- Преподавателю
- Музыка
- Урок Путешествие в музыкальный театр. Балет
Урок Путешествие в музыкальный театр. Балет
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Гвоздакова Г.Н. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ
5 класс
По программе: Музыка 5 класс.
Авторы: Сергеева Г.П., Критская Е.Д.
Тема и номер урока в теме:
Тема полугодия: «Музыка и литература». Урок №14
Тема урока:
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Тип урока:
урок-путешествие, расширение и углубление знаний
Цель урока:
Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные результаты:
Узнают понятия: балет, сказка, балетная мозаика, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца.
Научатся сравнивать характер и настроение музыкальных фрагментов балета П.Чайковского «Щелкунчик», выполнять творческие задания, разгадывать кроссворд, составлять синквейн, находить информацию в Интернете об известных хореографах и солистах балета, готовить рассказ о них для одноклассников.
Регулятивные УУД:
Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
Осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника и в Интернете. Характеризовать музыкальные произведения, понимать композицию музыкального произведения.
Коммуникативные УУД:
Рассказывать о содержании прослушанного произведения, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, быть терпимым к чужому мнению.
Личностные УУД:
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.
Развитие духовно-нравственных и этических чувств.
Основные понятия:
Балет, сказка, балетная мозаика, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца.
Межпредметные связи:
Выяснить, какую роль играет литература в музыке.
Формы работы учащихся:
Групповые, коллективные, индивидуальные.
Методы:
-
ролевая игра;
-
Общенаучные: обобщения, сравнения;
-
Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоциональ-ного воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе;
-
метод эмоциональной драматургии.
Ход урока:
-
Вход (эмоциональный настрой) учащихся в класс - Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Слайд №1
-
Музыкальное приветствие - Добрый день!
У: Ребята, Вы обратили внимание, какая музыка Вас сегодня встретила?
Д: Сказочная, волшебная, танцевальная.
У: Да, действительно! На прошлом уроке мы с Вами побывали в музыкальном театре на сказке «Снегурочка» Римского-Корсакого. Какой тип музыки помог нам там оказаться?
Д: Песня.
У: На этом же уроке мы познакомились с Вами с песней «В новогоднем лесу».
-
Работа над вокально-хоровыми навыками
У: Вспомним правила дыхания. Выполним дыхательную гимнастику.
У: Примите позу исполнителя.
У: Распевка: ма-мэ-ми-мо-му.
Над березою, над рябиною трели слышатся соловьиные.
Работа над музыкальными фразами, дикцией, ритмом, танцевальным характером исполнения.
-
Исполнение песни «Новый год».
Слайд №2
-
Актуализация знаний, подготовка к изучению новой темы.
У: Ребята, скажите, к какому типу музыки относится исполненное нами произведение?
Д: Песня-танец
У: Назовите типы музыки, которые Вы знаете?
Д: Танец, марш, песня
У: Сегодня мы с Вами продолжаем путешествовать в увлекательный мир сказочной музыки, в музыкальный театр. А о каком жанре идет речь, мы с Вами узнаем, выполнив творческое задание.
(Работа в группах по карточкам)
Слайд №3
1. Что такое окраска звука? (тембр)
2. Простой жанр, видами которого являются полонез, вальс, менуэт (танец)
3. Краткое литературное изложение сюжета оперы (либретто)
4. Скорость исполнения музыки (темп)
5. Небольшое вступление к опере или балету (увертюра)
Т
Е
М
Б
Р
Т
А
Н
Е
Ц
Л
И
Б
Р
Е
Т
Т
О
Т
Е
М
П
У
В
Е
Р
Т
Ю
Р
А
У: Молодцы, справились с заданием! Какое ключевое слово мы можем собрать из этих букв?
Д: Балет
-
Знакомство с новой темой.
У: Верно, балет. Тема нашего урока «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет». - Кто когда-нибудь видел балет в театре или по телевизору?
Слайд №4
У: Изучая новую тему, мы с Вами найдем ответы на вопросы: Понятие балета, сказки, балетной мозаики, симфонического развития, образа танца. Побываем на сцене музыкального театра, познакомимся с выдающимися мировыми артистами балета.
Задание №1. По аналогии с жанром «Опера» попробуйте сформулировать, что такое «Балет».
У: У вас на столах лежат конверты с «потерявшимися» словами. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино.
Выполним это задание в парах.
(Дети составляют на партах определение балета).
У: А теперь, давайте сверим, что у вас получилось.
Какие главные слова вы можете выделить в этом определении?
Д: спектакль, музыкальный, хореография, танец, главные герои, музыкальный образ)
У: Итак, представьте Ваши версии.
Д: Балет - это музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица передают образ при помощи танца.
У: А вот, какое определение этому жанру мы найдем в музыкальном словаре:
Балет - искусство синтетическое. В нём воедино переплетены различные виды искусства. (литература, музыка, хореография)
Слайд №5
Работа с учебником (стр. 58) «История Балета»
Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to -- танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда он назывался опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.
Во Франции при Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.
Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Запишите эти балеты - «Спящая красавица», «Лебединое озеро».
- А название 3-его балета мы сможем вспомнить, посмотрев видеофрагмент.
Работа с учебником (стр. 62) Балет-сказка «Щелкунчик»
У: Кто может рассказать сюжет этой сказки?
Д: Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем.
-
Слушание музыки
Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из б. «Щелкунчика» - 2 мин.
Слайд №6
У: Какие средства выразительности использовал П.И. Чайковский в музыке сцены битвы Щелкунчика с мышами?
Д: Динамика, темп, ритм, мелодия.
У: В чем заключается развитие образов добра и зла в этой сцене?
Д: Добро всегда побеждает зло.
У: Какое литературное произведение лежит в основе этого балета?
Д: Сказка Гофмана
Слайд №7
У: Как называется краткое литературное изложение сюжета оперы, балета?
Д: Либретто.
У: Какие особенности характера литературных персонажей подчеркнули композиторы в музыкальных образах?
Д: Добро и зло, храбрость, смелость, самопожертвование.
Физ. Минутка (Если нравится тебе).
Задание №2.
Мы уже знаем участников оперного спектакля. Это…
1.Хор
2.Солисты
3.Дуэты
Слайд №8
В балете также могут выступать один, два и более актёров.
В опере поёт солист, а в балете танцует балерина ВАРИАЦИИ
В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ
В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ
У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Обратите внимание, это пуанты. Вы сможете их внимательно рассмотреть на перемене.
Слайд №9
Балетный костюм - такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.
Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире.
Николай Цискаридзе, Майя Плисецкая, Анна Павлова, Галина Уланова.
Слайд №10
Великолепный балет-сказка был создан благодаря творческому союзу замечательных мастеров 19 века - хореографа Мариуса Петипа и композитора Чайковского.
У: Чем заканчивается балет Чайковского?
Д: Мари и принц попадают в сказочную страну сладостей и игрушек, где встречает фея Драже.
У: Для создания музыкального образа феи П. И. Чайковскому специально пришлось заказывать из Франции очень редкий, но удивительно красивый музыкальный инструмент - челеста
Слайд №11
Сейчас мы с вами послушаем, как звучит челеста в вариации феи Драже. Постарайтесь определить, на какой русский музыкальный инструмент похоже её звучание?
Слайд №12
-
Слушание музыки. Музыкальный фрагмент из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского «Танец феи Драже»
Д: Звучание челесты похоже на звучание колокольчиков.
Слайд №13
-
Этап закрепления знаний
У: Наше путешествие в мир Балета подходит к концу.
Я предлагаю заполнить сравнительную таблицу музыкальных жанров.
Вид деятельности
БАЛЕТ
ОПЕРА
Пение
нет
есть
Музыка
Симфонический оркестр
Симфонический оркестр
хореография
есть
Второстепенная роль
Литературная основа спектакля
либретто
Слайд №14
-
Рефлексия
Синквейн Балет
(составляется учениками совместно с учителем)
Балет
Классический, сказочный
Основывается, учит, приглашает
В основе балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел
Вид искусства
-
Оценивание учащихся
Благодарю за активную работу на уроке. Надеюсь, у вас остались хорошие впечатления от нашего урока, и в преддверии Нового года мне очень хочется подарить вам музыкальный подарок.
Слайд №15
(Видеофрагмент балета «Щелкунчик» «Вальс цветов»
Музыкальный материал:
-
Песня «В новогоднем лесу» Музыка А. Варламова, Слова Е. Школовского.
-
Видеофрагмент балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (Битва с мышами)
-
Вальс цветов из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
-
Вальс снежных хлопьев из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»
Технические средства обучения:
-
Компьютер
-
Мультимедиа-проектор
-
Синтезатор
Ресурсы:
-
Базовый учебник: Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2014 г.
-
images.yandex.ru/ - картинки
-
window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_rubr=2.2.80&p_page=9 единое окно доступа к образовательным ресурсам
-
festival.1september.ru/subjects/28/ фестиваль педагогических идей ИЗО и МХК
-
school.edu.ru/ Российский образовательный портал. Коллекция музыки и МХК