- Преподавателю
- Музыка
- Программа кружка дополнительного образования Гитара
Программа кружка дополнительного образования Гитара
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сергеева С.В. |
Дата | 23.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по УВР Руководитель МО
Директор МБОУ «СОШ №10» ___________Хусаинова Г.Ш. ___________ С.С.Хайбрахманова
Приказ № 142 от 28.08. 2015г.
Приказ №1 от 28.08.2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
платных курсов дополнительного образования
«Созвучие»
(гитара)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10 города Лениногорска»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район»
Республики Татарстан
Сергеева Светлана Владимировна, высшая квалификационная категория
Возраст обучающихся: с 10 до 17 лет.
г. Лениногорск
2015 год
Пояснительная записка.
В последние годы гитара становится все более и более популярным музыкальным инструментом среди детей, особенно 10-17 лет.
С гитарой можно посидеть у костра, в компании сверстников, исполняя песни В.Цоя, Ю.Визбора, О.Митяева, таких групп как «Алиса», «Ария», «Машина времени», «Люмен» и других исполнителей или групп.
Современная авторская песня - явление фольклорного искусства.
Конечно, молодежь более привыкла к современным рок-песням, где стиль обработки песен сложен. А сложен в том смысле, что существует множество обработок аккордовой текстуры.
В наше время найти музыкальный материал для игры на гитаре несложно. Более всего дети предпочитают пользоваться услугами «Интернета».
Образовательная программа «кружок «Гитара» адресована детям среднего и старшего возраста.
Основное внимание в программе сосредоточено на овладении техникой игры на инструменте, которое соответствует музыкально-художественным задачам.
Основная цель программы - научить ребят свободно аккомпанировать себе на шестиструнной гитаре.
По программе обучаются дети 10-17 лет. Программа рассчитана на два года обучения.
1 год - дети учатся аккомпанировать себе на гитаре.
2 год - играют в ансамбле (только гитары или гитара с синтезатором). С учителем или с другими учениками.
Музицирование в силу своей естественной природы развивает у детей способность к заинтересованному, продуктивному общению. Чувство взаимной поддержки, коллективизма.
Обучение на гитаре направлено на подготовку выступлений в концертах художественной самодеятельности, разного рода мероприятий.
Помимо обучения на гитаре, программ предполагает занятия импровизацией. Аранжировкой. Звукорежиссурой и другими формами музыкального творчества. Сочетание исполнительской и творческой продуктивной деятельности способствует активизации музыкальных способностей и интересов, формированию хорошего музыкального вкуса.
Учебные задачи программы:
-
Научить детей хорошо ориентироваться в устройстве гитары.
-
Научить детей аккомпанировать на гитаре, то есть изучить технику аккордов, знать основные аккорды.
-
Развивать у ребят умение петь под свой аккомпанемент.
-
Развивать способности у детей импровизации и собственного сочинительства.
-
Познакомить детей с основными видами боя и перебора, а также с нотной грамотой и ее использованием на грифе.
-
Учить детей подбирать по слуху понравившиеся песни.
-
Изучить художественные возможности акустической и электрической гитар.
-
Получить базовые знания по музыкальной теории.
-
Освоить исполнительскую технику и навыки игры в ансамбле.
-
Совершенствоваться в практической музыкально-творческой деятельности.
Воспитательные задачи программы:
-
Сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к занятиям в кружке.
-
Прививать у детей любовь к своему музыкальному инструменту.
-
воспитывать умение сохранять выдержку, такт по отношению к другим ребятам в кружке.
-
Через участие в концертах, мероприятиях, походах воспитывать любовь к прекрасному миру музыки.
-
Воспитывать у детей любовь к произведениям - «классикам» (бардов, классической музыки)
Учебно-тематический план на два года обучения.
Первый год обучения:
-
Выразительные возможности гитары.
-
Базовые компоненты нотной грамоты.
-
Выразительные эффекты гитар.
-
обозначение артикуляции, фразировочной лиги, знаков альтерации и сокращения.
-
Трезвучия и обращения трезвучего.
-
Тональные функции.
-
Импровизация.
-
Темп, фермата.
Второй год обучения:
-
Простые формы.
-
Тональное сопоставление и отклонение.
-
Отклонение и модуляция.
-
Игра в ансамбле.
-
Импровизация в ансамбле.
-
Ансамблевое исполнительство.
-
Аранжировка музыки для ансамбля синтезатора и гитар.
-
Авторские песни.
Содержание изучаемого курса.
Первый год обучения:
Основные выразительные возможности гитар.
Обозначение высоты, длительности, громкости и тембра звуков, их метрическая организация. Обозначение пауз. Аппликатура.
Организация целесообразных исполнительских движений (постановка рук).
Обозначение артикуляции. Фразировочная лига. Знаки повторения. Названия и характерные особенности банков голосов, звуковых эффектов.
Понятие о мелодии, гармонии. Фактуре и тембре. Трезвучия с обращениями. Их буквенное обращение.
Методическое обеспечение.
В системе всегда можно выделить ведущий структурообразующий элемент. Таковым элементом музыки гомофонно-гармонического склада, порождающим другие элементы музыкального целого по отношению к мелодии можно подразделить на две группы: ритмогармонический каркас послужит ее фундаментом, а фактура, тембр и средства исполнительского интонирования будут составлять красочно-орнаментальный слой музыкальной мысли.
Освоение теоретических знаний является необходимым средством для музицирования (ансамбль гитаристов с использованием синтезатора).
Главный методический принцип организации творческой практики детей - опора на систему усложняющихся творческих заданий. Основным видом таких заданий является ансамблевое исполнение различных музыкальных произведений.
Аранжировка представляет собой сложную творческую деятельность, состоящую из 4-х действий:
- анализ текста оригинала
- составление проекта аранжировки
- отбор звуковых средств на синтезаторе и использование октав на ладах гитары
- проверка и корректировка продукта
Методические приемы объяснения ребенком собственных действий, а также совместного обсуждения вопросов с педагогом или другими помогают расширить их представления о средствах, способах, художественных возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствует развитию музыкального воображения и мышления.
Методы, стимулирующие музыкально-творческую деятельность:
- подбор увлекательных и посильных ученику творческих заданий;
- введение музыкально-игровых ситуаций;
- создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательного и бережного отношения к творчеству детей;
- индивидуальный подход..
В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных, художественных и жизненных эстетических впечатлений.
Формы и методы реализации программы.
Занятия в кружке, вечера бардовских песен, походы, турслеты. Массовые мероприятия в школе и вне.
По времени действия программа рассчитана на два года:
- 1 год - овладение приемами боя и перебора (аккомпаниаторство)
- 2 год - игра в ансамбле.
Список литературы:
-
С.Владимирский «Гитара для всех»
-
С.В.Кознов «А не спеть ли нам песню»;2001 г.
-
М.Каркасси «Школа игры на шестиструнной гитаре».
-
А.С.Молодцов «Золотые песни под гитару»; 2006 г.
-
В.Ф.Суханов «Гитара для всех»
-
Н.Г.Шиндина «Школа игры на шестиструнной гитаре»: новейший самоучитель; 2006 г.
-
Клуб самодеятельной песни «Поиск», «Программа обучения игре на шестиструнной гитаре».
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№
п/п
Дата
Тема занятия
1
6.10
Организационное занятие. Проверка голосов состава ансамбля.
2
13.10
Десять упражнений по системе В.В. Емельянова. Разучивание песни «Утро школьное, здравствуй!»
3
20.10
Пение в унисон, канон «Василек». Разучивание песни «Непогода» муз. М.Дунаевского, «Земля, где так много разлук».
4
27.10
Знакомство с инструментом. История создания гитары.
5
3.11
Строение гитары. Настройка инструмента.
6
10.11
Выступление на концерте ко дню учителя.
7
17.11
Разучивание песни «Волшебный альбом». Исполнение в характере с движениями.
8
24.11
Виды старинной гитары. Романсы под гитару.
9
1.12
Разучивание песни «Алые паруса». Работа над ритмическим рисунком.
10
8.12
Разучивание 3-5-го куплета песни «Алые паруса»
11
15.12
Схема аккордов ми-мажор (7), ми-мин, ля-мажор (7), ля-мин.
12
22.12
Разучивание песни «Мама дорогая»
13
29.12
Схема аккордов ре-мажор (7), ре-минор,до-мажор (7),до-мин.
14
5.01
Исполнение песни «Радуга, разучивание «Сороконожка».
15
12.01
Схема аккордов фа-мажор (7), фа минор, соль-маж(7)минор. Аккорды песни «Весеннее танго». В.Миляева.
16
19.01
Строй интервалов голосом в терцию, кварту.
17
26.01
Новогодний концерт.
18
2.02
Строй интервалов голосом в квинту, сексту, септиму, октаву.
19
9.02
Аккорды песни «Этот мир». Аккорды к песне «Наполним музыкой сердца!»
20
16.02
Аккорды песни «Мы все знакомы».
21
23.02
Рыцарь гитары. Аккорды песни «Солнышко» муз. Ю.Визбора.
22
2.03
Песня о дружбе - разучивание аккордов муз. В.Иванова.
23
9.03
Гитара в нашей стране. Сколько струн у гитары. (настройка-опрос/практика). Рядом с русской песней.
24
16.03
Аккорды к песне «Люди идут по свету» муз.Р.Ченборисова.
25
23.03
Из глубины веков. Аккорды песни «Конь». Ансамбль «Любэ».
26
30.03
Итоговый концерт. «Наполним музыкой сердца!»
Итого часов: 26