Статья о здоровьесбережении на уроках и во внеклассной работе

3 года изучения применяю на практике свою тему по самообразованию: «Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках музыки и во внеклассной работы», как способ организации и последовательных действий в ходе учебно-воспитательного процесса,реализация образовательных программ на основе всестроннего учёта, индивидуального здоровья обучающихся,особенностей их возрастного психо-физического, духовно-нравственного состояния и развития. Делюсь личным опытом работы по сохранению и (возможно восстановле... Музыкальные и художественные образы затрагивают самые тонкие струны человеческой души. Урок музыки - урок эмоций, фантазий, творчества. Психологическая поддержка идёт на протяжении всего урока музыки. Одна из задач: обучать приёмам снятия отрицательных эмоций как одному из способов сохранения психического здоровья. Звук «м – м – м» снимает стресс и дает возможность полностью расслабиться. Звук «а – а – а» немедленно вызывает расслабление. Звук «и – и – и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3 – 5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма. Звук «о – о – о» - средство мгновенной настройки организма. Применяемая мною на уроках музыки методика А.И. Попова на психическом и физическом уровне у учащихся в среднем звене способствует развитию силы звука, укрепляет мышцы, участвующие в звукообразовании, решает оздоровительно-коррекционные задачи.
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки и во внеклассной работе

Дегтярёва Н.А.

учитель музыки

ГУ «Средняя школа № 13 города Рудного»

Нас, учителей, всегда волнует, какими вырастут наши ученики. В школе много говорят о будущей жизни, к которой они должны себя готовить уже сегодня. И хочется верить, что наше будущее - грамотные, физически и нравственно здоровые люди. Таких мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства.

В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья.

Статья о здоровьесбережении на уроках и во внеклассной работе

Отчего же зависит здоровье человека? Если принять условно уровень здоровья за 100%,то 20% зависит от наследственных факторов,20%-от экологических условий,10%-от деятельности системы здравоохранения. А что же остальные 50%?Они зависят от самого человека, от того образа жизни который он ведёт.

Какой выход я вижу для себя в своей работе? Каким образом можно посредством урока музыки сохранить и укрепить здоровье учащихся? На уроках музыки открывается большая возможность влияния на учащихся, чем на других уроках. Кроме всего арсенала воздействия на поведение и сознание школьников, учитель музыки владеет художественно-эстетическим потенциалом, несёт в себе культурное наследие предшествующих поколений. Музыкальные и художественные образы затрагивают самые тонкие струны человеческой души. Урок музыки - урок эмоций, фантазий, творчества. Психологическая поддержка идёт на протяжении всего урока музыки. Естественно, что и психическое и физическое состояние школьника напрямую зависит от того, насколько грамотно уроки сконструированы. Одна из задач: обучать приёмам снятия отрицательных эмоций как одному из способов сохранения психического здоровья. Режимные моменты урока предусматривают динамику изменения функционального состояния организма учащегося и его работоспособности.

Прозвенел звонок. Первые минуты урока - особое время: психологический настрой на урок, вхождение в урок-главное. Огромна роль слова, поэтому мои первые фразы могут звучать по-разному, но всегда доброжелательно. Например:

-Здравствуйте, мои дорогие, я рада вас видеть. Усаживайтесь поудобнее, мне поскорее хочется вас научить….

-Добрый день всем! Надеюсь, вы все здоровы и дома у вас всё в порядке. Сегодня у нас на уроке будет много интересного.

-Пропеваем слова приветствия (импровизируем), но всегда с улыбкой, позитивом, настроением.

-Ты пришёл и я пришёл,

Вместе нам хорошо.

Будем думать, отвечать

И друг другу помогать

Чтобы музыка эффективно воздействовала на ученика, его необходимо подготовить: он должен сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках, не отвлекаясь на посторонние дела. Поэтому слушаем музыку «звучащей» природы, просматриваем произведения изобразительного искусства.

- Когда на улице весна, что хочется делать больше всего: петь, шагать или танцевать? А какой танец? (вальс). Правильно. Вот и послушаем музыку австрийского короля вальсов - композитора 19 века И.Штрауса. Вальс называется «Сказки венского леса». Будем слушать и делать дыхательные и пластические упражнения, которые помогают сохранять и укреплять наше здоровье.

- Итак, мы приехали в лес на карете. Вышли и вдыхаем свежий, чистый, ароматный воздух. Он пахнет первыми цветами. Делаем вдох - как будто растягиваем пружину, помогаем себе руками. Теперь - выдох, собираем пружину. (Упражнение физ.вокализа «Пружина»). Мы чувствуем, как нам легко и радостно. Мы восхищаемся картинами леса.

Такие этапы урока хорошо влияют на психо- эмоциональное состояние учащихся.

На своих уроках музыки, в среднем звене применяю бесценную оздоровительную систему - физ.вокализ Анатолия Ивановича Попова. Этот метод рассматривают как новое направление физической культуры. Голос, внешний облик и внутреннее состояние человека тесно связаны между собой. В образовании звуков участвуют мышцы туловища, а также мышцы конечностей. А. И. Попов утверждал: правильное звучание создает особую звуковую волну, которая массирует внутренние органы, каждую мышцу и даже клетки тела человека, расшлаковывая их. Организму зачастую просто недостает вибраций собственного голоса. Этот дефицит и восполняет физ.вокализ - мощное средство самоисцеления, которое нормализует физиологические и психические процессы в организме, создавая оптимальный нервно-мышечный тонус, особенно благотворно действуя на дыхательную, систему. Разработанные им упражнения благоприятно воздействуют и на весь организм в целом. Одно из них, которое начинаем применять на уроках музыки в пятом классе, потянулись, поиграли всеми мышцами, распрямили плечи, высоко подняли голову (столб достоинства), почувствовали себя победителем и обязательно напеваем. Если постоянно выполнять такое упражнение, сознание ученика зафиксирует горделивую позу и мозг даст команду всем системам организма ее поддерживать. Я считаю, что на уроках музыки постановкой голоса специально заниматься не следует. Когда учащийся поет свободно и легко, голос естественно развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данные развиваются при работе над протяжной песней. А долгие распевы развивают дыхание. А.И.Попов обратил внимание на одну закономерность: обладатели сильного голоса имеют, как правило, крепкое здоровье. Если голос «ослаб, потускнел» необходимо укреплять тренировать голосовые мышцы. А.И.Попов определил, что, если мышечная координация оптимизирована, в голосе появляются «чужие» нотки, вредные для организма учащегося и его слушателей. Необходим тренинг, который предполагает: устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение aртикуляции и дикции, устранение монотонности, повизгивания и гнусавости, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона. Здесь следует отметить, что о лечебных свойствах отдельных звуков, произносимых голосом, знали испокон веков. С их помощью лечили самые различные заболевания. Поэтому на уроках музыки, в вокально-хоровой деятельности мы поём, импровизируем, «играем» со звуками. Интонируют на удобной для них ноте.

Звук «м - м - м» снимает стресс и дает возможность полностью расслабиться.

Звук «а - а - а» немедленно вызывает расслабление.

Звук «и - и - и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3 - 5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма.

Звук «о - о - о» - средство мгновенной настройки организма.

Применяемая мною на уроках музыки методика А.И. Попова на психическом и физическом уровне у учащихся в среднем звене способствует развитию силы звука, укрепляет мышцы, участвующие в звукообразовании, решает оздоровительно- коррекционные задачи.

На уроках музыки учащиеся получают эмоциональную разгрузку, развиваются эстетически. Музыка вообще действует всегда хорошо на любого человека. Тихая и спокойная музыка успокаивает человека, снимает стресс, нервозность, настраивает на хорошую работу. Быстрая задорная музыка помогает учащимся быстро включаться в работу, активизируются умственные процессы в организме.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как одну из самых перспективных образовательных систем ХХ I века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная и психологическая гармония человека. А также доброжелательные отношения с людьми, природой, наконец, самим собой.

Каждому педагогу известно, что только правильная организация учебной деятельности детей будет способствовать улучшению всех аспектов здоровья подрастающего поколения.


© 2010-2022