Разработка урока по музыке на тему: Борьба образов (5 класс)

Разработку  урока по музыке на тему: " Борьба образов " можно использовать на уроках музыки в 5 классе в 3 четверти " Образы борьбы и победы в искусстве ".  Целью урока является формирования понятия " борьба образов ". На уроке закрепляются понятия и строения " Увертюры ". Активизируются понятия  о средствах музыкальной выразительности . Углубляются понятия о творчестве   И. О. Дунаевского и писателя Жюля Верна.  Урок - путешествие по страницам одноименного романа " Дети капитана Гранта ".Вход н...
Раздел Музыка
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Общеобразовательная школа I-III ступеней №47 г.Севастополя



Разработка урока в 7 классе.

Тема урока:

Разработка урока по музыке на тему: Борьба образов (5 класс)

Разработка урока по музыке на тему: Борьба образов (5 класс)



Учитель музыки

первой категории

ош №47 г.Севастополя

Локота Елена Анатольевна.


г.Севастополь 2013г.

Цель:

  • формирование понятия «борьба образов», через слушание увертюры Дунаевского;

Задачи :

  • закрепить понятия увертюры и строения увертюры;

  • повторить понятие и строение сонатной формы;

  • углубить знания о творчестве И.О.Дунаевского и Ж.Верна;

  • активизировать знания о средствах музыкальной выразительности;

  • развитие музыкальных способностей: слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, вокально-хоровых навыков при исполнении «Песенки о капитане»;

  • пробуждать и активизировать художественно-образное мышление,

любовь к музыке;

  • воспитание эстетического вкуса;

Тип урока: урок углубления знаний.

Форма проведения: урок - путешествие по страницам романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта» и увертюры И.О.Дунаевского к одноименному кинофильму.

Муз. материал :

Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» муз. И.О.Дунаевского, песня «Жил отважный капитан» муз.И.Дунаевского, сл. В.Лебедева - Кумача, видео «Песенки о капитане», минусовка песни.

Оборудование:

Атрибуты на морскую тематику, книга Ж.Верна «Дети капитана Гранта», презентация к уроку, муз. центр, фортепиано.

Орг. Момент.

Морской фон (Корабль, море) (слайд 1)

Дети входят в класс под музыку « Жил отважный капитан »

Муз.приветствие:

Учитель.

- Здравствуйте, ребята!

- Поприветствуйте, пожалуйста гостей, которые пришли сегодня к нам.

Дети.

- Здравствуйте!

Учитель

- Садитесь.

- Меня зовут Елена Анатольевна и я буду сегодня у вас вести урок.

- Как называется музыка под которую вы зашли в класс?

Дети.

- Песенка о капитане.

Учитель.

- Ребята, я вижу сегодня вас таких красивых,одетых в морскую форму и это не зря, потому что сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам приключенческого романа Ж.Верна (портрет на доске) «Дети капитана Гранта» и окунемся в мир музыки выдающегося композитора, музыканта и дирижера 20 века И.О.Дунаевского (портрет на доске) , его увертюры «Дети капитана Гранта».

- Вы готовы к путешествию?

Дети.

- Да.

Учитель.

- Тогда я буду вашим капитаном.(одеваю капитанскую фуражку).

- И мы отправляемся с вами в кругосветное путешествие с порта нашего легендарного г.Севастополя.

- Отдать швартовые!

- Полный вперед!

Ход урока:

Учитель.

- Ребята, я держу в руках книгу французского писателя Ж.Верна «Дети капитана Гранта».

- Кто читал это приключенческий роман или смотрел одноименный фильм ?

Ответы детей.

- Расскажите краткое содержание романа.

- Дети.

- В 1864 г. экипаж яхты «Дункан» на берегу Ирландского моря находит записку, в которой говорится о том, что в результате крушения корабля «Британия», спаслось трое человек - капитан корабля Грант и двое матросов, а так же указываются ориентировоные данные, где произощло крушение - 37 градус южной широты, долгота размыта.

Команда экипажа , в состав которой входят взрослые и дети капитана гранта - Мери (16 лет) и Роберт (12 лет) , отправляется на поиски капитана.

Учитель.

Да, им пришлось пересечь весь Земной шар вдоль 37 параллели. Ради спасения отца, дети со своими друзьями проходят все препятствия, терпят лишения , опасности, связанные с жизнью. И вот чем же закончились их поиски мы поговорим в конце урока.

Учитель.

В далеком 1936 году известный режисер Г.В.Александров (портрет на доске) создает на основе этой книги фильм, с одноименным названием «Дети капитана Гранта».

Режисер фильма просит композитора И.Дунаевского (портрет на доске) написать музыку к кинофильму. На что композитор с удовольствием согласился и за короткое время была написана увертюра к кинофильму.

Учитель.

- На прошлых уроках вы уже слушали увертюру «Руслан и Людмила» и «Эгмонт» и уже знакомы стаким понятием как сонатная форма.

Учитель.

- Что такое сонатная форма?

Дети.

- Сонатная форма - это строение музыки, образы которой не только противоставляются, но и активно взаимодействуют.(слайд 2)

Учитель.

- Что такое увертюра ?

Дети.

- Увертюра -(с фр. Открытие) это муз. вступление к опере, балету или кинофильму.(слайд 3)

Учитель.

- В основе чего лежит сонатная форма ?

Дети.

- В основе увертюры.

Учитель.

- Из каких частей состоит увертюра ?

Дети.

- Три части (сонатная форма): экспозиция, разработка, реприза. Бывает вступление и кода.(Слайд 4)

Учитель.

- Какое развитие происходит в каждой части?

Дети.

- Экспозиция - оснавная часть, где показаны Г.П. и П.П.. их конфликт или взаимодействие.

- Разработка - развитие , видоизменение основных тем (Г.П. и П.П.).

- Это - реприза - возвращение к основным темам.

Так же в увертюре может быть вступление и кода.

Учитель.

- И так тема нашего урока :

«Борьба образов» (слайд 5 )

Учитель.

- Сейчас вы будете слушать увертюру, но перед слышанием я хочу задать 2 вопроса:

-1.Есть ли конфликт между муз.образами ?

-2. Как бы вы их назвали ? (условно)

Слушают увертюру. (видео)

Дети.

- Мы услышали борьбу двух муз. обраов.

Первый образ - опасности (тревоги).

Второй образ - надежды.

Учитель.

- Какими средствами муз. выразительности композитор это показал ?

(На доске - средства муз.выразительности)

Дети.

- Насыщення динамика, низкий регистр, мелодия… у главной темы и светлая, средний регистр - у побочной.

- Быстрый, стремительный темп.(погоня).

Учитель.

- Как заканчивается увертюра? Победило зло или добро?

Дети.

- Победило добро, надежда.

Учитель.

- Как это выражено в музыке ?

Дети.

- Торжественные аккорды в конце увертюры в мажоре.

Учитель.

- Как вы думаете, нашли дети своего отца ?

Дети.

- Да, нашли.

Учитель.

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка ?

Ответы детей.

Учитель.

Дети.

- Борьба за жизнь, героические образы, победа добра над злом.

Учитель.

- И.Дунаевский к фильму написал несколько песен, одна из которых сегодня прозвучала на уроке, под музыку которой вы зашли в класс.

- Напомните как она называется.

Дети.

- Песенка о капитане.

Учитель.

Сейчас вы услышите эту песню в исполнении трио мальчиков.

Но в начале вопрос: какой характер песни и везде ли она поется одинаково или по разному и почему ?

Слушание песни.

Дети.

- Характер песни веселый, энергичный, жизнирадостный, местами меняется на робкий, застенчивый. Потому что в одном человеке уживается два образа : героический и лирический.

Учитель.

- Кто хочет попробовать себя солистом ?

Дети.

Работа с солистами с 1 и 2 куплетом.

Припев исполняет весь класс.

Вывод урока.

Учитель.

- Вот и закончилось наше путешествие. И мы снова с вами в порту г. Севастополя.

- Что же нового мы сегодня узнали ?

Дети.

- Услышали увертюру к кинофильму «Дети капитана гранта». В ней борьбу двух образов.

- Разучили песенку о капитане.

- Повторили средства муз.выразительности.

Учитель.

- Мне было очень приятно с вами совершать это путешествие. Вы оказались очень смелыми, находчивымии и отважными ребятами.

- Спасибо вам за сотрудничество!

Оценки.

Выход из класса под песню «Жил отважный капитан».


© 2010-2022