• Преподавателю
  • Музыка
  • Обобщение опыта по теме Развитие восприятия музыки младшими школьниками как средство приобщения к миру прекрасного

Обобщение опыта по теме Развитие восприятия музыки младшими школьниками как средство приобщения к миру прекрасного

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Управление образования администрации Вяземского муниципального района Хабаровского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 г. Вяземского.







ОПЫТ РАБОТЫ


по теме:

«Развитие восприятия музыки у младших школьников, как средство приобщения к миру искусства»






Елена Николаевна. Паратова

учитель музыки

первая квалификационная категория

2013г.

ПЛАН.


1. Введение.

2. Процесс музыкального восприятия с точки зрения психологии.

2.1. Методы активного восприятия.

3. Система работы по активному восприятию музыкального произведения младшими школьниками.

3.1. Комплекс приемов по восприятию музыки на основе образов.

3.2 Пластическому интонированию, как активное средство восприятия музыки.

4. Заключение.

5. Список литературы.

6. Приложения.










Введение.

«В основе всякой культуры лежит культура восприятия. Там, где она не развита или потеряна, не может быть никакой культуры. Где не умеют читать - не умеют писать, где не умеют слушать - не умеют играть» Г. М. Коган.

Музыкальное искусство в настоящий момент заняло прочные позиции в области воспитания и развития духовно-нравственных и культурных качеств личности.

Музыка, как способ отражения жизни, является формой освоения действительности, выполняет задачу художественного познания мира, познания человеком себя в мире, а это одна из задач, которую ставит перед образованием государство в целях реализации программы ФГОС. («Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования»), а именно: «Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, они дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций» (п.6.3)

Сегодня огромная масса лёгкой развлекательной музыки оказывает воздействие на школьника через средства массовой информации, что очевидно превышает в звуковом окружении детей подлинно-смысловые

образцы музыкального искусства. Ребёнок, как отражение такой искусственной звуковой ситуации, чаще предпочитает познавать музыку упрощённым путём, рассчитывая на общение с музыкальными образцами, не требующими работы интеллекта и души. Музыка для современного школьника становится фоновой, необходимость умения слушать осознанно и слышать достаточно глубоко теряет для него актуальность.

В сознании современного школьника часто возникает противоречие между уроком музыки, построенном на освоении классики, и повседневной звуковой средой.

Урок ориентирует на музыку, содержанием которой стали коренные проблемы человеческого бытия, что требует от человека огромного напряжения души и интеллекта. Лёгкая музыка, предлагаемая телевидением и индустрией развлечений, не требует особых усилий для её восприятия. Это нередко ведёт к отторжению ребёнком высоких образцов музыкального

искусства и, несомненно, оказывает негативное влияние на формирование его духовно-нравственных ориентиров. В такой ситуации школьники часто теряют интерес не только к классике, но и к самим урокам музыки. Глубокое слушание, серьёзный анализ, сосредоточенность души и интеллекта перестают быть необходимой потребностью.

Наиболее близкими для учащихся начального звена являются те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования - с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. Обучение, основанное не на пассивном изучении материала, а на активном практическом овладении им, более результативно, ибо, по словам И.Г. Песталоцци: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать». Тем самым объект познания (музыкальное искусство) приближается к человеку. Поэтому формирование музыкального восприятия, по-моему, мнению, должно опираться на активные, деятельные формы работы. Отсюда появилась тема моей работы : «Развитие восприятия музыки у младших школьников, как средство приобщения к миру искусства».

Целью моей работы является - разработка системы методов и приемов для формирования активного восприятия музыки детьми младшего школьного возраста во время слушания музыки.

Для достижения данной цели передо мной встали следующие задачи:

- Как дети воспринимают музыку, что они при этом слышат, переживают, о чем думают?

- Как добиться у детей осознанного восприятия музыки, адекватного понимания ее содержания?

- Как развить у детей умение слышать, а значит воспринимать музыку.

- Какие методы работы подобрать для того, чтобы приобщить детей к искусству, сделать его частью своей жизни. Ведь современные дети требуют к себе современных подходов.

Младший школьный возраст является благоприятным периодом для формирования способностей к восприятию музыки, так как характеризуется высокой чувствительностью нервной системы, эмоциональной отзывчивостью. В этом возрасте ребенок обладает достаточно большим потенциалом в развитии специальных способностей к восприятию музыки. Важно не упустить эту благоприятную возможность, так как компенсировать этот пробел в позднем возрасте не всегда возможно.

2. Музыкальное восприятие, как психический процесс



Вопрос о необходимости специальной работы по организации восприятия музыки был поставлен в специальной литературе Б.В.Асафьевым, О.А. Апраксиной, Д.Б. Кабалевским, Ю.Б. Алиевым и отражён в исследованиях последних лет (Э.Б. Абдуллин, Е.Д. Критская, М.С. Красильникова, Н.С. Ломакина, Л.В. Школяр и др.).

«Восприятие эстетическое (художественное) - вид эстетической деятельности, выражающейся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которая сопровождается эстетическим переживанием».

Музыкальное восприятие - это, прежде всего слушание и слышание музыки, то есть осознание, понимание услышанного.

Известный исследователь процессов музыкального восприятия Б.М.Теплов, обобщая результаты многих психологических экспериментов, изложил свои выводы в следующих двух тезисах:

1)внеэмоциональным путем нельзя постичь содержание музыки;

2)восприятие музыки идет через эмоции, но эмоциями не кончается: через них мы познаем мир.

Распространяя эти вопросы на все искусства, Б.М.Теплов высказывал мысль о том, что мы имеем здесь дело не только с разным (имел в виду конкретно - чувствительное отражение фактов, явлений, событий жизни), но также эмоциональным познанием действительности. Он писал: «Понять художественное произведение - значит, прежде всего, прочувствовать, эмоционально пережить его и уже на этом основании поразмыслить над ним. С чувства должно начинаться восприятие искусства; через него оно должно идти; без него оно невозможно. Но чувством художественное восприятие, конечно, не ограничивается». Учёный имел в виду, что конечным результатом восприятия художественного произведения должно быть осознание его идей.

Музыкальное переживание трактуется Б.М.Тепловым как осмысленное, содержательное переживание, предполагающее понимание языка искусства и содержание самого произведения. В связи с этим ученый детально останавливается на эстетической проблематике в музыке.

В своих трудах Б.М. Теплов приводит многочисленные высказывания композиторов и писателей (П.Чайковского, Ф.Шопена, П.Тургенева, Л.Толстого, М.Горького), аргументируя исключительно важную роль эмоций и чувств в качестве предметного содержания музыки, доказывая возможность отражения качественного многообразия эмоций в музыке.

Однако спецификой переживания, по Б.М.Теплову, является не постижение «значения» путем интеллектуального обобщения, а эмоциональное познание, в котором чувственный компонент играет ведущую роль.

В фундаментальной монографии по проблемам психологии музыкальных способностей Б.М. Тепловым на экспериментальном материале подтверждены высказанные идеи о музыкальном переживании, подчеркивается, что языком музыки является переживание музыки как выражение некоторого содержания. Способность эмоционально отзываться на музыку, согласно его теории, является центром музыкальности, в структуре которой синтетически слиты эмоциональные и слуховые моменты.

Используя категории «переживание» и «чувство» по отношению ко всем структурным сопоставляющим музыки (ладовое чувство, музыкально-ритмическая способность, музыкально-слуховые представления), а также к элементарным проявлениям слуха (чувство высоты, чувство интервалов), Б.М. Теплов подчеркивает эмоциональную природу всех музыкальных способностей, связывая, например, ладовое чувство непосредственно с эмоциональным переживанием. Музыка - искусство эмоционально-образное. Для начинающего слушателя эмоциональная сторона музыки и ее предметный первоисточник (природа, жизненные события и т.д.) неразрывно связанны. В процессе воспроизведения музыки они предстают в единстве. То есть постижение музыкального содержания школьниками кроется в единстве слуховых, зрительных, словесных, двигательных впечатлений на основе жизненных прообразов музыкального искусства и, прежде всего, его собственной речи и движения и в целом носит синкретичный характер. Синкретичность: взаимосвязь в сознании ребенка явлений жизни и искусства, зрительные, слуховые, вербальные, моторно-пластические впечатления.






2.1. Методы и приёмы активного слушания.

Современный взгляд на урок музыки все больше отстаивает то положение, что урок музыки, прежде всего, должен быть уроком искусства.

Процесс обучения на уроке музыки направлен на обогащение и пополнение музыкального опыта учащихся, а так же на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. "Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». (Китайская народная мудрость).

Основой воспитания у школьников музыкального вкуса, на мой взгляд, являются художественно ценные произведения и активная музыкальная деятельность, направленная на их освоение.

На своих уроках использую следующие методы и приёмы активного слушания музыкального произведения:

  • Метод моделирования художественно - творческого процесса.

  • Иллюстрирование музыкального произведения

  • Метод «пластическое интонирование»

  • Инструментальное музицирование

  • Графическое изображение мелодии.

  • Вокализация мелодии

  • Метод «Синквейн»

  • Метод образных ассоциаций

Опишу некоторые из них.

Метод моделирования художественно - творческого процесса.

Учащийся ставится в позицию творца - композитора, как бы заново создающего произведение.

Это прохождение и проживание пути рождения музыки, воссоздание её как бы «изнутри».

- Представьте, что вы композиторы и вам надо сочинить музыку утра.

Какой характер музыки вы выберете: песенный, танцевальный, маршевый? Почему? Лад. Темп. Тембр. Динамика. Регистр.

Данный метод направлен на повышение активного, деятельностного освоения произведения искусства.


Иллюстрирование музыкального произведения
(перевод музыки на язык другого вида искусств)

После прослушивания и анализа музыки «Утро» Э.Грига «перевести» его на язык красок и линий. Передать в рисунке динамические нюансы, тембры инструментов.

Создаётся план рисунка, обсуждаются краски будущей картины.

1. «Нежный свет». Музыка тихая. Один инструмент - один цвет: мягкий, тёплый, не яркий, нежный.

2. «Пробуждение». Музыка становится громче, больше инструментов, больше тембров - цвета более яркие.

3. «Восход солнца». Музыка громкая, играет целый оркестр. Краски яркие, насыщенные.

4. «Утренняя песнь». Музыка становится тише. Краски становятся мягче.

На следующем уроке учащиеся рассматривают иллюстрации и обсуждают «созвучие» музыки и красок, их выразительность.
Каждая картина несёт в себе отпечаток личности, оригинальности ребёнка.


Пропевание мелодии со словами или мелодекламация

Солнышко всходит,

И небо светлеет,

Природа проснулась,

И солнце взошло.


Приём «Синквейна»
(в переводе с французского «пять строк»)

1 строка - заголовок.
2 строка - два прилагательных.
3 строка - три глагола.
4 строка - фраза, передающая собственное отношение, настроение, чувства.
5 строка - вывод, одним словом или фразой.

Синквейн использую как индивидуальное задание и для работы в парах. Освоение всех шагов может быть постепенным. Обычно применяю на стадии рефлексии.


Например: Утро ранее, солнечное, летнее.

Начинается, встаёт, расцветает, сияет.

Радость, нежность, теплота.

Природа просыпается. Красота!





Считаю, что данные методы и приёмы позволяют создавать урок так, чтобы он воспринимался детьми как урок искусства.

Наблюдая за работой ребят на уроках я отметила, что они слушают и воспринимают музыку более адекватно, эмоционально, когда выполняют движение под музыку (пластическое интонирование) и ищут образные ассоциации. Поэтому именно эти методы считаю наиболее эффективными в развитии восприятия у учащихся.

3. Система работы по активному восприятию музыкального произведения младшими школьниками


На протяжении 6 лет я работаю по программе авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной. Считаю эту программу эмоциональной, обучающей, воспитывающей, несущей огромные возможности для развития творческого потенциала: как учителя, так и его учеников. Так как основой данной программы, является формирование музыкальной культуры, через введение школьника в мир тем и образов русской музыкальной культуры, в том числе и духовной, в контексте с мировой художественной культурой. Эта программа подразумевает работу над одним и тем же произведением в разных видах деятельности, а таким методам, как пластическое интонирование и ассоциация образов уделяется особое место.

Для себя, я определила следующие показатели развития восприятия музыкального произведения учащимися во время слушания:

1.Способность ребенка воспринимать музыкальное произведение осмысленно, эмоционально, ассоциативно.

2. Способность адекватно оценивать произведение искусства.

3.Выраженность эмоционально-личностных переживаний ребенка в творческих проявлениях.

Эти показатели легли в основу наблюдений и диагностики за развитием ребят.

Наблюдая за детьми, я отметила, что у учащихся 2 класса суждения о музыке схематичны, представления о средствах художественной выразительности фрагментарны, но при этом наблюдается стремление передать смысл произведения, опираясь на свои впечатления, опыт, фантазии. Дети еще затрудняются охарактеризовать средства музыкальной выразительности, его основную идею. Эмоциональное состояние проявляется не всегда адекватно тому содержанию и смыслу произведения искусства, которые вложил в него автор. Также я обратила внимание на то, что дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Но уже в 4 классе суждения о музыке более образное, наблюдается стремление ребят найти свое видение музыки отличное от других. Хотя эмоциональное состояние проявляется не всегда адекватно тому содержанию и смыслу произведения искусства, но эта работа будет продолжаться в среднем звене. Ребята находят и устанавливают связи между образом и выразительными средствами. В пластическом интонировании не ждут готового показа, а сами ищут способы выражения музыки.

Для выявления роста восприятия музыки учащихся я использовала тест (Приложение №1). Вот его результаты.


Считаю, что такие результаты произошли благодаря правильно подобранным методам и приемам для работы на уроке.

Каждый учитель по-своему решает, каким образом достичь поставленную перед собой цель. Я ее решаю так.

Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке в классе устанавливается непреложный закон: когда в классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки, даже если он знает, что после звучания музыки учитель задаст какой-нибудь вопрос и он уже готов на него ответить. И даже сформулировали его: «МУЗЫКА ЗВУЧИТ, В КЛАСЕ - ТИШИНА». При этом необходимо, чтобы ребята сразу поняли, что они должны выполнять этот закон не потому, что просто этого требует дисциплина, а, потому, что, когда звучит музыка, только внимательно следя за еѐ звучанием, можно глубоко воспринять еѐ и по-настоящему понять. Выполнять этот закон надо потому, что слушание музыки - это, прежде всего внимательное вслушивание в неѐ, а не игра в загадки-отгадки. Но и после того, как музыка отзвучала, руки не надо поднимать. Лишь спустя некоторое время задаю им вопрос, тем самым даю возможность прочувствовать и продумать услышанное - вот тогда можно поднимать руки. Так в классе воцаряется атмосфера, близкая к атмосфере концертного зала, у ребят быстро проявляются не только навыки внимательного слушания, но и любовь, и уважение к музыки.


3.1. Комплекс приемов по восприятию музыки на основе образов.

На мой взгляд, слушая музыку, ребенок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под ее влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создает уже его собственное творческое воображение. Воображение у ребят младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и "музыкальные картинки" они слушают с удовольствием. Их зрительные ощущения реализуются в рисунках, отражающих настроения, навеянные прослушанной музыкой, которые они рисуют прямо на наших уроках или является домашним заданием. Существует мнение, что дети легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программных названий. Однако, по-моему мнению, они легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. Я думаю, что ребятам не надо сообщать предварительно ее названия, с тем, чтобы они сначала определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей свое название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено. А уже после можно сравнить название произведения - композитора и свое. Часто на своих уроках практикую задание - дать название произведению. Это заставляет учащихся сосредоточиться, осознать самое главное. Такое задание обычно даю на незнакомом произведении. Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Например, пьесу Грига «Утро», ребята называли по-разному: «Ранняя весна», «Сказочная», «Рассвет». Плавно подвожу ребят к программному названию пьесы, при этом отмечаю правильность их названий - ведь весна это тоже утро, только утро года и они точно услышали самое главное в музыке. А вот начало пьесы М.П. Мусорского «Баба-Яга» вызвало у одного мальчика неожиданное, но вполне правомерное название « Паровоз». В музыке действительно слышится постепенное, как бы раскручивающиеся движение в начале пьесы, но середина, конечно, таких ассоциаций не создавала, т.к. в музыке явно чувствуется таинственнее, сказочное начало.

Глубоко убеждена - на уроках нельзя давать оценки и замечания типа «Не так», «Это ошибка», «Неверно», «Неправильно». Стараюсь дать почувствовать ребятам, как мне интересно их слушать, узнать их мнение. Учащимся приятнее услышать: «Кто думает иначе?», «У кого другое мнение?».

Также немаловажную роль играет идея сотрудничества педагогов и школьников на основе взаимного уважения и доверия.

Вербальное выражение художественных переживаний - это своего рода духовная исповедь, нередко вызывающая, особенно сначала, состояние волнения, некоторой неуверенности в себе. Перешагнуть этот барьер можно лишь в атмосфере доверия и доброжелательности. Только при таком отношении у ребенка может появиться потребность поделиться со своими эмоциями, чувствами. В этом помогают специально подобранные вопросы после или перед слушанием.

Вопросы после прослушанного произведения.

  1. Можно ли разговаривать молча? А можно говорит и не слышать друг друга?

  2. Сколько языков у человека? У природы?

  3. Что больнее - громкий плач или слезы, свернувшиеся внутри?

  4. Какое было настроение у автора. Когда он пмсал это произведение? Испытывали ли вы когда-нибудь такое же чувство, как в этой музыке и с чем это было связано?

  5. Как относится автор к своим героям? (следует разграничить интонацию героев и авторскую, поскольку они часто не совпадают)

  6. Какие чувства выразил композитор?

  7. Что напоминает вам звучание этой пьесы?

  8. Слышали ли вы подобные звуки в природе?

  9. Что нарисовала музыка, какое время дня?


Думаю, что такие вопросы направят урок на личностное слушание, т.е. не на то, какая музыка звучит, а какое настроение она у тебя вызывает.

Вся работа по развитию слуховых ассоциаций, на мой взгляд, должна быть организована через проблемно-поисковую деятельность при восприятии музыки. Для себя я определила следующие приемы.

Прием визуализации. Визуализировать - значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Перед применением этого приема предлагаю ребятам проблемную ситуацию.

Например, во 2 классе при знакомстве с балетом "Золушка" С.С.Прокофьева

-Вы оказались в сказке. Находитесь на балу, где танцуют Принц и Золушка (звучит "Вальс"). Что вы ощутили, какие чувства вызвала музыка?

- Счастье, праздник, радость, сияние, любовь и т.д.

- И в одно мгновение сказка исчезла. А вам так хочется остаться с теми прекрасными моментами из сказки и чтобы внутренне ощущение радости не покидало вас. Что вы будете делать, чтобы эти воспоминания остались с вами?

Учащиеся начинают рассуждать, искать ответы. В итоге приходят к выводу, что музыку можно выразить в движении, линиях, цвете и т.д. Предлагаю отразить внутренне ощущение праздника, счастья различными зрительными моделями:

  • спонтанное рисование;

  • цветовое и графическое изображение;

Данный прием позволяет визуализировать эмоциональное состояние, впечатления.

Слушая на уроке в 3 классе «Танец Анитры » из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт» . я выписываю на доске три женских имени Сольвейг, Озе, Анитра и говорю - догадайтесь, чей портрет звучит в данной музыке? Ребята практически всегда определяют безошибочно. Иногда дети приходят к очень интересным ассоциациям и говорят, что имя Анитра звучит как что-то хрупкое, треснувшее, а Сольвейг звучит как песня. Так музыка визуализируется с именем героя.

"А что же будет дальше?". Этим методом я воспользовалась при организации урока в 4 классе по теме "Выставка художественная и музыкальная" по музыке Мусоргского. Мы с ребятами выяснили, что на выставке посетители не только рассматривают ближайшие картины, но и обращают внимание на следующие экспонаты. Посетитель ещё издали может понять основное настроение последующих картин. Мы попробовали определить первоначальное настроение темы прогулки и сравнить с "Прогулкой" перед картиной "Богатырские ворота", и предположить настроение самой пьесы.

Для преодоления затруднений у учащихся при определении настроения в музыке можно использовать метод "Словарь". Вспомогательный материал для учащихся подготовлен по книге П.Г. Ражникова "Диалоги о музыкальной педагогике" и представляет собой список слов-настроений, к которому ребенок может обратиться при затруднении. Данный метод способствует расширению активного словарного запаса школьников.

Построение ассоциаций между новым и уже известным невозможно представить без вопросов: "Что это мне напоминает? На что это похоже?". Данные вопросы могут быть рассмотрены как часть методы "Из музыки в жизнь". Важно создать на уроке такие условия, которые помогут ребятам проверить правильность такого сиюминутного и порой внезапного сравнения.

Так слушая на уроке «Веселая. Грустная» Л. Бетховена ребятам задаю вопрос

- Было ли у вас такое настроение и с чем оно было связно? (звучит 1-ая часть произведения)

(когда день рождение, когда получаю 5, когда погода хорошая и можно гулять, когда каникулы).

Подвожу ребят к выводу, что такое настроение они испытывали всегда, когда им было радостно и легко.

- А такое состояние вам знакомо? (звучит 2-ая часть)

(когда болела, погода на улице дождливая, поссорился с другом)

-А почему вы вспомнили именно эти моменты своей жизни?

(потому что музыка была грустная, печальная).

Во время повторного прослушивания ребята придумывают название этому произведению. А домашним заданием было нарисовать обложку к этому произведению.

На наших уроках ребята рисуют часто и охотно. Но при этом обращаю внимание ребят на то, что все-таки главная музыка, а не рисунок. Поэтому необходимо, чтобы рисование проходило в тишине.

Главное, чтобы они не просто рисовали на заданную тему, а старались использовать те средства выразительности, которые соответствовали бы характеру музыки, поняли, что цвет в рисунке имеет большое выразительное значение: светлые тона соответствуют светлому, спокойному, нежному настроению музыки, темные - тревожному, таинственному, яркие, сочные - весѐлому, радостному характеру музыки.

Также использую для развития ассоциаций дидактические игры.

Например:

Игра "Узнай по описанию".

Задача: развитие музыкально-интонационного словаря, умение находить музыкальные аналогии.

Эту игру включаю на уроки-обобщения, так как она предполагает накопление музыкального багажа. Предлагаю детям выбрать карточку с названием музыкального произведения, которое ему хорошо знакомо. Далее предлагаю описать словами это произведение, чтобы другие дети могли его узнать в ряду прочих. Игра развивает внимание и учит анализировать, расширяет речевые возможности ребенка.

Игра "Если это..."

Задача: активизировать включение знаний и опыт учащихся, научить ребенка уходить от стереотипов.

На уроках при обсуждении прослушанной музыки иногда возникают ситуации, когда необходимо активизировать знания детей, полученные ранее. В этом случае всегда предлагаю поразмыслить, что станет с произведением, если в нем поменять звучание музыкальных инструментов или музыкальные средства выразительности. Суть игры заключается в том, что предлагаю учащимся взять из коробки карточку с изображением какого-либо объекта. Это могут быть уже пройденные на уроках музыкальные инструменты, название темпа или динамического оттенка. Учащимся предстоит под одну и ту же звучащую для всех музыку пофантазировать на тему: если это будет виолончель, то, как изменится данное музыкальное произведение, что оно будет напоминать. Облегченный вариант этого метода - карточки с названиями животных, растений, игрушек.

Игра «Копилка образов».

К услышанному музыкальному образу подбираются средства для его воплощения.


характер: светлый, задорный, звонкий, игривый, лукавый…
темп: подвижный, живой…
ритм: пунктирный, активный…
выразительные штрихи: стаккато...
регистр: меняющийся, от среднего к верхнему…


Такие игры помогают выстраивать полный музыкальный разбор произведения.













3.2 Комплекс приемов по пластическому интонированию, как активное средство восприятия музыки

Хорошо известно, как трудно детям воспринимать музыку, если просто пассивно ее слушать. Обогатить и активизировать процесс восприятия позволяет использование движений рук, тела, поэтому на своих уроках я часто использую такой метод как пластическое интонирование. Это позволяет удержать внимание, а, следовательно, и процесс восприятия, на достаточно стабильном уровне.

Пластическое интонирование, «дирижирование», движение, жесты, мимика детей, выражающая ощущение звучащей музыки, отношение к ней, является отражением слышимой ими интонацией в широком смысле слова. Например. Я часто даю на уроке следующее задание - как вы чувствуете характер произведения -покажите не словами, а движением.

Движения использую различные - это и гибкое нисходящее движение руки, и имитация игры на музыкальных инструментах в характере музыки, и покачивания корпусом и произвольные пластические этюды. Это помогает ребятам ощутить протяженность фразы, почувствовать в пульсации характер того или иного произведения, показать особенности развития, развертывания музыки, а также проявить себя в творческом поиске.

В процессе работы я обратила внимание на то, что дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем сами его придумывают. Поэтому, я считаю, лучше ограничиваться только намеками и подсказками, способными помочь ребенку.

Например. Работа над пьесой Э. Грига «Утро»

- Перед тем как в классе прозвучит одно из самых замечательных произведений Э. Грига «Утро», я сыграю вам небольшую интонацию. Мы постараемся в самой маленькой частице этого произведения почувствовать характер целого произведения. Как вы чувствуете характер этой интонации - покажите не словами, а движением. Покажите рукой фразировку.

- Плавная. Нежная. Тоненькая, ласковая.

- А сейчас я сыграю целую тему. Как вы думаете, такое в ней движение (складываю ладони вниз и внутрь). Или такое? (Распахиваю руки).

- Послушайте теперь самое начало этой музыки и постарайтесь дать ей название.

- Кому понравилась музыка? Какое бы вы дали ей название?

Ребята дают название произведению. Если никто не говорит об утре, то необходимо подвести их к этому образу.

- Вы показали, что эта музыка как бы распускается. Что напоминает вам эта музыка?

- Цветок распускается, раскрывается. Солнце встает.

- Да Э. Григ назвал это произведение «Утро».

- Кто бы еще раз хотел послушать эту музыку. Закройте глаза, не мешайте друг другу.

Мой опыт работы показывает, что наиболее эффективными являются следующие способы применения музыкально-ритмических движений:

.1. Свободное дирижирование. С первых уроков музыки ребята учатся откликаться на дирижерские жесты учителя. Предлагая детям почувствовать себя в роли дирижера, рекомендуем им дирижировать сначала собственным пением, выделяя логические ударения в тексте, кульминации в музыке, передавая жестами характер песни - штрихи, динамику, особенности метра. По мере накопления опыта «свободного дирижирования» дирижерам-солистам вполне по силам управлять исполнением небольших пьес и песен, составляя при этом свой «исполнительский план».

Так как учитель не может выполнять функции концертмейстера и дирижера одновременно, его может заменить наиболее удачный «дирижер» из класса. Процесс выбора дирижера из учеников класса носит очень сильный воспитательный характер. Ребята обсуждают качество «дирижирования», понятность жестов, умение подсказать вовремя слова и другие дирижерские «хитрости». Такое обсуждение способствует осознанному, осмысленному исполнению произведения всем коллективом класса.

Во время слушания музыки можно использовать коллективное дирижирование небольших инструментальных пьес типа «Сладкая греза» П. Чайковского, «Мелодия» А. Рубинштейна, Прелюдии № 7, № 20 Ф. Шопена. При этом не следует добиваться точного подражания дирижерской схеме, дирижирование должно быть действительно свободным и передавать в жестах эмоциональное содержание музыки.

2. Имитация игры на музыкальных инструментах. Движениями дети могут сопровождать звучание пьес с ярко выраженным тембровым звучанием каких-либо музыкальных инструментов. Так, прослушивание вариаций на темы русских народных плясовых песен «Светит месяц», «Калинка» в исполнении оркестра народных инструментов может быть «проинтонировано» движениями рук, имитирующими игру на балалайке, баяне, гуслях. Причем смена движений должна быть связана с определением детьми на слух вариационного принципа развития этой музыки. Двигательная активность дает выход эмоциональному напряжению, возникающему в процессе слушания музыки, позволяет детям свободно выразить свое ощущения.

4. Интонационно-образный строй музыки, имеющий яркий изобразительный характер, также может служить поводом для исполнения детьми пластических этюдов.

Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка - движение». Известный швейцарский педагог Э.Жак-Далькроз разработал систему ритмического воспитания детей, а преподаватель Иерусалимской академии Вероника Коэн - считает пластическое интонирование на уроке музыки, основой развития музыкального слуха посредством движений.

Особенно заинтересовал меня прием «Зеркала», который разработала В.Коэн. Суть ее в том, что руки - это зеркала, в которых отражается музыка. Руки учителя, а затем и ребят, рассказывают гораздо больше, чем обычные слова. Всё ярче проявляется мудрость «Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются». Применяя ее на уроке, всегда отмечаю, что ребята с удовольствием работают, и при этом активизируется сам процесс слушания, т.к. требует вслушивания.

Однако, сначала возникли трудности для ребят, но в начале, конечно для меня, как учителя. Одна из них - уход от традиционного дирижирования в так называемое свободное. Показ рукой движение мелодии, кульминации фраз, настроение музыки, звуковедение - это обычные задания, которые я применяла на своих уроках, но всего этого не достаточно для того, чтобы «рассказать» руками - зеркалами то, о чём идёт речь в музыке. Жестов катастрофически не хватает. Необходимо было накапливать жесты.

Эти этюды-упражнения на уроке используются мной как своеобразные музыкальные переменки.



В начале использую упражнения без музыкального сопровождения

Пальма

Цель. Развивать умение напрягать и расслаблять попеременно мышцы рук в кистях, локтях и плечах.

Ход игры. «Выросла пальма большая-пребольшая»: правую руку вытянуть вверх, потянуться за рукой, посмотреть на руку. «Завяли листочки»: уронить кисть. «Ветви»: уронить руку от локтя. «И вся пальма»: уронить руку вниз. Упражнение повторить левой рукой.

Снежная королева

Цель. Развивать умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, координировать движения.

Ход игры. Сначала педагог, в дальнейшем ребенок превращается в «Снежную королеву» и начинает постепенно «замораживать» других детей:

называет при этом определенные части тела (правая рука, левая рука, левая нога, правая нога, корпус, голова), соответствующие мышцы напрягаются. Дети превращаются в ледяную скульптуру, которая начинает медленно таять под лучами солнца (расслабляются шея, руки, корпус, ноги).

Только после накопления жестов можно перейти к воспроизведению собственных зеркал.
Удобнее начинать с ярких образных мелодий. Не следует забывать о том, что это не только продолжающийся процесс накопления жестов, но обогащение эмоционального слухового опыта ребёнка. Не стоит требовать от ребят запоминания авторов фрагментов, но озвучивать их нужно хотя бы для того, чтобы пополнялся багаж знаний.

Марионетки

Цель. Развивать умение владеть своим телом, ощущать импульс.

Ход игры. Дети стоят в основной стойке. Педагог исполняет, например, «Испанские марионетки» Ц. Кюи или «Танец марионеток» Т. Остена. При соответствующем акценте, например на сильную долю, дети должны очень резко, импульсивно принять какую-либо позу, а затем резко ее поменять. В упражнении должны участвовать все части тела.

Кто на картинке?

Цель. Развивать умение передавать образ живых существ с помощью пластических выразительных движений.

Ход игры. Дети разбирают карточки с изображением животных, птиц, насекомых и т. д. Затем по одному передают в пластике заданный образ, остальные отгадывают его. На нескольких карточках изображения могут совпадать, что дает возможность сравнить несколько вариантов одного задания и отметить лучшее исполнение. В качестве музыкальных иллюстраций можно использовать следующие произведения: «Ежик» Д. Кабалевского, «Вальс петушков» И. Стрибогга, «Мишка» Г. Фрида, «Медведь» Г. Галынина, «Курочка» Н. Любарского, «Киска» В. Калинникова, «Воробей» А. Руббаха, «Козел» Ю.Некрасова.


В «Детском мире»

Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Ход игры. Дети распределяются на покупателей и игрушки, выбирают ребенка на роль продавца. Покупатели по очереди просят продавца показать ту или иную игрушку. Продавец заводит ее ключом. Игрушка оживает, начинает двигаться, а покупатель должен отгадать, что это за игрушка. Затем дети меняются ролями. Можно использовать следующее музыкальное сопровождение: «Марш деревянных солдатиков» П. И. Чайковского, «Микки-Маус» М. Шмитца, «Марш веселых гномов» А. Абрамова, «Слон танцует» А. Зноско-Боровского.


Следующий вид развития двигательных способностей связан с музыкально-пластическими импровизациями. С их помощью ребенок может передавать в пластически свободных образах характер, настроение, а также драматургию музыкальных произведений.


Первая потеря

Цель. Развивать образное мышление, вводить элементы перевоплощения, учить искусству переживания.

Ход игры. Ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, отвечая на вопросы: кто, где, когда, почему, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему. Музыкальное сопровождение: «Первая потеря» Р. Шумана

(«Альбом для юношества»).

В стране цветов

Цель. Развивать эмоциональность, отзывчивость, творческое начало.

Ход игры. В стране цветов - праздничный бал. Каждый цветок импровизирует свои движения, выражая общее радостное настроение. Музыкальное сопровождение: «Подснежник» из цикла «Времена года», «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.





У волшебницы Анитры

Цель. Развивать воображение и фантазию, учить создавать образы с помощью выразительных движений.

Ход игры. В далекой и таинственной стране, где властвует прекрасная Анитра, она и ее подданные завлекают и заколдовывают путников, случайно попавших в эту страну. Музыкальное сопровождение: «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.




















4. Заключение.

Таким образом увлечь, заинтересовать ребенка, сфокусировать его внимание на «объекте», наверное, одно из главных условий развития способности восприятия.

Работая над этой темой, я пришла к выводу, что невозможно понимать музыку, изучать шедевры мировой музыкальной классики, не погружаясь в неё полностью. И учить этому надо с самых первых занятий. "Если в раннем детстве", - писал В.А. Сухомлинский - "донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство".

Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий; почти все его интересует, привлекает внимание. Этим "рычагом", созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении вообще и на музыкальных занятиях в частности. Здесь много такого, что естественным образом пробуждает любопытство ребенка. Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, разнообразные явления и картины природы; она может веселить или печалить, под нее можно танцевать, маршировать, разыгрывать разные сценки "из жизни" и т.д. Убежденна - учителю надлежит раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности музыки - в этом, собственно, одна из главных целей музыкального воспитания, равно как и формирование-развитие способности воспринимать музыкальные явления.

Для создания урока-искусства выдумка, творческая фантазия и изобретательность учителя-музыканта ничем не ограничены, кроме, естественно, здравого смысла, практической целесообразности и профессиональных действий педагога. Главное, чтобы методы и приемы, которыми пользуется педагог, вызывали интерес учащихся - и не только вызвать интерес, но и поддерживать его в течение нужного времени, - необходимые предпосылки для успеха будут созданы.

В заключение хочу отметить, что развивать способность адекватно воспринимать музыку необходимо у всех детей без исключения, не деля их на более или менее одаренных, музыкально-восприимчивых и т.д., главное же - создать условия для всестороннего развития каждого учащегося - развития его художественно-образного мышления, эмоциональной сферы, вкуса, эстетических потребностей, интересов и др.

"Восприятие искусства требует творчества, потому что недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения, необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство". (Выготский Л. С.)

















5. Список литературы.

1.«Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования»,

2.Борев Ю. Б. Эстетика. В 2-х т. Т. 1 - Смоленск: Русич, 1997. - 576 с.)

3.Теплов Б.М. «Психологические вопросы художественного воспитания». // Известия АПН РСФСР. - М. -Л., 1947, вып.11).

4.Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей».// Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961, с.55.

5.Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности № 2121 "Педагогика и методика начального обучения" / под ред. М. В. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 256 с.

6.Попова Т. В. Ассоциативный эксперимент в психологии: учебное пособие / Т. В. Попова. - М.: Флинта: МПСИ, 2006. - 12 с.

7.Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике/ В. Г. Ражников. - М.: Классика - ХХI, 2004. - 136 с.

9.Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. / Е. А. Смолина. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 128 с.

10.Юсфин А. Г. Музыка - сила жизни / А. Г. Юсфин. - СПб.: Аюрведа Плюс, 2006. - 260 с.

11.Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. В 2-х книгах. Кн. 2. Интонация. - Л., 1963. - 212 с.

12.Кадобнова И.В., Критская Е.Д. Музыка в движении // http:arsl.ru

13.Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника // http:library20.info

14.Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. - М.: изд. центр «Академия», 1998. - 136 с.



Приложения.

Приложение №1.

Тест

Если бы у вас был выбор, то вы бы предпочли?

1.

а) слушать музыку 0

б) сочинять музыку 2

в) пересказывать содержание друзьям 1

2.

а) выступать в роли композитора 2

б) выступать в роли слушателя 0

в) выступать в роли критика 1

3.

а) рассказывать всем о прослушанном на уроке 0

б) не рассказывать об это никому 1

в) прокомментировать то, что прослушал 2

4.

а) придумывать новые темы сочинений 2

б) писать, используя испытанные темы 0

в) искать темы хорошо раскрытые в музыке 1

5.

а) исполнять указания учителя 0

б) давать поручения одноклассникам 2

в) быть помощником учителя 1

6.

а) работать на уроке каждому за себя 2

б) работать на уроке, где можно проявить себя 1

в) работать всем классом 0

7.

а) смотреть интересный фильм дома 1

б) читать книгу 2

в) проводить время в компании друзей 0

8.

а) думать, как написать красивое сочинение 2

б) обсуждать с друзьями, как написать красивое сочинение 1

в) слушать красивую музыку 0

9.

а) написать музыку всем классом 0

б) написать музыку вместе с другом 1

в) написать свою музыку 2

10.

а) отдыхать на самом лучшем курорте 0

б) отправиться в путешествие на корабле 1

в) отправиться в экспедицию с учёными 2

Выводы: Результаты данного теста выделяют три уровня развития творческих способностей в аспекте восприятия музыки учащимися: низкий от 0 до 1 балла; средний - от 1 до 1,5; высокий - от 1.5 до 2 баллов.


Приложение №2.

Фрагменты уроков, составленных по программе Г.П. Сергеевой «Музыка в начальной школе», где может использоваться метод пластического интонирования.

Тема урока во 2 классе: «Портреты в музыке»

При прослушивании пьесы «Баба-Яга» П.И. Чайковского из Детского альбома.

Ход фрагмента урока:

У: Давайте на миг превратимся в танцоров балета. Что такое балет, я думаю, вы прекрасно помните. Кто хочет напомнить? ( На экране появляется термин «балет» и его объяснение).

Д: Балет - это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют.

У: Верно. Содержание балета танцоры передают через мимику, пластику, движения рук, ног, танцевальные движения. Какие жесты, движения руками мы могли бы использовать, чтобы еще полнее раскрыть образ Бабы-Яги?

Какими должны быть движения наших рук: плавными или резкими? И как мы при этом будем держать ладошку: округло, сожмем в кулачок или может быть лучше растопырить пальчики? Как вы думаете? Давайте попробуем смоделировать!

(Моделирование и пластическое интонирование).

Д: Движения должны быть короткими, острыми, резкими. Ладошку лучше растопырить, так как Баба-Яга должна всех напугать.

У: Давайте попросим наши ручки поработать. Не забывайте: руки должны быть выразительными! Прошу вас встать.

(Пластическое интонирование).

У: Как вы все старались! Молодцы! А теперь давайте попробуем соединить наше пение с пластическим интонированием (пропевание пьесы на слова В.Лунина).

(Исполнение фрагмента пьесы с пластическим интонированием).

У: Всем спасибо! Молодцы! Вам удалось понять и передать характер Бабы-Яги.

Тема урока во 2 классе: «Музыкальные инструменты»

Знакомство с музыкальным инструментом - гусли при слушании р.н.п. «Как под яблонькой» и при звучании «Былинных наигрышей»

Ход фрагмента урока:

У: А сейчас прозвучит музыкальное произведение и вы вместе с музыкантами будете исполнять его на воображаемом музыкальном инструменте, а я посмотрю - узнаете ли вы его голос? (звучит импровизация на тему русской народной песни «Как под яблонькой», дети вначале изображают игру на балалайке, затем некоторые узнают гусли, вместе приходят к общему выводу - гусли).

У: Как звучали гусли, какую мелодию они исполнили?

Д: Гусли звучали так же, как свирель - звонко, задорно, весело, они исполнили плясовую мелодию, но по-другому.

У: Почему?

Д: Звучание было похоже на голос балалайки, ведь гусли тоже - струнный инструмент.

У: А что вы мысленно делали со струнами, когда воображали игру на гуслях?

Д: Перебирали, ударяли по ним, отщипывали струны.

У: Значит гусли - струнно-щипковый инструмент (зрительный ряд - слайды).

Возьму гусли звонкие, да настрою гусли на старинный лад.

Синему морю на тишину, а всем добрым людям на послушание.

У: Звучит ли в этих словах музыка? ( дети размышляют о том, что эти слова звучат как старинный напев - неторопливо, широко, распевно, протяжно, почти как песня) Похоже ли это повествование на мелодию, которая сейчас прозвучит?

(звучат «Былинные наигрыши»)

Учитель предлагает учащимся изобразить игру на музыкальном инструменте (имитация перебора струн помогает детям безошибочно узнать музыкальный инструмент - гусли).

Урок в 4 классе по теме «Ф. Шопен. Образы фортепианной музыки: прелюдия, этюд» раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»

Ход фрагмента урока:

У: Сегодня мы познакомимся с музыкой польского композитора Фридерика Шопена. А именно с его двумя прелюдиями - №7 и №20. Всего у Шопена 24 прелюдии. И каждая из этих прелюдий настолько выразительна по музыке, что нередко рождает у слушателя яркие, почти зримые образы. Но эти произведения не имеют названий. Они не программные произведения. Но, оказывается, программа все-таки была и об этом стало известно от учеников Шопена, названия которых, он сам говорил. Сейчас мы послушаем Прелюдию №7 Ф. Шопена. Какое название вы дадите этой прелюдии?

Звучит Прелюдия №7 Ф. Шопена.

Д: «Мечтание», «Вдохновение», «Танец»…

У: В этой прелюдии можно услышать танцевальность. И это не случайно. Сам Шопен назвал ее «Польская танцовщица». Здесь можно услышать полет танцовщицы.

(Затем учитель предлагает ребятам движениями рук показать характер, движение мелодии этой прелюдии. Этим самым дети должны почувствовать музыку. По движениям рук учащихся можно определить степень углубленности, остроты восприятия музыкального сочинения и отдельных его выразительных особенностей.)

У: А сейчас мы послушаем Прелюдию №20 этого же композитора - Ф. Шопена. Какое же название вы дадите этой прелюдии?

Звучит Прелюдия №20 Ф. Шопена.

Д: «Грусть», «Дума», «Печальная история»…

У: Эту прелюдию Шопен назвал «Траурным маршем» и это ясно слышно в музыке - четырехдольный размер, пунктирный ритм. В этой прелюдии всего 12 тактов, но в ней большой трагизм, глубина чувств. Рассказывают, что однажды Шопен стоя у окна, вдруг увидел в конце улицы похоронную процессию. Она медленно последовала мимо окна и постепенно удалилась. Правда это или вымысел - сказать трудно. Но, как бы то ни было, нельзя оставаться равнодушным, когда слушаешь эту музыку. О том, что процессия ушла - это слышно в самой музыке.

(Затем учитель также предлагает ребятам движениями рук показать весь замысел этого произведения)

Урок во 2 классе по теме: ««Балло» означает «Танцую»

Знакомство с балетом Прокофьева «Золушка» («Вальс и полночь») второклассники могут выступить либо в роли дирижеров симфонического оркестра, или - в роли часов, бесстрастно отбивающих 12 ударов.



Приложение №3.

Игры, направленные на развитие пластических движений и накопления ассоциаций.



Музыкальная игра «Осень»

Цель: развитие простейших пластических движений, умения передать образ.

Ход игры: Звучит песня «Падают листья» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен).

Педагог: «Представьте себе, что наступила осень, листья на деревьях стали желтыми, красными. Внезапно подул сильный ветер, сорвал с ветки листья, и они плавно закружились в воздухе, опускаясь на землю. А теперь представьте, что эти листья - это вы. Попробуйте передать с помощью движений рук кружение листьев».

Дети танцуют под музыку.


Игра «Весёлый звукоряд»

Цель: развитие коммуникативных навыков, формование быстроте реакции, снятие напряжение.

Ход игры: Собрать 2-3 команды детей по 7 человек, раздать карточки, на которых написаны названия нот, под весёлую музыку дети веселятся, скачут, прыгают между собой на полянке, с окончанием музыки необходимо быстро построится в свои команды, главное встать по порядку: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Побеждает команда, которая построится быстрее. Игру можно повторить 2-3 раза.

Это даёт возможность не только подвигаться, но и запомнить ноты по порядку. Можно использовать на уроке вместо физ.минутки.

Игра на развитие памяти «Повтори ритм»

Цель: Развитие ритмического слуха, памяти.

Ход игры: Под музыку «Гопака» М.П.Мусоргского из оперы «Сорочинская ярмарка» педагог ногами показывает ритмический рисунок, притопываю на одном месте 1 фразу. На 2 фразу дети повторяют движения в нужном ритме. Освоив ритм, можно передавать его хлопками, шлепками, на ударных музыкальных инструментах.

Игра «Отгадай по какому предмету стучу?»

Цель: развитие умения различать и соотносить музыкальные и шумовые звуки, тембрового слуха.

Оборудование: Стол, ширма, стакан с горохом, деревянные палочки, треугольник.

Ход игры: На столе за ширмой лежат предметы.

Педагог: Надо музыку послушать,
Инструменты подобрать,
Их звучание запомнить
И по тембру различать.

Дети слушают и запоминают на слух звуки, издаваемые мза ширмой, затем слушают музыкальные произведения: «Смелый наездник» Р. Шуман, «Сарабанда» А.Корелли, «Галоп» Ж. Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду».

При повторном слушании музыкальных пьес они сопровождают их звучание ритмичным постукиванием палочек, встряхиванием гороха, ударами в треугольник. Шумовое озвучивание соответствует характеру произведений.

Игра «Найди свой цвет»

Цель: развитие умения анализировать, сравнивать.

Оборудование: карточки синего, красного, жёлтого, зелёного цветов.

Ход игры: Дети слушают музыку спокойного характера. В начале каждого музыкального построения учитель поднимает карточку какого-либо цвета и держит её до следующего построения (части, предложения, фразы). Дети, у которых в одежде встречается данный цвет, встают и садятся, поднимая карточку другого цвета.

2 вариант: Слушая музыку, дети поднимают карточки, разного цвета, в связи с изменением характера, таким образом, учатся определять построение музыкального произведения (2, 3-частную форму).


Игра «Где бывали?»

Цель: развитие воображения, ассоциативного мышления.

Ход игры: Для проведения игры может быть использована народная, современная, классическая в оркестровом или вокальном исполнении.

Прослушав музыкальное произведение, дети делятся на 2-4 подгруппы и расходятся, чтобы сообща придумать рассказ в соответствии с жанром, стилем, характером музыки.

Рекомендуемые произведения:

  • Ф. Шуман. Грёзы

  • С. Рахманинов. Вокализ

  • К. Сен-Санс. Лебедь

  • Н.А. Римский-Корсаков. Пролог из оперы «Снегурочка»

  • Э. Григ. Утро

  • П.И. Чайковский. Симфония № 1

Приложение №4.

Задания направленные на развитие образного мышления и накопление жестов для пластического интонирования.

Задание 1.

Изобразительное воплощение музыкальных или словесных текстов - передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа ( например: «Какой краской, музыкальной интонацией можно воплотить зависть, хитрость, ложь или же доброту, нежность, мужество, радость и т. п.?»; «Чем отличаются интонации и краски добра и зла, веселья и печали; тембры звуков, мажорный и минорный лады?»).

Задание 1.

Изобразительное воплощение музыкальных или словесных текстов - передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа ( например: «Какой краской, музыкальной интонацией можно воплотить зависть, хитрость, ложь или же доброту, нежность, мужество, радость и т. п.?»; «Чем отличаются интонации и краски добра и зла, веселья и печали; тембры звуков, мажорный и минорный лады?»).

Задание 2.

Передать изменяющийся несколько раз на протяжении одного задания темпоритм музыки - игра «ускоряет - замедляет».

Задание 3.

Найти цветовое выражение эмоциональной программы данного музыкального произведения, создать пластический образ человека.

Задание 4.

Подобрать музыкальный инструмент для изображения пения птиц, злого дракона, гудка паровоза и придумать соответствующую мелодию.

Задание 5. Варианты цветового моделирования музыки:

  • составить цветовую композицию из предложенных учителем цветов;

  • стать художником и с помощью волшебных красок нарисовать музыку самостоятельно придуманными цветами;

  • создать картину с использованием сочетания заданных и придуманных цветов;

  • зафиксировать в красках процесс движения, развития музыкальных образов, т.е. смоделировать произведение как интонационный процесс с использованием цветных карточек.

Задание 6. Варианты графического моделирования музыки.

  • оформление индивидуальных впечатлений в целостную художественную форму-конструкцию;

  • особое положение линий, отражающих регистр звучания;

  • преобладание восходящих или нисходящих штрихов, воплощающих направление мелодического движения, темп, характер развития;

  • нажим карандаша, обусловленный динамикой, ритмической пульсацией, акцентами и т.д.

Задание 7.

Словесное рисование (например: «Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?»). Поэтическое моделирование пейзажей, портретов героев, интерьеров места действия. Сочинение литературных портретов к изучаемым музыкальным произведениям. Описание природы и внешнего облика персонажей в программных музыкальных произведениях.

Задание 8.

Музыкальное рисование, суть которого состоит в формировании умения охарактеризовывать с помощью музыкальной интонации облик персонажа, его эмоциональное состояние.

Также интересны следующие задания:

  • изобразить с помощью доступных музыкальных инструментов (фортепиано, колокольчик, треугольник, металлофон, ударные и др.) движение поезда, топот коня, падение тяжелого предмета, полет и жужжание пчелы, чирикание птиц, падающие капли дождя;

  • мелодизировать стихотворение и прозаические тексты;

  • придумать соответствующую интонацию, музыкальную фразу, которые могут послужить своеобразным эпиграфом к литературному произведению;

  • подобрать звуки, пропущенные в мелодии;

  • сочинить подголоски к песне (попевке) в соответствии с ее образно-поэтическим содержанием.








Приложение №5


Урок в 5 классе

1 четверть, 6 урок.

Тема: «Фольклор в музыке русских композиторов »

Цель: формировать интерес к народному фольклору в русской классической музыке через музыкальный и литературный образ кикиморы.

Задачи:

1.Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

2. Познакомить учеников с русским композитором - А.К.Лядов (1855-1914) и его музыкальным произведением «Кикимора»

3. Познакомить с понятием «программная инструментальная музыка»

4. Развивать умение слышать музыку, анализировать её

5. Развивать ассоциативное мышление.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Пожелание друг другу хорошего настроения.

Учитель: Я желаю, чтобы вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями.

Просмотр фрагмента сказки «Там, на неведомых дорожках».

Учитель: Каких знакомых героев вы увидели? (Баба яга, Кикимора, Ваня.)
- Как вы, ребята, думаете, о чем и ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? (Ответы детей.)

Учитель: Конечно о сказочных героях, о сказке.

2. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, к какому жанру относятся сказки, былины, сказания(фольклор)

Давайте вспомним, что такое фольклор? - ответы детей. Фольклор - устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности. От английского слова - folklore - «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращаются к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям. И не случайно мы сегодня с вами будем говорить о композиторе А.Лядова. Ведь основу его творчества, составляют симфонические миниатюры на сюжеты русского фольклора. А.К.Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире, Лядов был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.
Большой популярностью Лядова пользовались три тетради «Детских песен», в основу их легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.
Сказочные мотивы особенно ярко проявились в позднем творчестве Лядова. Волшебный мир сказки вдохновлял его. Лядов говорил: «Дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

- Какой еще композитор обращался в своем творчестве к сказкам?(Н.А. Римский -Корсаков)

Учитель: Сегодня мы познакомимся с симфонической миниатюрой «Кикимора», но сначала выполните задание: надо из предложенных букв составить названия инструментов и разделить их на 2 группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, а в другой народного.

- Молодцы

- А вы знаете кто такая Кикимора? (Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора - вредная, относится к отрицательным героям).

- А вот как в энциклопедии описывают ее - «кикимора или шишимора, маара - злой дух, малютка-невидимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и тканием»

- Сюжетом для Кикиморы послужили различные поверья из славяно-русского народа. Лядов взял рассказы о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

- Давайте прочтем в учебнике народное сказание и Кикиморе.

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Учитель: Давайте попробуем с вами пофантазировать.

1-ая группа(композиторы). Вопросы на листках.(Сколько частей было в вашем произведении? Какая мелодия? Какие инструменты выбрали бы? Характер музыки?). В придумывании музыки к этому сказанию вам помогут конверты на столе.

2-ая группа (художники). Подбирают цвет для характеристики эпизодов сказания.

3-ая группа (пантомима). С помощью движений рук, тела изобразить героев сказания.

Ответы детей.

Учитель: Хорошо, а вот как услышал это сказание А.К. Лядов. Такую ли вы музыку слышали внутри себя?

Слушание музыки.

Учитель: Понравилась ли вам эта сказочная картинка?

Учитель: - Ребята, а если бы мы не знали сказание, которое вдохновило А.К. Лядова на сочинение этого произведения, понять о ком пойдет речь? (нет). Почему?

- Конечно, мы могли бы только почувствовать характер, настроение музыки.

- В основе «Кикиморы» лежит народное сказание.

- Музыкальное произведение, в основе, которого есть определенный сюжет или название называется программным. Здесь видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам удивительный, сказочный образ.

Учитель: Скажите, а музыка сразу нам стала рисовать саму Кикимору? (ответы детей)

Слушание фрагмента, где звучит челеста.

Да, Лядов. музыкой рисует нам царство, в котором растет маленькая вреднючка - волшебное царство Кудесника.

Учитель: Что напоминает эта часть музыки?

Слушание. (колыбельная).

- Мягкая, напевная мелодия, которую ведет английский рожок, которую поет Кикиморе кот-баюн.

Показ слайда с изображением английского рожка.

Учитель: А всегда музыка звучит убаюкивающе? (нет)

Слушание фрагмента

- На что она похожа?( как будто раздаются беспокойные, резкие выкрики Кикиморы)

- Какие инструменты услышали?

Учитель: А вот и сама Кикимора. Слушание второй части картины.

- Какая она? Попробуйте описать используя слова, которые у вас на листках. (Ответы детей).

Учитель: А кто обратил внимание, как закончилось это произведение? (Как будто чей--то визг).

- Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора.

Учитель: - Ребята, а интересно было бы жить если не было сказок? - - Ребята, а все ли из вас верят в сказки?

- Да, наверное есть ребята, которые не верят в сказочных существ, в чудеса. Так и в песне, которую мы с вами учили в 4 классе. Сейчас прозвучит аккомпанемент этой песне - узнайте ее.

- Правильно это Песня-спор. Из какой сказки эта песня? Кто из героев этой сказки верит в сказки, а кто нет. Какие интонации будут у Маши? У Вити?

Г.Гладков «Песня - спор».

Сейчас я спою эту песню, а вы пропойте вместе со мной про себя, при этом открывая рот. (Исполнение).

- Вы заметили, что слова куплета похожи на скороговорку? Давайте проговорим их, четко проговаривая слова. (Проговариваем 1 куп.).

- А сейчас пропоем.

- Одинаково ли звучат куплет и припев? Куплет - танцевальные интонации, припев - песенные. (Исполнение).

-Давайте сейчас споем по ролям. Мальчики - твердо, уверено. Девочки - мягко, уговаривая. (Итоговое исполнение).

Учитель: Молодцы. В конце урока предлагаю вам тест.

Тест-викторина (приложение №2)

- Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам.

Программная музыка - злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.


Колыбельная - инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.

Кикимора - устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности.

Кто автор произведения «Кикимора» - сказание

Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова? - А.К. Лядов

Фольклор - тихая, плавная, певучая мелодия

Домашнее задание: выполните рисунок, понравившегося фрагмента симфонической картинки «Кикимора» и сочините синквейн к этому произведению.

















ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.


Приложение №1.












КРИСКАП

НАЯБ

АБТРУ

ФРАА

ИЛСГУ

АБЛАБААЙК



Симфонический оркестр

Народный оркестр

Приложение №2.

Программная музыка

злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.

Колыбельная


инструментальная музыка, в основе которой лежит конкретный сюжет или образ.

Кикимора

устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности

Кто автор произведения «Кикимора»

А.К. Лядов

Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?-

тихая, плавная, певучая мелодия


Фольклор

сказание


Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют определениям.





35


© 2010-2022