- Преподавателю
- Музыка
- Конспект к уроку жанры народных песен
Конспект к уроку жанры народных песен
Раздел | Музыка |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Халилова А.А. |
Дата | 19.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
4 урок.4 класс.
Тема: Жанры народных песен, их интонационно - образные особенности. «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
Цель:
1.Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен
2.Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально - эстетич6еский отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.
3Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.
4.Воспитать музыкально - эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.
Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.
Тип урока: комбинированный.
Музыкальный материал: вокальная работа «А мы просо сеяли», песни по жанрам: колыбельная «Ай баю, баю, баю», лирическая «У зори-то, у зореньки», солдатская «Солдатушки, бравы ребятушки», хороводная «Милый мой хоровод», трудовая «А мы просо сеяли, сеяли!»
Оборудование: слайды по теме, проектор, экран, фортепиано.
Ход урока:
№ этапа урока
Содержание
Примечание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Организационный момент
а) Приветствие
б) Слово учителя:
Ой, вы детушки-ребятушки.
Молодые мои отроки!
Вы послушайте внимательно
Быль старинную, правдивую.
Как жила-была святая Русь
Племенами да общинами,
Как молилась Красну Солнышку
Да Сырой землице-Матушке…
Учитель: Кто жил на Руси племенами да общинами, и молился Красну Солнышку…
(ответы детей)
Введение в новую тему:
Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.
Древние славяне не могли объяснить причин многих природных явлений, поэтому они считали, что всеми этими явлениями (движением солнца и луны, дождём. Громом, бурей и т.д.) управляют сверхъестественные силы-боги, и низшие существа - духи.
- Мы с вами отправимся на «Планету славян»., где мы узнаем о необыкновенно- загадочной жизни славян.
-Наши предки никогда не оставались одни, потому что где бы они не были, их всегда сопровождали добрые и не очень добрые боги, шумные и незаметные духи. У земли, у ветра, у дождя, у солнца спрашивали совета славяне. И надо отдать должное нашим далёким родственникам: со всеми они находили общий язык, всех умели уважить.
Как только поднималось солнышко, славяне говорили, что это сам Даждьбог, а в руке держит огромный щит, от которого исходит яркий свет.
Верили славяне, что солнце всё видит и хорошие поступки , и плохие. Доброго человека солнце обогреет, а плохого огненным светом опалит.
Помогает Даждьбогу бог-громовик Перун,ведь это он тёмные тучи, что грозят скрыть солнышко, стрелами - молниями поражает. Пройдёт гроза и легче становится дышать. Поговаривали, что от молний- Перуна вся нечистая сила погибает, а живая вода на землю дождём проливается. Радуется мать-земля новой жизни: зеленеет трава, весь мир возрождается.
-А затем бог-ветер Стрибог своим могучим дыханием развеет ослабевшие облака. Хороши славянские боги! Но если умилостивить их, они разгневаются на людей, ужасную беду принесут : солнце выжжет траву. Перун-громовик огненными стрелами поразит и людей , и их жилища. А разъярённый Стрибог развеет трудами нажитое добро по всему белу свету.
- Кроме могущественных богов природы были у славян и другие духи, домашние. Свой дух имелся у каждой славянской избы. Звали его Домовой. Обычно Домовой походил на хозяина дома, но только был ростом мал, бородат и волосат. Если Домового вовремя покормить и не обижать, то в доме и хлеб, и соль, и мёд не иссякнут, и ссоры из избы сами уйдут.
- Чуть построже был Дворовой- хозяин двора.
- А дух бани - Банник - считался очень суровым.
- Но не одни строгости царили в славянской избе. Как только рождался малыш, поселялась в доме Леля- богиня нежности, заботы и любви. По имени этой богини и детскую кровать назвали люлькой.
- В славянских языках осталось трепетное слово «лелеять», то есть беззаветно любить, ухаживать и материнской нежностью, как крылом, от беды защищать.
-Хозяином воды считался Водяной- старик с увесистым животиком, наполненным водой, и с длинными, зелёными, как водоросли. Волосами. Жил он обычно в омутах, в болотах и мельницах. Женат Водяной на Русалке. Жизнь Водяного начинается только ночью, когда и купаться нельзя. Всю зиму Водяной спит, а 3 апреля просыпается. В этот день трещит лёд по рекам- это Водяной потягивается.
- А в славянских лесах всем заправлял леший. Он тоже по весне просыпался и тут же начинал озорничать: хлопать в ладоши, мычать как корова, мяукать как кошка, шуметь как река. А чтобы не запутал в чаще, человек нёс ему гостинец. И тогда ягоды и грибы сами в лукошко просились.
Вот так и ладили славяне со своими духами и богами,. А те в благодарность оберегали и дом, и двор, и всю славянскую жизнь. Любили наши предки свою деревню. Была она для них миром, родным домом.
Изучение нового материала
- И песня была для них помощницей. Где она могла помогать? (ответы детей)
- Я думаю, что вы сможете ответить на мой вопрос.
Определение темы урока:
- А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей)
- Конечно на Руси.
Слово учителя:
Ты откуда. Русская, зародилась музыка?
То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом
В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?
В чьём сердце билась с самого начала?
Как ты появилась? Как ты зазвучала?
Ну, а песня? С песней на Руси родились.
Работа с жанрами народных песен:
«Звучащие картины»
- Сейчас мы с вами поработаем с жанрами народных песен, ( что такое жанр?), на доске на карточках жанры народных песен ( не по порядку)
1.Колыбельная
2.Лирическая
3.Солдатская
4.Трудовая
5.Хороводная
( такие же карточки у каждого ребёнка)
Ваша задача: внимательно смотреть на «звучащую картинку», определить в этой картинке важнейшее событие жизни человека, характер, жанр произведения.
( дети слушают музыку. Отвечают, соотносят карточки с названием жанров)
А) Колыбельная.
Б) Лирическая.
В) Солдатская.
Г) Трудовая.
Д) Хороводная.
Итог назовите жанры народных песен( ответы детей)
Вокальная хоровая работа над песней:
Откройте тетрадь на стр 16-17.
«А мы просо сеяли»
- А мы просо сеяли, сеяли,
Ходим ладом, сеяли, сеяли.
- А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ходим ладом, вытопчем, вытопчем.
- А чем же вам вытоптать, вытоптать,
Ходим ладом, вытоптать, вытоптать?
- А мы ее конями, конями,
Ходим ладом конями, конями.
- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем,
Ходим ладом, в плен возьмем, в плен возьмем.
- А мы коней выкупим, выкупим,
Ходим ладом, выкупим, выкупим.
А) определяется жанр песни, настроение
Б) Разучивание
В) «Разыгрывание» ( песня - диалог)
Итог урока:
- Подведём итог нашему уроку.
- Назовите тему урока.
- Назовите жанры народных песен.
- что вам понравилось?
Домашнее задание.
Откройте тетради на стр.6-7 и дома выполните задания к каждому из стихов придумать мелодию, определить жанр, и средства музыкальной выразительности(темп, динамика, регистр.)
Впечатление об уроке.
Весёлые нотки (дети рисуют смайлики с их настроением)
1 слайд
2 слайд
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
8 слайд
9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд
13 слайд
14 слайд
15 слайд
16 слайд
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
21 слайд
22 слайд