Урок Путешествие в музыкальный театр. Балет

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО МУЗЫКЕ

5 класс

По программе: Музыка 5 класс.

Авторы: Сергеева Г.П., Критская Е.Д.

Тема и номер урока в теме:

Тема полугодия: «Музыка и литература». Урок №14

Тема урока:

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Тип урока:

урок-путешествие, расширение и углубление знаний

Цель урока:

Сформировать представление у учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные результаты:

Узнают понятия: балет, сказка, балетная мозаика, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца.

Научатся сравнивать характер и настроение музыкальных фрагментов балета П.Чайковского «Щелкунчик», выполнять творческие задания, разгадывать кроссворд, составлять синквейн, находить информацию в Интернете об известных хореографах и солистах балета, готовить рассказ о них для одноклассников.

Регулятивные УУД:

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

Осуществлять поиск необходимой информации на страницах учебника и в Интернете. Характеризовать музыкальные произведения, понимать композицию музыкального произведения.

Коммуникативные УУД:

Рассказывать о содержании прослушанного произведения, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и учителем, быть терпимым к чужому мнению.

Личностные УУД:

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа.

Развитие духовно-нравственных и этических чувств.

Основные понятия:

Балет, сказка, балетная мозаика, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца.

Межпредметные связи:

Выяснить, какую роль играет литература в музыке.

Формы работы учащихся:

Групповые, коллективные, индивидуальные.

Методы:

  • ролевая игра;

  • Общенаучные: обобщения, сравнения;

  • Педагогические: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, поисковый, эмоциональ-ного воздействия, перспективный, т.к. данная тема в 5 классе является первоосновой для соответствующих тем в 7 классе;

  • метод эмоциональной драматургии.

Ход урока:

  1. Вход (эмоциональный настрой) учащихся в класс - Звучит «Вальс снежных хлопьев» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Слайд №1

  1. Музыкальное приветствие - Добрый день!

У: Ребята, Вы обратили внимание, какая музыка Вас сегодня встретила?

Д: Сказочная, волшебная, танцевальная.

У: Да, действительно! На прошлом уроке мы с Вами побывали в музыкальном театре на сказке «Снегурочка» Римского-Корсакого. Какой тип музыки помог нам там оказаться?

Д: Песня.

У: На этом же уроке мы познакомились с Вами с песней «В новогоднем лесу».

  1. Работа над вокально-хоровыми навыками

У: Вспомним правила дыхания. Выполним дыхательную гимнастику.

У: Примите позу исполнителя.

У: Распевка: ма-мэ-ми-мо-му.

Над березою, над рябиною трели слышатся соловьиные.

Работа над музыкальными фразами, дикцией, ритмом, танцевальным характером исполнения.

  1. Исполнение песни «Новый год».

Слайд №2


  1. Актуализация знаний, подготовка к изучению новой темы.

У: Ребята, скажите, к какому типу музыки относится исполненное нами произведение?

Д: Песня-танец

У: Назовите типы музыки, которые Вы знаете?

Д: Танец, марш, песня

У: Сегодня мы с Вами продолжаем путешествовать в увлекательный мир сказочной музыки, в музыкальный театр. А о каком жанре идет речь, мы с Вами узнаем, выполнив творческое задание.

(Работа в группах по карточкам)

Слайд №3

1. Что такое окраска звука? (тембр)

2. Простой жанр, видами которого являются полонез, вальс, менуэт (танец)

3. Краткое литературное изложение сюжета оперы (либретто)

4. Скорость исполнения музыки (темп)

5. Небольшое вступление к опере или балету (увертюра)

Т

Е

М

Б

Р



Т

А

Н

Е

Ц



Л

И

Б

Р

Е

Т

Т

О

Т

Е

М

П


У

В

Е

Р

Т

Ю

Р

А


У: Молодцы, справились с заданием! Какое ключевое слово мы можем собрать из этих букв?

Д: Балет

  1. Знакомство с новой темой.

У: Верно, балет. Тема нашего урока «Второе путешествие в музыкальный театр. Балет». - Кто когда-нибудь видел балет в театре или по телевизору?

Слайд №4

У: Изучая новую тему, мы с Вами найдем ответы на вопросы: Понятие балета, сказки, балетной мозаики, симфонического развития, образа танца. Побываем на сцене музыкального театра, познакомимся с выдающимися мировыми артистами балета.

Задание №1. По аналогии с жанром «Опера» попробуйте сформулировать, что такое «Балет».

У: У вас на столах лежат конверты с «потерявшимися» словами. Помогите, пожалуйста, мне собрать его воедино.

Выполним это задание в парах.

(Дети составляют на партах определение балета).

У: А теперь, давайте сверим, что у вас получилось.

Какие главные слова вы можете выделить в этом определении?

Д: спектакль, музыкальный, хореография, танец, главные герои, музыкальный образ)

У: Итак, представьте Ваши версии.

Д: Балет - это музыкальный спектакль, в котором главные действующие лица передают образ при помощи танца.

У: А вот, какое определение этому жанру мы найдем в музыкальном словаре:

Балет - искусство синтетическое. В нём воедино переплетены различные виды искусства. (литература, музыка, хореография)

Слайд №5

Работа с учебником (стр. 58) «История Балета»

Французское слово «ballet» произошло от итальянского balet-to -- танец. Французское название и его итальянские корни не случайны. Балет возник в эпоху Возрождения в Италии. Издавна любили там веселые танцевальные сценки, исполнявшиеся на карнавале. Было время, когда этот вид искусства включал не только танцы, но и песенные и разговорные эпизоды. Тогда он назывался опера-балет. Постепенно они и превратились в самостоятельные танцевальные спектакли.

Во Франции при Людовике XIV, был популярен придворный балет. Во дворце Версаль устраивались пышные зрелища, в которых участвовали король, королева и придворные. В современном понимании балет появился только в XVIII веке. Французские балетмейстеры создали специальный язык хореографии, которым пользуются до сих пор.
Почти триста лет назад балет пришёл из Европы в Россию. Сначала это были придворные спектакли, поставленные иностранными хореографами. Музыке в них не придавалось особого значения. Она считалась только аккомпанементом к танцам. П. И. Чайковский стал новатором в жанре балет. Музыка его 3-х гениальных балетов настолько красива и выразительна, что прекрасно существует и сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертном зале, по радио и телевидению. Запишите эти балеты - «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

- А название 3-его балета мы сможем вспомнить, посмотрев видеофрагмент.

Работа с учебником (стр. 62) Балет-сказка «Щелкунчик»

У: Кто может рассказать сюжет этой сказки?

Д: Действие этого балета происходит в маленьком немецком городке. Дети и взрослые веселятся вокруг рождественской елки. Девочке Мари подарили куклу для раскалывания орехов. С наступлением ночи оживает таинственный мир чудес. Выползают из своих нор мыши во главе с Мышиным королем.


  1. Слушание музыки

Видеофрагмент «Щелкунчик». Звучит Битва с мышами из б. «Щелкунчика» - 2 мин.

Слайд №6

У: Какие средства выразительности использовал П.И. Чайковский в музыке сцены битвы Щелкунчика с мышами?

Д: Динамика, темп, ритм, мелодия.

У: В чем заключается развитие образов добра и зла в этой сцене?

Д: Добро всегда побеждает зло.

У: Какое литературное произведение лежит в основе этого балета?

Д: Сказка Гофмана

Слайд №7

У: Как называется краткое литературное изложение сюжета оперы, балета?

Д: Либретто.

У: Какие особенности характера литературных персонажей подчеркнули композиторы в музыкальных образах?

Д: Добро и зло, храбрость, смелость, самопожертвование.

Физ. Минутка (Если нравится тебе).

Задание №2.

Мы уже знаем участников оперного спектакля. Это…

1.Хор

2.Солисты

3.Дуэты

Слайд №8

В балете также могут выступать один, два и более актёров.

В опере поёт солист, а в балете танцует балерина ВАРИАЦИИ

В опере могут петь дуэтом, а в балете парный танец называется ПА-ДЕ-ДЕ

В опере может участвовать хор, а в балете выступает КОРДЕБАЛЕТ

У танцоров и балерин есть специальные костюмы, юбки, которые называются «балетными пачками» и специальная обувь «пуанты». Обратите внимание, это пуанты. Вы сможете их внимательно рассмотреть на перемене.

Слайд №9

Балетный костюм - такой, каким мы его знаем и любим, появился не сразу. Балетные спектакли и балетные костюмы прошлых времен были громоздкими и пышными, как праздничный выезд королевской семьи по случаю какого-либо торжества.

Русский балет славится уже несколько веков и имена русских балерин, танцовщиков и хореографов известны во всем мире.

Николай Цискаридзе, Майя Плисецкая, Анна Павлова, Галина Уланова.

Слайд №10

Великолепный балет-сказка был создан благодаря творческому союзу замечательных мастеров 19 века - хореографа Мариуса Петипа и композитора Чайковского.

У: Чем заканчивается балет Чайковского?

Д: Мари и принц попадают в сказочную страну сладостей и игрушек, где встречает фея Драже.

У: Для создания музыкального образа феи П. И. Чайковскому специально пришлось заказывать из Франции очень редкий, но удивительно красивый музыкальный инструмент - челеста

Слайд №11

Сейчас мы с вами послушаем, как звучит челеста в вариации феи Драже. Постарайтесь определить, на какой русский музыкальный инструмент похоже её звучание?

Слайд №12

  1. Слушание музыки. Музыкальный фрагмент из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского «Танец феи Драже»

Д: Звучание челесты похоже на звучание колокольчиков.

Слайд №13

  1. Этап закрепления знаний

У: Наше путешествие в мир Балета подходит к концу.

Я предлагаю заполнить сравнительную таблицу музыкальных жанров.

Вид деятельности

БАЛЕТ

ОПЕРА

Пение

нет

есть

Музыка

Симфонический оркестр

Симфонический оркестр

хореография

есть

Второстепенная роль

Литературная основа спектакля

либретто

Слайд №14

  1. Рефлексия

Синквейн Балет

(составляется учениками совместно с учителем)

Балет

Классический, сказочный

Основывается, учит, приглашает

В основе балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел

Вид искусства


  1. Оценивание учащихся

Благодарю за активную работу на уроке. Надеюсь, у вас остались хорошие впечатления от нашего урока, и в преддверии Нового года мне очень хочется подарить вам музыкальный подарок.

Слайд №15

(Видеофрагмент балета «Щелкунчик» «Вальс цветов»






Музыкальный материал:

  1. Песня «В новогоднем лесу» Музыка А. Варламова, Слова Е. Школовского.

  2. Видеофрагмент балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» (Битва с мышами)

  3. Вальс цветов из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»

  4. Вальс снежных хлопьев из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»


Технические средства обучения:

  1. Компьютер

  2. Мультимедиа-проектор

  3. Синтезатор

Ресурсы:

  1. Базовый учебник: Музыка Г.П. Сергеева Е.Д. Критская 5 класс, Москва «Просвещение» 2014 г.

  2. images.yandex.ru/ - картинки

  3. window.edu.ru/window/catalog?p_mode=1&p_rubr=2.2.80&p_page=9 единое окно доступа к образовательным ресурсам

  4. festival.1september.ru/subjects/28/ фестиваль педагогических идей ИЗО и МХК

  5. school.edu.ru/ Российский образовательный портал. Коллекция музыки и МХК


© 2010-2022