуру поведения в обществе.
Хоровое пение - занятие коллективное. Выступление - результат творческих усилий коллектива. Занятия в хоре могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Здесь дети начинают учиться самодисциплине.
Вся организация работы в хоровом коллективе должна помочь школьникам осознать, что занятия искусством - это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к творческой отдаче

полученных знаний, общественную активность.
Программа включает в себя блоки занятий, направленные на развитие голоса, расширение певческого опыта детей, что является продолжением традиций, заложенных в программах данного вида, рекомендованных для системы дополнительного образования. В тоже время, программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного процесса школы. Он предназначен для исполнения на общешкольных праздниках, выездных выступлениях. Условия школы требуют исполнения произведений караоке, поэтому в программу включен репертуар, имеющий механическую запись. Во время занятий развитие голоса проводится с использованием «живого» аккомпанемента.

Цель программы: создание условия для самореализации личности через музыкально-эстетическое воспитание обучающихся.

Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

  • создание условий для приобретения навыков коллективного пения, способов управления своим голосом;

  • формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме путем подъема и развития хоровой культуры;

  • создание условий для развития голосового аппарата, музыкальных и творческих способностей; деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности;

Результат достигается при помощи использования высокохудожественного репертуара, соответствующего возрасту обучающихся, проведению коллективных занятий, выступлений, которые дисциплинируют, объединяют, помогают раскрыться учащимся.

Результативность:

Пройдя обучение по программе обучающиеся получат:

  • широкий спектр информации эстетического содержания;

  • комплекс знаний и навыков по хоровому пению;

  • практические навыки для самостоятельного исполнительства;

  • знания по музыкальной культуре и истории;

  • знания и умения, которые в дальнейшем он сможет применить во взрослой жизни (умение наладить контакт с другим человеком и коллективом, раскрыть свои творческие возможности и применить их на деле, общаться с аудиторией, не теряться в различных жизненных ситуациях и т.д.).

Формы организации вокальной деятельности:

  • музыкальные занятия;

  • занятия - концерт;

  • репетиции;

  • творческие отчеты.

Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.

Используемые методы и приемы обучения:

  • наглядно - слуховой (аудиозаписи)

  • наглядно - зрительный (видеозаписи)

  • словесный (рассказ, беседа, художественное слово)

  • практический (показ приемов исполнения, импровизация)

  • частично - поисковый (проблемная ситуация - рассуждения - верный ответ) - методические ошибки - методические игры

В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов - музыкантов: В.В. Емельянова, К. Орфа.

Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.

Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются: - создание дружного коллектива; - взаимодействие между детьми, педагогом и родителями;

2. Общая характеристика курса

  1. Основное содержание программы


Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию: -подготовку голосового аппарата; -развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;

Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы - эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт само презентации.

  1. Описание места внеурочных занятий в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год обучения, адресована детям среднего школьного возраста - мальчикам и девочкам 11-12 лет (5 класс). Занятия проводятся по 1 часу 1 раз в неделю, 34 часа за 1 год обучения. Эти часы берутся из части учебного плана школы, касающегося организации внеурочной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО.

Предусматривается звеньевая форма обучения. Главное - желание принимать участие в коллективном пении. Набираются дети одного класса без отбора. Максимальное количество учащихся 30- 35 человек от каждого класса.

2.3 Результаты освоения учебного предмета

Личностные, мета предметные и предметные результаты освоения курса вокального кружка «Акварели»

Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально - духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно - творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами являются:

  • овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

  • овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.

Мета предметными результатами являются:

  • овладение способами решения поискового и творческого характера;

  • культурно - познавательная, коммуникативная и социально - эстетическая компетентности;

  • приобретение опыта в вокально - творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

  • формирование эстетических потребностей, ценностей;

  • развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

  • развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

  • бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

2.4 Тематическое планирование 5 класс (1 час в неделю)

№ п/п

Темы

Количество часов

5 класс

1

Вводное занятие

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

2

3

Охрана голоса

1

4

Певческая установка

2

5

Звукообразование. Музыкальные штрихи

2

6

Дыхание

2

7

Дикция и артикуляция

1

8

Ансамбль. Унисон

2

9

Ансамбль. Элементы двухголосия

2

10

Музыкально-исполнительская работа

2

11

Ритм

1

12

Сценодвижение

2

13

Работа с репертуаром

10

14

Концертная деятельность

2

15

Итоговое занятие, творческие отчеты

2

Итого:

34


1.Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2.Знакомство. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3.Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

4.Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5.Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В. Емельянова.

6.Ансамбдь. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

7.Музыкально - исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».

8.Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии - игра «Матрешки».

9.Сцендвижение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

10.Репертуар. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11.Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов. 12.Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления.



  1. Календарно-тематическое планирование 5 класс


№ п/п

Название темы

Решаемые проблемы

Планируемые результаты (УУД)

Кол-во чч.

Дата

Предметные

Мете предметные

Личностные

1

Вводное занятие.

Знакомство с учащимися. Диалог о современной песне.

Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения

Регулятивные: научиться исправлять свою работу

Познавательные: находить нужную информацию, различать на слух звучание инструментов

Коммуникативные: высказывать свое мнение о прослушанной музыке, слушать одноклассников

Развить творческую фантазию, погрузить в мир драматического искусства.

1

2

Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения

Охрана голоса.

Певческая установка.

Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент.

Совершенствование навыков голосоведения.

Формирование практических умений и навыков и области хорового искусства.

Регулятивные: анализировать результаты собственной и коллективной работы.

Познавательные: проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы, фразы, выразительность интонаций.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Обогащение опыта вокальной импровизации.

5

3

Звукообразование. Муз. штрихи

Особенности и возможности певческого голоса.

Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им.

Грамотное использование детского голоса.

Петь короткие фразы на одном дыхании, легким звуком, без напряжения.

Регулятивные: выполнять учебные задания, ставить и выполнять цель, определять этапы выполнения задания.

Познавательные: находить необходимую информацию.

Коммуникативные:

петь хором, вести диалог, слушать собеседника.

Заинтересованность в музыкальном исполнительстве.

Правильно дышать, делать спокойный вздох, не поднимая плеч.

2

4

Дыхание

Особенность певческого дыхания

Взаимосвязь с другими элементами вокально-хоровой техники.

Снятие мышечного напряжения в голосовом аппарате.

Регулятивные: выполнять учебные действия, ставить и выполнять цель, определять этапы выполнения задания.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника.

Петь легким звуком, без напряжения.

Приобретение навыков опорного дыхания.

2

5

Дикция и артикуляция

Учиться петь выразительно, осмысленно, отчетливо произносить слова во время пения.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов.

Регулятивные: составлять план и последовательность своих действий, использовать известные средства музыкальной выразительности.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, усваивать особенность музыкального языка как средства создания музыкального образа.

Коммуникативные: высказывать собственное мнение о произведении

Показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса.

2

6

Ансамбль. Унисон.

Элементы двухголосия.

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов.

Формирование практических умений и навыков и области хорового искусства.

Регулятивные: определять этапы выполнения заданий, различать танцевальные, маршевые, песенные интонации, ритмы.

Познавательные: формулировать познавательную цель, понимать содержание произведения.

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе.

Заинтересованность в музыкальном исполнительстве.

Обогащение опыта вокальной импровизации.

Возможность развития творческого роста

4

7

Музыкально-исполнительская работа

Дикционная разминка. Упражнения на дыхания

Научить петь без сопровождения, воспитывая навыки точного воспроизведения.

Формирование практических умений и навыков и области хорового искусства.

Грамотное использование детского голоса.

Петь короткие фразы на одном дыхании, легким звуком, без напряжения.

Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, понимать важность планирования работы, решать творческие задачи, вносить коррективы в свою работу.

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний, сравнивать особенности воплощения разными композиторами музыкального образа.

Коммуникативные: ставить вопросы, учитывать настроения других людей, их эмоциональное восприятие музыки, участвовать в коллективном обсуждении.

Заинтересованность в музыкальном исполнительстве.

Показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса.

Дать критическую оценку своему исполнению.

1

8

Ритм

Развитие навыков ритмической импровизации

Навыки коллективной ритмической импровизации

Регулятивные: планировать учебные действия. Ориентироваться на нотную запись в учебнике, использовать приём свободного дирижирования; делиться на группы: дирижёр и оркестр.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы

Коммуникативные: рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, отвечать на вопросы, задавать уточняющие вопросы, договариваться, находить общее решение при работе в группе.

Развитие чувства ритма

2

9

Сцено-движение

Включения детей в музыкально - творческую деятельность.

Как вести себя на сцене

Основы концертной деятельности

Особенности сценического движения

Регулятивные: формулировать учебную задачу, анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям.

Познавательные: ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: рассказывать о содержании прослушанного музыкального произведения, о композиторе;

задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и музыкально-выразительным средствам, участвовать в создании композиций, работать в паре, группе.

Воспитание эстетического вкуса.

Воспитание сценического вкуса.

10

10

Работа над репертуаром

Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов.

Умение работать с микрофоном и фонограммой.

Культура поведения на сцене.

Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест.

Регулятивные: понимать цель выполняемых действий, адекватно воспринимать оценку своей работы.

Выражать образный и общий замысел произведений.

Познавательные: осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий, свободно ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.

Художественное совершенствование выученного репертуара.

Воспитание эстетического вкуса

2

11

Концертная деятельность

Отбор лучших номеров, репетиции.

Концертное исполнение репертуара.

Анализ звучания концертной программы.

Коллективное исполнение

Регулятивные: формировать замысел и реализовывать его в исполнении, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам, вносить коррективы в свою работу.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации, отмечать характер песен, устанавливать взаимосвязь между музыкой и другими видами искусств.

Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе.

Воспитание эстетического вкуса

Художественное совершенствование выученного репертуара.

1

12

Итоговые занятия, творческие отчеты

Выступление на сцене.

Анализ выступления.

Художественное совершенствование выученного репертуара

Регулятивные: планировать действия, выполнять музыкально-творческие задания по заданным правилам.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, какие средства музыкальной выразительности используются для передачи контраста в музыке, характеризовать разных персонажей, определять характеры действующих лиц кантаты.

Коммуникативные: рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, отвечать на вопросы, работать в группе, договариваться, находить общее решение, выслушивать друг друга, быть терпимыми к другим мнениям

Воспитание эстетического вкуса

2

Итого: 34 часа


  1. Планируемые результаты освоения курса программы в 5 классах

По итогам 1 - го года обучения учащиеся

узнают:

  • основы вокально - хоровых навыков;

  • правила пения; - виды дыхания;

  • музыкальные штрихи;

  • средства музыкальной выразительности.

будут уметь:

  • применять правила пения на практике;

  • петь чисто ансамблем в унисон;

  • применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;

  • сценически оформлять концертный номер.

3. Способы отслеживания результатов освоения программы


Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия - концерты).

Отслеживание уровня сформированности вокально - слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики разработанной руководителем музыкально - хоровой студии г. Тюмени И.А. Леоновой.

Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса. Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления

3. 1 Система оценки достижений планируемых результатов

Предполагается, что к концу учебного года учащиеся покажут себя как слаженный коллектив, владеющий элементарными вокально-хоровыми навыками:

  • пение в унисон;

    • певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;

    • передача простого ритмического рисунка;

    • четкая дикция;

    • свободное владение дыханием;

    • способность передать характер произведения;

    • владение динамикой p - mf.

    • репертуар 6 - 8 песен смогут определять на слух:

    • музыку разного эмоционального содержания;

    • музыкальные жанры (песня, танец, марш);

    • одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

    • средства музыкальной выразительности: темп, динамику, мелодию, ритм;

    • музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

    • знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.

К концу года, учащиеся смогут:

  • петь легко и свободно

  • правильно брать дыхание при исполнении песни.

  • находить звучание голоса, которое соответствовало бы содержанию произведения.

  • петь выразительно.

3.2 Формы и виды контроля

Текущий контроль проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:

  • беседа по пройденному материалу;

  • самостоятельная работа;

  • выполнение практического или теоретического задания.

Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы:

  • анализ проделанной работы;

  • участие в массовых мероприятиях.

Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год:

  • персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)

  • участие в итоговом отчетном концерте.


4. Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса


Для реализации программы используются:

Материально - техническое обеспечение

Методическое обеспечение

1. Оборудованный кабинет. (Музыкальный инструмент - фортепиано, музыкальный центр, звукоусилительная аппаратура, колонки, наличие возможности записи фонограмм, наличие возможности изготовления концертных костюмов.

1. Информационная и справочная литература.

2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель.

2. Методическая литература.

3. Записи фонограмм детских песен, народных наигрышей на аудиокассетах и компакт-дисках.

3. Наглядные пособия.

( плакаты, портреты с изображением композиторов)


Заключение

Данная программа помогает четко организовать работу внеурочной деятельности. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога. Это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения "подгонять" под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения в хоре, параллельно с изучением нового песенного материала. Песенный репертуар подбирается в течение года и может.

Методические рекомендации для учителя


Программа предполагает следующие методы:

концентрический метод - начинать вокальную работу целесообразнее с более простых способов звукообразования: с натуральных регистров, при этом не допускать напряжения в голосе, усталости, силу голоса соизмерять с индивидуальными и возрастными возможностями ребенка. Практические упражнения выполняются медленно.
объяснительно-иллюстративный метод включает в себя традиционные методы: объяснение и показ профессионального вокального звучания. Показ звучания дает возможность использовать природную способность детей к подражанию и вести вокальное обучение естественным путем.
фонетический метод - специальный метод вокального обучения, выраженный в воздействии фонем на звучание певческого голоса и работу голосового аппарата. При пении необходимо каждому воспитаннику добиваться легкости, звонкости звучания, не допуская при этом мышечных зажимов и напряжений.

Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога. Вторая часть занятия - практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения). В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий. После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу. В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке. Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность - вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий в хоре. В конце каждого учебного года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения за прошедший год. Для образовательного процесса необходимы наглядные пособия, дидактические материалы, аудио, видео информация.


Библиография

Законодательные и нормативные документы


  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Примерные программы по учебным предметам. Части 1 и 2. - М.: Просвещение, 2010.

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.

  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на текущий учебный год. Интернет-сайт: mon.gov.ru/

Литература для педагога:


1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2011.

2. Алиев Ю.Б. Подросток - музыка - школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. - М.: Музыка, 2012.

3. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно- методическая разработка. - М.: 2012.

4. Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. - М.: Музыка, 2013.

5. Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. - С.-Пб., Музыка, 2010.

6. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2012.

7. Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. - М., Педагогика, 2012. - 232с.

8. Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. - М.: Музыка,2013.

9.Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка,2011.

10. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2013.

11. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М: Просвещение,2012.

12. Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. - Л-М.: Музгиз, 2013.

13. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. - М.-Л. Музыка, 2010.

14. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. - Л.,2011.

15. Орлова Н.Д. О детском голосе. - М: Просвещение,2012.

16. Полякова О. И. Работа с детским вокально-инструментальным ансамблем (методические рекомендации) // Модернизация профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сборник научных трудов. - М., МПГУ, 2012.

17. Полякова О.И. Детские вокально-инструментальные ансамбли в системе дополнительного образования // Материалы 1-й Международной межвузовской научно- практической конференции 29-31марта 2012. - Екатеринбург, 2012.

18. Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1-й Международной межвузовской научно-практической конференции 29-31марта 2011 года. - Екатеринбург, 2011.

19. Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. - М., 2004.

20. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . - СПб.: Питер 2013.

21.Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детскими вокально-хоровыми коллективами. - М.,2014.

22.Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина,2012.

Список литературы для учащихся:


1. Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. - М.: 2013;

2. Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. - АСТ 2012;

3.Журавленко Н.И. Уроки пения. - Минск: «Полиграфмаркет», 2012

4.Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. - ЭКСМО 2011;

5.Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». - М.: 2012;

6.Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2010.

7.Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. - АСТ 2010;

8.Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. - ООО «Попурри»2012;

9.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.-сост. А.С. Кленов; под общ.ред. О.Г. Хинн. - М.,2011

Список полезных интернет - ресурсов для педагога:


1. mp3sort.com/

2. s-f-k.forum2x2.ru/index.htm

3. forums.minus-fanera.com/index.php

4. alekseev.numi.ru/

5. talismanst.narod.ru/

6. rodniki-studio.ru/

7. a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm

8. lastbell.ru/pesni.html

9. fonogramm.net/songs/14818

10. vstudio.ru/muzik.htm

11. bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/

12. sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed

13. notomania.ru/view.php?id=207

14. notes.tarakanov.net/

15. irina-music.ucoz.ru/load

22


© 2010-2022