Программа кружка дополнительного образования Гитара

Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Согласовано» «Утверждаю»

Зам.директора по УВР Руководитель МО

Директор МБОУ «СОШ №10» ___________Хусаинова Г.Ш. ___________ С.С.Хайбрахманова

Приказ № 142 от 28.08. 2015г.

Приказ №1 от 28.08.2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

платных курсов дополнительного образования

«Созвучие»

(гитара)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10 города Лениногорска»

муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»

Республики Татарстан


Сергеева Светлана Владимировна, высшая квалификационная категория

Возраст обучающихся: с 10 до 17 лет.




г. Лениногорск

2015 год


Пояснительная записка.

В последние годы гитара становится все более и более популярным музыкальным инструментом среди детей, особенно 10-17 лет.

С гитарой можно посидеть у костра, в компании сверстников, исполняя песни В.Цоя, Ю.Визбора, О.Митяева, таких групп как «Алиса», «Ария», «Машина времени», «Люмен» и других исполнителей или групп.

Современная авторская песня - явление фольклорного искусства.

Конечно, молодежь более привыкла к современным рок-песням, где стиль обработки песен сложен. А сложен в том смысле, что существует множество обработок аккордовой текстуры.

В наше время найти музыкальный материал для игры на гитаре несложно. Более всего дети предпочитают пользоваться услугами «Интернета».

Образовательная программа «кружок «Гитара» адресована детям среднего и старшего возраста.

Основное внимание в программе сосредоточено на овладении техникой игры на инструменте, которое соответствует музыкально-художественным задачам.

Основная цель программы - научить ребят свободно аккомпанировать себе на шестиструнной гитаре.

По программе обучаются дети 10-17 лет. Программа рассчитана на два года обучения.

1 год - дети учатся аккомпанировать себе на гитаре.

2 год - играют в ансамбле (только гитары или гитара с синтезатором). С учителем или с другими учениками.

Музицирование в силу своей естественной природы развивает у детей способность к заинтересованному, продуктивному общению. Чувство взаимной поддержки, коллективизма.

Обучение на гитаре направлено на подготовку выступлений в концертах художественной самодеятельности, разного рода мероприятий.

Помимо обучения на гитаре, программ предполагает занятия импровизацией. Аранжировкой. Звукорежиссурой и другими формами музыкального творчества. Сочетание исполнительской и творческой продуктивной деятельности способствует активизации музыкальных способностей и интересов, формированию хорошего музыкального вкуса.

Учебные задачи программы:

  1. Научить детей хорошо ориентироваться в устройстве гитары.

  2. Научить детей аккомпанировать на гитаре, то есть изучить технику аккордов, знать основные аккорды.

  3. Развивать у ребят умение петь под свой аккомпанемент.

  4. Развивать способности у детей импровизации и собственного сочинительства.

  5. Познакомить детей с основными видами боя и перебора, а также с нотной грамотой и ее использованием на грифе.

  6. Учить детей подбирать по слуху понравившиеся песни.

  7. Изучить художественные возможности акустической и электрической гитар.

  8. Получить базовые знания по музыкальной теории.

  9. Освоить исполнительскую технику и навыки игры в ансамбле.

  10. Совершенствоваться в практической музыкально-творческой деятельности.

Воспитательные задачи программы:

  1. Сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к занятиям в кружке.

  2. Прививать у детей любовь к своему музыкальному инструменту.

  3. воспитывать умение сохранять выдержку, такт по отношению к другим ребятам в кружке.

  4. Через участие в концертах, мероприятиях, походах воспитывать любовь к прекрасному миру музыки.

  5. Воспитывать у детей любовь к произведениям - «классикам» (бардов, классической музыки)

Учебно-тематический план на два года обучения.

Первый год обучения:

  1. Выразительные возможности гитары.

  2. Базовые компоненты нотной грамоты.

  3. Выразительные эффекты гитар.

  4. обозначение артикуляции, фразировочной лиги, знаков альтерации и сокращения.

  5. Трезвучия и обращения трезвучего.

  6. Тональные функции.

  7. Импровизация.

  8. Темп, фермата.

Второй год обучения:

  1. Простые формы.

  2. Тональное сопоставление и отклонение.

  3. Отклонение и модуляция.

  4. Игра в ансамбле.

  5. Импровизация в ансамбле.

  6. Ансамблевое исполнительство.

  7. Аранжировка музыки для ансамбля синтезатора и гитар.

  8. Авторские песни.

Содержание изучаемого курса.

Первый год обучения:

Основные выразительные возможности гитар.

Обозначение высоты, длительности, громкости и тембра звуков, их метрическая организация. Обозначение пауз. Аппликатура.

Организация целесообразных исполнительских движений (постановка рук).

Обозначение артикуляции. Фразировочная лига. Знаки повторения. Названия и характерные особенности банков голосов, звуковых эффектов.

Понятие о мелодии, гармонии. Фактуре и тембре. Трезвучия с обращениями. Их буквенное обращение.

Методическое обеспечение.

В системе всегда можно выделить ведущий структурообразующий элемент. Таковым элементом музыки гомофонно-гармонического склада, порождающим другие элементы музыкального целого по отношению к мелодии можно подразделить на две группы: ритмогармонический каркас послужит ее фундаментом, а фактура, тембр и средства исполнительского интонирования будут составлять красочно-орнаментальный слой музыкальной мысли.

Освоение теоретических знаний является необходимым средством для музицирования (ансамбль гитаристов с использованием синтезатора).

Главный методический принцип организации творческой практики детей - опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является ансамблевое исполнение различных музыкальных произведений.

Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из 4-х действий:

- анализ текста оригинала

- составление проекта аранжировки

- отбор звуковых средств на синтезаторе и использование октав на ладах гитары

- проверка и корректировка продукта

Методические приемы объяснения ребенком собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов с педагогом или другими помогают расширить их представления о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствует развитию музыкального воображения и мышления.

Методы, стимулирующие музыкально-творческую деятельность:

- подбор увлекательных и посильных ученику творческих заданий;

- введение музыкально-игровых ситуаций;

- создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательного и бережного отношения к творчеству детей;

- индивидуальный подход..

В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных эстетических впечатлений.

Формы и методы реализации программы.


Занятия в кружке, вечера бардовских песен, походы, турслеты. Массовые мероприятия в школе и вне.

По времени действия программа рассчитана на два года:

- 1 год - овладение приемами боя и перебора (аккомпаниаторство)

- 2 год - игра в ансамбле.

Список литературы:

  1. С.Владимирский «Гитара для всех»

  2. С.В.Кознов «А не спеть ли нам песню»;2001 г.

  3. М.Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре».

  4. А.С.Молодцов «Золотые песни под гитару»; 2006 г.

  5. В.Ф.Суханов «Гитара для всех»

  6. Н.Г.Шиндина «Школа игры на шестиструнной гитаре»: новейший самоучитель; 2006 г.

  7. Клуб самодеятельной песни «Поиск», «Программа обучения игре на шестиструнной гитаре».




Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

п/п

Дата

Тема занятия

1

6.10

Организационное занятие. Проверка голосов состава ансамбля.

2

13.10

Десять упражнений по системе В.В. Емельянова. Разучивание песни «Утро школьное, здравствуй!»

3

20.10

Пение в унисон, канон «Василек». Разучивание песни «Непогода» муз. М.Дунаевского, «Земля, где так много разлук».

4

27.10

Знакомство с инструментом. История создания гитары.

5

3.11

Строение гитары. Настройка инструмента.

6

10.11

Выступление на концерте ко дню учителя.

7

17.11

Разучивание песни «Волшебный альбом». Исполнение в характере с движениями.

8

24.11

Виды старинной гитары. Романсы под гитару.

9

1.12

Разучивание песни «Алые паруса». Работа над ритмическим рисунком.

10

8.12

Разучивание 3-5-го куплета песни «Алые паруса»

11

15.12

Схема аккордов ми-мажор (7), ми-мин, ля-мажор (7), ля-мин.

12

22.12

Разучивание песни «Мама дорогая»

13

29.12

Схема аккордов ре-мажор (7), ре-минор,до-мажор (7),до-мин.

14

5.01

Исполнение песни «Радуга, разучивание «Сороконожка».

15

12.01

Схема аккордов фа-мажор (7), фа минор, соль-маж(7)минор. Аккорды песни «Весеннее танго». В.Миляева.

16

19.01

Строй интервалов голосом в терцию, кварту.

17

26.01

Новогодний концерт.

18

2.02

Строй интервалов голосом в квинту, сексту, септиму, октаву.

19

9.02

Аккорды песни «Этот мир». Аккорды к песне «Наполним музыкой сердца!»

20

16.02

Аккорды песни «Мы все знакомы».

21

23.02

Рыцарь гитары. Аккорды песни «Солнышко» муз. Ю.Визбора.

22

2.03

Песня о дружбе - разучивание аккордов муз. В.Иванова.

23

9.03

Гитара в нашей стране. Сколько струн у гитары. (настройка-опрос/практика). Рядом с русской песней.

24

16.03

Аккорды к песне «Люди идут по свету» муз.Р.Ченборисова.

25

23.03

Из глубины веков. Аккорды песни «Конь». Ансамбль «Любэ».

26

30.03

Итоговый концерт. «Наполним музыкой сердца!»

Итого часов: 26


© 2010-2022