Рабочая программа по музыке для 7-9 классов

Раздел Музыка
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5 муниципального района Мелеузовский район Республики Башкортостан

Согласовано

Заместитель директора по УР

МОБУ СОШ №5

МР Мелеузовский район РБ

________ Дятлова И.Ю.

31 августа 2013 г

Утверждаю

Директор МОБУ СОШ №5

МР Мелеузовский район РБ

________ Галактионова М. В Приказ __________ од

от 02 сентября 2013 г.





Рабочая программа

по музыке

для 7 - 9 классов

Период реализации 2013-2018 г.




Рассмотрено

на заседании методического

совета школы

Протокол № 1 от 31 августа 2013 г.

Руководитель МС

_________ Дятлова И.Ю.





Составитель:

учитель музыки

Тарасова Е.Н.


2013-2014 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по музыке для 7-9 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. Примерной программы по музыке и содержания программы «Музыка 5-7 классы» основной образовательной программы образовательной системы «Школа 2100». Авторы: Л.В. Школяр, В.О. Усачева. Примерной программы по музыкальному искусству для V-VII и VIII-IX классов составленной на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Обеспечено УМК по музыке издательства «Баласс». Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.

Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

Общая характеристика учебного предмета.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

- воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоения жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушание музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе

начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к свой культуре, своему народу и настроенности на восприятии других культур обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.

Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора - исполнителя - слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В цело все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.


Место учебного предмета в учебном плане.


Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка». Всего - 69 часа, 7 класс - 35 часа, 8 класс - 17 часов, 9 класс - 17 часов по полугодиям. В том числе 1 обобщающий урок в конце года.


Результаты освоения учебного предмета.


Учащийся должен понимать:


7 кл. Музыкальный образ и музыкальная драматургия

Учащийся научится раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности (типы) музыкальной драматургии, высказывать суждение об основной идее и форме её воплощения; понимать специфику и особенности музыкального языка, закономерности музыкального искусства, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в размышлении, пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности; осуществлять исследовательскую деятельность, участвуя в выполнении творческих проектов, в том числе связанных с практическим музицированием.

У учащегося должно проявиться желание заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр.; посещении концертов, театров и др.; воплощать различные творческие замыслы в многообразной художественной деятельности, проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей.

8-9 кл. Музыка в современном мире: традиции и новаторство, музыка «легкая» и «серьезная», вечное и современное


Учащийся научится:


• ориентироваться в исторически сложившихся музыкальных традициях и поликультурной картине современного музыкального мира, разбираться в текущих событиях художественной жизни в отечественной культуре и за рубежом, владеть специальной терминологией, называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

• определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв., отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX в.);

• применять информационно-коммуникационные технологии для расширения опыта творческой деятельности и углублённого понимания образного содержания и формы музыкальных произведений в процессе музицирования (на различных, в том числе электронных, музыкальных инструментах) и поиска информации в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет.


Учащийся должен уметь:


• высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;

• структурировать и систематизировать на основе эстетического восприятия музыки и окружающей действительности изученный материал и разнообразную информацию, полученную из других источников.

Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношения к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углублений полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.



Содержание учебного предмета.



Программа создана на основе педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, в соответствии с его программой по музыке в основной школе и с учетом современного социального контекста. Ее содержание направлено на формирование культуры личности, развитие и углубление интереса к музыке, музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии и воображения. В программе отражены культурологический и гуманистический принципы обучения, усилены межпредметные связи музыки с другими предметами: историей, географией, литературой, изобразительным искусством. Значительное внимание уделяется практическим видам деятельности: пению, движению, музицированию на элементарных музыкальных инструментах, некоторых разновидностях народных инструментов. Использование современных технологий (Интернет, работа с электронными словарями, энциклопедиями, нотными и аудио ресурсами, различными поисковыми системами).

В сравнении с исходным вариантом программы, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского, в предлагаемом варианте скорректирован и несколько сокращен репертуар, предназначенный для вокально-хоровой работы, а также те произведения, которые не вписываются в современный социальный контекст. Кроме того, проблематика 5-8-го классов хотя и объединена в единое целое, а также несколько расширена по содержанию в теме «Современность в музыке», но исходная логика тематического развития и планирования уроков сохранена. Сделана также попытка предоставить учащимся 5-8-го классов более широкое поле для самостоятельной деятельности в освоении новых музыкальных произведений, с учетом того, что на протяжении 4 - х лет обучения была заложена довольно серьезная теоретическая и практическая база знаний о музыкальном искусстве. Ориентирами (помимо тех, что определены программой Д.Б. Кабалевского) для целенаправленного движения к овладению музыкальным искусством, включающим в себя философские, этические и культурологические аспекты, служат размышления выдающегося ученого, теолога, музыканта и врача Альберта Швейцера. Его философско-этическая идея «Уважение к жизни», несомненно, обогащает одну из важнейших содержательных линий концепции программы «музыка и жизнь». «Изучая музыку, ребята почувствуют, что музыка - это сама жизнь», - так написано во вступительной статье к программе Д.Б. Кабалевского. Такое понимание музыки, формирующееся с 1-го класса, к 5-8-му классам становится устойчивым и многосторонним, что позволяет выдвинуть следующее, очень важное положение: если музыка - сама жизнь «то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей». «Добро - это сохранять жизнь, содействовать жизни. Зло - это уничтожать жизнь, вредить жизни» - главная интонация швейцеровской концепции. Следовательно, чтобы не сотворить зло, даже неумышленно, нужно особое отношение к жизни. А оно диктует и особое отношение к искусству как одному из проявлений «воли-к-жизни», когда «мотивом-к-жизни» (зерном-интонацией) становится поиск правды и красоты, а значит, соответствующих образов и их жизни (развития, драматургии) в искусстве. Таков уровень обобщения идей программы и их тематического стержня в 5-8-м классах: взаимосвязь искусств - преобразующая сила музыки - в чем сила музыки - музыкальный образ - музыкальная драматургия - музыка «легкая» и «серьезная».

7 класс (34 часа).



Музыкальный образ. (17 часов).

Милый мой хоровод» р.н.п.

«Островок» С. Рахманинова.

«Дороги» А. Новикова.

«Ария Кутузова» и «Вальс Наташи» из оперы «Война и мир» С.С.Прокофьева.

«Симфония №7» Д. Шостаковича.

«Лесной царь» Ф. Шуберта.

«Серенада» Ф. Шуберта.

«Прелюдия №4» А. Скрябина, «Прелюдия №20 Ф. Шопена.

Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена.

М. Равель «Болеро».

«Рапсодия №2» Ф. Листа.

А.Пахмутова «Герои спорта».

Вальсы №6,№7 Ф. Шопена.

Органная фуга ля минор И. С. Баха.

«Грустный вальс» Я. Сибелиус.

«Ария Салавата» из оперы «Салават Юлаев» З. Исмагилова.

Х. Ахметов, сл. К.Даяна «Ночной Урал».


Музыкальная драматургия. (17 часов).



Развитие музыкального образа.

Увертюра «Руслан и Людмила» М. Глинки.

«По следам Руставели» Отара Тактакишвили.

Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена.

1-я часть «сонаты для виолончели и ф-но» Э. Грига.

Сонатная форма.

«Спортивный марш» из к/ф «Вратарь».

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта П. Чайковского.

«Венгерские напевы» А. Эшпая.

Ф-ты из балета «Золушка» С. Прокофьева.

«Симфония №7». Д. Шостаковича.

«Гимн команды Зенит».

Р. Хасанов, сл. Н. Наджми «Зимний романс».

Н. Сабитов «Баллада для скрипки и фортепиано».


8 класс (17 часов).



Что значит современность в музыке. (10 часов).

«Токката и фуга ре-минор».

Тема страдания в музыке 18,19,20 вв. В. Лобос «Бразильская бахиана №5» фрагменты И. С.Баха.

Д.Б. Кабалевский.

Соната №14 Л. Бетховена.
З. Исмагилов, сл. Я. Кулмия «Мой Урал».

Музыка «лёгкая» и «серьёзная». ( 7 часов).


«Полька-пиццикато» И. Штрауса.

«Вальс-фантазия» М. Глинки.

«Нет я ни о чем не жалею» Эдит Пиаф. «История любви» Мирей Матье.

«Вчера» Д. Леннон и П. Маккартни.

К. Рахимов «Концертный вальс №3».

«Вальс-фантазия» М. Глинки.

Л.В. Бетховен.

К. Рахимов «Концертный вальс №3».

9 класс (17 часов).

Музыка «лёгкая» и «серьёзная». (4 часа).


Бардовская (авторская) песня.

«Марш физкультурников» М. Блантер.

Р.Хасанов Джаз-кюй.

Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки. (10 часов).

Дж. Гершвин Первый концерт для фортепиано с оркестром.

И. Дунаевский Оперетта «Белая акация».

«Нотр-Дам де Пари» Ришара Кошана.

А.Рыбников «Юнона» и «Авось».

Творческий портрет Р.К. Щедрина (1932 г.)

Р. Щедрин «Кармен-сюита».

М. Глинка «Вальс-фантазия».

Дж. Верди «Риголетто».

«Спортивный марш» из к/ф «Вратарь» А.Пахмутова.

С.Низамутдинов. Колыбельная Лейлы из рок-оперы «Звезда любви».



Великие наши современники. (3 часа).



Л. Бетховен.

Человек и народ - герои М.П. Мусоргского

Урок-концерт.

Традиции и новаторство в творчестве С.С. Прокофьева.

Традиции и новаторство в творчестве Наримана Сабитова.



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.


1. В.О. Усачева, Л.В. Школяр. Музыка: учебник для 6-7 кл.: -М.: Баласс, 2012.

2. Т. И. Науменко, В.В. Алеев. Музыка: учебник для 8 кл.: - Волгоград: Учитель, 2006.

3. Нотная хрестоматия для 6 - 7 кл.

4. Фонохрестоматия для 6 - 7 кл.

5. Нотная хрестоматия для 8 кл.

6. Фонохрестоматия для 8 кл.

7. Программа по музыке (5-7 кл.) В.О. Усачевой и Л.В. Школяр, (под руководством Д.Б. Кабалевского).

8. Примерная программа основного общего образования по музыкальному искусству для V-VII и VIII-IX классов.

Из другой печатной продукции мной используются методические журналы по искусству, словари, энциклопедии, книги о музыке, музыкантах, научно-популярную литературу по искусству, иллюстрации по музыке, портреты выдающихся композиторов и исполнителей, нотные сборники с вокально-хоровыми и инструментальными произведениями. На уроке имеется фортепиано комплект детских музыкальных инструментов и разновидности народных инструментов.

К техническим средствам обучения, которые эффективно использоваться на уроках музыки, относятся DVD-плеер и музыкальный центр. Возможно использование клавишного синтезатора.


8


© 2010-2022