• Преподавателю
  • Музыка
  • Статья о духовном влиянии прп. Сергия Радонежского на возрождение монашеского подвига на Русиа

Статья о духовном влиянии прп. Сергия Радонежского на возрождение монашеского подвига на Русиа

Статья посвящена теме возрождения монашеского подвига на Руси под влиянием преподобного Сергия Радонежского и прославления этого подвига в церковной гимнографии. Под влиянием преподобного Сергия Радонежского началась так называемая монастырская колонизация Русского Севера, подобно Египетской Фиваиде. От Троицкой обители было основано 50, затем еще 40 обителей, которые протянулись до самого Белоозера и дальше по Русскому Северу. Духовное влияние прп. Сергия Радонежского неоценимо для нашего Отече...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Духовное влияние преподобного Сергия Радонежского на возрождение монашеского подвига на Руси.

Белогубова Ольга Викторовна,

учитель церковного пения НОУ

«Ноябрьская православная гимназия»

г.Ноябрьск, ЯНАО


История христианской Церкви - это история святости мучеников, преподобных, святителей, страстотерпцев, праведных, называемых всех вместе в словах церковных молитв «сонмом святых». Собор святых окружает человека с начала его земного пути, когда в Крещении ему дается имя в честь одного из прославленных угодников Божиих. А когда человек умирает, то Церковь молится о его упокоении со святыми1.

Наше поминовение и почитание святых на церковных службах является неотъемлемой частью православной духовной жизни.

В Древней Церкви к числу почитаемых святых относились апостолы, мученики, ветхозаветные праведники, пророки, святители. С момента установления христианства как государственной религии появилось почитание благоверных царей и цариц. С развитием монашества - преподобных и юродивых. Почитание равноапостольных святых связано с распространением ими и утверждением веры (подобно апостолам).

Почитание исповедников относится к потерпевшим за Христа истязания, но не до смерти. Святые страстотерпцы относятся к жертвам политических убийств, суть их подвига в вольном и безвинном страдании.

Среди всего сонма святых угодников Божиих особое место в деле евангельской проповеди занимают преподобные - святые, прославленные за монашеские подвиги, достигшие святости путем монашеской аскетической жизни. Иноческая жизнь есть удел только немногих избранных, имеющих «призвание», то есть непреодолимое внутреннее желание всецело посвятить себя на служение Богу. «Кто может вместить, да вместит», - сказал об этом Господь в Евангелии от Матфея (Мф.19.12).

Монашеский подвиг был установлен Христом, который сказал богатому юноше: «…если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди… если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19.17.21)2.

К числу святых иноков относится и прославленный русский святой - преподобный Сергий Радонежский. Своей жизнью он уподобился Богу, пришел в состояние богоподобия, реализовал в себе аскетический идеал христианства. Кроме того, он является великим старцем - наставником для иноков и мирян в деле христианского совершенства, живым носителем Церковного Предания.

Об особенностях жизни преподобного Сергия говорят нам разные исторические источники. Мы знаем, что Сергий был основателем монастырей и монашеской жизни. Но если до него монастыри строились вблизи от городов, то под влиянием прп. Сергия Радонежского начался период так называемой монастырской колонизации. Ищущие высоких подвигов отшельники удалялись от людей в непроходимую лесную глушь, которая на древнерусском языке называлась пустыней и начинали пустынножительствовать. Затем к келии безмолвников в лесной пустыне один за другим собирались будущие сподвижники. Они вырубали вокруг лес, насевали поля, возводили келии и храм и возникал новый монастырь. Так от Троицкой обители были основаны 50, затем еще 40 обителей, которые простираются на более чем 500 верст от лавры до Белоозера и далее по Русскому Северу, которые, подобно Египетской Фиваиде, начиная с середины XIV столетия и в продолжении двух последующих веков были сплошной областью иноческой, усеянной скитами и пустынями отшельников…»3 Преп. Сергия называют «игуменом множайшей братии и отцом многим монастырем».

Преподобный Сергий был вдохновителем возрождения на Руси созерцательного подвига, умного делания, устроителем высокой духовной жизни монастырей. Он сам прошел по пути внешних подвигов, характерных для подвижников восточной аскезы, достиг высших духовных состояний созерцания. «Духовный облик преп. Сергия достиг той несказанной красоты, какой могли бы дивиться и древние отцы»4.

В похвальном слове Епифаний Премудрый (который был учеником Сергия Радонежского) говорит, что для иноческаго чина преп. Сергий был «…как бы лествицей, возводящей на высоту небесную», «Истинный руководитель, неложный учитель, добрый пастырь, непрелестный наставник, духовный правитель, добрый наказатель, истинный кормчий…».

Преп. Сергий явил миру целый сонм продолжателей созерцательного подвига, оформившегося в традициях «Русской Фиваиды» северных монастырей: прп.Сильвестр (†1379г) и Павел Обнорские (1317-1429г), Кирилл Белозерский (†1429г), прп.Дионисий Глушицкий (1362-1437г), прп. Григорий Пельшемский (†1451г), прп. Савватий Соловецкий (†1435г), прп. Нил Сорский (†1508г), прп. Корнилий Комельский (†1537г), прп. Антоний Сийский (†1556 г), прп. Арсений Комельский (†1557г), Александр Свирский (†1533г), Никифор и Геннадий Важеозерские (†1550г), Феодосий Тотемский (†1568г), Мартирий Зеленецкий (†1603г), Лонгин Коряжемский (†1547г), Ферапонт Монзенский (†1597г), прп.Диодор Юрьегорский (†1633г) и прп.Елеазар Анзерский (†1656г), прп.Паисий Величковский (1722-1794г), прп. Серафим Саровский (1754-1833г). Продолжателями монашеского подвига общежительных монастырей, сложившихся южнее обители Преподобного Сергия, доступного для широкого круга желающих монашества (прп.Пафнутий Боровский (1394-1478г), прп.Иосиф Волоцкий (1439-1515г).

Духовное влияние прп. Сергия Радонежского неоценимо для нашего Отечества. Оно способствовало пробуждению всего русского народа, расцвету монашеского подвига на Руси.

Церковная гимнография щедро прославляет праведные труды отца нашего преподобного Сергия искуссными песнословиями в различных гимнографических жанрах. Это тропари и кондаки, каноны и стихиры, акафисты и молитвы.

Канон преподобному Сергию Радонежскому начинается словами: «Сергия похвалите, Боже мой, даруй ми». В тропаре он называется: добродетелей подвижником, /яко истинный воин Христа Бога, / на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, /
в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником;/ темже и вселися в тя Пресвятый Дух, /Егоже действием светло украшен еси.

На Руси в XI-XVII вв., в том числе, в период жизни преподобного Сергия Радонежского, возникали циклы песнопений в память о выдающихся деятелях и знаменательных событиях отечественной истории, которые совершались не только в память о прошедших событиях, но и в тревожные дни вражеских нашествий, общенародных волнений и осуществляли задачу гражданственного, нравственного воспитания. Прославление святых в церковных богослужениях было прежде всего прославлением Отечества, эпохальных событий нашей истории. «Тексты русских служб могут служить иллюстрацией к начертанию русской истории»5.

Русские службы в литературном, а еще более - в музыкальном отношении представляют огромный интерес как памятники художественные, как явления отечественного песнотворчества, как свидетельства истории.

Песнопения Сергию можно без преувеличения считать одним из самых интересных и значительных циклов в истории отечественных праздников. Здесь уместно вспомнить, что в память и в похвалу Сергию Радонежскому были созданы многие замечательные произведения древнерусского искусства, в том числе «Троица» Андрея Рублева.

Древнерусские художественные произведения, посвященные Сергию Радонежскому, служат историческим источником для изучения событий Куликовской битвы и некоторых других моментов русской истории.11 Песнопения Сергию Радонежскому как исторический источник еще не рассматривались. Среди них есть такие, в которых угадывается тема Куликовской битвы и пророчества Сергием победы в решающем для истории России сражении.

Самым ранним источником, содержащим указание на празднование памяти Сергия в месяцеслове, является Устав первой четверти XV в.

Считается, что первым автором службы, как и жития, был Епифаний Премудрый (ученик Сергия Радонежского). Затем в середине XV в. ее переработал Пахомий Логофет.

После преставления преподобного Сергия Радонежского, когда были обретены мощи, была составлена служба, в которой усиливается тема прославления России. Сергий Радонежский почитается как один из главных заступников русской земли.

Во второй половине XVII в. службы Сергию становятся самым масштабным циклом песнопений из всех русских служб.

Днесь пресветло красуется царствующий град Москва, /
яко светолучными зарями, молниями чудес твоих осияемь, /
всю вселенную созывает /
похвалити тя, Богомудре Сергие; /
пречестная же и славная обитель твоя, /
юже во Имя Святыя Троицы многими труды твоими создал еси, отче, /
имущи в себе стада ученик твоих, /
веселия и радости исполняется. /
Мы же, празднующе преславное обре­тение честных мощей твоих, в земли со­кровенных, /
яко цвет благоуханен и кадило благовонно, /
любезно я лобызающе, различная исцеления приемлем /
и твоими молитвами грехов прощения сподобляемся, /
отче преподобне Сергие, /
моли Святую Троицу /
спасти души наша.

Мы иногда задумываемся о том, сможем ли мы стать такими святыми как Сергий Радонежский и Серафим Саровский. Это возможно, если пойдем путем не просто спасения, а христианского совершенства.

По словам свт. Игнатия Брянчанинова в понятиях спасение и христианское совершенство есть разница. «Спасение необходимо для всех - снискание совершенства предоставлено произволяющим». Это обозначает, что путь спасения можно совершать каждому человеку в миру. А суть христианского совершенства заключается «в нестяжании и отречении от мира». Это - путь монашеский, «жительство в Боге, бесконечное поприще преуспеяния, как бесконечен Бог»6.

1 Живов В.М. Святость. Краткий словарь агиографических терминов [Электронный ресурс]. ­ М.: Гносис, 1994. <wco.ru/biblio/books/zhivov1/Main.htm>. Предисловие.

[Далее: Живов В.М. Святость. Краткий словарь…]

2 Отметим, что именно эти слова Христа стали началом иноческого подвига прп. Антония Великого. Будущий основатель монашества воспринял их как обращение лично к нему и поступил точно по слову Божию: продал свое имение, раздал деньги нуждающимся и начал подвизаться.

3 См. Муравьев А.Н. Русская Фиваида на Севере. М.: Паломник, 1999. С.26.

4 Концевич И.М. Стяжание Духа Святого… С.137.

5 Ф. Г. Спасский. Русское литургическое творчество (по современным минеям). Париж, 1951, с. 6.

6 Свт. Игнатий Брянчанинов «Слово о спасении и христианском совершенстве». С.7

© 2010-2022