«Удивительный и сказочный колокольный звон»

Через увлекательное сказочное путешествие познакомиться с видами колокольного звона, у знать на примере творчества русских композиторов как колокольный звон вошел в музыкальную традицию России, узнать на примере творчества русских композиторов как глубоко колокольный звон вошел в музыкальную традицию России, задуматься над вечными ценностями музыкальной культуры.   Килижекова Галина Александровна, МБОУ «СОШ  №26», учитель музыки (г. Абакан)     Урок музыки Тема: «Удивительный и сказочный колокольный звон» Задачи: • Образовательные: ознакомление с лучшими, доступными учащимися образцами русской музыкальной культуры, усвоение определённых знаний по музыке, средствах музыкальной выразительности; • Развивающие: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального ...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Килижекова Галина Александровна, МБОУ «СОШ №26»,

учитель музыки (г. Абакан)

Урок музыки

Тема: «Удивительный и сказочный колокольный звон»

Задачи:

• Образовательные: ознакомление с лучшими, доступными учащимися образцами русской музыкальной культуры, усвоение определённых знаний по музыке, средствах музыкальной выразительности;

• Развивающие: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, певческого голоса, воображения;

• Воспитательные: интерес и любовь к музыке потребность общения с ней, желание слушать её и исполнять, совершенствование нравственно-эмоциональной сферы учащихся.
Цель: осмысленное и эмоциональное восприятие музыкальных произведений.

Оборудование: DVD, телевизор, ИЗО (деревянное русское зодчество).

Ход урока

Вход в класс под музыку.

I. Музыкальное приветствие учителя.

  • Музыкальное приветствие учителя: "Здравствуйте" (вверх интонирование).

  • Музыкальное приветствие учащихся: "Здравствуйте" (вниз интонирование).

II. Знакомство с темой урока.

Сегодня у нас необычный урок, доброе и внимательное отношение друг к другу сопровождает нас. Я приглашаю вас в сказочное путешествие.

В музыкальное царство, звуковое государство отправился Иван-царевич на борьбу со злым Кащеем. Музыкальные препятствия ждут Ивана-царевича, предлагаю стать помощниками Ивана в этом сказочном путешествии.

(звучит наигрыш «Как под яблонью» гусли)

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Древнюю Русь, когда былинные песенники воспевали богатырей-героев.

Вступление - к/ф «Кащей Бессмертный»

Посмотрите, какое чудо - это деревянное зодчество, избы и терема - назывались русским чудом. (ИЗО ряд с изображением деревянного русского зодчества)

И вот злой Кащей напал на мирную землю.

Кто же будет защищать родную землю? ( Иван-царевич)

Актуализация заданий.

  1. Видит Иван дорогу, а на ней камень, где написано, что победить зло можно при условии, что откроет три замка на ларце.

1-ый замок откроется, если Иван выполнит задание.

Поможем ли мы нашему герою?

Давайте вспомним, кто нас с вами сопровождал в самом начале пути по морю-океану МУЗЫКИ, какие диковинные рыбы? (3 кита: песня, танец, марш)

- Молодцы. Первый замок откроется если мы поможем всем трем китам.

Какой кит к нам подплыл?

Песня - Всегда дорога легче, когда идем мы вместе. Давайте споем песню В. Шаинского «Вместе весело шагать».

Второй кит?

Танец - исполняем хоровод «Березка».

Третий кит?

Марш - определяем что звучит «Деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.

Молодцы! Мы открыли с вами первый замок.


  1. Привела дорожка Ивана к реке. А там огромный камень, на котором написано: «Ответьте на вопросы в тестовом задании» (выполнение тестового задания)

    1. Композитор-сказочник: а) Прокофьев С.С.

б) Чайковский П.И.

в) Римский-Корсаков Н.А.

  1. Чем отличаются народные песни от композиторских?

а) их сочиняют композиторы;

б) их сочиняет народ;

в) их никто не сочиняет.

Вот и открыли второй замок

Изучение нового материала. Постановка цели урока.

  • Дальше дорога стала непроходимой, дорогу преградило препятствие: фрагмент из к/ф «Кащей Бессмертный»

  • Кто напал на родную землю? (Враг, Кащей, Змей Горыныч)

  • Подумайте, как могли узнать о надвигающейся беде древние русичи?

  • Большую роль на Руси играла церковь. И о каких-либо событиях всегда оповещал народ колокольный звон. Колокольный звон всегда считался русским чудом.

  • Позади был трудный путь, значит надо отдохнуть, - подумал Иван-царевич.

ФИЗМИНУТКА

Среди леса, средь цветов,

Отдохнуть Иван готов.

Потянулся, сделал вдох

И на травушку прилёг.

Только в небо посмотрел,

Соловейка пролетел.

Зайки прыгали по кругу,

Мишки топали повсюду,

Белочки хвостом махали

И загадки составляли.

Время шло.

Иван проснулся

Оглянулся, улыбнулся.

Хорошо же жить на свете!

О! Я церковь заприметил.

Чтобы чудо не спугнуть, тихо сядем.

Ваня ж в путь.

А мы с вами все опять

Будем Ване помогать?

Показ деревянной церкви

  • А вы знаете, как появились на свет колокола?

  • По преданию, в IV веке заболел один монах, пошел в лес за целебными травами, устал и прилег на траву. Задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку - как перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда он открыл глаза, то увидел, что у самого уха качается знакомый цветок - колокольчик. Монах решил, что голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию цветка, отлив ее из металла. На итальянском языке слово «цветок» произносится «кампана» От этого слова произошло название предмета, созданного монахом, - кампанелла, что по-русски означает колокольчик. На Руси, отлив колоколов начинается с XV века, до этого заказывали европейским мастерам, но скоро так овладели искусством отлива, что превзошли своих западных мастеров и по красоте, и по качеству звона колоколов. А на российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо событиях. К колоколам на Руси относились по-особому, с любовью и гордостью. О них создано много легенд и сказаний. Праздничный колокольный звон назывался - ТРЕЗВОН, его еще звали малиновым или серебряным звоном Если беда случалась - НАБАТ, а к заутрене и вечерне - БЛАГОВЕСТ звал.

Легенда гласит, что когда звонил колокол - все зло исчезало, испарялось. Земля очищалась от скверны, так же как и люди.

Давайте послушаем колокольный звон. (Звучит колокольный звон трезвон; М. Мусоргский из оперы «Борис Годунов»)

  • О каких событиях рассказывает эта музыка?

  • Напомните мне, какой из звонов предупреждал об опасностях? (Набат)

  • А какой из звонов звал к заутренне и вечерне? (Благовест)

  • Какой звон сообщал о празднике? (Трезвон)

Вот мы помогли Ивану открыть третий замок.

- Давайте откроем ларец и посмотрим, что в нем? Достаем ИГЛУ, к которой прикреплена записка:

тяжкий труд меня достать,

не сломать, не поломать,

и меня ты сохранишь,

зло исчезнет, будет жизнь

- Что игла хотела сказать нам этой запиской?

(Если мы ее сломаем, то Кащей останется жить, но исчезнет зло)

Это прекрасно, т.к. вы сохранили жизнь Кащею, уничтожив зло.

Есть и еще один звон - часы на башне, есть поверье: если они звонят, то мир в это мгновенье становится чище и светлее. Давайте исполним песню «Колокола».

- Звучит музыка Е. Крылатова «Колокола» из к/ф «Приключения Электроника».

«Удивительный и сказочный колокольный звон»

процессе духовного общения, а не при передаче в готовом виде знаний о правилах поведения, потому что приобретаемые духовные ценности имеют личностный характер и должны быть выработаны самостоятельно на основе переживания [Каган:1988].

Формирование ценностных ориентации у школьников предполагает актуализацию процесса познания ими ценностей культуры, выработку стремления через ценности музыкально-прекрасного идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни.

Музыкальное искусство строит ценностное сознание человека, учит его видеть жизнь сквозь призму образности, когда окружающий мир предстает как эстетическая ценность в каждом своем проявлении.

Сущность ценностного подхода к музыкальным явлениям заключается в том, что он нацелен на обеспечение понимания учащимися значения ценностей, которые заключают в себе произведения музыкального искусства. Ведущей функцией ценностного подхода является ценностно-ориентационная, сущность которой заключается в ценностном осмыслении мира, формировании ценностного мышления и сознания школьников.

Следует учитывать, что формирование ценностных ориентаций учащихся необходимо осуществлять с учётом модели реально-практических общественных ценностей, основой которой являются следующие цели-смыслы жизни: семья, любовь, интересная работа, профессиональное совершенствование, материальная обеспеченность, познание, творчество, духовное общение, красота - и качества личности: гуманность, порядочность, высокие запросы, работоспособность и т.д.

Музыкально-художественное развитие является ценностью в формировании личности учащихся. Музыкально-перцептивные (восприятие, познавательный процесс) способности теснейшим образом связаны с направленностью личности, коррелируют индивидуально-типологические особенности личности и ценностные ориентации.

При создании урока учитель должен руководствоваться словами К. Станиславского, который говорил, что: «Нет ничего мучительнее обязанности, во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее» [Станиславский: 2008]. Погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных.

При изучении темы в 5 классе «Взаимодействие музыки и живописи: храмовое искусство», используя метод размышления о музыке, который предполагает создание проблемных ситуаций и выстраивание систему вопросов, учащиеся размышляют над вокальным сочинением П.И. Чайковского «Легенда», предварительно познакомившись с иконами: «Богоматерь Владимирская», «Распятие Господа», «Спас нерукотворный», «Господь Вседержитель». Выясняем, что они рисуют жизненные вехи Спасителя.

- Мать держит дитя. Каковы ее чувства?

- Почему нет радости в лике матери?

- С какой целью в мир пришел Господь?

- Какой на Спасителе венец?

Через систему вопросов дети учатся сопоставлять противоположности, такие как: если мать держит дитя, то должно быть чувство радости, а у Богородицы лицо грустное, опечаленное, через последующие вопросы на основе ранее полученных знаний, выясняют, почему такие чувства у Богоматери. Таким образом, ученики через свои ответы учатся добру, решительности, правдивости, ответственности за свои поступки

Послушайте произведение П.Чайковского «Легенда» (слушание-восприятие).

- Каковы ваши впечатления?

- Ответьте на вопрос: каким символом в произведении являются розы?

Дети выходят на философские категории, т.к. в процессе размышлении выходят на ценностные ориентации: красивый цветок несет собой красоту (сад с розами), но и таит в себе зло (из шипов роз сплели венец).

- Как передает музыка страдания или страсти Христа?

Вновь прослушивают произведение, дети в процессе размышления выходят на стилевые особенности произведения (напоминает балладу и строгое церковное пение).

Таким образом, аксиологизация музыкального образования позволяет рассматривать музыкальное образование - через призму философской теории ценности, как процесс формирования ценностных ориентации личности в мире музыкальных ценностей.

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986. - 219 с.

  2. Каган М. С. Мир общения. М., 1988. С. 295, 304

  3. К. С. Станиславский. Работа актера над собой. М. А. Чехов. О технике актера М.: 2008 г. 496 с. ISBN 978-5-87334-113-9

Формирование духовно-нравственных основ на уроках музыки

С древнейших времен человек стремился жить лучше и счастливее. И это желание естественное. В своем порыве человечество всегда опиралось и опирается на нравственные законы и религиозные заповеди.

Нравственность - внутреннее (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе. [Современный толковый словарь русского языка. 2004]

Религиозность - (лат. religio - благочестие, святость, набожность) приверженность религии, верование в Бога.

А.С. Пушкин писал: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Библия всемирна, она содержит всю жизнь человеческую… Вот единственная книга в мире, - в ней есть все».

Вот это «все» и есть смысл взять за основу в работе учителя, когда темой урока или темой четверти является христианское наследие.

Огромную помощь оказывает нам интеграция искусств.

Не всем быть художниками - но любить и понимать искусство

могут и должны все.

А.Н. Серов

Это высказывание замечательного русского музыкального критика прошлого века остается для нас актуальным и до сих пор.

До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!

Перед этой желтой, захолустной,
Стороной березовой моей
Перед жнивой,
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей.

Перед этим старым сельсоветом,
Перед этим садом у моста
Перед всем старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста
До конца,
До смертного креста!

Н.Рубцова «Пусть душа останется чиста» на фоне Прелюдии №10, ор.32 (№20) С.Рахманинова.

Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали эти стихи?

"…Клянусь честью, что ни за что
на свете я не хотел бы переменить
Отечество, или иметь другую историю,
кроме истории наших предков, такой,
какой Бог её дал".

А.С. Пушкин.

Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древних летописях.

"И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища, и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает Бог с людьми, и служба их лучшие, во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем здесь пребывать в язычестве.

Это и определило выбор новой религии русскими. Эстетическая подготовленность, настроенность души русского человека на красоту храмового богослужения, где в тесном единстве, соединились все виды искусства - слово, музыка, живопись, архитектура, сценическое действие.

(Звучит музыка Дмитрия Степановича Бортнянского) фрагмент из хорового концерта №34.

У. - Куда перенесла нас эта музыка?

Д. - В храм

У. - Где мы видим себя, слушающими эту музыку?

Д. - На литургии в церкви

У. - Какими словами можно определить характер этой музыки?

Д. - Возвышенная, умиротворенная, одухотворенная, величественная.

У. - О жизни Д.С. Бортнянского, музыку которую вы сейчас услышали, известно до обидного мало. Он в 7 лет от роду становится певчим Придворной капеллы в Петербурге.

Отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения музыкальных инструментов - а capella. Понимание человека как самого совершеннейшего инструмента, созданного Богом и определило тип звучания церковной музыки как хорового пения без сопровождения.

(Звучит "Степенна")

Дети рассматривают строгую, суровую, величественную простоту древнерусских храмов:

Свято - Троицкая Сергиева Лавра

Была основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. Уже в это время монастырь становился духовным центром Руси. В 15-16 вв. внутри монастырских стен были построены каменные церкви, палаты и другие здания архитектурных стилей, украшенные выдающимися образцами иконописи, фресок и прикладного искусства.

Софийский собор в Киеве ХI век

Создан был при Ярославе Мудром. Центральный купол окружали 4 средних купола, вокруг которых стоит 8 малых, расположенных с северной, западной и южной сторон здания. Стены храма сложены из ряда плит розового кирпича. Внутри храма стены и свободы, покоившиеся на восьмигранных столбах, были покрыты мозаикой. Сохранилась мозаичная живопись Ярослава Мудрого и его семьи, голова молящийся Богоматери.

Дмитриевский собор ХII в. во Владимире (1194 - 1197)

На белокаменных фасадах есть барельефы с изображением растительных орнаментов птиц, зверей и отдельных фигур. Этот собор стоит около реки Клязьма, издалека виден купол собора покрытый золотом и кажется храм как воин в шлеме стоит на страже.

Стены и своды собора покрыты прекрасной фреской и живописью.

Далее перед вами образы древнерусских икон - Спаса Нерукотворного, Богоматери - Владимирская Богоматерь, Казанская Богоматерь и др., Святой Троицы.

У. - Выразите в словах то внутреннее состояние, те особые чувства и мысли которые рождаются у человека, стоящего в храме перед иконой.

Д. - В этих образах глубокая человеческая сущность. Возвышенный строй души. Красота внутреннего мира.

(Звучат мелодии молитв, посвященных Богородице и Христу).

Дети исполняют "Богородице Дева, радуйся".

Примером бережного сохранения традиции древнерусской музыкальной культуры, личностно музыкального "прочтения страниц Евангелия может послужить "Легенда" - песня - романс "Был у Христа - младенца сад…" П. Чайковского. (Слушают в хоровом переложении автора и разучивают.)

У. - Найдите интонации древнерусских молитв и интонаций, свойственных стилю Чайковского.

Д. - Песенный лиризм, строгость, сдержанность хорового склада. Угадываются черты знаменного распева, интонации "Степенны".


Заключение

У. - Новые времена - новое осознание Бога и Вселенной и знакомство с замечательными образцами духовной музыки, иконописи, храмовой архитектурой позволяет учащимся приобщиться к нравственным эстетическим основам древнерусского искусства, увидеть его связь с народным фольклором. И чтобы вы не чувствовали себя оторванными от нравственных корней и брошенными песчинками в мир хаоса, кумиров и пороков.



© 2010-2022