- Преподавателю
- Музыка
- «Проблемы создания вокально-инструментального ансамбля»
«Проблемы создания вокально-инструментального ансамбля»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Команок Ю.В. |
Дата | 16.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Ашық сабақтың жоспары:
План открытого урока:
«Ансамбль» пән бойынша
по предмету «Ансамбль»
Оқытушы :Ультараков Б.С
Преподаватель :Ультараков Б.С
Сабақтың № 1 Күні 3.10.2013 Топ: 4 курс
Урок № 1 Дата 3.10.2013 Группа 4 курс ДУИ, РНИ
Тақырып: «Проблема создания вокально-инструментального ансамбля»
Тема: «Проблема создания вокально-инструментального ансамбля»
Тип урока: мастер- класс
Цели урока: развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта учащихся через освоение различных видов совместного музицирования.
Задачи урока: Обучающая: Формирование умений и навыков игры в ансамбле, обучение основам музыкальной грамоты;
Развивающая: Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие опыта аккомпанемента (вокального и инструментального).
Воспитательная: Воспитание интереса к игре в ансамбле, создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
Учебные пособия и ТСО: интерактивная доска, компьютер, учебники «Школа игры на фортепиано», «Школа игры на электрогитаре», «Школа игры на ударных инструментах», фортепиано, гитара, электрогитара, флейта, ударные инструменты.
Разделы урока:
1- Организационный этап
2- Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
3- Этап практического закрепления знаний.
4- Обобщение.
Ход урока:
1этап - Приветствие и обсуждение актуализации проблемы.(слайд № 1)
Музыкальным ансамблем называется группа людей, состоящая из нескольких музыкантов. Это певцы или инструменталисты, которые вместе исполняют музыкальные композиции.
Существует несколько видов ансамблей, в зависимости от количества участников: дуэты, трио, квартеты, квинтеты и т.д. Хор и оркестр тоже классифицируются как ансамбли.
В музыкальной школе ансамбль нужен в первую очередь для развития ребенка. Благодаря ансамблю у ребенка расширяется музыкальный кругозор, формируется привычка «слушать» соседа, развивается чувство товарищества и локтя.
Также с помощью игры в ансамбле, у ребенка повышается самооценка и пропадает страх сцены - ведь легче выступить в ансамбле, чем сольно.
В ансамбле дети учатся передавать друг другу мелодию, учатся ее сопровождать или просто стараются играть синхронно и ритмично.
Это только на первый взгляд, кажется, что это очень просто - а вот попробуйте вы, взрослые спеть одну и ту же песню с кем-нибудь из знакомых - все ли у вас получится? Конечно, нет! То кто-то слова перепутает, то мелодию, а то и вовсе просто не ритмично это сделает.
2этап - Основные параметры создания вокально-инструментального ансамбля (слайд № 2): • состав музыкантов
• материальная база
• репертуар
Вам наверняка уже встречались «загадочные» обозначения аккордов в нотах и табулатурах типа этого: Am Em Dm? Эти обозначения нужны для удобства, наглядности и большей скорости чтения, особенно когда играешь «с листа». Согласитесь, гораздо быстрее прочитать и осмыслить обозначение Am, чем, если бы было написано просто «ля-минор». Но, человеку неподготовленному будет конечно трудно понять, что значат все эти буквы и цифры, поэтому предлагаю вашему вниманию небольшую памятку по этим обозначениям.
На самом деле всё очень просто! Обозначение музыкальных звуков буквами практиковалось ещё в эпоху античности. После появления нотной записи буквенная система использовалась лишь в отдельных случаях, однако в ХХ веке в силу разных причин она вновь стала широко употребляться. Более того, она значительно модернизировалась и усовершенствовалась.
Начнём с того, что в европейской традиции, ноты принято называть буквами латинского алфавита, а не знакомыми нам с детства «до, ре, ми». Ниже соответствия нот латинским буквам:
До - C Ре - D Ми - E Фа - F Соль - G Ля - A Си - H Си бемоль - B В современной музыке, в джазе очень часто встречается так называемая игра по «цифровкам». Выглядит эта цифровка следующим образом - обычный нотный лист, разделенный на такты, и в каждом такте стоит обозначение аккорда, или тональности, кому как удобнее. Таким образом, перед музыкантом написана гармоническая последовательность исполняемой песни, на которую он либо импровизирует, либо аккомпанирует. Итак, вернемся к обозначениям.
Мажорные аккорды обозначаются одной заглавной латинской буквой. До-мажор будет обозначен как C, ре-мажор - D и т.д. В обозначениях минорных аккордов добавляется маленькая буква m. До-минор - Cm, ре-минор - Dm и т.д. Септаккорды. Как Вы уже знаете (надеюсь), септаккордов существует семь видов, и естественно, что каждый из них обозначается по-разному:
Большой мажорный - Cmaj7, CΔ
Малый мажорный - C7
Малый минорный - Cm7
Прочие аккорды. Семерка означает септиму, пятерка - квинту. Вообще любая цифра обозначает ступень данной гаммы, знак + или - рядом с цифрой говорит о том, что эта ступень соответственно повышенная или пониженная. Таким образом, можно обозначить любой, самый невообразимый аккорд. (Слайд № 3).
3 этап-работа над произведениями:
a) Л.Бетховен «Сурок» (Слайд № 4)
b) Е.Усенов «Балдырган би» (Слайд № 5)
c) Тото Кутуньо «Бабье лето» (Слайд № 6)
d) Донович «Босса - Нова» (Слайд № 7)
4 этап - Коллективный характер работы при разучивании, работе и исполнении произведений, общие цели и задачи, формирование сознательного отношения к делу и чувство ответственности перед своим товарищем, делают класс ансамбля увлекательной и эффективной формой учебно-воспитательного процесса.
К сожалению, ощущается недостаток нотных сборников, учебных пособий для вокально-инструментального ансамбля. Поэтому педагогам зачастую приходится самим придумывать, оформлять, подбирать репертуар, делать доступные переложения музыкальных произведений. Важное значение в этом случае приобретает умение педагога быстро переложить на ансамбль любое музыкальное произведение. Но такая работа делает обучение интересным, понятным и эффективным. (Слайд№8)
Ценным в работе над вокально-инструментальным ансамблем является то, что учащиеся получают удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, чувствуют радость общего порыва, объединённых усилий, взаимной поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства. (Слайд№9).