• Преподавателю
  • Музыка
  • Методическое сообщение на тему: ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОМТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Методическое сообщение на тему: ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОМТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №22»

ПРИВОЛЖСКОГО РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ











ВОСПИТАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОМТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ









Подготовила: Крашенинникова Анастасия Александровна,

преподаватель по классу домры, гитары







Казань

2015

Проблемы развития навыков самостоятельной работы у ученика всегда будут современными и актуальными, будут волновать педагогов разных поколений, заставляя их искать всё более действенные и продуктивные методы воздействия на учеников с целью воспитания в них осознанного и оптимально рассчитанного по времени подхода к организации работы дома.

Каждый ребенок от природы обладает чувством самостоятельности, стремлением самому все попробовать и испытать. Родители и педагоги, к сожалению, часто не учитывают этой особенности детской психики. К тому же проявление инициативы ребенком часто приносит огорчения окружающим. Педагог, воспитавший в ученике пытливость мысли, предохраняющей от слепого подражания и штампов, даст ему ключ к самостоятельной творческой работе.

Воспитание творческой самостоятельности учащихся всегда было в центре внимания музыкальной педагогики. Разумеется, со временем в деятельности музыкантов-педагогов исполнительских классов произошли большие изменения, и многое значительно улучшилось; однако организация самостоятельных занятий ученика дома и сегодня остаются слабым звеном в процессе обучения в ДМШ и ДШИ.

Изучая личность учащегося, преподавателю необходимо учитывать возрастные особенности. Возраст - это не только количество прожитых лет, это время и накопление опыта жизни, опыта отношений с людьми и приобретения знаний окружающей среды. Условия и воздействия их на учащегося индивидуальны. Путь развития индивидуальности лежит через развитие интересов, потребностей, склонностей, способностей ученика.

На раннем этапе обучения учащийся воспитывается на материале доступном и интересном. Разучивая песни, необходимо учащегося постоянно приучать к осмысливанию, обращать внимание на элементы выразительности, помогающие раскрывать характер пьесы, на однородность технических задач.

Очень важно с первых лет обучения стремиться к тому, чтобы ученик самостоятельно разбирая произведение, делал это, по возможности, грамотно и добросовестно. Естественно, с начинающими приходится разбирать произведение на уроке, объясняя ритм, указывая на лиги, проверяя аппликатуру и т.д. Но вскоре уже можно задавать разбор на дом и требовать, чтобы к первому показу произведения ученик все, что может, выполнил сам, без помощи со стороны.

Репертуар начинающих должен быть, возможно, более разнообразным, чтобы заинтересовать ученика новыми заданиями, быстро расширить круг его музыкальных представлений и развивать разнообразные двигательные навыки.

В работе над пьесами от учащегося можно требовать «узнавания» материала близкого по характеру, знакомого по типу изложения. Обобщения должны быть понятны ученику, должны быть связанны с доступным для него музыкальным содержанием.

Например: «Мелодия должна звучать ярче, аккомпанемент - тише», - общее положение безусловны при самом примитивном понимании.

Таким образом, будет происходить постепенное накопление музыкальных однородных явлений. В старших классах учащийся должен получить знания и навыки, которые дали бы ему возможность после окончания школы не порывать с музыкой и активно участвовать в самодеятельности или продолжать свое музыкальное образование. Учеников старших классов надо больше знакомить с творчеством композитора, раскрывать присущие ему стилевые особенности. По мере музыкального развития учащегося использование различных приемов технической работы все более связывать с музыкальным замыслом.

Большое значение среди условий воспитания самостоятельности учащихся имеет необходимость исполнительской практики - это внешкольная музыкальная работа - концертные выступления.

«Именно здесь, при соприкосновении с профессионально подготовленной аудиторией, становится особенно ощутимым, что значит помочь людям приблизиться к сокровищам художественного творчества, как благодарно каждая попытка такого рода и какое удовлетворение может принести ее осуществление» (А.Д. Алексеев).

Концертные выступления стимулируют заинтересованность и ответственность за качество своей работы.

Индивидуальный подход проявляется в сообщениях преподавателя на уроках, требованиях, предъявляемых к ученику, в оценке его знаний при составлении рабочих планов.

Познание произведения учащимися происходит через изучение текста. Важно воспитывать осмысленное отношение к тексту, приучать не только видеть все графические изображения нотной записи, но и слышать в них музыкальное содержание. Педагог должен объяснить ученику, донести до него, что в штрихах, каждом мелодическом обороте, в особенностях формы, в изменении темпа или фактуры, в каждой смене гармонии заложен определенный выразительный смысл. Педагог должен показать ученику, как зависит выразительность его игры от выполнения указанных в тексте штрихов и оттенков (чтобы пунктуальное их исполнение не охлаждало ученика, а углубляло его эмоциональное отношение к музыке).

В процессе обучения учащийся знакомится с большим количеством разнохарактерных произведений. Происходит постоянное усвоение закономерностей музыкального искусства, особенности музыкального языка, строение музыкальных произведений и т.д. В начале обучения идет количественное накопление музыкальных однородных явлений и закономерностей.

Например: В репертуаре возможно наличие однотипных произведений, а также сходных элементов выразительности, однородных технических задач. От учащегося можно потребовать «узнавания» музыкального материала, близкого по характеру к какому-то из пройденных произведений, знакомого по типу изложения. Постепенно образуется почва для восприятия обобщающихся указаний преподавателя, а также для самостоятельных выводов. Поэтому, чем больше музыки знает учащийся, тем шире круг явлений, которые он может осознать.

Форма обобщений зависит от уровня развитости ученика. Важнейшее значение имеет учет способностей и склонностей учащегося. Например: Ученик не умеет делать выводы из отдельных указаний преподавателя, не видит главного в работе, постоянно повторяет одни и те же ошибки. В этом случае желательно сконцентрировать внимание ученика на главном, не отвлекаясь излишней детализацией, указать ученику цель и способ ее достижения.

Содержанием обобщающих указаний являются закономерности музыкального искусства: особенности музыкального способа выражения, строения произведений, принципы работы и т.д.

Обобщающие указания преподавателя имеют своей целью музыкальное и техническое развитие ученика. А чтобы процесс развития учащегося не было односторонним, необходимо стремиться связать оба «направления» так, чтобы они дополняли и стимулировали друг друга. Таким образом, постоянно воспитывается отношение к технике, как к средству достижения музыкальной цели.

Например: Первые технические упражнения проходят не только ради достижения узкотехнической цели, а должны преследовать и цель выразительного исполнения простейших мотивов.

Постепенно процесс накопления навыков дает учащемуся возможность выбора средств исполнения, его уже интересуют некоторые вопросы мастерства: компактность звучания аккордов, не просто беглость, а четкость и ровность - все это в связи с художественным содержанием исполняемого произведения. Эти проблемы сами по себе музыкальные, а не узкотехнические.

Особое значение для развития самостоятельности учащегося имеет активизация его слухового внимания. Необходимость слушать себя при игре очевидна. При воспитании навыков слушания преподаватель встречается с трудностями. Главная трудность заключается в том, что слушание своей игры требует постоянного активного внимания, собранности, а такая собранность ученикам дается нелегко. При усталости внимание учащегося рассеивается, а при выполнении домашней работы это, к сожалению, происходит раньше, чем он успевает выполнить задание. Слушание своей игры не трудно при условии, что оно привычно, поэтому ученика с первых уроков следует приучить слушать себя, следить за развитием этого умения постоянно, на всех ступенях музыкального образования, так как усложнение музыкального материала влечет за собой и усложнение задач слушания.

Многое зависит от умения преподавателя увлечь учащегося создать подлинно художественную атмосферу. Хорошо когда преподаватель свое словесное объяснение подтверждает иллюстрацией на инструменте. Это заметно стимулирует любовь к музыке, к инструменту. Учащимся необходимо слушать хорошие произведения в возможно лучшем исполнении, посещать биографические фильмы о композиторах, читать книги об авторах разучиваемых произведений.

Ставя перед собой эту задачу, преподаватель должен развивать интерес к занятию музыкой вообще, умело показывать к каким художественным результатам приводит хорошо проделанная работа, поощрять за успешное выполнение задания и др.

Полезно подобрать произведения для самостоятельной работы. Трудность этих пьес должна соответствовать возможностям учащегося, проходятся они в определенный срок, прослушиваются: все ученики слушают друг друга, а затем проводится обсуждение, в котором участвуют исполнители - слушатели и преподаватель. В этом случае присутствуют: критическое отношение к своему исполнению и исполнению товарищей, а это в свою очередь оказывает стимулирующее влияние на учащихся.

Всесторонне изучив индивидуальные особенности учащегося, преподаватель намечает перспективы его развития. Решающее значение в осуществлении намеченной преподавателем линии развития имеет подбор художественного инструктивного материала.

Хорошо продуманный рабочий план должен соответствовать как технической, так и общей подготовленности каждого учащегося в отдельности.

Пьесы по трудности должны соответствовать уровню развития учащегося, тогда после объяснения преподавателя учащийся сможет самостоятельно работать над выполнением домашнего задания.

В результате прохождения музыкальных произведений, подобранных преподавателем, должны развиваться не только сильные, но и слабые стороны, недостающие навыки и т.д.

Чтобы успешно развивать навыки самостоятельной работы учащегося, преподаватель должен всесторонне и глубоко изучать каждого ученика, очень важна связь преподавателя с родителями. Сюда входит: знакомство с бытом семьи, полезные рекомендации (качество инструмента, условия необходимые для занятий: стул, пульт, освещение и т.д.).

Подводя итог вышесказанному, я хочу ещё раз подчеркнуть необходимость с детства приучать ученика к тому, что искусство требует постоянного и упорного труда, что совершенство в исполнении рождается лишь в процессе большой и длительной работы. Конечно, не всегда труд, а тем более самостоятельная работа заинтересовывает ребёнка, но стремиться к этому очень важно. Одна из первых задач педагога - воспитать в ученике любовь к работе за инструментом и интерес к самому процессу исполнения.

Со стороны учителя следует добиваться умения убедительно показать, к каким музыкальным результатам приводит хорошо проделанная домашняя работа и обязательно поощрять за ее успешное выполнение. Очень важно живым примером на уроке показать ученику, что значит по-настоящему работать над выполнением какой-либо трудности, тем самым вовлекать его в процесс самостоятельной творческой работы.



© 2010-2022