Конспект к уроку жанры народных песен

Раздел Музыка
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4 урок.4 класс.

Тема: Жанры народных песен, их интонационно - образные особенности. «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»

Цель:

1.Раскрыть особенности жанрового многообразия русских народных песен

2.Увлечь учащихся музыкой русского народа, способствовать развитию и любви к музыке, формировать способность ценить её красоту, вызывать музыкально - эстетич6еский отклик на произведения народного жанра, развивать эмоциональную сферу учащихся.

3Развивать творческие музыкальные способности, практические умения и навыки в процессе исполнения русских народных песен, движения под музыку и её пластическое интонирование.

4.Воспитать музыкально - эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой, любовь к народной песне родного края.

Формы учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Тип урока: комбинированный.

Музыкальный материал: вокальная работа «А мы просо сеяли», песни по жанрам: колыбельная «Ай баю, баю, баю», лирическая «У зори-то, у зореньки», солдатская «Солдатушки, бравы ребятушки», хороводная «Милый мой хоровод», трудовая «А мы просо сеяли, сеяли!»

Оборудование: слайды по теме, проектор, экран, фортепиано.

Ход урока:

№ этапа урока

Содержание

Примечание

1.

















2.



















































































































3.





4.








5.







6.


7.



8.

Организационный момент

а) Приветствие

б) Слово учителя:

Ой, вы детушки-ребятушки.

Молодые мои отроки!

Вы послушайте внимательно

Быль старинную, правдивую.

Как жила-была святая Русь

Племенами да общинами,

Как молилась Красну Солнышку

Да Сырой землице-Матушке…

Учитель: Кто жил на Руси племенами да общинами, и молился Красну Солнышку…

(ответы детей)

Введение в новую тему:

Давным-давно, почти две тысячи лет назад. Русские люди жили племенами и общинами, и назывались они тогда древними славянами.

Древние славяне не могли объяснить причин многих природных явлений, поэтому они считали, что всеми этими явлениями (движением солнца и луны, дождём. Громом, бурей и т.д.) управляют сверхъестественные силы-боги, и низшие существа - духи.

- Мы с вами отправимся на «Планету славян»., где мы узнаем о необыкновенно- загадочной жизни славян.

-Наши предки никогда не оставались одни, потому что где бы они не были, их всегда сопровождали добрые и не очень добрые боги, шумные и незаметные духи. У земли, у ветра, у дождя, у солнца спрашивали совета славяне. И надо отдать должное нашим далёким родственникам: со всеми они находили общий язык, всех умели уважить.

Как только поднималось солнышко, славяне говорили, что это сам Даждьбог, а в руке держит огромный щит, от которого исходит яркий свет.

Верили славяне, что солнце всё видит и хорошие поступки , и плохие. Доброго человека солнце обогреет, а плохого огненным светом опалит.

Помогает Даждьбогу бог-громовик Перун,ведь это он тёмные тучи, что грозят скрыть солнышко, стрелами - молниями поражает. Пройдёт гроза и легче становится дышать. Поговаривали, что от молний- Перуна вся нечистая сила погибает, а живая вода на землю дождём проливается. Радуется мать-земля новой жизни: зеленеет трава, весь мир возрождается.

-А затем бог-ветер Стрибог своим могучим дыханием развеет ослабевшие облака. Хороши славянские боги! Но если умилостивить их, они разгневаются на людей, ужасную беду принесут : солнце выжжет траву. Перун-громовик огненными стрелами поразит и людей , и их жилища. А разъярённый Стрибог развеет трудами нажитое добро по всему белу свету.

- Кроме могущественных богов природы были у славян и другие духи, домашние. Свой дух имелся у каждой славянской избы. Звали его Домовой. Обычно Домовой походил на хозяина дома, но только был ростом мал, бородат и волосат. Если Домового вовремя покормить и не обижать, то в доме и хлеб, и соль, и мёд не иссякнут, и ссоры из избы сами уйдут.

- Чуть построже был Дворовой- хозяин двора.

- А дух бани - Банник - считался очень суровым.

- Но не одни строгости царили в славянской избе. Как только рождался малыш, поселялась в доме Леля- богиня нежности, заботы и любви. По имени этой богини и детскую кровать назвали люлькой.

- В славянских языках осталось трепетное слово «лелеять», то есть беззаветно любить, ухаживать и материнской нежностью, как крылом, от беды защищать.

-Хозяином воды считался Водяной- старик с увесистым животиком, наполненным водой, и с длинными, зелёными, как водоросли. Волосами. Жил он обычно в омутах, в болотах и мельницах. Женат Водяной на Русалке. Жизнь Водяного начинается только ночью, когда и купаться нельзя. Всю зиму Водяной спит, а 3 апреля просыпается. В этот день трещит лёд по рекам- это Водяной потягивается.

- А в славянских лесах всем заправлял леший. Он тоже по весне просыпался и тут же начинал озорничать: хлопать в ладоши, мычать как корова, мяукать как кошка, шуметь как река. А чтобы не запутал в чаще, человек нёс ему гостинец. И тогда ягоды и грибы сами в лукошко просились.

Вот так и ладили славяне со своими духами и богами,. А те в благодарность оберегали и дом, и двор, и всю славянскую жизнь. Любили наши предки свою деревню. Была она для них миром, родным домом.

Изучение нового материала

- И песня была для них помощницей. Где она могла помогать? (ответы детей)

- Я думаю, что вы сможете ответить на мой вопрос.

Определение темы урока:

- А откуда зародилась русская музыка? (ответы детей)

- Конечно на Руси.

Слово учителя:

Ты откуда. Русская, зародилась музыка?

То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьём сердце билась с самого начала?

Как ты появилась? Как ты зазвучала?

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Работа с жанрами народных песен:

«Звучащие картины»

- Сейчас мы с вами поработаем с жанрами народных песен, ( что такое жанр?), на доске на карточках жанры народных песен ( не по порядку)

1.Колыбельная

2.Лирическая

3.Солдатская

4.Трудовая

5.Хороводная

( такие же карточки у каждого ребёнка)

Ваша задача: внимательно смотреть на «звучащую картинку», определить в этой картинке важнейшее событие жизни человека, характер, жанр произведения.

( дети слушают музыку. Отвечают, соотносят карточки с названием жанров)

А) Колыбельная.

Б) Лирическая.

В) Солдатская.

Г) Трудовая.

Д) Хороводная.

Итог назовите жанры народных песен( ответы детей)

Вокальная хоровая работа над песней:

Откройте тетрадь на стр 16-17.

«А мы просо сеяли»

- А мы просо сеяли, сеяли,

Ходим ладом, сеяли, сеяли.

- А мы просо вытопчем, вытопчем,

Ходим ладом, вытопчем, вытопчем.

- А чем же вам вытоптать, вытоптать,

Ходим ладом, вытоптать, вытоптать?

- А мы ее конями, конями,

Ходим ладом конями, конями.

- А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем,

Ходим ладом, в плен возьмем, в плен возьмем.

- А мы коней выкупим, выкупим,

Ходим ладом, выкупим, выкупим.

А) определяется жанр песни, настроение

Б) Разучивание

В) «Разыгрывание» ( песня - диалог)

Итог урока:

- Подведём итог нашему уроку.

- Назовите тему урока.

- Назовите жанры народных песен.

- что вам понравилось?

Домашнее задание.

Откройте тетради на стр.6-7 и дома выполните задания к каждому из стихов придумать мелодию, определить жанр, и средства музыкальной выразительности(темп, динамика, регистр.)

Впечатление об уроке.

Конспект к уроку жанры народных песенКонспект к уроку жанры народных песенКонспект к уроку жанры народных песенВесёлые нотки (дети рисуют смайлики с их настроением)



























1 слайд




2 слайд


3 слайд



4 слайд



5 слайд



6 слайд

7 слайд

8 слайд







9 слайд


10 слайд


11 слайд






12 слайд










13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

18 слайд


19 слайд

20 слайд


21 слайд


22 слайд


© 2010-2022