• Преподавателю
  • Музыка
  • Хоровое сольфеджио как один из важных компонентов в процессе подготовки хоровых дирижёров

Хоровое сольфеджио как один из важных компонентов в процессе подготовки хоровых дирижёров

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хоровое сольфеджио как один из важных компонентов в процессе подготовки хоровых дирижёров.

Цель хорового сольфеджио - воспитание высокой слуховой активности, совершенствование и выравнивание профессиональных качеств музыкального слуха дирижера-хоровика.

Задачи хорового сольфеджио - подготовка слуха к исполнению хоровой концертной программы разных жанров и стилей, координация слуха и исполнения. Во время пения упражнений на хоровом сольфеджио происходит настройка слуха, а вместе с тем голоса, внимания и т пр. на исполнение музыки определенного стиля .

Метод хорового сольфеджио - сольфеджирование полным составом хора, с соблюдением основ хорового исполнительства (вокальной установки, строя, динамики, ансамбля, дикции).

Занятия по хоровому сольфеджио проводятся одновременно для всего состава учебного хора или по курсам. В этом - особая специфика работы, так как каждый год приходит новое пополнение и необходимо начинать все с самого начала. Слух вновь поступивших студентов, в зависимости от степени их одаренности и подготовки, находится на разных уровнях. Задача педагога - "образовать" слух новичков в возможно краткие сроки, но не спешить, не торопиться, постоянно помня о том, что воспитание слуха - длительный и кропотливый процесс.

Для развития слуха очень важны живые слуховые впечатления, на них, по существу, строится вся система сольфеджио. Создавать эти впечатления бесспорно должно качественное музыкальное исполнение. В связи с этим хочется подчеркнуть, что педагог по сольфеджио должен быть педагогом-универсалом, теоретиком и практиком, солистом-исполнителем и дирижером в одном лице. Огромна роль педагога, знающего и чувствующего репетиционную работу, умеющего зажечь хор своим темпераментом, возбудить активность при выполнении задач, требующих напряженного внимания, слуховой активности и терпения в достижении конечного результата.

На хоровом сольфеджио постоянно должны звучать примеры из музыкальной литературы. Для упражнений, устного диктанта, чтения с листа используются хоровые и сольные вокальные произведения, темы инструментальных и симфонических сочинений советских и современных зарубежных композиторов, русской и западной классики, образцы народной музыки.

На хоровом сольфеджио также рекомендуется использование специально созданных упражнений. Пение их не является самоцелью. Каждое создано для развития и формирования определенных навыков.

Для развития отдельных качеств музыкального слуха применяются серии упражнений. Так, всевозможные ритмические игры способствуют воспитанию нашего ритмического слуха, пение цепочек интервалов -активности мелодического интонирования, разнообразные аккордовые упражнения - от одного аккорда до четырехтактного построения - различных сторон гармонического слуха. Эти упражнения можно сочетать между собой для развития нескольких компонентов слуха.

На хоровом сольфеджио слух воспитывается средствами хоровой звучности, большое внимание уделяется координации слуховых и вокальных ощущений, поэтому механическое повторение голосом данного звука, сглаженные ладовые тяготения темперированного строя, специфический тембр фортепиано для достижения наших целей - малоприемлемы. Инструмент необходим для работы над строем в местах полутоновых сдвигов, отклонений в далекие тональности и т.д. - и даже в этих случаях он должен употребляться так, чтобы им не подменялась работа внутреннего слуха.

Интонационное содержание уроков должно быть связано и с концертным репертуаром хорового класса. Главным материалом работы на хоровом сольфеджио становится трезвучие и его обращения, скачки и свободное перемещение по аккордовым тонам, темпы, размеры упражнений, материал для чтения с листа, устных диктантов. На хоровом сольфеджио появляются характерные кадансовые обороты, терцовое сопоставление тональностей, меняются в сторону увеличения темпы упражнений, длительности становятся более мелкими и т.д. Эти упражнения помогут быстрее освоить партитуру и легче ориентироваться в нотном материале.

Упражнения на хоровом сольфеджио - это лишь прием работы. Может быть использовано также прослушивание и воспроизведение гармонических последовательностей, пение секвенций, устный диктант, пение с листа (как однократное продевание, с целью развития навыков чтения, так и более детальная проработка отдельных трудных мест).Интересен прием сольфеджирования в разных тональностях известных мелодий или специально выученных примеров. Петь следует хором, ансамблями, соло, дуэтами, переключаясь с пения вслух на пение про себя. Групповой метод работы при этом сочетается с индивидуальным.

Будущему дирижеру необходимо остро чувствовать ритмический ансамбль исполнения, который во многом зависит от "коллективного ритма". Эту единую величину - "коллективный ритм", - составляют разные качества. Коллективный ритм зависит от верно взятого темпа, от метрической гибкости и точности исполнителей. Очень важно уметь различать какой из ритмов, звучащих в данный момент в разных голосах главного главный и быстро переключаться с ритма на ритм подчиненный и наоборот. Означает ли коллективный ритм только синхронность исполнения? Ни в коей мере. Коллективный ритм предполагает и допускает известную свободу в воспроизведении ритмических фигураций, разумеется, в пределах определенной временной зоны, именно этим и отличается творчество, художественность исполнения, интерпретация.

Музыкально-ритмическое чувство должно прежде всего проявляться в том, что восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более иди менее точно передающими временной ход музыкального движения. Очень важным представляется подбор нотного материала. Непременным условием является исполнение современной музыки с необычностью, свежестью, активностью ее языка, непривычной группировкой, переменностью размера, смещением ритмических акцентов.

На хоровом сольфеджио мы пользуемся специально созданными упражнениями, стараясь в одном примере сочетать разные задачи, несколько вариантов ритмических заданий.

Ритмические упражнения могут походить на игры(«эхо»), так как игра это не только выражение радости и непосредственности, но и проявление естественной потребности к деятельности.

Жизнь постоянно требует от музыкантов более глубокого осмысления музыкального процесса, более полного представления о своеобразии сегодняшней жизни и, конечно же, совершенствования профессионального мастерства. Этому не в малой степени должно способствовать развитие индивидуальных профессиональных качеств, в частности профессиональных качеств музыкального слуха, будущих дирижеров и нам предстоит еще немало сделать, для воспитания нашей творческой молодежи, прививая ей вместе с высокими профессиональными навыками дух гражданственности, уважение к великим традициям прошлого, стремление к подлинному новаторству, основанному на глубоком отражении того живого, что рождает наша жизнь. Достижения новых успехов советского искусства связаны с непрестанной заботой о повышении мастерства без которого немыслимо правдивое и впечатляющее воплощение жизненных образов.

Хоровое сольфеджио воспитывает слух средствами хорового интонирования, в звучании того инструмента, с которым в дальнейшем придется работать будущим дирижерам.

Хоровое сольфеджио способствует развитию профессиональных качеств музыкального слуха.

Хоровое сольфеджио расширяет кругозор учащихся, знакомит их с большим количеством специальной литературы в живом ХОРОВОМ звучании.

Хоровое сольфеджио взаимосвязано с предметами общего и специального циклов (сольфеджио, гармонией, аранжировкой, хоровой литературой, хоровым классом, постановкой голоса, чтением партитур, специальностью).

Развитие и совершенствование хорового сольфеджио определяется важным качеством - качеством поиска. Предстоит еще немало экспериментировать, быть в курсе новейших исследований в данной области, знать и изучать хоровую литературу, совершенствовать методику преподавания. При этом нельзя делать поиск и эксперименты- самоцелью, в конечном итоге все должно быть направлено на то, чтобы, раскрыв звуковой мир хора, воспитать слух и обогатить мышление будущего дирижера-руководителя.

Список литературы:

1. Асафьев Б.В, Музыкальная форма как процесс. М., Myзгиз, 194-7.

2. Асафьев Б.В. Слух Глинки. В кн.: М.И.Глинка. Сборник материалов и статей под редакцией Т.Ливановой. М.-Л., Госмузиздат, 1950.

3. Асафьев Б.В. О себе. В кн.: Воспоминания о Б^В.Асафьеве. Л., Музыка, 1974.

4. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века (после IX конференции ИСМЕ)См, 1971, № 8.

5. Богадуров В. М.И.Глинка как певец и вокальный педагог.- В кн.: М.И.Глинка. Сборник материалов и статей под редакцией Т.Ливановой. М.-Л., Госмузиздат, 1950.

6. Бунич Л. В отрыве от практики. СМ.№ 4, 1966.

7. Васина-Гроссман В.А. Музыка и поэтическое слово, ч.1. М., Музыка, 1972.

8. Вальтер Бруно. О музыке и музицировании.- В кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып.1. М., Госмузиздат, 1962.



© 2010-2022