Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»

"Описание материала: Мною разработан конспект урока для 4 класса по теме «Подводное царство». Данный урок разработан на основе программы В.В. Алеева, Т.И.Науменко, Т.Н Кичак «Музыка», проводится во 2 четверти. На уроке ставятся следующие цели: Образовательная: Закрепление и расширение знаний о средствах музыкальной выразительности на примере фрагментов из оперы «Садко». Развивающая: Развитие навыков анализа музыкальных произведений, ассоциативного мышления, творческого мышления. Развитие ... комбинированный. На уроке прослеживаются межпредметные связи: музыка-литература-изобразительное искусство.
Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок музыки в 4 классе.

Тема: «В подводном царстве»

Оборудование: Мультимедийный комплекс, карточки для самостоятельной работы, пазлы с изображением моря, ватман, набор для аппликации, клей, театральные программки оперы «Садко», раздаточный материал «Средства музыкальной выразительности»

На доске написана тема урока, музыкальный ребус.

Музыкальный материал: отрывки из оперы Н.А. Римского- Корсакова «Садко»- «Окиян- море синее», «Шествие чуд морских», «Золотые рыбки», «Заиграйте мои гусельки».

Презентация «В подводном царстве»

Цели:

Образовательная: Закрепление и расширение знаний о средствах музыкальной выразительности на примере фрагментов из оперы «Садко».

Развивающая: Развитие навыков анализа музыкальных произведений, ассоциативного мышления, творческого мышления. Развитие умений выражать своё эмоциональное отношение к музыкальным образам в словах, рисунках, жестах.

Воспитательная: Воспитание музыкальной «слушательской» культуры обучающихся. Приобщение обучающихся к сокровищам русской музыкальной классики.

Тип урока: комбинированный.

Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.

Межпредметные связи: музыка- изобразительное искусство, литература.

Ход урока.

  1. Орг. момент. Музыкальное приветствие.

Тема сегодняшнего урока «В подводном царстве», и начать наш урок я хочу со слов известного композитора: «Сейчас я буду очень много говорить, а вы будете очень внимательно слушать. Потом я буду говорить меньше, а вы будете слушать и думать, и, наконец, я совсем не буду говорить, и вы будете думать своей головой и работать самостоятельно, потому что моя задача как учителя - стать вам ненужным…»

А кто был автором данных слов, вы узнаете, выполнив музыкальный ребус. Приступаем.

Ну а теперь проверим, что у вас получилось.

Итак, это был Римский- Корсаков. Знакома вам эта фамилия, какие произведения композитора вам знакомы? («Три чуда», «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане»)

Я просила Даниила подготовить небольшое сообщение о композиторе. Давайте послушаем его. (выступление)

Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал её, никто так не умел изумительно передавать её красоту в музыке, как Николай Андреевич Римский- Корсаков. В 19 лет на корабле «Алмаз» молодой композитор отправился в кругосветное путешествие. Это путешествие послужило источником разнообразных впечатлений, которые отразились в его творчестве. В историю мировой музыкальной культуры он вошел как былинный сказитель, летописец и музыкальный сказочник. Среди 15 опер Римского- Корсакова девять написаны на сюжеты русских сказок и легенд, одна из них опера «Садко». Это любимая опера Римского- Корсакова. Много общего у него с героем. Оба родом из Новгородской земли, музыканты и мореплаватели.

Ребята, а как вы думаете, может композитор передать нам какой-либо сюжет с помощью музыки? (ответы детей). Попробуем в этом убедиться на примере оперы «Садко». Прослушаем фрагмент оперы и попытаемся догадаться, о чём идёт речь в данном сюжете, какой образ композитор попытался воссоздать. (слушание «Окиян- море синее»)

- Итак, что изобразил композитор? (море, волны…) В этой музыке композитор создаёт образ моря. Назван этот фрагмент «Окиян- море синее».

- Ребята, а при помощи каких выразительных средств музыки композитор передал вам образ моря. (темп, динамика, тембр, муз. инструменты)

- Меняется характер моря?

Правильно, с помощью данных средств композитор создал величавый образ океана, меняющий характер от безмятежно- спокойного до оживленного, мощного, грозного.

Я знаю, что вы изучали на уроках литературы былину Садко. Напомните мне, о чём она? На каком инструменте играл Садко? Каких обитателей подводного царства вы помните? Итак, опера рассказывает как новгородский купец Садко, бесстрашный мореплаватель и талантливый музыкант, покорил силы природы, подводное царство. А в подводном царстве жили удивительные обитатели: Морской царь, Царица Водяница премудрая, их дочь- прекрасная Волхова, ручейки- внучата малые, золотые рыбки, чуда морские. Своими песнями и музыкой сумел Садко развеселить морского царя, а в сердце холодной Волховы зажечь чувство человеческой любви. В конце оперы полюбившая Садко Волхова превращается в утренний туман и растекается по лугу светлой рекой, так как не может покинуть свою подводную стихию. Давайте, прослушаем музыку и попытаемся понять, каких обитателей морских описывает композитор? («Шествие чуд морских», «Золотые рыбки»)

-Узнали кого-нибудь? Каких морских обитателей вы увидели? Использовал композитор средства музыкальной выразительности. Молодцы!

Групповая работа. Ну а теперь я предлагаю вам создать небольшой музыкальный спектакль о подводном царстве. Вы разделены на группы:

-1 группа- это художники- оформители должны создать афишу к спектаклю. (В вашем распоряжении клей, сделанные вами на уроках изо рыбки, лист ватмана и маркеры)

-2 группа- декораторы, которые будут создавать декорации к спектаклю из пазлов, пазлы надо скрепить скотчем

-3 группа- артисты второго плана, должны изобразить море и её обитателей с помощью пластики. Время работы 3 мин.

-4 группа- сценаристы. Данная группа должна написать сценарий нашего спектакля. В помощь вам дается текст, куда вы должны вставить недостающие слова.

Руководителями группы назначаются: ………. Приступаем.

Предлагаю представить свои наработки каждой группе.

3.Итог урока. Замечательно, ребята, какие произведения вы сегодня слушали, а если бы эти произведения были бы у вас дома, то когда бы и с какой целью вы их слушали? Можно с помощью средств музыкальной выразительности нарисовать море?

Давайте подведем итог, музыка действительно помогает гораздо глубже проникнуть в волшебный сказочный мир и при помощи необыкновенной красочности вновь и вновь создает непередаваемые, чудесные ощущения погружения в воплощение мечты.

Д\З. А сейчас домашнее задание. На последней странице театральной программки, полученной вами на уроке, вы найдете стихи. Под каждым четверостишием подпишите название опер Н.А. Римского-Корсакова, к которым относятся эти четверостишия.




Приложение 1.

Ребус

Здесь зашифрована фамилия известного русского композитораУрок музыки в 4 классе «В подводном царстве»

Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________

Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»

2 1 1К2

_Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»Урок музыки в 4 классе «В подводном царстве»Ф=С Д=К


© 2010-2022