• Преподавателю
  • Музыка
  • Конспект урока: Между искусствами моего народа и народов мира нет непереходимых границ

Конспект урока: Между искусствами моего народа и народов мира нет непереходимых границ

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Между музыкой моего народа и музыкой народов мира нет непереходимых границ", 4-й класс

Цель урока: На примере музыки и оригами русского и японского народов показать, что между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.

Задачи:

  • Воспитательная - воспитывать подрастающее поколение в духе интернационализма и толерантности, уважения к культуре разных народов мира.

  • Образовательная - познакомить учащихся с творчеством композиторов Д. Кабалевского, С. Туликова, узбекского поэта Р. Гамзатова, с искусством японского народа - оригами. Научить учащихся переходу от складывания базовой формы оригами "Квадрат" к базовой форме "Птица".

  • Развивающая - развивать творческое нестандартное логическое мышление и воображение учащихся посредством слушания и анализирования музыкальных произведений, ассознативных связей музыки с литературой, историей, изобразительным искусством, географией, вокально-исполнительские навыки хорового пения, совершенствование глазомера, координации движения.

Ход урока

  1. Орг. момент: Распевка «Здравствуйте!»

  2. Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть, мне бы хотелось сегодняшний урок начать с главной песни Российского государства:

1 слайд

  1. Исполнение: «Гимн России»

Учитель: Садитесь. Какие чувства вызывает у вас эта песня, когда вы её исполняете?

- Действительно, чувство гордости за свой народ, своё государство.

2 слайд

- Ребята, сейчас прозвучит музыкальное произведение известного советского композитора И. Дунаевского. Я попрошу послушать его внимательно и ответить на вопрос «Какое настроение передаёт музыка этого произведения»

Слушание: Песня И. О. Дунаевского "Летите, голуби"

- Эта песня передаёт светлое, радостное настроение

Учитель: О чем эта песня рассказывает?

3 слайд

- Эта песня рассказывает о птице голубе

Учитель: А кто знает, что олицетворяет эта птица?

- Белый голубь - это олицетворение мира на всей нашей земле.

щелчок

Учитель: Белый голубь - символ мира, знак добрых отношений между людьми разных стран мира. И этот символ мира будет нас сопровождать по всем странам, по которым мы с Вами будем путешествовать. Впереди нас ждет много интересного.

4 слайд

Сейчас мы сядем на большой красивый корабль, надутый парусами и отправимся в дальний путь, путешествуя по разным странам по морям и океанам.

5 слайд

Наш путь лежит на Восток, в страну восходящего солнца.

- Ребята, о какой стране я говорю?

- О Японии.

6 слайд

Учитель: Правильно, и тема нашего урока: «Музыка и культура Японии». Мы познакомимся не только с музыкой Японии, но и узнаем многое другое о культуре японцев.

7 слайд

Эпиграфом нашего служат слова «Музыка, прежде всего искусство человеческого общения». Подумайте над этими словами, мы к ним ещё вернёмся. Самого активного ученика будет ждать сюрприз. Дело в том, что от японских друзей пришло письмо, и адресовано оно тому, кто покажет лучшие знания на уроке и будет самым активным. Но прежде чем отправиться, нам нужно узнать, где именно расположена страна восходящего солнца и почему она называется так. В этом нам помогут ребята из группы географов.

8 слайд

Группа географов:

Географическое положение Японии

Япония находится в Восточной Азии. Расположена в Тихом океане, омывается Охотским, Японским и Восточно - Китайским морями. Япония представляет собой архипелаг, состоящий из более чем 4 000 разных по размеру островов, включая 4 крупнейших: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю. Япония претендует на острова Южно-Курильской гряды, принадлежащиев данное время России, Китай и Тайвань требуют от Японии возврата островов Сенкаку, есть территориальные споры и с Южной Кореей.

Острова Японии

Острова преимущественно гористые, высшая отметка - священная гора Фудзияма (3776 м) на острове Хонсю. Здесь много действующих и потухших вулканов. Климат ярко выраженный муссонный, с обилием осадков, частыми тайфунами, на севере умеренный, на юге тропический. Многочисленные реки коротки и многоводны, обладают огромным энергетическим потенциалом.

Учитель: В жилищах японцев мебели почти нет, пол застелен циновками, в разных местах комнат- вазы с цветами. А кто знает, как называется японский национальный костюм?

9 слайд

- Кимоно

- И очень любят японцы стихи. Я приглашаю группу литераторов, давайте послушаем, ребята нам прочтут стихотворение неизвестного автора.

10 слайд

Я видел, они расцвели-

Ветки вишнёвых деревьев,

Но в сумраке еле сквозит

Благоуханная дымка

На вечереющем небе.

У прохожих в толпе

Рукава кимоно розовеют

Лепестками цветов-

Будто залиты вешнею краской

Распустившихся в городе вишен.

Где он, ветер

Цвета вишнёвых лепестков?

Скрылся бесследно.

А скажут: «Земля как в снегу,

Есть ещё чем любоваться!»

Учитель: О листьях какого дерева говориться в стихотворении?

- Вишни.

Учитель: Правильно, а вызнаете, что вишня - любимое дерево японцев. Об этом расскажут ребята из группы искусствоведов.

11 слайд

Искусствоведы: Японская вишня в переводе с японского - сакура. День цветения сакуры отмечается своеобразно. Люди терпеливо ждут, когда начнут распускаться цветы. Это момент любования и раздумья о жизни. Нежно - розовые цветы, окутывающие деревья, помогают людям верить в то, что прекрасное вечно.

Учитель: Давайте и мы полюбуемся красотой.

12.слайд

Сразу всё согласно и неслышно,

Словно кто- то дал команду тут,

Белые и розовые вишни

Надо всей Японией цветут

- Этому дереву японцы посвятили многие произведения искусств, в том числе и музыкальные. Давайте послушаем японскую народную песню «Вишня»

Слушание: «Вишня» (я.н.п.)

Учитель: Ребята, вам музыка понравилась? Какая была мелодия? Какое настроение?

- Мелодия непрерывно развивается. Имеются распевы, взлетность мелодии. Мелодия как раскрывающийся бутон тянется вверх. Характерный эмоциональный строй этой песни - не грусть, а восхищение, зачарованность светлой красотой цветущей вишни.

Учитель: Действительно, здесь мы с вами слышим не грусть, а восхищение, зачарованность светлой красотой цветущей вишни. Не равнодушным к красоте цветения вишни остался и советский композитор - Д Кабалевский,

13 слайд

Учитель: когда побывал в Японии, он был восхищён красотой розовых вишнёвых рощ. После приезда из Японии он сочинил своё музыкальное произведение, в основе которого легла известная уже вам мелодия японской народной песни «Вишни». Давайте послушаем.

Слушание: «Вариации на японскую народную песню» Д. Кабалевского.

Учитель: Мелодия звучала один раз или несколько?

-Несколько

Учитель: Изменялась она на протяжении всего произведения или нет?

- Изменялась

Учитель: Как называется такое построение музыки?

14 слайд

- Вариационная форма музыки

Учитель: Ребята, какой стала по характеру и настроению мелодия к концу произведения?

- Музыка стала тревожной, напряженной, драматичной.

Учитель: Действительно, музыка становиться более напряжённой, даже страшно, как- будто, что- то случилось. В Японии в, середине 20 века случилась трагедия, об этом нам расскажут ребята из группы историков.

15 слайд

Историки: в Японии в конце второй мировой войны. 6 августа 1945 года была сброшена гигантская трехметровая первая атомная бомба США на ничего не подозревавшую Хиросиму.

16 слайд

В одно мгновение Хиросима превратилась в пылающие руины. Было убито и ранено свыше 140 тысяч жителей. Но этого показалось мало. И через три дня та же участь постигла другой японский город-Нагасаки. 9 августа на этот город была сброшена еще одна бомба, разрушившая треть города. Было убито и ранено около 75 тысяч жителей.

Учитель читает рассказ «Белые журавлики:

17 слайд

« В японском городе Хиросима жила маленькая девочка. Звали её Сасаки. Много лет тому назад, когда Сасаки не было на свете, случилось большое несчастье. На её родной город американцы сбросили атомную бомбу. Взрыв был похож на огромный гриб. Он накрыл огненной ядовитой шляпой весь город.

Разрушались дома, замертво падали люди, почернели белые цветы.

Когда Сасаки появилась на свет, атомного гриба уже давно не было. Но ядовитые частицы не исчезли, остались. Они попали в кровь маленькой девочки, и Сасаки тяжело заболела. Её положили в больницу. Девочке трудно было бороться с болезнью.

И однажды её приснился сон: если она сделает тысячу журавликов, то останется жить.

Сасаки принялась за дело. Она работала каждый день. Её белые журавлики сидели на подоконнике, на полу, на столике. А до тысячи было ещё далеко.

Дети Хиросимы узнали об этом и решили помочь Сасаки. Они стали делать журавликов и приносить их в больницу.

Но белые журавлики не могли победить страшную лучевую болезнь и Сасаки умерла.

Узнав об этом, японские дети опечалились. Они решили собрать деньги и построить памятник Сасаки и всем ребятам, погибшим от атомной бомбы.

18 слайд

И вот на площади в Хиросиме появился новый памятник. Люди останавливаются около него и несколько секунд молчат. А дети приносят к памятнику белых журавликов. ( По Ю. Яковлеву)

А композитор С.Туликов и поэт В. Лазарев посвятили этой девочке песню, и называется она «Японский журавлик».

19.слайд

Исполнение песни «Японский журавлик».

Учитель: Какие чувства вызвала у вас музыка этой песни?

- чувства сострадания, печали, горя.

20 слайд

Разучивание песни «Японский журавлик

Учитель: Почему композитор Д. Кабалевский и авторы песни посвятили свои произведения Японии?

- потому что они не могли остаться в стороне от событий, произошедших в Японии, и тем самым выразили: сострадание, боль переживания).

Учитель: Действительно люди разных народов одинаково испытывают чувства радости и печали, восторга и изумления. И эти чувства люди выражают в произведениях, поэтому мы с вами понимаем то, что передаёт музыка или любое другое искусство того или иного народа.

21 слайд

И вас прошу вспомнить эпиграф урока « Музыка, прежде всего - искусство человеческого общения» Как вы понимаете смысл этих слов?

- Музыка может рассказать о том, что чувствует и переживает каждый из нас, поэтому она помогает общаться с людьми других народов.

22 слайд

Учитель: Все мы любим милую «Катюшу»,

Любим слушать, как она поёт.

Из врага выматывает душу,

А друзьям - отваги придаёт.

- О чём эти стихи?

- О песне, которая помогала воевать

Учитель: Действительно, эти стихи песне «Катюша». Ребята, а вы знаете, что эту песню любили и любят петь не только русские, но люди разных стран, в том числе и в Японии. Есть даже клуб любителей русской песни. А называется он - «Катюша». Давайте послушаем эту песню в исполнении японского ансамбля «Катюша»

Слушание и исполнение песни «Катюша»

Учитель: Молодцы, ребята! Ребята, скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке, Что вам понравилось? Может что- то хотели бы узнать.

Ответы детей:

Учитель: И как я вам обещала, в конце урока, хорошую и активную работу, сюрприз.

23 слайд

Давайте прочитаем электронное письмо от японских ребят: « Дорогие, далёкие ребята из России. В Японии существует, такое поверье, что если загадать желание и сделать 1000 журавликов, то желание исполниться. Мы вам шлём журавлика, сделанный в технике оригами. Пусть он вам принесёт счастье, удачу и мир над головой».

Показывает журавлика.

Учитель: Ребята, я надеюсь, что далёкая Япония приблизилась к нам. Ведь музыка- это белый голубь, который только мир и гармонию в наши сердца.

24 слайд

Д.з- Нарисовать рисунок о Японии и сделать вместе с родителями оригами журавлика.

25 слайд

© 2010-2022