• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья по теме: Повышение образовательных результатов учащихся начальной школы через коллективное музицирование на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Статья по теме: Повышение образовательных результатов учащихся начальной школы через коллективное музицирование на уроках музыки и во внеурочной деятельности

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Повышение образовательных результатов учащихся начальной школы через коллективное музицирование на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

Принципиальным отличием современного подхода к образованию является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ.

Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять знания в практической деятельности.

ФГОС в области искусства направлен прежде всего на деятельностное освоение искусства, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать музыкально-творческие способности, возможности и потребности учащихся.

Современный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования большое внимание уделяет формированию и развитию у школьников универсальных учебных действий (УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Личностные учебные действия выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. В изучении предмета «Музыка» учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, - это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества.

Они обеспечивают учащимся возможность научиться:

  • принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной музыкальной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

  • предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;

  • мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.

Познавательные универсальные действия на уроке музыки: сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений, выдвижение предположений и подтверждающих их доказательств; адекватное восприятие музыкальных произведений, осознание многозначности содержания их образов, существования различных интерпретаций одного произведения; выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения; реализация собственных творческих замыслов, подготовка своего выступления и само выступление с аудио-, видео - и графическим сопровождением; удовлетворение потребности в культурно-досуговой деятельности, в расширении и углублении знаний в области музыкального искусства.

Они обеспечивают учащимся умение:

  • слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;

  • приобрести опыт общения со слушателями в условиях публичного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности

  • создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

К ним относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;


  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;


  • дают возможность каждому обучающемуся интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Музыка дополняет и обогащает картину мира учащегося начальной школы, делает её полнозвучной и многокрасочной. В процессе обучения музыке школьник на материале лучших произведений классического и современного музыкального искусства и в особых формах познавательной деятельности осмысливает понятия «Родина», «Отечество», знакомится с историей России, накапливает знания о культурных традициях населяющих её народов, осознаёт место родного края как неотъемлемой части Родины.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знаний и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Основным принципом формирования содержания учебного предмета «Музыка» в соответствии с системно-деятельностным подходом является приоритетность активных видов музыкальной деятельности обучающихся. Это хоровое и ансамблевое пение; игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле и оркестре; театрализация песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкального языка как средства восприятия музыкальной речи и как основы собственного творчества; слушание музыки как способ формирования духовно-нравственных качеств, эстетического вкуса и художественно-образного мышления обучающихся.

Перенос акцента на практико-ориентированное освоение предмета отвечает реалиям современного российского образовательного пространства. Собственная активная ученая и творческая деятельность школьников на уроках музыки направлена на воспитание постоянного интереса и любви к музыке, творческого подхода к интерпретации явлений окружающего мира, на понимание музыкального искусства как особой ценности и, как следствие, эффективное развитие духовно-творческих личностных качеств и способностей обучающихся.

Музицирование является одним из актуальных видов практической музыкальной деятельности младших школьников. Игра на детских музыкальных инструментах открывает перед ними новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес не только к инструментальной музыке, но и к музыкальному искусству в целом.

Музицирование - это практическая деятельность в области музыки. Практический характер музицирования предполагает личный характер участия ребёнка в исполнении или сочинении музыки. Он сам исполняет, создаёт музыку, а не только слушает, «потребляет». В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуется эстетическое восприятие и эстетические чувства ребёнка. Игра способствует становлению и развитию таких эмоционально-волевых качеств, как целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, выдержка, усидчивость. У детей развивается внимание, память. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами развивает речь и обогащает активный словарь ребёнка. Заметим также, что коллективное инструментальное музицирование развивает трудолюбие школьника, что позитивно сказывается на всей его учебной деятельности. Коллективное музицирование позволяет активно формировать у детей музыкальное мышление, ставить художественно-поисковые задачи уже с первых занятий, разнообразно и творчески их решать.

В коллективном музицировании с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства - коммуникативной. Отечественные педагоги подметили, что когда дети совместно музицируют, то влияние, которое они оказывают друг на друга, сильнее влияния на них педагога. Роль общения в хоре и оркестре возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития музыкальных умений и навыков, коллективное музицирование не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Коллективное музицирование сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Именно такой творческий коллектив помогает развитию личностно-коммуникативных качеств каждого участника в отдельности. Так, в процессе коллективного музицирования осуществляется личностно-ориентированный подход в обучении, главная цель которого - развитие личности ребёнка, создаются благоприятные педагогические условия для полноценного развития ребёнка, наиболее яркого проявления его способностей, индивидуальности.

Александр Гольденвейзер, выдающийся советский пианист, композитор и педагог, писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладают в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать. Главная задача учителя состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей. Одной из таких интересных и увлекательных возможностей является коллективное музицирование хоровое пение, игра в оркестре музыкальных инструментов.

В 2013 году Министерством образования и науки РФ и Министерством культуры РФ была издана новая программа учебного предмета «Музыка» для начального общего образования, рассчитанная на 4 года обучения. Данная программа рассчитана на 3 учебных часа в неделю: 1 час - в основной сетке занятий и 2 часа по модулям во внеурочной деятельности (модуль «Коллективное музицирование (хоровое пение)» и модуль «Коллективное музицирование» (инструментальное музицирование)».

Я являюсь апробатором данной экспериментальной программы учебного предмета «Музыка» в Республике Татарстан. По модулю «Инструментальное музицирование» наряду с игрой в оркестре детских шумовых инструментов мои ученики обучаются игре на музыкальном инструменте блокфлейта. По модулю «Инструментальное музицирование» наряду с игрой в оркестре мои ученики обучаются игре на музыкальном инструменте блокфлейта. Это мелодичный музыкальный инструмент. Мелодия - это душа музыки. Почему для обучения выбрана именно блокфлейта? Обучаться игре на блокфлейте можно с маленького возраста, инструмент в освоении легче, чем любой классический музыкальный инструмент, но наряду с этим имеет большие возможности исполнения музыкальных произведений, можно заниматься большими группами, доступный по цене. Очень важно, что игра на блокфлейте помогает ребёнку управлять своим дыханием, является своеобразной дыхательной гимнастикой, что очень ценно для здоровьясбережения учеников. В процессе игры на блокфлейте задействованы пальцы обеих рук. Благодаря этому развивается мелкая моторика, что благоприятно сказывается на развитии умственных способностей детей.

К обучении игре на флейте мы шли постепенно. Сначала учились правильно вдыхать, управлять дыханием. Для этого каждый ученик сделал для себя паучок из новогоднего дождика. Для разработки пальцев брали различные пальчиковые игры. Для формирования уважительного отношения к флейте наши занятия начинаются с клятвы: «Любить и хранить, беречь и творить, и другом я стану твоим. Хочу поскорее тебя разбудить, дыханьем своим оживить». Дальнейшая работа заключалась в постепенном освоении аппликатуры, расположении нот на флейте, разучивании попевок, песен.

В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуется эстетическое восприятие и эстетические чувства ребёнка. Игра на блокфлейте способствует становлению и развитию таких эмоционально-волевых качеств, как целеустремлённость, сосредоточенность, настойчивость, выдержка, усидчивость. У детей развивается внимание, память. Знакомство со специальными музыкальными терминами развивает речь и обогащает активный словарь ребёнка.

Практические результаты коллективного музицирование учащихся можно использовать не только на уроках музыки, но и в совместных интегрированных уроках литературного чтения, окружающего мира, светской этики, изобразительного искусства. Во внеурочной деятельности это могут быть выступления на концертах, праздниках, тематических внеурочных мероприятиях.

Закончить своё выступление я хочу словами китайской народной мудрости: «Расскажи мне, и я забуду, Покажи мне, и я запомню, Вовлеки меня, и я научусь». Я полагаю, что своих учеников я вовлекла в удивительный и прекрасный мир музыки.

,




© 2010-2022