Образы древней Руси в русской музыке

":" углубление знаний об образах Древней Руси, более широкое представление образа Кикиморы, развитие вокально-хоровых навыков- получение первоначальных навыков исполнения двухголосием, проверка знаний учащихся знаний о нотной грамоте с помощью «камушков» с заданиями и определить учащихся, которые с легкостью справляются с заданиями и на следующие уроки давать задания более сильные, дети должны получить хорошие впечатления с урока и самостоятельно работать по следующей теме урока- находить дополн... Композиторы стремились передать свои чувства, мысли через свои произведения, музыка рисует мелодией различные образы…
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Образы Древней Руси в русской музыке.

Кикимора.

Цели урока: 1)углубление знаний о русской народной музыке; знакомство с образами кикиморы.

- изучение нотной грамоты

2) развивать умение слушать и анализировать классическую музыку;

- развитие коммуникативных и творческих способностей;

-развивать стремление к самостоятельному изучению музыки русского народа;

-развивать вокально-хоровых навыки.

3) воспитывать любовь и интерес к музыке, к родному краю, ко всему «прекрасному» на земле

Оборудование: использование ИКТ, наглядности к уроку, аудио-материалы, ТСО, портрет композитора, карточки с заданиями, нотный материал, математические фигуры(круг, квадрат, треугольник и другие)

Ожидаемые результаты: углубление знаний об образах Древней Руси, более широкое представление образа Кикиморы, развитие вокально-хоровых навыков- получение первоначальных навыков исполнения двухголосием, проверка знаний учащихся знаний о нотной грамоте с помощью «камушков» с заданиями и определить учащихся, которые с легкостью справляются с заданиями и на следующие уроки давать задания более сильные, дети должны получить хорошие впечатления с урока и самостоятельно работать по следующей теме урока- находить дополнительные материалы к следующему уроку.. Воспитывать прежде всего любовь к Родине, к природе, к искусству, и ко всему прекрасному на Земле…


Ход урока

1. Организационный момент. 1 мин

Музыкальное приветствие:

Учитель: Рада Вас ребята видеть

И приветствовать сейчас!

Дети: И мы рады, очень рады

Здравствуйте учитель наш!

2. Изучение нотной грамоты, работа по карточкам и у доски. 5 мин

(более сильные ученики работают у доски, остальным раздаются карточки-камушки, которые подписываются учеником и отдают на проверку учителю)

Учитель: Ребята! Обратите ,пожалуйста, внимание на слайд! (слайд 1) Вспомним вместе нотную грамоту! Какие длительности нот вы видите на экране!? Дети: ми , ля, фа

Учитель: Правильно, ребята! А скажите какая нота показана голубым цветом!? Желтым ? Красным!? (слайд 2)

Дети: соль, до, ми

Учитель: молодцы, ребята! Давайте теперь пропоем эти нотки!

Распевание: 2 мин

Задание сильным ученикам: (работа у доски)

1)определить размер

Образы древней Руси в русской музыке.

Задание на «камушках»:

1)написать названия нот, под нотами

2) написать длительности нот под нотами

Например:

Образы древней Руси в русской музыке.

Ля фа ля до фа (названия нот)

В ч в в в (длительности)

Учитель : Молодцы, ребята! А теперь все внимание на доску! Назовите ноты. Попробуем прохлопать ритм!

Учитель: Творческой работой в этой четверти станет русская народная песня «Ветерочек лес колышет». Напев записан в Архангельской области А.Абрамским. Послушайте мелодию песни.

3. «Ветерочек лес колышет». Показ песни, анализ, разучивание 9 мин

(слайд 3)

Учитель: какой характер песни?

Дети: спокойный, медленный

Учитель: правильно! А какая особенность в этой песни, чем она отличается от других песен!?

Дети: распевы

Учитель: а в какой форме написана эта песня? (дети поднимают шаблоны фигур)

Дети: одночастная форма

Учитель: Какие же вы у меня молодцы! а о чем поется в этой песни!? А среди вас есть такие неразлучные друзья!? И кто же!?

Дети: ответы

Учитель: Ну в честь такой дружбы давайте теперь разучим эту песню!

Разучивание по фразам:

1 фраза: Ветерочек лес колышет

И в полях волнует рожь.

2 фраза: Мы с подругой дружим крепко

Нас водой не разольешь.

Вокально- хоровая работа: дикция, упражнение «оса» и «жевачка»

Учитель: молодцы, ребята! А теперь попробуем выучить второй голос! Послушайте как это будет звучать! Я буду петь вторым голосом , аккомпнимент будет играть первый голос! (слайд 4)

Учитель: Это называется двухголосием! Попробуем разучить второй голос.

Тинна тинна тинна тинна тинна тинна тинна

Тинна тинна тинна тинна тинна тинна тинна тинна

Учитель: Молодцы! Сейчас попробуем соединить голоса. (слайд 5) Вы попробуйте спеть 2 голос, только внимательно слушайте аккомпонимент- он будет вам подыгрывать! А я буду петь очень тихо, что бы не спутать вас

Учитель: Отлично, молодцы , ребята! А теперь встали все и немного отдохнем

4. Новая тема. Образы Древней Руси в русской музыке. Кикимора.

(Слайд 6) 2 мин

Учитель: Во все времена люди сочиняли стихи, песни о друзьях , о родине, о природе, и о своих фантазиях, слагали песни о разных сказочных героях… Сегодня и мы отправимся в старину, узнаем кто же такая кикимора, где она живет.. А что вы слышали о кикиморе?!

Дети: рассказывают разные истории

Учитель: да много вы знаете о ней…

(Слайд 7)Кикимору народ представляет в виде крохотной старушки. Днем она сидит за печкой, а по ночам выходит проказить с веретеном, прялкой и начатой пряжей. Она берет то и другое и садится прясть, чаще всего на голубце*. Ночью можно слышать, как свистит у кикиморы в руках веретено и как свертывается с прялки куделя. В то время как прядет она, кикимора постоянно подпрыгивает на одном месте. Видеть кикимору удается редко, и если кто из домашних увидит кикимору, то в доме будет непременно несчастие - чаще всего умрет кто-нибудь из домашних. Иногда кикимора и озорничает над домашними: она по целым ночам расхаживает по полу, стучит ногами, гремит посудой, иногда бьет горшки

Очень часто кикимора выщипывает у кур перья"

Кикиморы могли жить не только в доме, но и в курятнике. Обычно именно с ее присутствием там славяне связывали снижение плодовитости кур и в качестве защиты возле нашеста вешали оберег - камешек с дыркой посредине, который назывался куриным богом или «кикиморой одноглазой».

Кикимора - славянский дух в женском обличье. Обладая весьма непредсказуемым характером, она может и хлеб испечь, и посуду помыть, и детей покачать, но ежели что не по ней, то сразу же начинает рвать пряжу и бросаться вещами.

Если жилище Кикиморы сгорело или разрушено и взамен не построено новое, то она может удалиться в лес и жить там. (8-11 слайды)

Чаще всего кикимора предстает в виде безобразной, скрюченной старухи маленького роста. Одета она в лохмотья, без обуви, выглядит неряшливо. В некоторых описаниях подчеркиваются ее уродливые черты: голова с наперсток, туловище тоньше соломинки. Иногда же выглядит как обыкновенная женщина в обыкновенном наряде, с распущенными волосами, но злобного и мстительного нрава. Особенно любила кикимора так забавляться во время разгула всякой нечисти - на святки. Временами она до такой степени досаждала хозяевам, что те всерьез задумывались, не перебраться ли им на новое место.

Чтобы избавиться от кикимор, надо было положить где-нибудь в доме клок верблюжьей шерсти или пучок простой шерсти с ладаном сунуть под печной шесток. Еще был специальный заговор со словами: «Ах ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее». Чтобы уберечь от кикиморы кур, возле насеста вешали «куриного бога» - камешек с дыркой посередине (его еще называли «кики¬морой одноглазой»).

Считалось, что в день 4 марта (по старому стилю) - на Грачевники - кикиморы делаются смирными и тогда от них можно избавиться. Во все остальное время с ними сладить трудно. Обычно кикиморы невидимы..

Учитель: Многие писатели, поэты, композиторы использовали в своем творчестве сказочные образы.. Одно из таких произведений сочинил Анатолий Константинович Лядов(слайды 12)

Живет ,растет кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит кикимору Кот- баюн- говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова то у ней малым- малёшенька; со «наперсточек,а туловище не опознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора с утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую .Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной…

(слушание «Кикимора» А.К.Лядов)

5. «Кикимора» А.К.Лядов Слушание. Анализ произведения 8 мин

Учитель: Ребята! Какой характер произведения!?

Дети: медленное, тянущееся..

Учитель: А в какой форме построено произведение? Поднимите фигурки

Дети: трехчастное

Учитель: покажите на доске схему с помощью математических фигур

Учитель: пьеса начинается медленным вступлением. Сумрачное, «ползучее» начало, звучат низкие тембры кларнетов, бас-кларнета и фаготов(слайд 14) создают сказочную обстановку действия- «у кудесника в каменных горах»

Английский рожок (слайд 14)поет тему колыбельной.. Дважды раздаются резкие «взвизгования» и «вздрагивания» (малая флейта и гобой, трубы с сурдинами)(слайд 15)

Завершает вступление соло челесты(слайд 15), холодное, звенящее звучание которой связывается с представлением о «хрустальчатой колыбельке» в основной части музыка полностью характеризует образ кикиморы..вязкие , холодные звуки, резкие скачки,как будто музыка рисует прыжки кикиморы.

Учитель: Ребята! А в какой части происходит кульминация!? В вступлении, в сосновной теме или в заключительной части?

Дети: заключительной части

Учитель: правильно ребята! Завершается произведение лядовским юмористическим штрихом, звучат контрабасы, в последний раз откликается вверху одинокий жалобный писк малой флейты (слайд 15)

Учитель: Вот такой образ кикиморы предстает перед нами…

Учитель: а кто сочинил это произведение?

Дети: А.К. Лядов (слайды 16-21) немного о композиторе

Физкультминутка «Все друзья» 2 мин

Учитель: Композиторы стремились передать свои чувства, мысли через свои произведения, музыка рисует мелодией различные образы… И самая любимая тема у всех композиторов, писателей, поэтов это тема природы…

Послушайте ,пожалуйста, одну очень красивую песню…. Показ песни «Хороша Россия» (слайды с 22-30 )

6. «Хороша Россия» Слушание, анализ и разучивание песни 9 мин

Учитель: понравилась вам песня, ребята!?

Дети: да

Учитель: О чем она!?

Дети: о природе, о России..

Учитель: а еще что можете сказать об этой песни, обратили внимание на слова песни…

Учитель: Какой характер песни?

Дети: Спокойный, задумчивый, медленный

Учитель: в какой форме построена песня? Поднимаем фигурки

Дети: двухчастная форма

Учитель: все правильно, ребята! Давайте разучим эту песню!

Разучивание по фразам:

1 фраза: Хороша Россия в полдень так нежна,

Но еще красивее в сумерках она.

2 фраза: Хороша Россия утром на заре,

Но еще чудеснее в лунном серебре.(соединить 1 и 2 фразу)

3 фраза: Родина моя, сказочная Русь,

Добротой и силой я твоей горжусь.

4 фраза: А на красоту твою все не нагляжусь.. (соединить 3 и 4 фразу)

Пропеть сначала (1 -4 фразы)

Вокально-хоровая работа: динамика, дикция, четкое пропевание согласных и гласных звуков

Учитель : Молодцы, ребята! Посмотрите на доску! Я приготовила вам небольшое задание- отгадать ключевое слово в кроссворде! 2 мин

Итак, первый вопрос:

1)Где родился композитор Лядов? Санкт-Петербург

2) Как называется самый яркий момент в произведении? Кульминация

3)Какое произведение Лядова мы слушали сегодня на уроке? Кикимора

4) Как звали Лядова? Анатолий

Ключевое слово «гимн»

7. Исполнение гимна Российской Федерации ( 1 куплет и припев) 2мин

8. Исполнение гимна республики Татарстан (1 куплет) 1мин

9.Итог урока. Рефлексия. 1 мин

Учитель: а доске вы видите цветочки с буквами…какое слово можно составить из этих букв!?

Дети: Русалка

Учитель: Эта и есть тема будущего нашего урока!

На этом наш урок закончен! Оценки….. До свидания!!



© 2010-2022