• Преподавателю
  • Музыка
  • Обобщение опыта учителя музыки тема Русская народная музыка как средствосредство формирования эмоционально-ценностного восприятия младшего школьника на уроках музыки и во внеурочное время

Обобщение опыта учителя музыки тема Русская народная музыка как средствосредство формирования эмоционально-ценностного восприятия младшего школьника на уроках музыки и во внеурочное время

Раздел Музыка
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русская народная песня как средство формирования

эмоционально-ценностного восприятия

младшего школьника на уроках музыки и во внеурочное время



Оглавление

Пояснительная записка…………………………………………………. 3

Практическая часть……………………………………………………… 15

Список литературы……………………………………………………… 38

Приложение …..…………………………………………………………. 40

Пояснительная записка

Среди многих видов искусства музыка по праву занимает особое место в эстетическом и художественном воспитании и во всей системе формирования всесторонне и гармонически развитого человека. Палитра музыки богата, язык ее гибок и многообразен. Все, что не подвластно слову, не находит в нем своего выражения, находит отражение в музыке.Музыка, отражая действительность в звуковых образах, с особенной яркостью раскрывает внутренний мир человека. Исключительная эмоциональная насыщенность музыки воздействует на человека больше, чем все другие виды искусства.Народная и современная музыка, высокохудожественные образцы классики - вот тот музыкальный материал, на котором воспитываются эмоциональная сфера наших школьников.Как указывал Ш.А. Амонашвили, духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через чувства сопереживания. Насильно обогащать этот мир невозможно; он обязательно заполнится, в него обязательно вселятся образы, впечатления, возникнут переживания, мысли, идеалы, убеждения[3, 25].Исходя из этой ситуации, роль учителя в обогащении палитры детских переживаний и эмоций на уроках музыки в общеобразовательной школе возрастает. Современному учителю необходимо владеть разнообразными организационными формами и методическими средствами работы с детьми, чтобы общение с музыкой, в частности с народной, стало нормой жизни.

Музыкальный фольклор - включает в себя богатейший материал, передающий важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. Знакомство с русской народной песней может стать для подрастающего поколения мощным рычагом и средством познания жизни, и в конечном итоге познания себя.Воспитательная сила многочисленных жанров русской народной песни так велика, что тот или иной музыкальный образ становится причиной раздумий, переживаний, эстетических чувств, формирует строй новых человеческих отношений [15, 8].В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются отличительной особенностью русского характера, любовь и понимание во взаимоотношениях людей, способность к сопереживанию, многое другое, остаются за гранью воспитательного и образовательного процессов.

Современные государственные, региональные и локальные целевые программы модернизации образования отводят значительное место задачам формирования духовно - нравственных качеств личности. В этой связи возрастает значение художественно-эстетической деятельности учащихся школ, средствами которой можно достичь гармонизации личности.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования от 26 ноября 2010 г. № 1241 заявлены требования для формирований представлений о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека [23,10].

Гумманизация современного учебно-воспитательного процесса направлена на развитие общекультурного компонента содержания образования и предполагает ориентацию на личность ребенка, развитие его индивидуальности, творческих способностей и воспитание духовной культуры.

Изучение национальной музыкальной культуры, включение фольклора в обучение школьников способствует эффективному решению большого спектра задач художественно-эстетического развития учащихся: общего музыкально-эстетического развития и художественно-творческих способностей; воспитанию любви и интереса к культурным достижениям своего народа, активному приобщению детей к фольклорным источникам; привитию чувства национальной гордости и патриотизма, толерантности и уважения к культурам других народов.

При изучении программы «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной мы отметили, что программа составлена в соответствии с ФГОС. В ней нашли отражения, изменившиеся социально-культурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и в новых технологиях массового музыкального образования. Цель программы - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры. Содержание базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной, классической и современной музыки.

При изучении данной программ, особенно хочется подчеркнуть, что у Е.Д. Критской опора идет на изучение обрядов, обычаев, традиций народной музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Поэтому, программа обновлена произведениями фольклора и духовной музыки. В сферу исполнительской деятельности входят: хор, пластическое интонирование, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, инсценирование песен, освоение элементов музыкальной грамотности [14, 5].

Ведущими критериями музыкальности современного ребенка считается яркое эмоциональное переживание музыки, интерес к ней, желание заниматься музыкальной деятельностью. Ведь музыкальное искусство имеет возможность корректировать эмоционально-психологическую сферу младшего школьника (неуравновешенное состояние ребёнка, агрессивность, эмоциональную депривацию).

Актуальность данной темы заключается в следующем: на основе анализа научных исследований педагогов Э.Б. Абдуллина, Г.В. Агадиловой, Ю.Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, Е. В. Николаевой, О.П. Радыновой и др. можно сделать следующее заключение, что проблема формирования эмоционально-ценностных отношений к музыке учащихся общеобразовательной школы не является в педагогической науке принципиально новой, и отдельные её аспекты так или иначе представлены в психолого-педагогических трудах. Так, классификация и характеристика приоритетных ценностей учащихся представлены в трудах Е.В. Бондаревской. Н.А. Журавлевой, И.А. Зимней, В.А. Караковского, С.А. Куликовой, Б.Т. Лихачева, Н.Д. Никандрова, И.П. Пидкасистого, Н.С. Розова, М.И. Шиловой, Н.Е. Щурковой, Т.Т. Щелиной и др. Идеи целостного воспитания личности на основе органичной связи музыки, литературы и живописи заложены в концепциях Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Н.А. Терентьевой, Б.П. Юсова и др. В этих идеях отражены единые законы восприятия искусства детьми: ребенок изначально «полихудожественен» (термин Б.П. Юсова) и способен ко всем видам художественной деятельности. Различные аспекты развития ценностного отношения детей к художественно-эстетической деятельности освещаются в работах А.И. Бурова, Е.Б. Журовой, А.Н. Малюкова, Л.П. Печко, В.И. Самохваловой и др. Однако, анализ современной практики показывает, что в школе недостаточно формируются эмоционально-ценностные отношения детей к музыке. Начальная ступень обучения является основополагающей в формировании ребенка как субъекта интеллектуально-познавательной деятельности. В это время, как подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях П.П. Блонского, Д.Н. Богоявленского, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Н.А. Менчинской и др., особое значение приобретает интеграция процессов развития эмоциональной, когнитивной и волевой сфер личности. Поэтому именно в этот период формирование эмоционально-ценностного отношения к музыкальной деятельности может осуществляться наиболее эффективно.

В наше время на уроках музыки в общеобразовательной школе в репертуаре мало используются русские народные песни, потому что дети не чувствуют и не понимают красоты, ценности русской народной песни и требуют больше современных песен.

Отсюда возникают противоречия:

  1. Между необходимостью развития эмоционально-ценностного восприятия у детей младшего школьного возраста и недостаточностью специальных методических рекомендация для педагога по организации данной деятельности.

  2. Между возможностью использования русской народной песни в развитии эмоционально-ценностного восприятия у детей младшего школьного возраста и недостаточностью использования русских народных песен в репертуаре школьной программы.

В связи с этим проблема проекта заключается в том, какие произведения музыкального фольклора можно использовать педагогу на уроках музыки для формирования эмоционально-ценностного восприятия у младших школьников. Всё выше изложенное и предопределило выбор темы исследования: «Русская народная песня как средство эмоционально-ценностного восприятия младшего школьника на уроках музыки».

Объект исследования - процесс формирования эмоционально-ценностного восприятия младшего школьника.

Форма проектирования - русская народная песня как средство формирования эмоционально-ценностного восприятия младшего школьника.

Цель исследования - теоретические обосновать и разработать конспекты уроков музыки с использованием русской народной песни.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Дать характеристику основополагающим понятиям проекта;

  2. Изучить особенности развития эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста;

  3. Рассмотреть методические особенности использования русской народной песни на уроках музыки;

  4. Разработать конспекты уроков по музыке для 3 класса с использованием русской народной песни;

  5. Подобрать диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности эмоционально-ценностного восприятия у детей младшего школьного возраста.

Новизна проекта состоит в необходимости использования русской народной песни так, чтобы она формировала эмоционально-ценностное восприятие у младших школьников на уроках музыки.

Практическая значимость: конспекты, представленные в проекте, могут быть использованы учителями музыки, а также классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования при работе с детьми для формирования эмоционально-ценностного восприятия. А также заключается в возможности расширить взгляд на проблему ценностных ориентаций и эмоциональной отзывчивости младшего школьника и в частности, на разработку эффективных программ по воспитанию у младших школьников общественно значимых ценностей.

«Обучить детей искусству очень трудно, - пишет Д. Б. Кабалевский - и основная трудность заключается здесь в том, что по - настоящему научить ребят чему-нибудь в искусстве невозможно, если не увлечь их этим искусством эмоционально». Способность понимать, чувствовать прекрасное является определенным критерием, показателем уровня общего развития школьника, а также стимулом для развития его эмоциональной отзывчивости [11, 15].

Поэтому необходимо всемерно использовать великую силу музыки в эстетическом воспитании детей, прежде всего в общеобразовательной школе.

Старинные русские народные песни насчитывают сотни лет своего существования. Некоторые из них пелись еще в древней Руси, и дошли до наших дней как свидетельство высокой поэтической культуры народа. Русское народное творчество отличается исключительным богатством и разнообразием [5, 34].

Особое место в творчестве каждого народа занимает песня. Она сопровождает человека от колыбели до могилы. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье - всё это находило и находит отражение в народном песнетворчестве. Отсюда - богатство и многообразие жанров русской народной песни.

Содержание и характер народной песни определялись историческими условиями и бытом простых людей.

Народная песня наиболее доступна для восприятия детей, т.к. музыкальные образы раскрываются и в словах песни, а выразительная мелодия близка детям по своему характеру. Изучение народной песни воспитывает у детей восприятие всего комплекса выразительных средств, раскрывающих тот или иной музыкальный образ. Целенаправленная работа над восприятием русской народной песни заставляет детей активно мыслить, вызывает в их сознании соответствующие образы, понятия, представления, эстетические чувства, учит любить и понимать народную музыку, побуждает интерес к прошлому своего народа.

Благодаря знакомству с различными видами русского народно-песенного творчества школьники более глубоко проникают в образный мир произведений не только русских композиторов-классиков, но и современных композиторов. Нравственный смысл, мотивы и идеи, заложенные в русской народной песне, обладают огромной воспитательной силой.

«Русская песня - это русская история», - говорил А.М. Горький. Слушая старинные русские песни, мы можем многое узнать о прошлом нашего народа. В песне народ выражал свои радости и печали, мечты о счастье, воспевал великие битвы, подвиги героев-богатырей, рассказывал о труде, о событиях личной жизни [19,39].

Народная музыка проста и выразительна, она отличается большими художественными достоинствами. Композиторы всех времен и народов внимательно изучали народную музыку и на её основе писали свои произведения, которые мы любим и ценим.

Принципиальное значение для развития теории и практики народной педагогики имели докторские диссертации В.А. Николаева «Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя» (1998), В.К. Шаповалова «Этнокультурная направленность Российского образования» (1997).

Особый интерес представляют работы, обращенные к раскрытию сущности и содержания традиций музыкального воспитания в национально-своеобразных условиях прошлого и настоящего: М.А. Набиевой, Н.Т. Халитовой, Н.П. Карвушиной, Э.Г. Скворцова, Л.М. Калачовой.

Известный педагог-фольклорист Н.Г. Куприянова разработала факультативную программу «Русский фольклор» основные задачи, которой заключаются в том, чтобы дать детям начальные представления об источнике русской народной песни, народной музыкальной мудрости, на фольклорной основе сформировать эмоционально-ценностные отношения, исполнительские умения и навыки учащихся.

Народные песни делятся на несколько групп: хороводно-игровые и плясовые (формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на русскую народную песню в сочетание с движениями, что способствует коррекции двигательных нарушений), трудовые (способствуют формированию ценностного восприятия младшего школьника), лирические (способствуют коррекции эмоционально-психологической сфере младшего школьника на уроках музыки).

В народных песнях - веселье и слезы, горе и радость простого человека. Эти песни скупы на слова, но богаты чувством. Они просты по содержанию, они рассказывают о том, что могло случиться в жизни каждого человека.

Народная песня - не протокольная запись об историческом событии. В ней нередко допускается вымысел. Песни часто выдают желаемое за действительное. Но вымышленность отдельных эпизодов песни не нарушает ее исторической достоверности: песни открывает детям отношение трудового народа к историческим лицам и событиям, помогают понять народную оценку истории.

Таким образом, русские народные песни - наше культурное наследство, ценный памятник прошлого. Они запечатлели черты русского национального характера: задушевность, грусть и мягкий юмор, хлесткую насмешливость, любовь к труду и уважение к труженику, способность стойко переносить невзгоды и смелый протест против несправедливости и угнетения. Русский человек предстает в наших песнях как человек богатой, щедрой души.

Воспринимая народную песню через художественный образ, через восприятие, понимание, закрепление на практической образно-эмоциональной отзывчивости в образно-чувственной сфере ребенок делает свои умозаключения.Постепенно к детям приходит понимание, что народная песня - это не просто мелодия, гармония, вокализация слов, а нечто большее и объемное. Это проникновение в тайны исполнения народной песни (знание стиля, диалекта и грамматического строя местных песенных традиций), это душевное состояние и вхождение в мир через художественно-эмоциональную сферу.

Таким образом, использование русской народной песни на уроках музыки может способствовать коррекции следующие отклонения у младших школьников:

- эмоционально-психологическая сфера учащихся;

- эмоционально-волевая сферы;

-отклонения, связанная с опорно-двигательным аппаратом;

- мелкая и крупная моторика рук.

Устанавливая связь с объектами окружающего мира через художественные образы народных песен ребенок осмысливает, ощущает свои действия, устанавливает осознанные ценностные отношения. Именно ценностное отношение, несмотря на свою сложность, динамичность, противоречивость, является центральной категорией воспитания, наполняет и формирует нравственное совершенство подрастающего поколения.

Восприятие музыки - это процесс музыкального мышления, целостное, эмоционально - осознанное познание содержания, смысла музыкального произведения. Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания школьников, и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Восприятие музыки на уроке является самостоятельным видом деятельности на уроке. Оно определяется как слушание или слушание-восприятие. Учащиеся знакомятся с музыкальными произведениями, более сложными по сравнению с теми, которые могут исполнить сами. Однако процесс слушания таких произведений не сводится лишь к знакомству с музыкой. Важно формировать у учащихся навыки и умения, необходимые для полноценного восприятия ими музыкальных произведений, развивать у них интерес и музыкальный вкус. Основой воспитания у школьников музыкального вкуса являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение. Правильно организованное слушание музыки, разнообразные приемы активации восприятия (например, через движение, игру на простейших музыкальных инструментах, а также вокализацию тем) способствуют развитию интересов учащихся, формированию их музыкальных потребностей. Музыкальное восприятие - сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности.

Под ценностным отношением к произведениям музыкального искусства мы понимаем такое отношение, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения.

Сущность развития позитивного эмоционально - ценностного отношения, характеризуется тем, что:

  • чувства становятся всё более сознательными и мотивированными;

  • происходит эволюция содержания чувств, обусловленная, как изменением образа жизни, так и появлением новых видов деятельности

  • меняется форма проявлений эмоций и чувств, их выражение в поведении, во внутренней жизни;

  • возрастает значение формирующейся системы чувств и переживаний в развитии личности.

Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения является одной из главных задач развития младших школьников. Именно в этот период ребенок под чутким руководством взрослых, начинает ощущать свою взаимосвязь с окружающими людьми и с миром в целом. Но и в старшем возрасте этот процесс не останавливается, а только усовершенствуется.Ценностным отношением к произведениям музыкального искусства относится такое отношение, которое характеризуется эстетической значимостью для личности музыкального искусства, наличием осознанной потребности в музыкальном искусстве и практического интереса к нему. Это отношение базируется на единстве эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов мировоззрения.

Проблема эмоциональной увлеченности детей на уроках музыки - одна из фундаментальных проблем всей педагогики. Поэтому творчески работающие учителя музыки постоянно обновляют песенный репертуар, который должен быть доступным, интересным и увлекательным, приносить радость и ученикам, и педагогам.

В методике музыкального воспитания используются определенная этапность при разучивании песни с детьми, которая позволяет выявить особый эмоциональный и ценностный смысл песни.

Существуют следующие этапы по разучиванию песни.

- вступительное слово;

- показ песни;

- беседа о песни (прослушивание);

- выразительное чтение поэтического чтения песни;

- разучивание песни и пение.

Каждый этап имеет значение для раскрытия и выражения школьниками своего эмоционально-ценностного отношения к песне. На этапе беседы младший школьник рассказывает о своих мыслях и чувствах, возникших во время прослушивания. При разучивание песни учащиеся показывают свою отзывчивость, умение сопереживать, доброту и отношение к персонажу песни. Школьник проживает эмоции персонажа, с помощью чувств показывает своё отношение к нему. Таким образом, данная методическая работа проводится для эмоционально-ценностного понимания русской народной песни младшим школьником.

Итак, можно сделать следующий вывод, что при формировании эмоционально-ценностного восприятия младших школьников на уроках музыки надо стремиться к тому, чтобы школьники остро чувствовали радость бытия, были счастливы. Надо воспитывать у них радость от каждого прожитого дня и стойкость в преодолении трудностей, глубокий и действенный отклик на все, что с нравственной точки зрения заслуживает сочувствие или осуждение. Учителя должны доводить до сознания детей, начиная с младшего школьного возраста, притягательность, социальную значимость таких содержательных эмоциональных свойств, как отзывчивость, умение сопереживать, доброта, любовь к труду. Следует подчеркивать ценность и таких свойств, как оптимизм, жизнерадостность, эмоциональная устойчивость. Влияние педагогов на самовоспитание содержательных эмоциональных свойств означает, по сути, участие в формировании у детей внутренних моральных инстанций, то есть является частью нравственного воспитания, нацеленного на воспитание всесторонне развитой личности.

Музыка может служить и «эмоциональным клапаном», быть «допингом», восполняющим эмоциональную недостаточность. Музыка является профилактическим средством оптимизации эмоционального фона учащихся на уроке музыки. Она просветляет печаль, снимает усталость, поднимает настроение.

Таким образом, нами были разработаны конспекты с использование русской народной песни для формирования эмоционально-ценностного восприятия.

Практическая часть

Практическая часть курсового проекта содержит 2 конспекта урока по музыке для 3 класса (Критская Е.Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 класс): "Былины. Певцы русской старины. Садко. Гусли»; «Звучащие картины. Прощание с масленицей». В настоящее время нами разработаны ещё 5 конспектов, которые могут быть использованы при работе с детьми для формирования эмоционально-ценностного восприятия. В дальнейшем мы планируем использовать данные наработки при написании дипломной работы. Уроки музыки, по данным конспектам, будут проводиться в школе инклюзивного образования.

Отбор содержания урока - ориентация на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и способствует формированию эмоционально-ценностного восприятия младшего школьника на уроке музыки.

Особое место в данных конспектах уделяется русской народной песне, работе при изучении русской народной песни с младшими школьниками.

Ценность данных уроков заключается в коррекции эмоционально-психологической сферы учащихся; расширении кругозора, коррекции в развитии внимания, памяти, мышления; обогащении словарного запаса детей; ознакомлении и приобщении детей к русскому народному творчеству; формирование представления детей об особенностях русского быта; формирование интереса к русской культуре.







Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

Предмет: музыка

Класс: 3

Тема: "Былины. Певцы русской старины. Садко. Гусли»

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель: воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыкальной культуре младшего школьника на основе русской народной песни.

Задачи:

  • Формирование эмоционально-ценностного отношения к русской народной музыке на основе ее восприятия через русскую народную песню «Заиграйте мои гусельки» из оперы «Песня Садко»;

  • Познакомить с историей гуслей; показать роль инструмента в создании народного колорита в опере Н. Римского-Корсакова «Садко».

  • Формирование деятельно-практического отношения к музыке в процессе ее исполнения и анализа.

Предметные: Интерес и любовь к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности.

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры, знакомство с музыкальными произведениями.

Восприятия музыки и размышления о ней, знакомство с музыкальными произведениями.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

-планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;

-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;

-эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений разных жанров;

-осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности.

Познавательные:

-осуществлять поиск нужной информации из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;

-передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

-выбирать способы решения исполнительской задачи;

-соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;

-соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

Коммуникативные:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог);

-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения;

-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных и творческих задач;

-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

-принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-стремиться к пониманию позиции другого человека.

Личностные:

-воспринимать и понимать музыку разного эмоционально-образного содержания.

-различать русскую музыку и музыку других народов.

-понимать нравственный смысл сказочных образов, героических образов в русских народных песнях;

-эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-ориентироваться в жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

-понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

-передавать в музыкально-художестной деятельности художественно-образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.

КУМО:

Используемые учебники и учебные пособия:

Учебник "Музыка. 3 класс" Е. Д. Критская

Используемое оборудование:

Компьютер, проектор, иллюстрации (Садко и гусли), проектор, наглядные пособия, портрет Н. Римского-Корсакова.

Музыкальный материал:

  • Вступление к опере «Садко» «Окиян - море синее», колыбельная Волховы

  • "русские картинки» в исполнении гуслей.

  • "Песня Садко" из оперы Римского-Корсакова "Заиграйте мои гусельки".

  • «Песнь Баяня» из оперы «Руслан и Людмила»

Литература: А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый…»; Энциклопедический словарь юного музыканта.

Понятия:

Былина, певец-сказитель, гусли, былинный напев, подражание гуслям.

Виды деятельности: Исполнение песни, просмотр иллюстраций; слушание музыки.

Организационная структура урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы, приемы, формы обучения

Организационный момент

2 мин

Звучит вступление к опере «Садко».

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о народном музыкальном инструменте? Что это за инструмент?

- Скажите, ребята, а что может начинаться такими словами?

«У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…»

-А какими словами можно еще начать сказку?

-Правильно, пора и нам начинать свою сказку.

Входят в класс приветствуют учителя

- о гуслях

- сказка

- Давным-давно…

В некотором царстве…

Жили-были…

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыкальных произведениях и сказках.

Словесный метод (беседа), использование музыкального произведения «Садко».

Фронтальная форма.

Постановка цели и задачи урока. Мотивация

3 мин

В давние времена жили на Руси скоморохи. А кто это? Ни одно представление не обходилось без песен и прибауток, которые исполнялись в сопровождении рожков и гудков. Но самым главным и незаменимым инструментом были….

-Конечно - гусли. Слово "гусли" происходит от древнеславянского "густы", что значит "гудеть", а так как гудела струна, то она и получила название "гусла". Значит гусли - это гудящие струны (иллюстрация гуслей).

- Ребята, а кто может сказать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Что будем изучать?

- Это музыканты, танцоры, которые ходили из деревни в деревню и устраивали шуточные представления.

- Гусли





Ответы учащихся

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы.

Познавательные:

расширять свои представления о гуслях;

соотносить иллюстративный материал

Коммуникативные:

-выражать своих знаний о гуслях, используя разные речевые средства (монолог, диалог);

-понимать содержание вопросов;

стремиться к пониманию позиции другого человека.

Словесный метод (беседа), наглядный метод (использование иллюстрации). Фронтальная форма

Актуализация

3 мин

-Ребята, а какие вы знаете виды гуслей?

- А еще бывают разновидности звончатых гуслей -это пикколо, альт, прима.

- Кто помнит, чем они различаются?

Действительно, слово "пикколо" произошло от слов "писк, пищать". "Прима" - в переводе "основной, первый", а альт отличается низким звучанием.

Показ гуслей на проекторе.

- звончатые, щипковые, клавишные.

- Звучанием, размером.


Познавательные:

расширять свои представления о гуслях;

соотносить иллюстративный материал

Коммуникативные:

-выражать своих знаний о гуслях, используя разные речевые средства (монолог, диалог).

Словесный метод (беседа, сведения из истории), наглядный (показ гуслей на проекторе). Фронтальная форма.

Обобщение и систематизация знаний

10 мин

- Ребята, какие перед вами гусли? - А какая у них форма?

А в стародавние времена форма гуслей была другой - шлемовидной, крыловидной и трапециевидной.

В древности гусли изготавливали так: из дерева вырезали форму и натягивали струны. Чаще всего использовали дерево белый клен, растущий на юге.

Давайте послушаем, как звучит этот инструмент. (Звучит русская картинка).

- Ребята, кто из вас может рассказать, как играли на гуслях в старину?

- А как сейчас?

-Гусли сопровождали не только шутливые представления. Под перезвон струн рассказывались былины.

- Что такое - былина?




- А как называли сказителя?

В операх русских композиторов можно встретить такого персонажа. Послушайте «Песнь Баяна» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

- Опишите основные черты прозвучавшей музыки.

-Одним из самых известных гусляров был новгородский купец Садко. Напомните мне, пожалуйста, содержание сказания о Садко.

- звончатые, прима

-треугольная







- Клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук

Держа на коленях "вертикально", защипывая струны или проводя аккорды и глуша ненужные струны.

- Народная песня-сказание, где рассказывается о богатырях - защитниках Родины.

- Баян.

Слушают «Песнь Баяна» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила»

- Напевная, неторопливая, похожая на сказку.

Ответы учащихся (если учащиеся не смогут вкратце передать содержание, то это может сделать учитель, остановившись на наиболее ярких и красочных моментах).

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами,

-выполнять действия (в устной форме); - эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев;

соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального произведения;

соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями;

Коммуникативные:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог);

стремиться к пониманию позиции другого человека.

Словесный метод (беседа, использование сведений о гуслях и былинах)использование «Песнь Баяна» из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» . фронтальная форма.

Применение знаний и умений

10 мин

показ иллюстрации «Садко».

- К какому фрагменту относится эта иллюстрация?

-послушайте «Колыбельную», что пела для Садко Волхова, морская царевна. И в этой песне слышны переборы струн гуслей.

- Сегодня я предлагаю вам послушать, как звучат гусли в оркестре. Первое произведение, которое мы послушаем - "Песня Садко" из оперы Римского-Корсакова. Беседа по прослушанному произведению:

- Какое настроение у вас вызывает эта музыка? Что вы чувствуете при прослушивании данного произведения?

- Какая мелодия по настроению?

Меняется ли настроение в музыке?

- А как вы думаете, что чувствовал Садко, когда играл и пел?

- Какие знакомые музыкальные инструменты вы услышали?

Известного композитора Римского-Корсакова можно назвать великим сказочником. Большая часть его музыки - это оперы на сказочные сюжеты: «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»…

- Ребята, подумайте, на тексты какого великого русского поэта написана половина опер Римского-Корсакова?

- Мы видим, что встретились в своем творчестве два великих «сказочника» - писатель и музыкант. А создать волшебную атмосферу в произведениях композитора помогали наши хорошие знакомые - гусли. Прошло время, но гусли не остались в прошлом. И в наше время нашлась работа для такого самобытного инструмента. Гусли входят в состав народных оркестров. Да и сольные концерты гусляров - не редкость.

А теперь мы послушаем еще одну песню Садко и сравним ее с первой.

Слушание песни "Заиграйте мои гусельки".

- древние былины не забываются, и мы имеем возможность и сейчас наслаждаться звучанием русских народных инструментов.

- Давай свами попробуем исполнить песню «Заиграйте мои гусельки».

Работа с песней, объяснение непонятных слов (Струны звончатые, переборы, молодильчики душистые)

Просмотр иллюстрации

- Это фрагмент, когда Садко попал к морскому царю.







- нет

- сказитель.

Отвечают на вопросы учителя





- На стихи А.С. Пушкина

Слушают учителя

Слушают песню Садко

«Заиграйте мои гусельки»

Регулятивные:

- понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;

планировать свои действия в соответствии с учебными задачами;

-выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем ориентир;

эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений ;

Познавательные:

-расширять свои представления о музыке и музыкантах;

передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

Коммуникативные:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения, используя разные речевые средства (монолог, диалог);

-понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке;

-понимать необходимость координации совместных действий при выполнении учебных задач;

-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми; принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

-стремиться к пониманию позиции другого человека.

Наглядный метод (использование иллюстрации «Сладко»), словесный метод (беседа по прослушанному произведению), использование музыкальных произведений «Песня Садко», «Заиграйте мои гусельки». Фронтальная форма.

Контроль усвоения знаний

7 мин

Беседа по прослушанному произведению и сравнение:

- Какая эта музыка по настроению? Какие чувства она вызывает?

- Что под нее можно делать?

- А эту песню кто мог исполнить, если первую - сказители?

- Услышали ли вы звучание гуслей в этом произведении?

- А теперь давайте сравним два прослушанных произведения. сравнение настроения песен

- Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

До сих пор мы с вами слушали русские народные песни и былины. Но гусли используются не только в этих жанрах. Сейчас я исполню для вас удивительно красивое произведение на стихи Пушкина - романс "Я вас любил" - исполнение.

Сравнивают прослушанные песни

Ответы учащихся

- скоморохи

- Да

Ответы учащихся

Слушают исполнение романса «Я вас любил»

Регулятивные:

- понимать смысл инструкции учителя;

эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных произведений;

Познавательные:

-расширять свои представления о музыке и музыкантах;

передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

Коммуникативные:

-выражать свое мнение о музыке в процессе слушания.

Словесный метод (беседа п прослушанному произведению), практический (сравнение прослушанного произведения). Фронтальная форма.

Итог урока. Рефлексия

5 мин

- Ребята, что нового вы узнали о гуслях на этом уроке?

- Какое произведение вы сегодня слушали?

- Что кому больше запомнилось из нашего урока?

- О чём бы вы хотели поговорить на следующем уроке?

- Спасибо, ребята, за то, что вы были внимательны, хорошо слушали и работали.

- Надеюсь, что наш урок не прошёл даром и что вы взяли из него много нового и интересного.

Д.З. предлагаю дома нарисовать Садко или морскую царевну из «Колыбельной Волхвов».

Учащиеся совместно с учителем подводят итог урока. Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные:

осуществлять контроль и самооценку своего участия на уроке

коммуникативные:

-понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми

принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

стремиться к пониманию позиции другого человека.

Словесный метод (беседа). Фронтальная форма.





Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Предмет: Музыка.

Класс: 3

Тема: «Звучащие картины. «Прощание с масленицей».

Тип: первичное усвоение новых знаний.

Цель:

- Формирование эмоционально-ценностного отношения к русской народной музыке на основе ее восприятия через русскую народную песню «Как вставала я ранёшенько» и русская народная песня «Блины»

- Вызвать осознанное отношение к празднику - масленица; выявить связь с жизнью.

- Развивать способности «внутреннего слуха», т.е. способность «внутри себя» мысленно услышать то, что в данный момент не слышим, и «внутреннего зрения», т.е. способность «внутри себя»» мысленно увидеть то, что в данный момент не видим (всматриваясь в произведения изобразительного искусства, мы можем внутренним слухом «услышать» ту или иную музыку.

Планируемые результаты

Предметные:

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Способность воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Погружение детей в атмосферу праздничных гуляний с помощью различных видов искусства;

Способность оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)

Метапредметные:

Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Личностные:

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа

КУМО: ПК (ноутбук), экрани проектор, заклички, сигнальные карточки, презентация «Масленица».

Музыкальный материал:

Р.н.п. «Проводы зимы» (Л.Зыкина)

Р.н.п. «Как вставала я ранёшенько»

Р.н.п.«Блины»

Частушки

П.И.Чайковский «Времена года. Февраль»

Песня «Масленица»

Организационная структура урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы, приемы, формы обучения

Орг. Момент. Музыкальное приветствие. Эмоциональный настрой.

2 мин

Вход под музыку русской народной песни «Проводы зимы»

«Здравствуйте, ребята! (Поем).

Эмоционально настраиваются на урок

Здравствуйте, учитель!»

ПУУД - выявление характерных свойств музыки.

ЛУУД - проявление эмоциональной отзывчивости

Наглядно-слуховой метод (использование р.н.п.«Проводы зимы»). Фронтальная форма.

Актуализация знаний.

5 мин

- Ребята, вам понравилась музыка, под которую вы заходили в класс? Почему?

- Замечательно. А о каком народном празднике шла речь в песне, как он называется?

- Скажите, какие картинки вы представляете под эту песню?

- Совершенно верно. А как вы увидели эти картины, ведь я ничего вам не показывала?

- Молодцы! Вот мы и определили тему нашего урока: (СЛАЙД № 2) (Звучащие картины. Прощание с Масленицей).

Ответы учащихся

- Масленица

- картинки праздника, народного гуляния.

- с помощью внутреннего слуха

ПУУД - выявление характерных свойств музыки.

ЛУУД - проявление эмоциональной отзывчивости

Словесный метод (беседа по теме урока), наглядный метод (использование презентации). Фронтальная форма.

Постановка цели и задачи урока

3 мин

- А что такое Масленица?

- А как вы думаете, какая цель нашего урока?

- Совершенно верно! Мне очень хочется, чтобы каждый из вас сегодня проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.

- Долгожданные проводы зимы и веселая встреча весны и солнечного тепла.

- Продолжить изучение традиций народного праздника Масленица.

РУУД - Целеполагание как постановка учебной задачи, саморегуляция, способность к волевому усилию

ПУУД - самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, осознанное речевое высказывание в устной форме

Словесный метод (беседа - постановка цели и задачи урока).фронтальная форма.

Первичное усвоение новых знаний

15 мин

- Вы знакомы с этим народным праздником?

- Почему этот праздник получил такое название?

- Чем блины хозяйки смазывают?

- Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить. Кого ж надо было задобрить?

- Правильно! А как называется народная песенка, которую поют для того, чтобы позвать весну или солнышко, или Масленицу?

- Давайте, вспомним масленичную закличку.

Исполнение заклички

- Молодцы, не забыли!

- Вам каждому на прошлом уроке было дано домашнее задание - вы должны были вспомнит, как назывались дни масленичной недели и что интересного в эти дни происходило. Все готовы?

Тогда начинаем!

Слайд №3





- Верно. Первый день недели - Понедельник. Кто расскажет, что это был за день?

Слайд №4

- Молодец! Все верно, а еще любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели да хороводы водили. Давайте вместе встретим масленицу песней. А что это за песня вы определите сами. Задание для слушания.

Что это за песня?

О чем она рассказывает?

Какие чувства и эмоции эта песня у вас вызывает?

(слушание фрагмента р.н.п. «Как вставала я ранешенько».)

(Исполнение песни).



- Молодцы, здорово получилось. Итак, чем мы встретили Масленицу?

- Второй день недели - вторник. Как он назывался?

Слайд № 5-8





- Совершенно верно! А чем сопровождаются все народные игры?

- Какие присказки вы знаете?



- Молодцы! А есть еще одна замечательная присказка к народной игре«Горелки»

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

- Итак, чем Масленичный вторник встречали?

- Следующий день недели - среда. Слайд № 9







- А на что блины похожи?

Блины на Масленицу имели особое значение: круглые, румяные, горячие - блины стали символом солнца. Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали: кто быстрее. Ох, и вкусный первый блинок!

- А вы давно блинов не ели? Вы блиночков захотели? Послушайте русскую народную песню «Блины».

(Сигнальные карточки)

- Вам понравилась эта песня?

- Какая песня по настроению?

- Хотите ее выучить?

- Перед разучиванием настроимся на хоровую работу:

«Если хочешь сидя петь, не садись ты как медведь,

ноги в пол упри смелей, спинку выпрями скорей,

руки, плечи все свободно, петь приятно и удобно!»

Слайд № 10

- Сначала прочитаем слова, а затем разучим мелодию.

(Разучивание песни. При разучивании и исполнении песни следует обратить внимание на:

1.Дикцию (четкое произношение текста);

2.Характер произведения (веселый, радостный, петь с улыбкой).

- Молодцы, ребята! Замечательная песня у нас получилась. Что в среду на Масленицу делали?

- Да, он проходил у нас в школе в прошлом году.

- от традиции печь блины

- маслом

- Зимушку

- заклички

Исполнение заклички



- да.

Ребенок. Я узнала, что «Масленица» был языческим праздником поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Длился праздник целую неделю. Праздновали на Руси Масленицу шумно, весело. В каждом доме пекли блины. А еще каждый день недели имел свое название и свои обычаи.

1 ребенок: Понедельник -Встреча Масленицы. В первый день наряжали Масленицу. Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок - и превращалось чучело в Масленицу, которую величали, блинами угощали, в санях возили, а еще начинали печь блины.

При исполнении р.н.п.проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение .

- песней

2 ребенок: Второй день Масленицы - заигрыш! Все выходили гулять, резвиться. Игры и потехи были самыми разными: катание на лошадях, бой мешками, ледяной столб, игра в снежки. Играющие мерялись силой, ловкостью, удалью. Победители получали призы и всех угощали блинами и горячим чаем

- присказками.

- Солнышко, солнышко, полети на небко…;

Дождик, дождик пуще, будет травка гуще;

Раз, два, три - начало игры.

(проговаривание хором) - работа над дикцией, дыханием и произнесением в унисон

- играми

3 ребенок: среду называют «Лакомкой»! В этот день все хозяюшки старались похвастаться умением печь разные вкусности: и сырники, и пироги, но самым главным угощением были блины. Каких только блинов не бывает: и тонкие вареньем, и толстые со сметаной, и с разными начинками. Каждая хозяйка придумывала что-то свое.

- на солнышко



Слушание песни «Блины»

поднимают сигнальные карточки

-да

- весёлая

-да очень хчется

проговаривают вместе с учителем







- кушали блины

ЛУУД - укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности



КУУД- инициативное сотрудничество с учителем, коллективное исполнение песни с элементами импровизации



































КУУД - участие в коллективной игры.

ЛУУД - продуктивное взаимодействие со сверстниками в игровой деятельности.













ЛУУД - проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии

КУУД - сотрудничество со сверстниками и учителем

Словесный метод (беседа по теме урока).



Наглядно - слуховой метод (исполнение заклички).







Практический метод (домашнее задание по дням масленичной недели), наглядный метод (презентация), словесный метод (Беседа). Фронтальная и индивидуальная форма.







Наглядно-слуховой метод (слушание и исполнение р.н.п. «как вставала я ранёшенько»).















Русская народная игра «Горелки».

















Наглядно-слуховой метод (прослушивание и разучивание р.н.п. «Блины»).

Использование сигнальных карточек.

Фронтальная и индивидуальная форма.



Физкультминутка на р.н.п. «Блины»

- Мы немножко засиделись, давайте подвигаемся и поиграем. Я предлагаю исполнить нашу новую песенку с танцевальными движениями. Кто хочет нам эти движения показать? А мы все вместе будем повторять!

(Исполнение песни «Блины» с движениями).

- Молодцы! А теперь продолжаем наше знакомство с Масленицей.

Инсценируют песню, импровизируя танцевальные движения - участвуют в создании музыкально -пластической композиции

КУУД- участие в коллективной, совместной деятельности с учителем и сверстниками

РУУД-саморегуляция, мобилизация сил к волевому усилию.

Р.н.п. «Блины»

Фронтальная форма.

Закрепление пройденного материала.

10 мин

Работа с учебником.

- Наступает четверг! Как он называется?



- А теперь обратимся к нашему учебнику. На странице 64-65 вы видите две картины. Кто автор этих картин?

- Как они называются?

Не только писатели, поэты, но и художники, и композиторы старались передать свои впечатления об этом веселом русском празднике.

Внимательно вглядитесь в эти картины и ответьте на вопрос из учебника.

- Все правильно. А если внимательно вслушаться в эти картины, они звучат или безмолвны? Что вы услышали?





- Какую бы вы написали музыку к этой картине, если бы были композиторами?

- Я включу небольшое музыкальное произведение.

- Созвучна ли эта музыка по своему настроению с репродукцией Б. Кустодиева? Внимательно слушайте.Слушание П.И. Чайковского «Времена года. Февраль»

- Подходит эта музыка к картине?

- какие эмоции вы испытываете при слушание данного произведения?

- Какой инструмент звучал?

Если внимательно вслушаться в музыку, то можно услышать будто не рояль звучит, а балалайка, гусли, рожки, так и кажется, что играет целый оркестр русских народных инструментов, звучание рояля имитирует, подражает звучанию целого оркестра.

Да и сама музыка - это весёлая, русская, народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.

- А написал эту чудесную музыку Петр Ильич Чайковский. Это пьеса из цикла «Времена года» под названием «Февраль. Масленица».

- Давайте, еще раз послушаем эту музыку, обратите внимание, как композитор мастерски передал атмосферу праздника, настроение народных гуляний. И отразим свое настроение на лицах наших бумажных кукол, представим себя художниками.

(Слушание и рисование).

- Посмотрите, ребята, что общего у разных произведений искусства картины Кустодиева, музыка Чайковского и ваших работ?

-А какую задорную праздничную песенку каждый может спеть по куплетику, что-то я забыла, как она называется, подскажите мне…частушка. А что такое частушки?

- Какой характер у частушки?

- Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки?

- А мы умеем петь частушки? Давайте проверим. (шумовые инструменты).

Частушки про Масленицу.

Вместе дружно мы живем

вам частушки пропоем

Нынче масленку встречаем

всех блинами угощаем.

- А кто хочет сам исполнить частушки- выходите смелее!

- А теперь, мы все вместе споем частушки. Я начну -вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно петь - будет песенка звенеть!

Частушки исполняем

Веселей играй, гармошка.

Масленица, не грусти!

Приходи весна скорее,

Зиму прочь от нас гони!

Мы вам спели, что хотели,

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтоб вы нам похлопали.

- Замечательно веселый получился у нас четверг! Веселая у нас Масленица!

- А что делали в пятницу и в субботу?

- Верно! Ведь самое важное в жизни любого человека - это дружная, большая семья.

- Итак, всю неделю Масленицу славили, хвалили, а в воскресенье с ней прощалась. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника Масленицы? Слайд 11

- Для чего сжигали?

- Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.

1 ребенок: Четверг называется - «ШИРОКИЙ РАЗГУЛЯЙ». В этот день устраивали разные потехи: катались на качелях, на лошадях, съезжали со снежных горок, устраивали кулачные бои и перетягивания каната.

- Борис Кустодиев.

-Зима. Масленичное гуляние и Масленица.

- Шум разноголосой праздничной толпы, народные наигрыши, которые исполняет гармонист, песни, перезвон бубенцов под дугой лихой тройки, голоса артистов и музыку балагана - кукольного театра, голоса людей, несущиеся со сцены кукольного театра.

- веселую, задорную, легкую, быструю



Слушают «Времена года. Февраль» Чайковского.

- От картины исходит свет, радость, праздничность, веселье, от музыки тоже исходит радость, веселье, даже местами игривость. Я тоже считаю, что музыка созвучна.

- рояль.









Слушают музыкальное произведение и рисуют.

- Все они отражают одно и тоже настроение - радость, веселье, праздничность.

Ответы детей

4 ребенок: Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад.

- Характер у частушки - озорной, насмешливый, шутливый.

- Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.



В понедельник с ясной зорьки

Все катаются на горке.

Яства всякие жуют,

Громко песенки поют. (Поет 1 ребенок, остальные аккомпонируют).

Все поют частушки

3 ребенок. В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости. Носили угощенья, пели песни, танцевали, желали друг другу, здоровья и хорошего урожая, дарили подарки.

- сжигали чучело в костре.

- Как символ победы весны, над лютой зимой.

1 ребенок. В последний день праздника люди просили друг у друга прощения. Воскресенье так и называется - Прощеное.

ПУУД- проводят анализ картин с выявлением схожих признаков празднования праздника

ЛУУД - проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии картины

РУУД-

саморегуляция, мобилизация сил к волевому усилию

КУУД- сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении картины

















ПУУД- проводят анализ музыкального произведения и картин Кустодиева с выявлением схожих признаков

ЛУУД - проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии музыки.

















ПУУД- реализуют свои творческие замыслы в рисунках, анализируют соответствие музыки и рисунка.

ЛУУД - проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии музыки





ПУУД- реализуют свои творческие замыслы в пении, игре на муз. инструментах через понимание цели

РУУД- планируют свои действия, оценивают правильность выполнения, саморегуляция

КУУД -сотрудничают со сверстниками, контролируют действия партнера по исполнению

ПУУД- импровизация на муз. инструментах , осуществление собственного замысла в пении и импровизации

Практический метод (работа с учебником), словесный метод (беседа п теме урока), наглядный метод (рассматривание картин). Фронтальная форма.

















Прослушивание «Времена года. Февраль» П.И. Чайковского. Фронтальная форма.



Словесный метод (беседа по прослушанному произведению).













Практический метод (рисование настроения на лицах бумажных кукол). Индивидуальная форма.













Наглядно-слуховой метод (исполнение частушек про масленицу)





Словесный метод (беседа по теме урока).фронтальная форма

Итог урока. Рефлексия

5 мин

- И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее.

-Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? где побывали? Мы сейчас проверим насколько вы были внимательны на уроке. Давайте отгадаем мои загадки:

Желтая тарелка на небе висит,

Желтая тарелка всем тепло дарит?

И с икрой, и со сметаной -
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны -
Наши солнышки-…

- Как называются маленькие, шуточные песенки?

- Картины какого художника мы сегодня «смотрели и слушали»?

- А как зовут композитора написавшего цикл «Времена года»?

- Молодцы, на все вопросы ответили. А теперь сами оцените свою работу на уроке: кто доволен своей работой? (Сигнальные карточки)

- Почему ты доволен?

- А трудности вам встречались?

- А кого вы хотели бы поблагодарить за урок? (Учителя, соседа по парте, кого-то из детей).

(раздаются солнышки с домашними заданиями).

- Ребята, я принесла каждому из вас - солнышко, которое вы можете подержать в руках. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку. Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, размышляли

- Молодцы! И в заключении, из ваших рисунков мы составим Масленичный Коллаж.

(Звучит песня «Масленица», дети клеят Коллаж)

(Выход под музыку «Проводы зимы») сюрприз - раздать детям баранки.

Слушают учителя. Отгадывают загадки

- солнце

- блины

- частушки

- Б. Кустодиева

- П. И. Чайковский

- Мы выполнили цель урока, узнали новое о народных традициях и повеселились.

РУУД -оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании



РУУД- планируют свои действия, оценивают правильность выполнения, саморегуляция.

ПУУД- реализуют свои творческие замыслы в совместном составлении коллажа.

словесный метод (подведение итогов урока), использование загадок, сигнальных карточек, использование р.н.п. «Проводы зимы», сюрпризный момент.

Фронтальная и индивидуальная форма.

Для определения эмоционально-ценностного восприятия младшего школьника на уроках музыки, был подобран следующий диагностический инструментарий:

- методика Минаевой М.В. (выявление уровня эмоционального развития учащихся младших классов на уроках музыки).

- методика М. Рокича (выявление отношения к жизненным ценностям младших школьников).

- методика Ражникова В. Г. (изучение способностей эмоциональной отзывчивости на музыку), которые позволят определить уровень эмоционально-ценностного восприятия младшего школьника на уроках музыки

Список литературы

  1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э.Б. Абдуллин. М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

  2. Адаскина О.Н. Русский фольклор. М.: АТС, 2001. - 256 с.

  3. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония: в 3 ч. // Ш.А. Амонашвили. Екатеринбург, 1993. - Ч.2. - С. 113 - 114.

  4. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: «Просвещение», 1983. - 245с.

  5. Асафьев Б.В. О народной музыке. - Л., 1987. - 135с.

  6. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. Педвузов / Л.А. Безбородова, Ю.Б. Алиев. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 416 с.

  7. Данилива Г.А. В мире детских эмоций. - М.: Айрис - пресс, 2007. - 160с.

  8. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. для студентов сред. спец. пед. заведений. - 3-е изд., стереотип. / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. - М.: Просвещение, 2000. - 240 с.

  9. Добровольский Б., Коргузалов В. Былины. Русский музыкальный эпос. - М.: 1981. - 115с.

  10. Иванцова Л.А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов - на - Дону: Издательство МарТ, 2009. - 272с.

  11. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы.- М., 1985.

  12. Капшук О. Н. Русские праздники и обряды. - Ростов - на - Дону: Издательство Феникс, 2008. - 294с.

  13. Критская Е.Д. Методика работы с учениками. «Музыка»: 1- 4 кл. / Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. - М.: Просвещение, 2002. - 207 с.

  14. Критская Е.Д. Программа по музыке для общеобразовательной школы 1-3 класс.

  15. Науменко Т.Н. Фольклорная азбука: Учебное пособие для начальной школы. - М., 1996. - 29с.

  16. Ражников В.Г. Школа настроения - методика развития художественного сознания / В.Г. Ражников // Искусство в школе. - 1993. - № 1. - С. 29-32.

  17. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., 1968.

  18. Римский-Корсаков Н. Сто русских народных песен. - М., 1985. - 147 с.

  19. Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество. Очерки по теории фольклора. - М., 1994.

  20. Суслова Э.К. Патриотическое и интернациональное воспитание младших школьников - М.: 1983. - 368с.

  21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М., 1978.- 173с.

  22. Теплов Б.М. Основные музыкальные способности / Б.М. Теплов // Музыка в школе. - 2004. - №5. - С. 8-9.

  23. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011г.- М.: Просвещение, 2011.- 33с.

  24. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания. - М., 1990.

  25. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования в общеобразовательной школе. - М.: 1998.

  26. Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. М., 2004.











Приложение № 1

Методика Минаевой М. В.

Выявление уровня эмоционального развития младших школьников.

Цель: Разработка диагностики по выявлению уровня эмоционального развития учащихся младших классов на уроках музыки.

Следует отметить, что данная диагностика состоит из заданий для изучения эмоциональной сферы ребёнка по Минаевой М.В., которая придерживается классификации эмоций К. Изарда, а также считает, что диагностика и развитие эмоциональной сферы ребёнка предполагает выделение следующих параметров, разработанных Л.П. Стрелковой:

- адекватная реакция на различные явления окружающей действительности;

- дифференциация и адекватная интерпретация эмоциональных состояний других людей;

- широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивность и глубина переживания, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане, терминологическая оснащённость языка;

- адекватное появление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

ЗАДАНИЕ 1.

Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. (Проводится индивидуально, в двух сериях).

Первая серия. Ребёнку предлагают продемонстрировать весёлого, печального, испуганного, сердитого, удивлённого мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство, используемое ребёнком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком «+» в соответствующей графе таблицы 1.

Таблица 1

Ф.И. ребёнка

Весёлый

Печальный

Испуганный

Сердитый

Удивлённый

М

П

М

П

М

П

М

П

М

П

М - мимика, П - пантомимика.

Вторая серия. Ребёнку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был весёлым, грустным, испуганным, сердитым, удивлённым. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего.

В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребёнок. Знаком «+» обозначают используемое ребёнком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.

Таблица 2

Ф.И. ребёнка

Весёлый

Печальный

Испуганный

Сердитый

Удивлённый

Пр

М

П

Пр

М

П

Пр

М

П

Пр

М

П

Пр

М

П

М - мимика, П - пантомимика, Пр - персонаж.

Обработка данных. Анализируют использование детьми выразительных средств, при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.

ЗАДАНИЕ 2.

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей. (Проводится индивидуально, в двух сериях).

Первая серия. Ребёнку предлагают ответить на вопросы:

- Когда бывает интересно?

- Когда человек удивляется?

- Когда человек получает удовольствие?

- Когда бывает стыдно?

- Когда бывает страшно?

- Когда человек злится?

- Когда бывает радостно?

- Когда у человека горе?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребёнка на предыдущий. Ответы записываются в таблицу 5.

Таблица 5

Ф. И. ребёнка

Ответы ребёнка

Вторая серия. Ребёнку предлагают ответить на вопросы:

- Как ты думаешь, почему больше нравятся книги с картинками?

- Что произойдёт с человеком, если он увидит на берёзе груши?

- Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

- Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей сделали замечание?

- Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

- Что чувствует собака, когда другая собака утащила у неё кость?

- Что почувствует мальчик, если ему подарят «Денди»?

- Что почувствует человек, если у него пропадёт любимая собака?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребёнка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 6.

Таблица 6

Ф. И. ребёнка

Ответы ребёнка

Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования.

ЗАДАНИЕ 3.

Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. (Проводится индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют две - три эмоции).

Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.

Обработка данных. Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета.



Приложение № 2

Методика М. Рокича

Цель: Диагностика отношения к жизненным ценностям младших школьников.

Теория Рокича. М. Рокич рассматривал ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу:

1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно не велико,

2. все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени,

3. ценности организованы в системы,

4. истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности.

5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти

желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация: Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.













Приложение № 3

Метод В. Г. Ражникова

Тест "Музыкальная палитра"

Цель: Изучение способности эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки.

Стимулирующим материалом служит аудиозапись (или исполнение педагогом) незнакомых детям фрагментов песен, по характеру соответствующих центральной части и четырем векторам диагностического ключа-матрицы эмоций.

Предъявление теста включает в себя 5 разнохарактерных песен. Детям предлагается 2 варианта теста: 1 - невербально-художественный, 2 - вербальный вариант выполнения задания.

Первый вариант:

Проводится с использованием графического аналога Словаря эмоций.

Учащимся предлагается выбрать из набора графического аналога диагностического ключа эмоций такие изображение, которые соответствуют настроению прослушанной музыки. Выбранный вариант физиономического выражения ребенок помечает цифрой, соответствующей порядковому номеру исполняемой песни. По желанию ребенок может раскрасить картинку, добавить к изображению какие-то детали.

Музыкальный материал теста:

  1. А. Лядов, сл. народные. Колыбельная

  2. М. Старокадомский, сл. С. Михалкова. Веселые путешественники

  3. В. Павленко, сл. Э. Богдановой. Капельки

  4. И. Космачев, сл. Л. Дербенева. Песня Бастинды (из м/ф «Волшебник Изумрудного города»)

  5. Немецкая народная песня. Весна





Образец диагностической карты:

Колыбельная

Веселые путешественники

Капельки

Песня Бастинды

Весна

Критерии оценки невербально-графической рефлексии:

  1. Адекватный выбор графического изображения эмоционального состояния из рисунков соответствующего сектора оценивалось в 1 балл;

  2. Неадекватное - 0 баллов;

  3. Продуктивным мы считали адекватный выбор с оригинальными детализированными дорисовками - 2 балла.

Цветовая интерпретация графического изображения рассматривалась как источник дополнительной информации об эмоциональном состоянии и индивидуальном восприятии музыкального произведения в соответствии с принятой в психодиагностике интерпретации цветовых предпочтений (Приложение 11). На каждого ребенка заполнялась индивидуальная карта фиксации невербально-графической рефлексии музыки: Таблица 1:

Индивидуальная карта фиксации невербально-графической рефлексии музыки

Фамилия и имя ребенка

Возраст Дата

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Колыбельная

Веселые

путешественники

Капельки

Песня

Бастинды

Весна

Второй вариант теста - вербальный. В качестве стимулирующего музыкального материала использовались те же песни.

Процедура вербальной рефлексии строится следующим образом. Детям предлагалось найти словесное определение настроению музыки. Самостоятельные конгруэнтно-вербальные конструкты в определении ребенком своих переживаний (эмоций, настроений) оценивались как продуктивные. В индивидуальной диагностической карте в этом случае фиксировалось 2 балла. Если ребенок испытывал затруднения, ему предлагалось выбрать из трех слов одно, наиболее подходящее, по его мнению, для характеристики эмоционального образа звучащей песни. Предлагаемые ребенку определения были выбраны нами из разных секторов словаря эмоций, один из которых соответствовал характеру музыки, остальные - отражали альтернативные, противоположные эмоциональные состояния. В этом случае правильно указанное определение оценивалось в 1 балл.

Образец диагностической карты:

Произведение

Характер

1. Колыбельная

Весело, нежно, тяжело

2. Веселые путешественники

Тоскливо, задорно, спокойно

3. Капельки

Жалобно, празднично, гневно

4. Песня Бастинды

Радостно, грозно, ласково

5. Весна

Озорно, сердито, спокойно

Критерии оценки вербальной рефлексии:

1) если ребенок сумел самостоятельно определить конгруэнтно-понятийное содержание музыкального фрагмента и к названному определению дополняет свои синонимические характеристики-мыслеобразы, то такой ответ оценивался как продуктивный (2 балла):

2) правильное понятийное определение ребенком эмоционального содержания музыкального фрагмента с помощью предложенного ряда определений оценивался как адекватно-репродуктивный уровень и в индивидуальной карте фиксировался 1 балл;

3) неправильное определение (неадекватная рефлексия) оценивалось в 0 баллов.

Индивидуальная карта фиксации вербальной рефлексии музыки составляется по тому же принципу, что и карта невербально-графической рефлексии.



Результаты проведения диагностики эмоциональной отзывчивости детей на музыку

№ п/п

Фамилия, имя учащегося

Невербально-графическая рефлексия

Вербальная рефлексия

Общее количество баллов

1


2


3


4


5


Анализ этих данных позволил разделить учащихся на три группы:

Низкий уровень эмоциональной отзывчивости (от 0 до 1 балла);

Средний уровень эмоциональной отзывчивости (от 2 до 3 баллов);

Высокий уровень эмоциональной отзывчивости (4 балла).

Общая обработка данных проводилась по следующим критериям:

  • низкий уровень эмоционально-образного осмысления характеризуется уклонением (фактическим отказом) от проекции своих состояний, эмоционально-ценностного опыта или неспособностью ребенка в ситуации музыкального воздействия даже на простейшее самовыражение в невербально-художественной, двигательной или вербальной форме своих впечатлений, мыслеобразов, настроений. К этому же уровню мы отнесли и неконгруэнтные формы самовыражения ребенка в ситуации музыкального стимулирования его эмоционального опыта;

  • средний (нормативный) уровень развития эмоциональной отзывчивости характеризуется способностью к конгруэнтно репродуктивной форме отображения уже имеющегося опыта переживаний, состояний, мыслеобразов, вызванных воздействием музыкального фрагмента; соответствующей изобразительной и (или) вербальной характеристикой ребенком своих переживаний и мыслеобразов основного содержания музыки (без особой детализации своего отображения);

  • высокий уровень эмоциональной отзывчивости характеризуется конгруэнтной характеристикой осмысления эмоционально-ценностного содержания музыки. Креативность самовыражения ребенка в изобразительной, двигательной и словесной форме проявляется в следующих особенностях самовыражения: оргигинальность (необычность, новизна) отображаемого мыслеобраза, идеи; детализация (разработанность) своей идеи или образа; беглость порождения идей, т.е. способность порождать большое количество новых; гибкость, т.е. различность типов, видов, категорий идей и мыслеобразов на один стимульный музыкальный материал.



© 2010-2022