- Преподавателю
- Музыка
- Разработка урока по музыке на тему: Борьба образов (5 класс)
Разработка урока по музыке на тему: Борьба образов (5 класс)
Раздел | Музыка |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Локота Е.А. |
Дата | 07.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Общеобразовательная школа I-III ступеней №47 г.Севастополя
Разработка урока в 7 классе.
Тема урока:
Учитель музыки
первой категории
ош №47 г.Севастополя
Локота Елена Анатольевна.
г.Севастополь 2013г.
Цель:
-
формирование понятия «борьба образов», через слушание увертюры Дунаевского;
Задачи :
-
закрепить понятия увертюры и строения увертюры;
-
повторить понятие и строение сонатной формы;
-
углубить знания о творчестве И.О.Дунаевского и Ж.Верна;
-
активизировать знания о средствах музыкальной выразительности;
-
развитие музыкальных способностей: слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, вокально-хоровых навыков при исполнении «Песенки о капитане»;
-
пробуждать и активизировать художественно-образное мышление,
любовь к музыке;
-
воспитание эстетического вкуса;
Тип урока: урок углубления знаний.
Форма проведения: урок - путешествие по страницам романа Ж.Верна «Дети капитана Гранта» и увертюры И.О.Дунаевского к одноименному кинофильму.
Муз. материал :
Увертюра к кинофильму «Дети капитана Гранта» муз. И.О.Дунаевского, песня «Жил отважный капитан» муз.И.Дунаевского, сл. В.Лебедева - Кумача, видео «Песенки о капитане», минусовка песни.
Оборудование:
Атрибуты на морскую тематику, книга Ж.Верна «Дети капитана Гранта», презентация к уроку, муз. центр, фортепиано.
Орг. Момент.
Морской фон (Корабль, море) (слайд 1)
Дети входят в класс под музыку « Жил отважный капитан »
Муз.приветствие:
Учитель.
- Здравствуйте, ребята!
- Поприветствуйте, пожалуйста гостей, которые пришли сегодня к нам.
Дети.
- Здравствуйте!
Учитель
- Садитесь.
- Меня зовут Елена Анатольевна и я буду сегодня у вас вести урок.
- Как называется музыка под которую вы зашли в класс?
Дети.
- Песенка о капитане.
Учитель.
- Ребята, я вижу сегодня вас таких красивых,одетых в морскую форму и это не зря, потому что сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам приключенческого романа Ж.Верна (портрет на доске) «Дети капитана Гранта» и окунемся в мир музыки выдающегося композитора, музыканта и дирижера 20 века И.О.Дунаевского (портрет на доске) , его увертюры «Дети капитана Гранта».
- Вы готовы к путешествию?
Дети.
- Да.
Учитель.
- Тогда я буду вашим капитаном.(одеваю капитанскую фуражку).
- И мы отправляемся с вами в кругосветное путешествие с порта нашего легендарного г.Севастополя.
- Отдать швартовые!
- Полный вперед!
Ход урока:
Учитель.
- Ребята, я держу в руках книгу французского писателя Ж.Верна «Дети капитана Гранта».
- Кто читал это приключенческий роман или смотрел одноименный фильм ?
Ответы детей.
- Расскажите краткое содержание романа.
- Дети.
- В 1864 г. экипаж яхты «Дункан» на берегу Ирландского моря находит записку, в которой говорится о том, что в результате крушения корабля «Британия», спаслось трое человек - капитан корабля Грант и двое матросов, а так же указываются ориентировоные данные, где произощло крушение - 37 градус южной широты, долгота размыта.
Команда экипажа , в состав которой входят взрослые и дети капитана гранта - Мери (16 лет) и Роберт (12 лет) , отправляется на поиски капитана.
Учитель.
Да, им пришлось пересечь весь Земной шар вдоль 37 параллели. Ради спасения отца, дети со своими друзьями проходят все препятствия, терпят лишения , опасности, связанные с жизнью. И вот чем же закончились их поиски мы поговорим в конце урока.
Учитель.
В далеком 1936 году известный режисер Г.В.Александров (портрет на доске) создает на основе этой книги фильм, с одноименным названием «Дети капитана Гранта».
Режисер фильма просит композитора И.Дунаевского (портрет на доске) написать музыку к кинофильму. На что композитор с удовольствием согласился и за короткое время была написана увертюра к кинофильму.
Учитель.
- На прошлых уроках вы уже слушали увертюру «Руслан и Людмила» и «Эгмонт» и уже знакомы стаким понятием как сонатная форма.
Учитель.
- Что такое сонатная форма?
Дети.
- Сонатная форма - это строение музыки, образы которой не только противоставляются, но и активно взаимодействуют.(слайд 2)
Учитель.
- Что такое увертюра ?
Дети.
- Увертюра -(с фр. Открытие) это муз. вступление к опере, балету или кинофильму.(слайд 3)
Учитель.
- В основе чего лежит сонатная форма ?
Дети.
- В основе увертюры.
Учитель.
- Из каких частей состоит увертюра ?
Дети.
- Три части (сонатная форма): экспозиция, разработка, реприза. Бывает вступление и кода.(Слайд 4)
Учитель.
- Какое развитие происходит в каждой части?
Дети.
- Экспозиция - оснавная часть, где показаны Г.П. и П.П.. их конфликт или взаимодействие.
- Разработка - развитие , видоизменение основных тем (Г.П. и П.П.).
- Это - реприза - возвращение к основным темам.
Так же в увертюре может быть вступление и кода.
Учитель.
- И так тема нашего урока :
«Борьба образов» (слайд 5 )
Учитель.
- Сейчас вы будете слушать увертюру, но перед слышанием я хочу задать 2 вопроса:
-1.Есть ли конфликт между муз.образами ?
-2. Как бы вы их назвали ? (условно)
Слушают увертюру. (видео)
Дети.
- Мы услышали борьбу двух муз. обраов.
Первый образ - опасности (тревоги).
Второй образ - надежды.
Учитель.
- Какими средствами муз. выразительности композитор это показал ?
(На доске - средства муз.выразительности)
Дети.
- Насыщення динамика, низкий регистр, мелодия… у главной темы и светлая, средний регистр - у побочной.
- Быстрый, стремительный темп.(погоня).
Учитель.
- Как заканчивается увертюра? Победило зло или добро?
Дети.
- Победило добро, надежда.
Учитель.
- Как это выражено в музыке ?
Дети.
- Торжественные аккорды в конце увертюры в мажоре.
Учитель.
- Как вы думаете, нашли дети своего отца ?
Дети.
- Да, нашли.
Учитель.
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка ?
Ответы детей.
Учитель.
Дети.
- Борьба за жизнь, героические образы, победа добра над злом.
Учитель.
- И.Дунаевский к фильму написал несколько песен, одна из которых сегодня прозвучала на уроке, под музыку которой вы зашли в класс.
- Напомните как она называется.
Дети.
- Песенка о капитане.
Учитель.
Сейчас вы услышите эту песню в исполнении трио мальчиков.
Но в начале вопрос: какой характер песни и везде ли она поется одинаково или по разному и почему ?
Слушание песни.
Дети.
- Характер песни веселый, энергичный, жизнирадостный, местами меняется на робкий, застенчивый. Потому что в одном человеке уживается два образа : героический и лирический.
Учитель.
- Кто хочет попробовать себя солистом ?
Дети.
Работа с солистами с 1 и 2 куплетом.
Припев исполняет весь класс.
Вывод урока.
Учитель.
- Вот и закончилось наше путешествие. И мы снова с вами в порту г. Севастополя.
- Что же нового мы сегодня узнали ?
Дети.
- Услышали увертюру к кинофильму «Дети капитана гранта». В ней борьбу двух образов.
- Разучили песенку о капитане.
- Повторили средства муз.выразительности.
Учитель.
- Мне было очень приятно с вами совершать это путешествие. Вы оказались очень смелыми, находчивымии и отважными ребятами.
- Спасибо вам за сотрудничество!
Оценки.
Выход из класса под песню «Жил отважный капитан».