- Преподавателю
- Музыка
- Планирование по музыке для 1 класса. Критская. ФГОС
Планирование по музыке для 1 класса. Критская. ФГОС
Раздел | Музыка |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Скрылева Е.Н. |
Дата | 08.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №13»
654011, РФ, Кемеровская область, г.Новокузнецк,ул.Новоселов,19, т.61 - 01 - 31
Принято на педагогическом совете
Протокол № 1 от 26 августа 2015 г
Утверждено
Директор МБОУ СОШ №13
______________ В.А. Дробина
Рассмотрено на ШМО
Учителей прикладного цикла
Протокол № 1 от _26.08.2015г
Проверено заместителем директора по УВР ____ __________2015г
____________________С.Т. Дубовик
Рабочая программа
по музыке
2015 - 2016 учебный год
Учитель Скрылева Е.Н.
Класс 1
Количество недельных часов 1
Всего 33
Новокузнецк, 2015 год
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), Примерной программы по музыке и реализуется через учебники по музыке: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Музыка. 1 класс. - М., «Просвещение», 2014.
Программа курса «Музыка» направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Цель курса массового музыкального образования и воспитания - состоит в формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников - наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Формирование познавательной мотивации осуществляется в процессе достижения предметных задач уроков музыки:
-
Воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и этических чувств: любви к Родине; гордость за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов.
-
Развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
-
Обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение.
-
Воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
-
Развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
-
Накопление тезауруса - багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Характеристика учебного предмета
Структура курса
Особенности содержательных линий
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении. Начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. Постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом. В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыка» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребёнка, природе искусства и природе художественного творчества.
С учетом этого программа опирается на принципы:
-
Преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
-
Возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального искусства);
-
Деятельностное освоение искусства;
-
Проникновение в природу искусства и его закономерностей
-
Моделирование художественно-творческого процесса.
Основные виды учебной деятельности школьников
-
Слушание музыки
-
Пение
-
Инструментальное музицирование
-
Музыкально - пластическое движение
-
Драматизация музыкальных произведений.
Место учебного предмета «Музыка» в учебном плане
Предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». Программа составлена на 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели) в соответствии с учебным планом школы и рассчитана на один учебный год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры - народному и профессиональному музыкальному творчеству - направлено на формирование целостной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Результаты изучения учебного предмета «Музыка»
Личностные результаты
Ученик к концу 1 класса научится:
-
укреплять культурную, этническую и гражданскую индентичность в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
-
эмоционально относится к искусству, эстетически смотреть на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
-
формировать личностный смысл постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
-
приобретать начальные навыки соцкультурной адаптации в современном мире и позитивно самооценивать свои музыкально-творческие возможности;
-
развивать мотивы музыкально-учебной деятельности и реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
-
расширять музыкальный кругозор;
-
формировать положительное отношение к учению;
-
внимательно слушать музыку, анализировать её;
-
сочинять простейшие мелодии к песенкам - попевкам;
-
уважительно относится к чувствам и настроениям другого человека;
-
интересоваться отдельными видами музыкально-практической деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик к концу 1 класса научится:
-
реализовывать собственные творческие замыслы через понимание целей;
-
выбирать способы решения проблем поискового характера;
-
планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия, понимать их успешность или причины неуспешности, умение контролировать свои действия;
-
уметь воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном и художественном разнообразии;
-
самостоятельно организовывать свое рабочее место;
-
выполнять учебные действия в качестве слушателя;
-
ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
-
выполнять учебные действия в качестве композитора;
-
выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.
Ученик получит возможность научиться:
-
преобразовывать познавательную задачу в практическую;
-
составлять план и последовательность действий;
-
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные УУД
Ученик к концу 1 класса научится:
-
наблюдать за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимать их специфику и эстетическое многообразие;
-
ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности;
-
применять знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
-
уметь логически действовать: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
-
ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание);
-
использовать общие приемы решения исполнительской задачи;
-
самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты;
-
контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Ученик получит возможность научиться:
-
осуществлять и выделять необходимую информацию;
-
осуществлять поиск необходимой информации;
-
осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера;
-
ставить и формулировать проблему.
Коммуникативные УУД
Ученик к концу 1 класса научится:
-
участвовать в жизни микро- и и макросоциума (группы, класса, школы);
-
участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределение функций и ролей;
-
аргументировать свою позицию после прослушивания произведения;
-
формулировать собственное мнение и позицию;
-
слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
-
участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Ученик получит возможность научиться:
-
ставить вопросы;
-
обращаться за помощью к учителю и одноклассникам;
-
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
-
формулировать свои затруднения.
-
проявлять активность в решении познавательных задач.
Предметные результаты:
Ученик к концу 1 класса научится:
-
воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
-
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
-
исполнять музыкальные произведения разных форм (пение, драматизация, музыкально-пластические движения, инструментальное музицировании, импровизация);
-
соотносить выразительные и изобразительные интонации;
-
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
-
развивать художественный вкус, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
-
развивать художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
-
размышлять о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
-
использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности.
Ученик к концу 1 класса получит возможность научиться:
-
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
-
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
-
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мир.
Содержание программы 33 ч.
Раздел I Музыка вокруг нас (16 ч)
Музыка в жизни человека (7 часов)
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческой натуры. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства (6 часов)
Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы музыкальной грамоты. Развитие музыки. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки: одно-, двух- и трёх-частные.
Музыкальная картина мира (3 часа)
Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальные театры. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Раздел II. Музыка и ты (17 ч)
Музыка в жизни человека (8 часов)
Рождение музыки как естественное проявление человеческой натуры. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства (6 часов)
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщённое выражение художественного-образного содержания произведений.
Музыкальная картина мира (3 часа)
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СD, DVD). Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этно-культурных исторически сложившихся традиций.
Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности учащихся
1 часов в неделю, 33 часа
Содержание
Характеристика деятельности учащихся
Музыка вокруг нас (16 ч)
Музыка в жизни человека (7 часов)
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческой натуры. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства (6 часов)
Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы музыкальной грамоты. Развитие музыки. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки: одно-, двух- и трёх-частные.
Музыкальная картина мира (3 часа)
Интонационное богатство музыкального мира. Музыкальные театры. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах.
Импровизировать в пластике, пении, игре.
Осуществлять первые опыты сочинения.
Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
Инсценировать песни, танцы.
Импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизация) с учётом характера основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры).
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах).
Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении).
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
Участвовать в музыкальной жизни школы.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Наблюдать: воспринимать, узнавать, определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).
Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские) и участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.
Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).
Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Музыка и ты (17 ч)
Музыка в жизни человека (8 часов)
Рождение музыки как естественное проявление человеческой натуры. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Основные закономерности музыкального искусства (6 часов)
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация - источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных тем, художественных образов. Формы построения музыки как обобщённое выражение художественного-образного содержания произведений.
Музыкальная картина мира (3 часа)
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СD, DVD). Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этно-культурных исторически сложившихся традиций.
Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах.
Импровизировать в пластике, пении, игре.
Осуществлять первые опыты сочинения.
Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
Инсценировать песни, танцы.
Импровизировать (вокальная, танцевальная, инструментальная импровизация) с учётом характера основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры).
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах).
Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении).
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
Участвовать в музыкальной жизни школы.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Наблюдать: воспринимать, узнавать, определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).
Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские) и участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.
Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).
Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
-
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 1. Учебник. - М.: «Просвещение», 2014.
-
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 1. Рабочая тетрадь. - М.: «Просвещение», 2014.
Для учителя:
-
-
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 1. Рабочая тетрадь. - М.: «Просвещение», -2014.
-
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка 1. Учебник. - М.: «Просвещение». - 2014
-
-
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Уроки музыки 1 - 4 классы. - М.: «Просвещение». - 2013.
Раздаточные и демонстрационные пособия.
Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
Набор словарных слов.
Памятки для учащихся для работы над ошибками.
Словари по русскому языку: орфографический, толковый, фразеологический, этимологический.
Оборудование
-
учебные столы
-
доска большая
-
компьютер
-
музыкальный центр
-
мультимедийный проектор.
-
компьютер.
-
экран
Дидактические материалы:
-
предметные и сюжетные картинки
-
демонстрационный материал
Цифровые образовательные ресурсы:
Название сайта
Электронный адрес
Министерство образования и науки РФ
mon.gov.ru/
Русский образовательный портал
gov.ed.ru
Федеральный российский общеобразовательный портал
school.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование»
edu.ru
Портал компании «Кирилл и Мефодий»
km.ru
Образовательный портал «Учеба»
uroki.ru
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)
festival.1september.ru
Календарно-тематическое планирование
Музыка
Количество часов по рабочей программе - 33 ч. (33 нед. по 1 ч.)
I полугодие - 16 ч. (1четверть - 9 ч., 2 четверть - 7 ч.)
II полугодие - 18 ч. (3 четверть - 9 ч., 4 четверть - 9 ч.)
Контроль достижения учащимися уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в видах и формах, представленных в таблице:
I четверть
IIчетверть
IIIчетверть
IVчетверть
Итого
Количество часов
9
7
9
9
33
Тест
1
1
2
№
№
(в четв)
Дата
Тема урока
Основное содержание деятельности
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Учебный материал
Примечание (виды игр, творческие задания, предполагаемые названия проектов)
Предметные результаты
УУД
Личностные результаты
I четверть (9 часов)
Раздел I. «Музыка вокруг нас» (16 ч.)
1
1
1а-
1б-
1в-
1г-
И Муза вечная со мной.
Урок-путешествие.
Путешествие первоклассников в мир музыки. Знакомство с Музой. Муза - волшебница, добрая фея, раскрывающая перед учениками чудесный мир звуков, которыми наполнено всё вокруг. Композитор - исполнитель - слушатель.
Научатся: слушать музыку на примере произведения П. И. Чайковского «Щелкунчик» (фрагменты); размышлять об истоках возникновения музыкального искусства; правилам поведения и пения на уроке; наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Познакомятся с назначением основных учебных принадлежностей и правилами их использования
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя.
Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале учебника.
Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке
- расширяют музыкальный кругозор;
- формирование положительного отношения к учению.
- адекватная мотивация учебной деятельности.
Я - слушатель
П.И. Чайковский «Па-де-де» из балета «Щелкунчик»;
Д.Кабалевский «Песня о школе».
2
2
1а-
1б-
1в-
1г-
Хоровод муз.
Урок- экскурсия.
Знакомство с понятием"хор", "хоровод", с музыкой, которая в самых различных жизненных обстоятельствах становится частью жизни. Праздничный день. Все поют, танцуют, веселятся. Хоровод- древнейший вид искусства, который есть у каждого народа. Сходство и различие русского хоровода, греческого сиртаки, молдавской хоры. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира.
Научатся: водить хороводы и исполнять хороводные песни; использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; сравнивать танцы разных народов между собой
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе
Чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа, уважительное отношение к культуре других народов
р.н.п. «Во поле береза стояла»;
греческий танец «Сиртаки»;
молдавская хороводная песня-пляска «Хора».
3
3
1а-
1б-
1в-
1г-
Повсюду музыка слышна.
Урок - игра.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными песенками-попевками. Определение характера, настроения песенок, жанровой основы.
Ролевая игра «Играем в композитора»,
Сочинение мелодии и исполнение песен-попевок.
Научатся: сочинять песенки-попевки; определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе
Наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии
Музыка по выбору учащихся.
4
4
1а-
1б-
1в-
1г-
Душа музыки - мелодия.
Урок-путешествие.
Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).
Мелодия - главная мысль любого музыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. Опираясь на простые жанры - песню, танец, марш выявить их характерные особенности. В марше - поступь, интонации и ритмы шага, движение. Песня-напевность, широкое дыхание, плавность линий мелодического рисунка. Танец-движение и ритм, плавность и закругленность мелодии, узнаваемый трехдольный размер в вальсе, подвижность, четкие акценты, короткие "шаги" в польке. В песне учащиеся играют на воображаемой скрипке. В марше пальчики- "солдатики" маршируют на столе, играют на воображаемом барабане. В вальсе учащиеся изображают мягкие покачивания корпуса.
Научатся: определять характерные черты жанров музыки (на примере произведений «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс» П. И. Чайковского); сравнивать музыкальные произведения различных жанров и стилей.
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.
П.И. Чайковский:
«Сладкая греза», «Вальс»,
«Марш деревянных солдатиков».
5
5
1а-
1б-
1в-
1г-
Музыка осени.
Урок- экскурсия.
Как определить характер осенней музыки? Помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с художественными образами.
Научатся: слушать мотивы осенних мелодий (на примере произведений П. И. Чайковского «Осенняя песнь», Г. Свиридова «Осень»); объяснять термины мелодия и аккомпанемент, мелодия - главная мысль музыкального произведения
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание
П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
Г.В.Свиридов «Осень»
Т.Потапенко «Скворушка прощается».
6
6
1а-
1б-
1в-
1г-
Сочини мелодию.
Урок-игра.
Как сочинить музыку? Познакомить с алгоритмом сочинения мелодии. Ролевая игра «Играем в композитора». Дать понятия: Мелодия, аккомпанемент, ритм
Научатся: находить (выбирать) различные способы сочинения мелодии,использовать простейшие навыки импровизации в музыкальных играх; выделять отдельные
Признаки предмета и объединять их по общему признаку.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора.
Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач.
Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения.
Мотивация учебной деятельности. Уважение к чувствам и настроениям другого человека
Групповой проект «Мы композиторы».
7
7
1а-
1б-
1в-
1г-
Азбука, азбука каждому нужна.
Урок- игра.
Познакомить с ролью музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.
Научатся: слушать песни, различать части песен; понимать истоки музыки и отражение различных явлений жизни, в том числе и школьной; исполнять различные по характеру музыкальные произведения; проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию.
Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках.
Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности
Д.Б. Кабалевский «Песня о школе»;
А. Островский «Азбука».
8
8
1а-
1б-
1в-
1г-
Музыкальная азбука.
Урок- экскурсия.
Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.
Научатся: различать понятия звук, нота, мелодия, ритм; исполнять простейшие ритмы (на примере «Песни о школе» Д. Кабалевского). Импровизировать в пении, игре, пластике.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач.
Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни.
В. Дроцевич «Семь подружек»;
«Нотный хоровод».
9
9
1а-
1б-
1в-
1г-
Обобщающий урок 1 четверти по теме «Музыка вокруг нас».
Урок - концерт.
Музыка и ее роль в повседневной жизни. Исполнение песен. Игра «Угадай мелодию» на определение музыкальных произведений и композиторов, написавших эти произведения.
Научатся:определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш; узнавать изученные музыкальные произведения.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач.
Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни.
Музыкальный материал по выбору учащихся.
IIчетверть (7 часов)
10
1
1а-
1б-
1в-
1г-
Музыкальные инструменты.
Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции.
Музыкальные инструменты русского народа - свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр». Сходства и различия инструментов разных народов, их тембровая окраска.
Научатся: различать разные виды инструментов; ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; находить сходства и различия в инструментах разных народов
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи. Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения
Наличие эмоционального отношения к искусству, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности.
«Полянка» (свирель),
«Во кузнице» (рожок),
«Как под яблонькой» (гусли)
«Пастушья песенка» (французская народная песня)
11
2
1а-
1б-
1в-
1г-
Садко». Из русского былинного сказа.
Наблюдение народного творчества
Знакомство с народным былинным сказом "Садко". Знакомство с жанрами музыки, их эмоционально-образным содержанием, со звучанием народного инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен - колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского-Корсакова дать понятия «композиторская музыка».
Научатся: определять на слух звучание гуслей, называть характерные особенности музыки (на примере оперы-былины «Садко»).
Регулятивные: составлять план и последовательность действий.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.
Формирование уважительного отношения к истории и культуре. Осознание своей этнической принадлежности
Д.Локшин «Былинные наигрыши» - (гусли)
Н.А.Римский-Корсаков «Заиграйте, мои гусельки», «Колыбельная Волховы» из оперы «Садко».
12
3
1а-
1б-
1в-
1г-
Звучащие картины.
Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.
Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры разных эпох. Направление на воспитание у учащихся чувство стиля- на каких картинах "звучит" народная музыка, а каких - профессиональная, сочиненная композиторами.
Научатся: выделять принадлежность музыки к народной или композиторской, сопоставлять и различать части: начало - кульминация - концовка; составлять графическое изображение мелодии.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные:
самостоятельно сопоставлять народные и профессиональные инструменты.
Коммуникативные:
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления
К.Кикта «Фрески Софии Киевской»
Л.Дакен «Кукушка»
Оркестровой сюиты № 2 «Шутка» И. С. Баха)
13
4
1а-
1б-
1в-
1г-
Разыграй песню.
Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.
Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление этапов развития сюжетов. Подойти к осознанному делению мелодии на фразы, осмысленному исполнению фразировки. Основы понимания развития музыки.
Научатся: выразительно исполнять песню, составлять исполнительское развитие вокального сочинения исходя из сюжета стихотворного текста (на примере песни «Почему медведь зимой спит» Л. К. Книппер, А. Ко-валенковой).
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
«Почему медведь зимой спит»
Л. К. Книппер,
А. Коваленковой
Групповой проект «Инсцениро-вание песен»
14
5
1а-
1б-
1в-
1г-
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины.
Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство с сюжетом о рождении Иисуса Христа и народными обычаями празднования церковного праздника - Рождества Христова. Осознание образов рождественских песен, народных песен-колядок.
Научатся: выразительно исполнять рождественские песни; различать понятия народные праздники, рождественские песни.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника
Этические чувства, чувство сопричастности к истории своей Родины и народа.
«Тихая ночь» - международный рождественский гимн
«Щедрик»- украинская народная колядка
«Все идут, спешат на праздник» - колядка
С.Крылов - «Зимняя сказка»
Групповой проект «Рождество».
15
6
1а-
1б-
1в-
1г-
Добрый праздник среди зимы. Тест.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре - балет.
Урокпосвящен одному из самых любимых праздников детворы - Новый год. Знакомство сосказкойТ.Гофмана и музыкой балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», который ведет детей в мир чудес, волшебства, приятных неожиданностей. Исполнение песен.
Научатся: определять настроение, характер музыки, придумывать ритмическое сопровождение, дирижировать.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач.
П.И.Чайковский Балет «Щелкунчик»:
«Марш»
«Вальс снежных хлопьев»
«Па- де-де»
«Зимняя песенка»А.Бердыщев
16
7
1а-
1б-
1в-
1г-
Обобщающий урок 2 четверти по теме «Музыка вокруг нас».
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальных жанрах.
Научатся:определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш; узнавать изученные музыкальные произведения.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни.
Музыкальный материал по выбору учащихся.
III четверть (9 часов)
Раздел II. «Музыка и ты» (17 ч.)
17
1
1а-
1б-
1в-
1г-
Край, в котором ты живешь.
Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции
Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни.
Россия - Родина моя. Отношение к Родине, ее природе, людям, культуре, традициям и обычаям. Идея патриотического воспитания. Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Однако у каждого вида искусства - свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.
Научатся: различать понятия родина, малая родина; исполнять песню с нужным настроением, высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают, когда поешь об Отчизне.
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: ставить и формулировать проблему. Коммуникативные: строить монологичное высказывание, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.
Развитие эмоционально-открытого, позитивно- уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг.
В.Степанова «Добрый день»
А.Шнитке - «Пастораль»
Г.Свиридов - «Пастораль»
В.Алексеев «Рощица»
А.Бердышев «Приезжайте в тундру»
Групповой проект: «Природа в искусстве».
18
2
1а-
1б-
1в-
1г-
Художник, поэт, композитор.
Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности.
Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу - саму жизнь. Обращение к жанру пейзажа, зарисовкам природы в разных видах искусства. Музыкальные пейзажи - это трепетное отношение композиторов к увиденной, "услышанной сердцем", очаровавшей их природе. Логическое продолжение темы взаимосвязи разных видов искусства, обращение к жанру песни как единству музыки и слова.
Научатся: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже; понимать, что виды искусства имеют собственные средства выразительности.
Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, определение основного настроения и характера музыкального произведения.
И. Кадомцев
« Песенка о солнышке, радуге и радости»
И.Никитин «Вот и солнце встает»
19
3
1а-
1б-
1в-
1г-
Музыка утра.
Интонационно - образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми.Контраст музыкальных произведений, которые рисуют картину утра. У музыки есть удивительное свойство- без слов передавать чувства, мысли, характер человека, состояние природы. Характер музыки особенно отчетливо выявляется именно при сопоставлении пьес.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения - чувства, характер, настроение.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: аргументировать свою позицию после прослушивания произведения.
Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи.
Э.Григ «Утро»
П.Чайковский «Зимнее утро»
В.Симонов «Утро в лесу»
20
4
1а-
1б-
1в-
1г-
Музыка вечера.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация - источник элементов музыкальной речи.
Вхождение в тему через жанр - колыбельной песни. Особенности колыбельной музыки. Особенность вокальной и инструментальной музыки вечера (характер, напевность, настроение). Исполнение мелодии с помощью пластического интонирования: имитирование мелодии на воображаемой скрипке. Обозначение динамики, темпа, которые подчеркивают характер и настроение музыки.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения; понимать, как связаны между собой речь разговорная и речь музыкальная.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: получения новых знаний через постижение основных средств музыкальной выразительности.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость, сопереживание, уважение к чувствам и настроениям другого человека.
В. Гаврилин «Вечерняя музыка»
С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами»
Е. Крылатов «Колыбельная Умки»
В.Салманов « Вечер»
21
5
1а-
1б-
1в-
1г-
Музыкальные портреты.
Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.
Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна замысла композитора в названии музыкального произведения. Отношение авторов произведений поэтов и композиторов к главным героям музыкальных портретов.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ на примере музыки С. Прокофьева «Болтунья», «Баба Яга», передавать разговор-диалог героев, настроение пьес
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.Познавательные: узнавать, называть и определять героев музыкального произведения. Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания.
Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности.
В.А. Моцарт
« Менуэт»
С. С. Прокофьев «Болтунья»
22
6
1а-
1б-
1в-
1г-
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры - драматизации. Развитие музыки в исполнении.
Знакомство со сказкой и народной игрой "Баба-Яга". Встреча с образами русского народного фольклора.
Научатся: выразительно исполнять колыбельную песню, песенку-дразнилку, определять инструменты, которыми можно украсить сказку и игру; выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения (изобразительные и выразительные)
Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников
Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.
П.И. Чайковский «Баба Яга»
« Баба - Яга» - детская песенка
23
7
1а-
1б-
1в-
1г-
Музы не молчали.
Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.
Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память о полководцах, русских воинах, солдатах, о событиях трудных дней испытаний и тревог, сохраняющихся в народных песнях, образах, созданными композиторами. Музыкальные памятники защитникам Отечества.
Научатся: объяснять понятия солист, хор, оркестр, отечество, память, подвиг; выразительно исполнять песни (на примере музыки А. Бородина «Богатырская симфония», солдатской походной песни «Солдатушки, бравы ребятушки...», С. Никитина «Песенка о маленьком трубаче», А. Новикова «Учил Суворов»)
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ставить и формулировать проблемы. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки.
Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание значения музыкального искусства в жизни человека
А.П. Бородин «Богатырская симфония»
«Солдатушки, бравы ребятушки» (р.н.п.)
«Учил Суворов»
24
8
1а-
1б-
1в-
1г-
Мамин праздник.
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.
Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки.
Научатся: анализировать музыкальные сочинения, импровизировать на музыкальных инструментах, выразительно исполнять песни «Спасибо» И. Арсеева, «Вот какая бабушка» Т. Попатен-ко, «Праздник бабушек и мам» М. Славкина
Регулятивные: предвосхищать результат, осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных видах музыкальной деятельности. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Этические чувства, уважительное отношение к родным: матери, бабушке. Положительное отношение к музыкальным занятиям
В.Моцарт «Колыбельная»
И.Дунаевский «Колыбельная»
М.Славкин « Праздник бабушек и мам»
И.Арсеев «Спасибо»
25
9
1а-
1б-
1в-
1г-
Обобщающий урок 3 четверти по теме «Музыка и ты».
Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3 четверть.
Научатся: определятьназвания изученных жанров музыки; названия изученных произведений и их авторов;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Принятие образа «хорошего ученика». Понимание роли музыки в собственной жизни.
Музыка по выбору учащихся.
IVчетверть (9 часов)
26
1
1а-
1б-
1в-
1г-
У каждого свой музыкальный инструмент.
Музыкальные инструменты.
Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов.
Встреча с музыкальными инструментами - арфой и флейтой, лютней и клавесином. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Мастерство исполнителя-музыканта.
Научатся: исполнять песню по ролям и играть сопровождение на воображаемых инструментах, далее на фортепиано с учителем; понимать характер музыки, сочетание песенности с танцевальностью.
Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников
Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.
И. Бах «Волынка»
П. Чайковский « Сладкая греза»
«Тонкая рябина» - гитара
Ж. Рамо - «Тамбурин»- клавесин
«У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня
27
2
1а-
1б-
1в-
1г-
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.
Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку "Чудеснаялютня". Размышление о безграничных возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщенная характеристика музыки, дающая представление об особенностях русской народной протяжной, лирической песни разудалой плясовой. Выполнение задания и выявление главного вопроса: какая музыка может помочь иностранному гостю лучше узнать другую страну? Художественный образ. Закрепление представления о музыкальных инструментах и исполнителях. Характер музыки и ее соответствие настроению картины.
Научатся: понимать контраст эмоциональных состояний и контраст средств музыкальной выразительности, определять по звучащему фрагменту и внешнему виду музыкальные инструменты (фортепиано, клавесин, гитара, лютня), называть их.
Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
И. Конради - «Менуэт» - лютня
«У каждого свой музыкальный инструмент»- эстонская народная песня
28
3
1а-
1б-
1в-
1г-
Музыка в цирке.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.
Цирковое представление с музыкой, которая создает праздничное настроение. Музыка, которая звучит в цирке, помогает артистам выполнять сложные номера, а зрителям подсказывает появление тех или иных действующих лиц циркового представления.
Научатся: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений, изображать цокот копыт, передавать характер звучания пьес и песен (на примере «Выходного марша», «Галопа» и «Колыбельной» И. Дунаевского, «Клоуны» Д. Кабалевского, «Мы катаемся на пони»)
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с другими к учащимися.
Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
А .Журбин « Добрые слоны»
И. Дунаевский
« Выходной марш»
Д. Кабалевский «Клоуны»
О. Юдахина « Слон и скрипочка»
29
4
1а-
1б-
1в-
1г-
Дом, который звучит.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры.
Музыкальный театр. Через песенность, танцевальность и маршевость можно совершать путешествие в музыкальные страны - оперу и балет. Герои опер - поют, герои балета - танцуют. Пение и танец объединяет музыка. Сюжетами опер и балетов становятся известные народные сказки. В операх и балетах "встречаются" песенная, танцевальная и маршевая музыка.
Научатся: определять понятия опера, балет, различать в музыке песенность, танцевальность, маршевость(на примере музыки П. И. Чайковского из балета «Щелкунчик», Р. Щедрина «Золотые рыбки» из балета «Конек-Горбунок», оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят», М. Красева «Муха-Цокотуха»)
Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: ставить и формулировать проблему, ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию.
Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкальных и творческих задач
Н. Римский-Корсаков опера «Садко»
( фрагменты).
РЩедрин балет «Конек-Горбунок»
( «Золотые рыбки»).
30
5
1а-
1б-
1в-
1г-
Опера-сказка.
Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Детальное знакомство с хорами из детских опер. Персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики - мелодии-темы. Герои опер могут петь по одному - солист и вместе - хором в сопровождении фортепиано или оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка.
Научатся: определять понятие опера, выразительно исполнять фрагменты из детских опер («Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Муха-Цокотуха» М. Красева)
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Развитие чувства сопереживания героям музыкальных произведений. Уважение к чувствам и настроениям другого человека.
М.Коваль «Волк и семеро козлят»
М.Красев «Муха - цокотуха»
Творческий проект: «Волк и семеро козлят».
31
6
1а-
1б-
1в-
1г-
Ничего на свете лучше нету.
Музыка для детей.
Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. Знакомство с композиторами- песенниками, создающими музыкальные образы.
Научатся: выразительно исполнять песни, фрагменты из музыки к мультфильму «Бременские музыканты» композитора Г. Гладкова; определять значение музыки в мультфильмах.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников.
Эмоциональная отзывчивость на яркое, праздничное представление. Понимание роли музыки в собственной жизни
Г.Гладков «Бременские музыканты»
32
7
1а-
1б-
1в-
1г-
Обобщение тем года «Музыка вокруг нас», «Музыка и ты». Тест.
Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен.
Научатся: понимать триединство композитор - исполнитель - слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе.
Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.
Музыка по выбору учащихся.
33
8
1а-
1б-
1в-
1г-
Урок - концерт
Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. Музыкальный материал по выбору обучающихся. Закрепление полученных знаний за год.
Научатся: понимать триединство композитор - исполнитель - слушатель; осознавать, что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах.
Закрепляю полученные знания за год
Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе.
Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности.
Исполнение песен по выбору учащихся.