- Преподавателю
- Музыка
- «Удивительный и сказочный колокольный звон»
«Удивительный и сказочный колокольный звон»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Килижекова Г.А. |
Дата | 09.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Килижекова Галина Александровна, МБОУ «СОШ №26»,
учитель музыки (г. Абакан)
Урок музыки
Тема: «Удивительный и сказочный колокольный звон»
Задачи:
• Образовательные: ознакомление с лучшими, доступными учащимися образцами русской музыкальной культуры, усвоение определённых знаний по музыке, средствах музыкальной выразительности;
• Развивающие: развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, музыкально-творческих способностей, эмоционального восприятия, внимания, музыкального слуха, певческого голоса, воображения;
• Воспитательные: интерес и любовь к музыке потребность общения с ней, желание слушать её и исполнять, совершенствование нравственно-эмоциональной сферы учащихся.
Цель: осмысленное и эмоциональное восприятие музыкальных произведений.
Оборудование: DVD, телевизор, ИЗО (деревянное русское зодчество).
Ход урока
Вход в класс под музыку.
I. Музыкальное приветствие учителя.
-
Музыкальное приветствие учителя: "Здравствуйте" (вверх интонирование).
-
Музыкальное приветствие учащихся: "Здравствуйте" (вниз интонирование).
II. Знакомство с темой урока.
Сегодня у нас необычный урок, доброе и внимательное отношение друг к другу сопровождает нас. Я приглашаю вас в сказочное путешествие.
В музыкальное царство, звуковое государство отправился Иван-царевич на борьбу со злым Кащеем. Музыкальные препятствия ждут Ивана-царевича, предлагаю стать помощниками Ивана в этом сказочном путешествии.
(звучит наигрыш «Как под яблонью» гусли)
Сегодня мы с вами совершим путешествие в Древнюю Русь, когда былинные песенники воспевали богатырей-героев.
Вступление - к/ф «Кащей Бессмертный»
Посмотрите, какое чудо - это деревянное зодчество, избы и терема - назывались русским чудом. (ИЗО ряд с изображением деревянного русского зодчества)
И вот злой Кащей напал на мирную землю.
Кто же будет защищать родную землю? ( Иван-царевич)
Актуализация заданий.
-
Видит Иван дорогу, а на ней камень, где написано, что победить зло можно при условии, что откроет три замка на ларце.
1-ый замок откроется, если Иван выполнит задание.
Поможем ли мы нашему герою?
Давайте вспомним, кто нас с вами сопровождал в самом начале пути по морю-океану МУЗЫКИ, какие диковинные рыбы? (3 кита: песня, танец, марш)
- Молодцы. Первый замок откроется если мы поможем всем трем китам.
Какой кит к нам подплыл?
Песня - Всегда дорога легче, когда идем мы вместе. Давайте споем песню В. Шаинского «Вместе весело шагать».
Второй кит?
Танец - исполняем хоровод «Березка».
Третий кит?
Марш - определяем что звучит «Деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.
Молодцы! Мы открыли с вами первый замок.
-
Привела дорожка Ивана к реке. А там огромный камень, на котором написано: «Ответьте на вопросы в тестовом задании» (выполнение тестового задания)
-
Композитор-сказочник: а) Прокофьев С.С.
-
б) Чайковский П.И.
в) Римский-Корсаков Н.А.
-
Чем отличаются народные песни от композиторских?
а) их сочиняют композиторы;
б) их сочиняет народ;
в) их никто не сочиняет.
Вот и открыли второй замок
Изучение нового материала. Постановка цели урока.
-
Дальше дорога стала непроходимой, дорогу преградило препятствие: фрагмент из к/ф «Кащей Бессмертный»
-
Кто напал на родную землю? (Враг, Кащей, Змей Горыныч)
-
Подумайте, как могли узнать о надвигающейся беде древние русичи?
-
Большую роль на Руси играла церковь. И о каких-либо событиях всегда оповещал народ колокольный звон. Колокольный звон всегда считался русским чудом.
-
Позади был трудный путь, значит надо отдохнуть, - подумал Иван-царевич.
ФИЗМИНУТКА
Среди леса, средь цветов,
Отдохнуть Иван готов.
Потянулся, сделал вдох
И на травушку прилёг.
Только в небо посмотрел,
Соловейка пролетел.
Зайки прыгали по кругу,
Мишки топали повсюду,
Белочки хвостом махали
И загадки составляли.
Время шло.
Иван проснулся
Оглянулся, улыбнулся.
Хорошо же жить на свете!
О! Я церковь заприметил.
Чтобы чудо не спугнуть, тихо сядем.
Ваня ж в путь.
А мы с вами все опять
Будем Ване помогать?
Показ деревянной церкви
-
А вы знаете, как появились на свет колокола?
-
По преданию, в IV веке заболел один монах, пошел в лес за целебными травами, устал и прилег на траву. Задремал и сквозь сон услышал удивительную музыку - как перезвон. Монах почувствовал, что от этого перезвона болезнь куда-то уходит, а он начинает выздоравливать. Когда он открыл глаза, то увидел, что у самого уха качается знакомый цветок - колокольчик. Монах решил, что голос цветка помог ему. Он вернулся в монастырь и сделал копию цветка, отлив ее из металла. На итальянском языке слово «цветок» произносится «кампана» От этого слова произошло название предмета, созданного монахом, - кампанелла, что по-русски означает колокольчик. На Руси, отлив колоколов начинается с XV века, до этого заказывали европейским мастерам, но скоро так овладели искусством отлива, что превзошли своих западных мастеров и по красоте, и по качеству звона колоколов. А на российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо событиях. К колоколам на Руси относились по-особому, с любовью и гордостью. О них создано много легенд и сказаний. Праздничный колокольный звон назывался - ТРЕЗВОН, его еще звали малиновым или серебряным звоном Если беда случалась - НАБАТ, а к заутрене и вечерне - БЛАГОВЕСТ звал.
Легенда гласит, что когда звонил колокол - все зло исчезало, испарялось. Земля очищалась от скверны, так же как и люди.
Давайте послушаем колокольный звон. (Звучит колокольный звон трезвон; М. Мусоргский из оперы «Борис Годунов»)
-
О каких событиях рассказывает эта музыка?
-
Напомните мне, какой из звонов предупреждал об опасностях? (Набат)
-
А какой из звонов звал к заутренне и вечерне? (Благовест)
-
Какой звон сообщал о празднике? (Трезвон)
Вот мы помогли Ивану открыть третий замок.
- Давайте откроем ларец и посмотрим, что в нем? Достаем ИГЛУ, к которой прикреплена записка:
тяжкий труд меня достать,
не сломать, не поломать,
и меня ты сохранишь,
зло исчезнет, будет жизнь
- Что игла хотела сказать нам этой запиской?
(Если мы ее сломаем, то Кащей останется жить, но исчезнет зло)
Это прекрасно, т.к. вы сохранили жизнь Кащею, уничтожив зло.
Есть и еще один звон - часы на башне, есть поверье: если они звонят, то мир в это мгновенье становится чище и светлее. Давайте исполним песню «Колокола».
- Звучит музыка Е. Крылатова «Колокола» из к/ф «Приключения Электроника».
процессе духовного общения, а не при передаче в готовом виде знаний о правилах поведения, потому что приобретаемые духовные ценности имеют личностный характер и должны быть выработаны самостоятельно на основе переживания [Каган:1988].
Формирование ценностных ориентации у школьников предполагает актуализацию процесса познания ими ценностей культуры, выработку стремления через ценности музыкально-прекрасного идти к поиску и самореализации смысла собственной жизни.
Музыкальное искусство строит ценностное сознание человека, учит его видеть жизнь сквозь призму образности, когда окружающий мир предстает как эстетическая ценность в каждом своем проявлении.
Сущность ценностного подхода к музыкальным явлениям заключается в том, что он нацелен на обеспечение понимания учащимися значения ценностей, которые заключают в себе произведения музыкального искусства. Ведущей функцией ценностного подхода является ценностно-ориентационная, сущность которой заключается в ценностном осмыслении мира, формировании ценностного мышления и сознания школьников.
Следует учитывать, что формирование ценностных ориентаций учащихся необходимо осуществлять с учётом модели реально-практических общественных ценностей, основой которой являются следующие цели-смыслы жизни: семья, любовь, интересная работа, профессиональное совершенствование, материальная обеспеченность, познание, творчество, духовное общение, красота - и качества личности: гуманность, порядочность, высокие запросы, работоспособность и т.д.
Музыкально-художественное развитие является ценностью в формировании личности учащихся. Музыкально-перцептивные (восприятие, познавательный процесс) способности теснейшим образом связаны с направленностью личности, коррелируют индивидуально-типологические особенности личности и ценностные ориентации.
При создании урока учитель должен руководствоваться словами К. Станиславского, который говорил, что: «Нет ничего мучительнее обязанности, во что бы то ни стало воплощать чужое, смутное, вне тебя пребывающее» [Станиславский: 2008]. Погружение в художественный образ, его постижение тесно связано с процессом переживания, с умением пропустить через себя, с ощущением интонаций музыкального произведения как своих собственных.
При изучении темы в 5 классе «Взаимодействие музыки и живописи: храмовое искусство», используя метод размышления о музыке, который предполагает создание проблемных ситуаций и выстраивание систему вопросов, учащиеся размышляют над вокальным сочинением П.И. Чайковского «Легенда», предварительно познакомившись с иконами: «Богоматерь Владимирская», «Распятие Господа», «Спас нерукотворный», «Господь Вседержитель». Выясняем, что они рисуют жизненные вехи Спасителя.
- Мать держит дитя. Каковы ее чувства?
- Почему нет радости в лике матери?
- С какой целью в мир пришел Господь?
- Какой на Спасителе венец?
Через систему вопросов дети учатся сопоставлять противоположности, такие как: если мать держит дитя, то должно быть чувство радости, а у Богородицы лицо грустное, опечаленное, через последующие вопросы на основе ранее полученных знаний, выясняют, почему такие чувства у Богоматери. Таким образом, ученики через свои ответы учатся добру, решительности, правдивости, ответственности за свои поступки
Послушайте произведение П.Чайковского «Легенда» (слушание-восприятие).
- Каковы ваши впечатления?
- Ответьте на вопрос: каким символом в произведении являются розы?
Дети выходят на философские категории, т.к. в процессе размышлении выходят на ценностные ориентации: красивый цветок несет собой красоту (сад с розами), но и таит в себе зло (из шипов роз сплели венец).
- Как передает музыка страдания или страсти Христа?
Вновь прослушивают произведение, дети в процессе размышления выходят на стилевые особенности произведения (напоминает балладу и строгое церковное пение).
Таким образом, аксиологизация музыкального образования позволяет рассматривать музыкальное образование - через призму философской теории ценности, как процесс формирования ценностных ориентации личности в мире музыкальных ценностей.
Литература
-
Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986. - 219 с.
-
Каган М. С. Мир общения. М., 1988. С. 295, 304
-
К. С. Станиславский. Работа актера над собой. М. А. Чехов. О технике актера М.: 2008 г. 496 с. ISBN 978-5-87334-113-9
Формирование духовно-нравственных основ на уроках музыки
С древнейших времен человек стремился жить лучше и счастливее. И это желание естественное. В своем порыве человечество всегда опиралось и опирается на нравственные законы и религиозные заповеди.
Нравственность - внутреннее (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и к природе. [Современный толковый словарь русского языка. 2004]
Религиозность - (лат. religio - благочестие, святость, набожность) приверженность религии, верование в Бога.
А.С. Пушкин писал: «Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания… Библия всемирна, она содержит всю жизнь человеческую… Вот единственная книга в мире, - в ней есть все».
Вот это «все» и есть смысл взять за основу в работе учителя, когда темой урока или темой четверти является христианское наследие.
Огромную помощь оказывает нам интеграция искусств.
Не всем быть художниками - но любить и понимать искусство
могут и должны все.
А.Н. Серов
Это высказывание замечательного русского музыкального критика прошлого века остается для нас актуальным и до сих пор.
До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!
Перед этой желтой, захолустной,
Стороной березовой моей
Перед жнивой,
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей.
Перед этим старым сельсоветом,
Перед этим садом у моста
Перед всем старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста
До конца,
До смертного креста!
Н.Рубцова «Пусть душа останется чиста» на фоне Прелюдии №10, ор.32 (№20) С.Рахманинова.
Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали эти стихи?
"…Клянусь честью, что ни за что
на свете я не хотел бы переменить
Отечество, или иметь другую историю,
кроме истории наших предков, такой,
какой Бог её дал".
А.С. Пушкин.
Прежде чем избрать веру, князь Владимир отправил в разные страны послов. Красота богослужения, увиденная ими в Греции, входившей в состав государства Византии, потрясла их. Этот восторг запечатлен в древних летописях.
"И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет такого зрелища, и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает Бог с людьми, и служба их лучшие, во всех странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького, так и мы не можем здесь пребывать в язычестве.
Это и определило выбор новой религии русскими. Эстетическая подготовленность, настроенность души русского человека на красоту храмового богослужения, где в тесном единстве, соединились все виды искусства - слово, музыка, живопись, архитектура, сценическое действие.
(Звучит музыка Дмитрия Степановича Бортнянского) фрагмент из хорового концерта №34.
У. - Куда перенесла нас эта музыка?
Д. - В храм
У. - Где мы видим себя, слушающими эту музыку?
Д. - На литургии в церкви
У. - Какими словами можно определить характер этой музыки?
Д. - Возвышенная, умиротворенная, одухотворенная, величественная.
У. - О жизни Д.С. Бортнянского, музыку которую вы сейчас услышали, известно до обидного мало. Он в 7 лет от роду становится певчим Придворной капеллы в Петербурге.
Отличительной чертой русской православной музыки является пение без сопровождения музыкальных инструментов - а capella. Понимание человека как самого совершеннейшего инструмента, созданного Богом и определило тип звучания церковной музыки как хорового пения без сопровождения.
(Звучит "Степенна")
Дети рассматривают строгую, суровую, величественную простоту древнерусских храмов:
Свято - Троицкая Сергиева Лавра
Была основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 г. Уже в это время монастырь становился духовным центром Руси. В 15-16 вв. внутри монастырских стен были построены каменные церкви, палаты и другие здания архитектурных стилей, украшенные выдающимися образцами иконописи, фресок и прикладного искусства.
Софийский собор в Киеве ХI век
Создан был при Ярославе Мудром. Центральный купол окружали 4 средних купола, вокруг которых стоит 8 малых, расположенных с северной, западной и южной сторон здания. Стены храма сложены из ряда плит розового кирпича. Внутри храма стены и свободы, покоившиеся на восьмигранных столбах, были покрыты мозаикой. Сохранилась мозаичная живопись Ярослава Мудрого и его семьи, голова молящийся Богоматери.
Дмитриевский собор ХII в. во Владимире (1194 - 1197)
На белокаменных фасадах есть барельефы с изображением растительных орнаментов птиц, зверей и отдельных фигур. Этот собор стоит около реки Клязьма, издалека виден купол собора покрытый золотом и кажется храм как воин в шлеме стоит на страже.
Стены и своды собора покрыты прекрасной фреской и живописью.
Далее перед вами образы древнерусских икон - Спаса Нерукотворного, Богоматери - Владимирская Богоматерь, Казанская Богоматерь и др., Святой Троицы.
У. - Выразите в словах то внутреннее состояние, те особые чувства и мысли которые рождаются у человека, стоящего в храме перед иконой.
Д. - В этих образах глубокая человеческая сущность. Возвышенный строй души. Красота внутреннего мира.
(Звучат мелодии молитв, посвященных Богородице и Христу).
Дети исполняют "Богородице Дева, радуйся".
Примером бережного сохранения традиции древнерусской музыкальной культуры, личностно музыкального "прочтения страниц Евангелия может послужить "Легенда" - песня - романс "Был у Христа - младенца сад…" П. Чайковского. (Слушают в хоровом переложении автора и разучивают.)
У. - Найдите интонации древнерусских молитв и интонаций, свойственных стилю Чайковского.
Д. - Песенный лиризм, строгость, сдержанность хорового склада. Угадываются черты знаменного распева, интонации "Степенны".
Заключение
У. - Новые времена - новое осознание Бога и Вселенной и знакомство с замечательными образцами духовной музыки, иконописи, храмовой архитектурой позволяет учащимся приобщиться к нравственным эстетическим основам древнерусского искусства, увидеть его связь с народным фольклором. И чтобы вы не чувствовали себя оторванными от нравственных корней и брошенными песчинками в мир хаоса, кумиров и пороков.