Рабочая программа по музыке 5 класс

Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 399

КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



РАССМОТРЕНА

На заседании МО

______________________________

______________________________

Протокол № ________

от «____» _________ 201___ г.

Председатель МО

_____________ /________________

ПРИНЯТА


На педагогическом совете ГБОУ

гимназии №399 Санкт-Петербурга

Протокол № ___

от «___»_______201__г.

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УВР

______________ /_________________

«__» _________ 2015- 16__ г.

УТВЕРЖДЕНА


Директор ГБОУ гимназии № 399

Санкт-Петербурга

____________ /Н.М. Бурцева

«_____» __________ 2015-16 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету « музыка»

Класс 5

2015- 2016 учебный год




Учитель музыки: Филаева Елена Викторовна

Категория _____________________________

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2016



СОДЕРЖАНИЕ


1

Пояснительная записка

3

2

Содержание курса

9

3

Учебно-тематический план

10

4

Требования к уровню подготовки учащихся

11

5

Система оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов

12

6

Организационные формы деятельности учащихся, виды и формы занятий

17

7

Образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные

17

8

Виды и формы самостоятельной работы учащихся

18

9

Перечень проектов, проектных заданий, заданий для учебно-исследовательской деятельности

18

10

10.1

10.2

Учебно-методическоеобеспечение образовательного процесса:

Список основной и дополнительной литературы (учебники и учебные пособия)

Переченьучебно-методическихпособий.

19

11

11.1

11.2

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Учебное оборудование и компьютерная техника

Электронные образовательные ресурсы, применяемые в изучении предмета (курса)

20


ПРИЛОЖЕНИЯ


1

Примерный музыкальный материал 1 полугодия

25

2

Примерный перечень литературных произведений

26

3

Примерный перечень произведений изобразительного искусства

26

4

2 раздел Музыка и изобразительное искусство

27

5

Примерный музыкальный материал 2 полугодия

27

6

Календарно-тематическое планирование, технологические карты уроков и занятий

31


Листкоррекции


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе документов:

  1. Закон РФ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (статьи 9, 14, 29, 32);

(rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html)

2. Федеральный государственный образовательный стандарто основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);

3. Устав ГБОУ гимназии №399 Санкт-Петербурга. Закон РФ «Об Образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ;

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного полного, среднего общего образования»;

5. Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ гимназии № 399;

6. Учебный план гимназии №399;

Данная программа разработана на основеПримерной программы общего образования по музыке и авторской программы «Музыка. 5-7 классы» авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, (М.: Просвещение, 2011) в соответствии с ФГОС 2 поколения.Программа размещена по адресу: infourok.ru/rabochaya_programma_po_muzyke_5_klass__fgos_e.d._kritskaya-367151.htm

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, образовательного учреждения

Основной целью курса музыки 5 класса в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования является:

развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры - наиболее полно отражать заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивать формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве. Достижение определённой цели предполагает решение следующих задач:

1. приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

2. воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

3. развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

4. освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

5. овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

Определение места и роли учебного курса в учебном плане образовательного учреждения

Рабочая программа составлена на 34 часов в соответствии с количеством учебных недель при учебной нагрузке 1 часов в неделю и содержит все сведения, необходимые для достижения запланированных целей обучения.

1 четверть - 9 часов

2 четверть -7 часов

3четверть - 10 часов

4 четверть - 8 часов.

Общая характеристика учебного предмета, учет требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными образовательными стандартами специфика программы для конкретного контингента обучаемых в данном учебном году; с учетом социального заказа; с учетом типа и вида ОУ

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развивает самосознание ребенка.


Общая характеристика 5-классников

Уровень обучаемости учеников 5 в класса достаточно высокий. Проблема в дисциплине, неумении слушать других. В этом возрасте особенно интенсивно формируется их самосознание, интеллект, обостряется любознательность, стремление к познанию нового материала, расширяется их кругозор, приобретается жизненный опыт, поэтому важно так организовать учебный процесс, чтобы ученики были постоянно включены в работу, необходим дифференцированный подход.

Изменений в примерной программе нет.

Особенности курса:


• целенаправленное развитие познавательной сферы учащихся, активное формирование универсальных учебных действий;

• создание условий для понимания и осознанного овладения содержанием курса;

• эффективное обучение музыкальному языку и знаково-символическим действиям;

• использование технологии уровневой дифференциации, которая позволяет работать в классах разного уровня, индивидуализировать учебный процесс в рамках одного коллектива.

Межпредметные связи

Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителя музыки. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Для эффективного изучении музыки необходимы межпредметные связи с учебными дисциплинами: литература, хореография, краеведение, изобразительное искусство.

О возможной внеурочной деятельности по предмету.


  • Организация внеурочных мероприятий,

  • защита исследовательских проектов,

  • посещение театров, концертных залов, музеев, центров прикладного искусства, коллективные просмотры видеофильмов по музыкальной тематике (оперы, балеты, музыкальные фильмы, мюзиклы).

  • развивающий досуг -накопление опыта музыкально-творческой и эстетической деятельности в самых разных областях: литературной (сочиняли стихи, писали рассказы, рецензии на чью-то художественную деятельность и т.п.), изобразительной (рисовали, лепили, вырезали, составляли экспозиции выставок и т.п.), музыкальной (писали музыку к стихам, играли на каком-то музыкальном инструменте, организовывали музыкальные вечера), театральной, танцевальной и т.д.

Организационные формы

1. Исполнительская деятельность учащихся:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение;

  • пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;

  • различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства;

  • освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

2. Размышления о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений),

3. Самостоятельная индивидуальная и коллективная исследовательская (проектная) деятельности и др.


Ожидаемые результаты


Изучение курса «Музыка» обеспечивает определённые результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

-целостный, социально- ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и других народов;

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-коммуникативность и компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

- признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического осознания как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- умение владеть смысловым чтением текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;

- потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

- мотивационная направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

Ученик получит возможность научиться

(личные, метапредметные и предметные результаты)


Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

Определять характерные признаки музыки и литературы.

Самостоятельно подбирать сходные или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке. Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов. Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действий.

Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своего края, региона.

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах).

Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

Самостоятельно работать в творческих тетрадях (при их наличии).

Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях со сверстниками и родителями.

Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы. Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.

Курс «Музыка и изобразительное искусство» способствует тому, чтобы:

Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров.

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.

Самостоятельно подбирать сходные или контрастные произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке. Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Исполнять песни и темы инструментальных произведений отечественных и зарубежных композиторов. Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

Импровизировать в пении, игре, пластике. Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыка, литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.).

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку, коллекцию произведений изобразительного искусства. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников.


2.Содержание курса


В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок - оперы), кино.

Деление учебного материала 5 класса весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства, что и нашло свое отражение на страницах учебника и творческой тетради.

Раздел 1. Музыка и литература (17 часов)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, духовной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (17 часов)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Учебно -тематическое план .


тема урока

кол-во часов

1

Что роднит музыку с литературой

1

2

Вокальная музыка

9

5

Фольклор в музыке русских композиторов

4

7

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

8

Вторая жизнь песни

4

10

«Всю жизнь мою несу родину в душе…»

1

11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

9

14

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера

1

15

Опера-былина Н. А. Римского-Корсакова «Садко»

1

16

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет

1

17

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

18

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

19

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

20

Небесное и земное в звуках и красках

1

21

«Звать через прошлое к настоящему»

1

22

Музыкальная живопись и живописная музыка

4

24

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

26

Волшебная палочка дирижера

1

27

Образы борьбы и победы в искусстве

1

28

Застывшая музыка

1

29

Полифония в музыке и живописи

1

30

Музыкана мольберте

1

31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

32

«О подвигах, о доблести, о славе…»

1

33

«В каждой мимолетности вижу я миры…»

1

34

Мир композитора

1


Итого

34

4.Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения курса музыке в 5 классе учащиеся должны

  • Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки и литературы.

  • Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

  • Исполнять народные песни, песни о родном крае современных композиторов;

  • Понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов.

  • Воплощать художественно-образное содержание музыкальных произведений в драматизации, инсценировке, пластическом движении, свободном дирижировании.

  • Импровизировать в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах пластике, в театрализации.

  • Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

  • Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы.

  • Размышлять о знакомом музыкальном произведении,

  • Высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

  • Импровизировать в соответствии с представленным учителем или самостоятельно выбранным литературным образом.

  • Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства.

  • Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.

  • Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и литературы.

  • Определять специфику деятельности композитора, поэта и писателя.

  • Определять характерные признаки музыки и литературы.

  • Самостоятельно подбирать сходные или контрастные литературные произведения к изучаемой музыке.

  • Самостоятельно исследовать жанры русских народных песен и виды музыкальных инструментов.

  • Определять характерные черты музыкального творчества народов России и других стран при участии в народных играх и обрядах, действий.

  • Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своего края, региона.

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах).

  • Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.

  • Самостоятельно работать в творческих тетрадях (при их наличии).

  • Делиться впечатлениями о концертах, спектаклях со сверстниками и родителями.

  • Использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска произведений музыки и литературы.

  • Собирать коллекцию музыкальных и литературных произведений.

5.Система оценивания личностных, метапредметных и предметных результатов

по музыке в 5 классе

№ темы/урока

Предметный результат

Личностный

результатов

Метапредметныер езультаты

Как оценивается в ходе текущей, промежуточной аттестации

Учащийся научится :

1.

Разбираться в основных достижениях различных областях культуры

…выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования.

Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к различным видам искусства;

2

Основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

Осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;

Ставить цели и задачи на каждом уроке;

3

Проводить наблюдение под руководством учителя;

Проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

Планировать учебную деятельность на уроке и дома;

4

Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,

Осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;

5

Разбираться в событиях художественной жизни отечественной и зарубежной культуры, владеть специальной терминологией.

Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

6

называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи);

оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

7

понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

8

Определять стилевое Своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

Понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств, различать их особенности;

9

Применять информационно-коммуникативные технологии для расширения опыта творческой деятельности в процессе поиска информации в образовательном пространстве сети Интернет.

Раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей; высказывать суждение об основной идее и форме ее воплощения в музыке;

Изучение курса «Музыка» обеспечивает определённые результаты

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

-целостный, социально- ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-уважительное отношение к иному мнению, истории и других народов;

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

-коммуникативность и компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учётом региональных и этнокультурных особенностей;

- признание ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

-принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-эстетические потребности, ценности и чувства, эстетического осознания как результата освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Мета предметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

- умение владеть смысловым чтением текстов различных стилей и жанров;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

- сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;

- потребность в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

-развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

- мотивационная направленность на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

-воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

-расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

-приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

-сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

6. Организационные формы деятельности учащихся, виды и формы занятий.


1. Исполнительская деятельность учащихся:

  • хоровое, ансамблевое и сольное пение;

  • пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения;

  • различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструментальные, пластические и др.), инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства;

  • освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

2. Размышления о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений),

3. Самостоятельная индивидуальная и коллективная исследовательская (проектная) деятельности и др.

7.Образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные


1.Технология продуктивно-творческой деятельности на уроках музыки строится на принципах культуросообразности и природосообразности.

Урок в данной образовательной технологии строится по следующей формуле: чувства - мысли - действия, от игры к творчеству, результатом которого будет определенный продукт. Изучение музыкального материала происходит по принципу «от прошлого - к настоящему, от настоящего - к будущему» с использованием частично-поисковых и исследовательских методов обучения, а сама продуктивно-творческая деятельность позволяет смоделировать его существование в будущем.

2. Информационные технологии

3. Проектные технологии.

4. Игровые технологии.Ролевая игра - позволяет приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в учебной ситуации. Деловая игра - форма моделирования реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.Интеллектуальная игра Дебаты

5. Здоровьесберегающие технологии:музыкотерапия,Вокалотерапия. Ритмотерапия. Арттерапия или терапия творчеством ,Фольклоротерапия.

8.Виды и формы самостоятельной работы учащихся


Самостоятельная учебная деятельность входит составной частью в аудиторные и внеаудиторные занятия. И здесь можно отметить следующие нетрадиционные формы самостоятельной внеучебной деятельности. Например, после изучения каждой темы по творчеству Чайковского, Бетховина, или по темам например:

Фольклор, учащимся необходимо получить зачет. На самом занятии это можно осуществить в беседе с преподавателем, но сдать зачет можно и в паузах между занятиями-блоками учащимся, которые сдали преподавателю доклад или сообщение прислав его в контакте. Можно предложить тему на выбор.Речь идет об индивидуальном выборе.

Вне учебная самостоятельная деятельность учащихся в форме развивающего досуга - еще одно обязательное звено в организации процесса обучения мировой художественной культуре. Такая форма самостоятельной деятельности имеет свою специфику. Это вполне свободная область деятельности, которая все же не может оставаться вне поля зрения преподавателя, ибо именно в этой области учащиеся, как правило, приобретают собственный опыт музыкального творческой деятельности, а без этого опыта освоение мира музыки будет не вполне полноценным. Очень важно, чтобы учащиеся накапливали опыт такой музыкально-творческой и эстетической деятельности в самых разных областях: литературной (сочиняли стихи, писали рассказы, рецензии на чью-то художественную деятельность и т.п.), изобразительной (рисовали, лепили, вырезали, составляли экспозиции выставок и т.п.), музыкальной (писали музыку к стихам, играли на каком-то музыкальном инструменте, организовывали музыкальные вечера), театральной, танцевальной и т.д

Виды самостоятельной работы:

1) Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответов по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование прочитанного.

2) Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.

3) Решение разнообразных задач и выполнение практических работ.

4) Различные проверочные самостоятельные, контрольные работы, сочинения.

5) Подготовка докладов и рефератов.

6) Выполнение индивидуальных и групповых заданий.

9. Перечень проектов, проектных заданий, заданий для учебно-исследовательской деятельности


  1. Сказка в музыке (сказка о музыкальных инструментах).

  2. Обряды и обычаи старины глубокой. Фольклорный праздник «Ай, да, Масленица!»

  3. Праздник русской каши в начальных классах с участием 5 класса.

  4. Музыка в мультипликации: «Страна Мультипультия».

  5. Музыка кино и ТВ.

  6. Животные в музыкальном мире (на основе детского мюзикла «Самая красивая» - авторский проект).

7. «Джаз искусство 20 века»

8. Блюз.

Формы выполнения проектов и проектных заданий


  • индивидуальное и коллективное музицирование,

  • театрализация (драматизация) художественных произведений, жизненных впечатлений школьников,

  • творческие работы: изготовление альбомов, газет, составление коллекций, съемка видеофильмов, рисование, конструирование, литературное творчество (стихи, проза, эссе) и др.

Результат выполнения проекта

  • письменная творческая работа учащихся с публичной защитой.

Формы защиты проектов:

компьютерная презентация,

коллективное творческое дело: соревнования команд (КВН), музыкального ринга, , музыкального спектакля (театрализации), представления для младших школьников и др.

Основные критерии оценки ученического проекта:

- актуальность темы и предлагаемых решений, практическая направленность и значимость работы;

- полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;

- умение делать выводы и обобщения;

- самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, решений;

- умение аргументировать собственную точку зрения;

- художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).

10.1Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


Учебно-методическое обеспечение


УЧЕБНИКИ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ

Название

Авторы

Класс(ы)

Наличие

электронного

приложения

Учебники

1.

Музыка

Г.ПСегеева,Е.Д.Критская

5 класс

Да

Учебно-методическиепособия

1.

«Музыка.Творческая тетрадь»

Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской.

5 класс

Да

2.

«Музыка. Хрестоматия музыкального материала.»

Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской.

5 класс

3.

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала.

Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской.

5 класс

Да

4.

«Уроки музыки.»

Г.П. Сергеевой, Е.Д.Критской.

5-7 классы

Да

11.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

11.1Учебное оборудование и компьютерная техника

Название

Учебногооборудования

Учебная тема, в которой используется

Классы

1

Библиотечный фонд

(книгопечатная

продукция)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Повсемтемам

5

2

Примерная программа начального общего образования по музыке

5

3

Программыпомузыке

5

4

Хрестоматии с нотнымматериалом

Повсемтемам

5

5

Сборникипесен и хоров

По всем темам

5

6

Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов)

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)

Пособия входят в учебно-методический комплект по музыке, а также освещать различные разделы и темы курса, в том числе проблемы электронного музыкального творчества

5

7

Методические журналы по искусству

Федерального значения

По всем темам

5

8

Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебникипомузыке

Повсемтемам

5

9

Рабочие блокноты (творческие тетради)

В состав библиотечного фонда целесообразно включены рабочие тетради, соответствующие используемым крмплектам учебников

По всем темам

5

10

Учебные пособия по электронному музицированию

По всем темам

5

11

Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству

По всем темам

5

12

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки -

Справочные пособия, энциклопедии

По всем темам

5

13

Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного музыканта, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»)

По всем темам

5

14

Таблицы: нотные примеры, признаки характера звучания, средства музыкальной выразительности

Д

Таблицы, схемы представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

По всем темам

5

15

Схемы: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров, расположение партий в хоре, графические партитуры

По всем темам

5

16

Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России

По всем темам

5

17

Портреты композиторов

По всем темам

5

18

Комплекты содержатся в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

По всем темам

5

19

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы

По всем темам

5

20

Дидактический раздаточный материал

По всем темам

5

21

Цифровые компоненты учебно-методических комплектов по музыке

По всем темам

5

22

Цифровые компоненты учебно-методического комплекта ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе на игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В любом случае эти пособия предоставляют техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме тестового контроля)

По всем темам

5

23

Коллекция образовательных ресурсов включает комплект информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав коллекции входят тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов размещается на CD или создаваётся в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения)-

По всем темам

5

24

Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учетом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся

По всем темам

5

25

Цифровые инструменты учебной деятельности для общего пользования

К цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе музыки, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций

По всем темам

5

26

Экранно -звуковые пособия

(могут быть

в цифровом виде)

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения (возможно, в цифровом виде). Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы (возможно, в цифровом виде)

По всем темам

5

27

Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей

Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей

Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов

Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов

Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов

Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов

По всем темам

5

28

Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений, эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений), нотный и поэтический текст песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры

По всем темам

5

28

. Учебно- практическое

оборудование

Музыкальные инструменты:

фортепиано (пианино, рояль);

По всем темам

5

29

Расходные материалы:

нотная бумага;

цветные фломастеры;

цветные мелки

По всем темам

5

30

Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики)

В комплекте не менее трех микрофонов и двух динамиков

31

Персональный компьютер

32

Медиапроектор

Для демонстрации электронных образовательных ресурсов



Приложения

Приложение № 1

Примерный музыкальный материал 1 полугодия

  1. Родина. Н. Хрисаниди, сл. В. Катанова.

  2. Красно солнышко. П. Аедоницкий, сл. И. Шаферана.

  3. Родная земля. Я.Дубравин,сл.Е.Руженцева.

  4. Жаворонок. М. Глинка, сл. Н. Кукольника.

  5. Моя Россия. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.

  6. Курский вальс. Л.Ингорь, сл. Ю. Лебедева.

  7. Сторона моя. Песня Гудвина из мультфильма «Волшебник Изумрудного города». И. Космачёв, сл. Л. Дербенёва.

  8. Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и другие русские народные песни.

  9. Симфония № 4 (фрагмент финала).П. Чайковский.

  10. Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

  11. Осень. П. Чайковский, сл. А. Плещеева.

  12. Осень. Ц. Кюи, сл. А. Плещеева.

  13. Осенней песенки слова.В. Серебренников, сл. В. Степанова.

  14. Песенка о словах. С. Старобинский, сл. В. Вайнина.

  15. Горные вершины. А. Варламов, сл. М. Лермонтова.

  16. Горные вершины. А. Рубинштейн, сл. М. Лермонтова.

  17. Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.

  18. Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

  19. Вокализ. С. Рахманинов.

  20. Вокализ. Ф. Абт.

  21. Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.

  22. Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

  23. Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла

  24. «Песни без слов». Ф. Мендельсон.

  25. Венецианская ночь. М.Глинка,сл. И. Козлова.

  26. Баркарола. Ф. Шуберт, сл. Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева.

  27. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). В. Гаврилин.

  28. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П.Чайковский.

  29. Веснянка, украинская народная песня.

  30. Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

  31. Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, сл. Б. Пастернака.

  32. Запевка. Г. Свиридов, сл. И. Северянина.

  33. Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, сл. Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова.

  34. Зима. Ц. Кюи, сл. Е. Баратынского.

  35. Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

  36. Маленькая ночная серенада (рондо).В.-А. Моцарт.

  37. Donanobispacem. Канон. В.А. Моцарт.

  38. Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

  39. Dignare. Г. Гендель.

  40. Садко. Опера-былина (фрагменты).Н. Римский-Корсаков.

  41. Сказка о царе Салтане. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

  42. Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

  43. Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

  44. Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

  45. Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.Л. Уэббер.

  46. Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, сл. О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

  47. Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.

  48. Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Музыка и слова В. Высоцкого.

  49. Хлопай в такт! Дж. Гершвин,сл. А. Гершвина, русский текстВ. Струкова.

  50. Песенка о песенке. Муз. и сл. А. Куклина.

  51. Птица-музыка. В.Синенко, сл. М. Пляцковского.

  52. Песня о дружбе из кинофильма «Гардемарины, вперёд!» В. Лебедев,сл. Ю. Ряшенцева.

Примерный перечень литературных произведений


  1. М. Лермонтов.Деревня.

  2. Стихотворение в прозе.И. Тургенев.

  3. Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.

  4. Венецианская ночь. И. Козлов.

  5. Осыпаются листья в садах... И. Бунин.

  6. Скучная картина... А. Плещеев.

  7. Осень и грусть на всей земле...М. Чюрленис.

  8. Листопад. И. Бунин.

  9. О музыкальном творчестве. Л. Кассиль. Война колоколов. Дж. Родари.

  10. Снег идет. Б. Пастернак.

  11. Слово о Мастере (о Г. Свиридове).В. Астафьев.

  12. Горсть земли. А. Граши.

  13. Вальс. Л. Озеров.

  14. Тайна запечного сверчка, Г. Цыферов.

  15. Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.

  16. Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). A.Пушкин.

  17. Былина о Садко. Из русского народного фольклора.

  18. Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

  19. Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».

  20. Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

  21. Примерный перечень произведений изобразительного искусства

  22. Натюрморт с попугаем и нотным листом. Т. Теплов.

  23. Книги и часы. Неизвестный художник.

  24. На Валааме. П. Джогин.

  25. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов. Стога. Сумерки; Вечер, Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.

  26. Золотая осень. И. Остроухое.

  27. Осень. А. Головин.

  28. Полдень. К. Петров-Водкин.

  29. Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.

  30. Ожидание. К. Васильев.

  31. Полдень. В окрестностях Москвы.И. Шишкин.

  32. Осенний сельский праздник.Б. Кустодиев.

  33. Дворик в Санкт-Петербурге.М. Добужинский.

  34. Песня без слов. Дж.Г. Баррабл.

  35. Вальсирующая пара. В. Гаузе.

  36. Моцарт и Сальери. В. Фаворский.

  37. Садко. И. Репин.

  38. Садко. Палех. В. Смирнов.

  39. Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

  40. Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. B. Лукьянец.

  41. Садко, Иллюстрации к «Сказке о царе Султане...» А. Пушкина. И.Билибин.

  42. Волхова. М. Врубель.

  43. Новгородский торг. А. Васнецов.

  44. Песнь Волжского челна. В. Кандинский.

  45. Иллюстрация к сказке «Снегурочка».В.Кукулиев.



2 раздел Музыка и изобразительное искусство

  1. Что роднит музыку с изобразительным искусством

  2. Небесное и земное в звуках и красках.

  3. Три вечные струны: молитва, песнь, любовь. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье...

  4. В минуты музыки печальной... Есть сила благодатная в созвучье слов живых...

  5. Звать через прошлое к настоящему

  6. Александр Невский. За отчий дом, за русский край... Ледовое побоище. После побоища

  7. Музыкальная живопись и живописная музыка.

  8. Ты раскрой мне, природа, объятья... Мои помыслы - краски, мои краски - напевы... И это все весенних дней приметы! Фореллен-квинтет. Дыхание русской песенности

  9. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

  10. Весть святого торжества. Древний храм златой вершиной блещет ярко...

  11. Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

  12. Звуки скрипки так дивно звучали... Неукротимым духом своим он побеждал зло

  13. Волшебная палочка дирижера ( Дирижеры мира.

  14. Образы борьбы и победы в искусстве.

  15. О, душа моя, ныне - Бетховен с тобой! Земли решается судьба. Оркестр Бетховена играет...

  16. Застывшая музыка.

  17. Храм, как корабль огромный, несется в пучине веков... Содружество муз в храме

  18. Полифония в музыке и живописи.

  19. В музыке Баха слышатся мелодии космоса... Музыка на мольберте.

  20. Композитор-художник. Я полечу в далекие миры, край вечной красоты... Звучащие картины. Вселенная представляется мне большой симфонией...

  21. Импрессионизм в музыке и живописи. Музыка ближе всего к природе... Звуки и запахи реют в вечернем воздухе

  22. О подвигах, о доблести, о славе...

  23. О тех, кто уже не придет никогда, - помните! Звучащие картины

  24. В каждой мимолетности вижу я миры...Прокофьев! Музыка и молодость в расцвете... Музыкальная живопись Мусоргского

  25. Мир композитора. С веком наравне.

Примерный музыкальный материал 2 полугодия


  1. Знаменный распев.

  2. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

  3. Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский,

  4. С. Рахманинов.Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович».

  5. Г. Свиридов.

  6. Аве, Мария. Дж. Каччини.

  7. Аве, Мария. Ф. Шуберт, сл. В. Скотта, перевод А. Плещеева.

  8. Аве, Мария. И.-С. Бах ,Ш. Гуно.

  9. Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

  10. Островок. С. Рахманинов,сл. К. Бальмонта (из П. Шелли).

  11. Весенние воды. С. Рахманинов, сл.Ф.Тютчева.

  12. Форель. Ф. Шуберт, сл. Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.

  13. Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

  14. Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

  15. Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

  16. Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

  17. Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.С. Бах.

  18. Чакона. Для скрипки соло (ре минор).И.С. Бах.

  19. Каприс № 24. Для скрипки соло,Н. Паганини (классические и современные интерпретации).

  20. Concertogrosso. Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.

  21. Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

  22. Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

  23. Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

  24. Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

  25. Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

  26. Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.

  27. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

  28. Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии. К. Дебюсси.

  29. Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

  30. Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.

  31. Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

  32. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.

  33. Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические и современные интерпретации).

  34. Рисунок. А. Куклин, слова С, Михалкова.

  35. Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, сл. В. Степанова.

  36. Маленький кузнечик. В. Щукин, сл С. Козлова.

  37. Парус алый. А. Пахмутова, сл. Н. Добронравова.

  38. Тишина. Е. Адлер, сл. Е. Руженцева.

  39. Музыка. Г. Струве, сл. И. Исаковой.

Примерный перечень произведений изобразительного искусства

  1. Чувство звука. Я. Брейгель.

  2. Сиверко. И. Остроухое.

  3. Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Троица. А. Рублев.

  4. Сикстинская мадонна. Рафаэль. Богородица Донская. Ф. Грек.

  5. Святой князь Александр Невский. Икона. Александр Невский. М. Нестеров.

  6. Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский», «Старинный сказ». П. Корин.

  7. Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле;

  8. Водоем. В. Борисов-Мусатов.

  9. Пейзаж. Д. Бурлюк.

  10. Бурный ветер. А. Рылов.

  11. Формула весны. П. Филонов.

  12. Весна. Большая вода. И. Левитан.

  13. Фрески собора Святой Софии в Киеве.

  14. Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.

  15. Н. Паганини. С. Коненков.

  16. Антракт. Р. Дюфи.

  17. Ника Самофракийская.

  18. Восставший раб. Микеланджело.

  19. Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

  20. Скрипка. Р. Дюфи.

  21. Скрипка. И. Пуни.

  22. Скрипка. К. Петров-Водкин.

  23. Скрипка. Е. Рояк.

  24. Симфония (скрипка). М. Меньков.

  25. Оркестр. Л. Мууга.

  26. Три музыканта. П. Пикассо.

  27. Православные храмы и их внутреннее убранство.

  28. Готические соборы и их внутреннее убранство.

  29. Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих; Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.

  30. Впечатление. Восход солнца. К. Моне.

  31. Руанский собор в полдень. К. Моне.

  32. Морской пейзаж. Э. Мане.

  33. Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.

  34. Композиция. Казаки. В. Кандинский.

  35. Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.

  36. Вечно живые. Цикл гравюр. С.Красаускас.

  37. Примерный перечень литературных произведений

  38. Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой. Островок. К. Бальмонт.

  39. Весенние воды. Ф. Тютчев.

  40. Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.

  41. По дороге зимней, скучной... А. Пушкин. Слезы. Ф. Тютчев.

  42. И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.

  43. Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

  44. Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.

  45. Струна. К. Паустовский.

  46. Не соловей - то скрипка пела... А. Блок. Березовая роща. В. Семернин.

  47. Под орган душа тоскует... И. Бунин.

  48. Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.

  49. Реквием. Р. Рождественский.

  50. Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер

Приложение № 2

5 класс «Музыка» Тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Дата







план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Музыка и литература

1

Мелодия

1

Вводный

Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки СВ. Рахманинова, М. П. Мусорского, П. И. Чайковского

Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

Гайдар шагает впереди

■ ■

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе

Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка

Слушание «Вокализа» СВ. Рахманинова. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Было время грозовое

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



3

Жанры народных песен, их интонационно-образные осо-бенности

1

Расширение и углубление знаний

Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети?

Знать жанры народных песен и их особенности. Уметь отвечать на проблемный вопрос

Ответы на вопросы. Хоровое пение. Речевая импровизация

Хоровое пение

Там за рекою

Многообразие сюжетов, жанров, интонационных оборотов народной песни

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



4

«Я пойду по по- лю белому...»

1

Расширение и углубление знаний

Патриотическая тема в кантате С. С. Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя

Знать: понятия: кантата, хор, меццо-сопрано. Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Вокальная импровизация

Орлёнок- разучивание

Изображение горестных последствий войны, разлуки с близкими в песенном фольклоре

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



5

«На великий праздник

собралася Русь»

1

Расширение и углубление знаний

Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Народные песни. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки и кантаты «Александр Невский» С. С. Прокофьева

Знать: понятия: народная и композиторская музыка, кантата, опера, кант

Слушание музыки. Фронтальный опрос. Хоровое пение

Просьба- разучивание

Национально-патриотические идеи в пе-сенно-му-зыкальном творчестве

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



6

Святые земли Русской

1

Расширение и углубление знаний

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина

Знать::

- имена святых, их жи
тие, подвиги русских
святых;

- понятия: стихира, ве
личание.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный и сравнительный анализ. Хоровое пение

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний







7

Фольклор в

музыке русских композиторов

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Связи музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки и вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников

Знать понятие программная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль.

Хоровое пение

Крейсер аврора

Рисунок героя из народной сказки «Кикимора», запомнившегося больше всего. Сочинение небольшой сказки в восточном стиле



8

Жанры инструментальной и вокальной музыки

1

Расширение и углубление знаний

Вокальная и инструментальная музыка. Особенности жанра. Жанровое многообразие: вокализ, песни без слов, вокальная и инструментальная баркарола

Знать понятия: вокальная, инструментальная музыка.

Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение

И вновь продолжается бой

Основоположники профессиональной композиторской музыки

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



9

Вторая жизнь песни

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах).

Хоровое пение

С чего начинается родина

Использование народных песен в творчестве татарских композиторов

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



10

Вторая жизнь песни

2

Сообщение и усвоение новых знаний

Широкое отражение народной песни в русской профессиональной музыке. Связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Знать основные черты и характеристики авторского и народного музыкального творчества. Уметь определять связи между композиторским и народным музыкальным искусством

Устный и письменный контроль (заполнение таблицы), исполнительский контроль (игра на музыкальных инструментах). Хоровое пение

Наша школьная страна- разучивание

Использование народных песен в творчестве композиторов

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



11

«Всю жизнь мою несу родину в душе…»

1

Расширение и углубление знаний

Колокольный звон в музыке. Звучащие картины

Знать значение колокольного звона в жизни человека.

Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи

Интонационно-образный анализ музыкального и художественного ряда. Хоровое пение. Беседа по теме занятия


Творческая тетрадь, с. 26-33. Подбор произведений, близких по настроению музыке и картинам



12

Опера-былина Н. А. Римского-Корсакова «Садко»

1

Расширение

и углубление знаний

Опера Римского-Корсакова «Садко»

Знать сюжет (ливрет

то) оперы «Садко». Уметь анализировать составляющие средств музыкальной выразительности

Интонационно-образный анализ

фрагментов из оперы

Хоровое пение

Музыка на новогоднем празднике

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



13

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

3

Расширение и углубление знаний

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов

Знать:

-что благодаря музыке
появились многие про
изведения литературы;

-основные события
из жизни и творчества
композиторов

Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Основоположники профессиональной композиторской музыки.

Чтение в творческой тетради сказки Г. Цыфе-рова «Тайна запечного сверчка»



14

Звучащие картины.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

3

Расширение и углубление знаний

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов

Знать:

-что благодаря музыке
появились многие про
изведения литературы;

-основные события
из жизни и творчества
композиторов

Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин, Р. Яхин, М. Музафаров

Чтение в творческой тетради сказки Г. Цыфе-рова «Тайна запечного сверчка»



15

Жанры в музыке.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах

3

Расширение и углубление знаний

Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; национальное своеобразие музыки в творчестве русского (Г. В. Свиридов) и западноевропейских (Ф. Шопен, В. Моцарт) композиторов

Знать:

-что благодаря музыке
появились многие про
изведения литературы;

-основные события
из жизни и творчества
композиторов

Хоровое пение. Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений

Основоположники профессиональной композиторской татарской музыки С. Сайдашев, Х. Ибрагимов, Н.Жиганов, Ф. Яруллин

Чтение в творческой тетради сказки Г. Цыфе-рова «Тайна запечного сверчка»



16

Путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

Расширение и углубление знаний

История развития оперного искусства. Основные понятия жанра. Синтез искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. В основе оперы - литературное произведение

Знать:

-историю развития
оперного искусства;

-понятия: опера, либ
ретто, увертюра, речи
татив, хор, ансамбль,
сцена из оперы.
Уметь приводить при
меры к понятиям

Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль

Хоровое пение

Будет садом город мой

Творческая тетрадь, с. 44-49

Творческая тетрадь, с. 44-49

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



17

Музыка в театре, кино, на телевидении

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении

Уметь определять значение литературы и музыки в синтетических видах искусства

Слушание музыки. Хоровое пение. Беседа по теме занятия

Хоровое пение

Музыка на новогоднем празднике

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний


18

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл

1

Расширение и углубление знаний

Расширение представлений о жанре мюзикла. История возникновения жанра. Основные его отличия от оперы (театр «легкого» стиля). Наиболее известные мюзиклы

Знать:

- историю возникнове
ния мюзикла;

- чем мюзикл отличает
ся от оперы.

Уметь называть наиболее известные мюзиклы и их композиторов

Хоровое пение. Слушание музыки. Интонационно-образный анализ

Хоровое пение

Музыка на новогоднем празднике

Творческая тетрадь, с. 52-53




19

Что роднит музыку с изобразительным искусством?

1

Вводный. Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь - единый источник всех художественных произведений. Связь музыки и изобразительного искусства. Живописная музыка и музыкальная живопись. Общее в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



20

Небесное и земное в звуках и красках

1

Расширение и углубление знаний

Отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства

Знать, в чем выражается общность языка различных видов искусства. Уметь выявлять общие черты в художественных и музыкальных образах

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

Творческая тетрадь, с. 54-57



21

«Звать через прошлое к настоящему»

1

Расширение и углубление знаний

Более глубокое изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»: сопоставление героических образов музыки с образами изобразительного искусства

Уметь:

-выявлять общие чер
ты в художественных

и музыкальных образах;

-определять на слух
основные части кантаты

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений. Устный контроль

Творческая тетрадь, с. 58-61



22

Музыкальная

живопись и живописная музыка

2

Расширение

и углубление

знаний

Общность музыки

и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

Выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Слушание музыки. Рассматривание

картин. Интонациионно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Творческая

тетрадь, с. 62-63; 64-65



23

Музыкальная

живопись и живописная музыка

2

Расширение

и углубление

знаний

Общность музыки

и живописи. Выразительные возможности музыки и живописи. Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?

Выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

Слушание музыки. Рассматривание

картин. Интонациионно-образный анализ музыкальных и художественных произведений

Творческая

тетрадь, с. 62-63; 64-65


24

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве

1

Расширение и углубление знаний

В основе профессиональной музыки лежат народные истоки.

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль

Творческая

тетрадь, с. 37-39



25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве

1

Расширение и углубление знаний

Выразительные возможности скрипки, ее создатели и исполнители. Музыка и живопись. Портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве

Знать об истории создания скрипки, ее мастерах-изготовителях и исполнителях. Уметь:

-сопоставлять скри
пичную музыку с живо
писью;

-анализировать, срав
нивать произведения

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль. Хоровое пение

Творческая тетрадь, с. 72-73; 34-35



26

Волшебная палочка дирижера

1

Расширение и углубление знаний

Симфонический оркестр. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки оркестром. Группы инструментов оркестра, их выразительная роль. Известные дирижеры мира

Знать:

-понятия: оркестр, ди
рижер;

-состав групп инстру
ментов народного оркестра.
Уметь называть имена
известных дирижеров

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение. Письменный контроль (карточки)

Творческая тетрадь, с. 74-77. Поиск ключевых слов и выражений об особом значении дирижера (из фрагмента А. Кленова)



27

Образы борьбы и победы в искусстве

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Жизнь и творчество Людвига Бетховена. Образный строй Симфонии № 5. Творческий процесс сочинения музыки композитором

Уметь:

-делать предположения о том, что предстоит услышать (образный строй);

- проводить интонациионно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Устный контроль

Творческая тетрадь, с. 66-67



28

Застывшая музыка

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Архитектура - застывшая музыка

Знать:

-отличия католической
и православной музы
кальной культуры;

-понятие а капелла.
Уметь сопоставлять му
зыку и памятники архи
тектуры

Слушание музыки. Рассматривание иллюстраций. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



29

Полифония в музыке и живописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Продолжение знакомства с творчеством И. С. Баха. Освоение понятий полифония, фуга. Любимый инструмент Баха - орган

Знать:

-понятия: орган, поли
фония, фуга;

-основные события
из жизни и творчества
И. С. Баха

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



30

Музыка

на мольберте

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Знакомство с творчеством литовского художника и композитора М. К. Чюрлениса. Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы

Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразитель-ного искусства

Слушание музыки. Устный контроль. Хоровое пение. Рассматривание иллюстраций (репродукций картин)

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



31

Импрессионизм в музыке и живописи

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи

Знать понятия: импрессионизм, интерпретация, джаз

Устный контроль. Слушание музыки. Хоровое пение

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



32

«О подвигах, о доблести, о славе…»

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Тема защиты Родины в произведениях различных видов искусства. Продолжение знакомства с жанром реквием

Знать понятие реквием. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Творческая тетрадь, с. 34-35



33

Два лада.

1

Сообщение и усвоение новых знаний

Образный мир произведений С. С. Прокофьева и М. П. Мусоргского. Своеобразие их творчества

Знать понятие интерпретация.

Уметь выявлять общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний



34

Мир композитора

1

Повторение и обобщение полученных знаний. Урок-концерт

Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов

Знать, что роднит му- зыку, литературу и изоб- разительное искусство. Уметь выявлять общие

черты в средствах

выразительности этих

трех искусств

Слушание музыки,

- Хоровое пение,

Устный контроль

Закрепление и обобщение полученных на уроке знаний





Лист коррекции

5 б,в Iчетверть -запланировано 9 часов. По факту проведено 8 часов.

1 час отставания ликвидирован во второй четверти за счет слияния тем : в 5 б «Жанры в музыке» и «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

5в 1 час отставания ликвидирован во второй четверти за счет слияния тем : «Звучащие картины» и «Писатели и поэты о музыке и музыкантах»







Характеристика учащихся 5-х классов

2


© 2010-2022