- Преподавателю
- Музыка
- Урок по музыке Музыка русского народв
Урок по музыке Музыка русского народв
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Битютская Е.Е. |
Дата | 28.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Битютская Елена Евгеньевна
учитель музыки ГБОУ СПО «Чапаевский губернский колледж»
образовательная программа общего образования,
Самарская область
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ
Тема урока
Музыка русского народа
Цель урока
Закрепить знания учащихся о русской народной песни;
дать понятие характерные особенности русской народной песни; развивать творческий потенциал при помощи методики сотворчества (выращиваем ромашковое поле русской народной песни).
Задачи урока
Образовательные: Сформировать понятие фольклор, рассмотреть характерные особенности русских народных песен.
Развивающие: Развивать умение работы над общим проектом «ромашковое поле русской песни»
Воспитательные: Воспитание любви к русским традициям, бережного отношения к культурному наследию русского народа.
УУД
Личностные УУД: Развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к русскому фольклору, бережного отношения к культурному наследию России.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
Познавательные УУД: работа с картой эмоционального состояния, развитие устной речи, сравнение, классификация, причинно-следственные связи, обогащение словарного запаса
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Планируемые результаты
Предметные:
Знать характерные особенности русских народных песен, определение «фольклор», причины зарождения русских народных песен.
Уметь - работать с нотной записью текста песен.
Личностные: Развитие устойчивой познавательной мотивации на изучение темы «Музыка русского народа», развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к русскому фольклору.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Основные понятия
Фольклор, русские народные песни, характерные особенности русских народных песен
Межпредметные связи
История (быт и культура русского народа)
Ресурсы урока
раздаточный материал «ромашка»
Формы урока (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая)
Фронтальная, групповая.
Технологии
Технология сотворчества, ИКТ, обучение в сотрудничестве.
Дидактическая структура урока
Деятельность учеников
Деятельность учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
(познавательные,
коммуникативные,
регулятивные)
Организационный момент
1. Подготовка к уроку.
2. Постановка цели и задач урока.
Проверка готовности учеников к уроку, целеполагание.
-
Музыкальное приветствие
Регулятивные УУД : целеполагание.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем Самоконтроль готовности к уроку
Изучение нового материала
-
Выполнение задания по составлению пословиц
-
Работа по выявлению характерных особенностей РНП совместно с учителем
-
Вокальная работа
-
Организация поисковой деятельности учащихся.
-
Разъяснение итогов работы по проекту «ромашковое поле»
-
Работа с нотным материалом и характерными особенностями РНП
-
Работа с листами пословиц (составление из частей целого высказывания о русской песне)
-
Работа по мини проекту «ромашковое поле»
-
Работа с нотным материалом, выведение характерных особенностей русской народной песни на примере песен «Вниз по матушке по Волге» и «Во кузнице».
Знать характерные особенности русских народных песен, определение «фольклор», причины зарождения русских народных песен.
Уметь - работать с нотной записью текста песен.
Личностные УУД: Развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, развитие эмоционально-ценностного и эстетического отношения к русскому фольклору, бережного отношения к культурному наследию России.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;
Познавательные УУД: работа с картой эмоционального состояния, развитие устной речи, сравнение, классификация, причинно-следственные связи, обогащение словарного запаса
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
Закрепление нового материала
Заполнение «ромашкового» поля
Подвести к выводу о характере РНП
Завершение работы над мини проектом «Ромашковое поле»
Уметь - работать в группе над мини проектом
Регулятивные УУД: умение учащихся делать выводы по теме
Познавательные УУД: работа с по мини проекту, обобщение понятий, выявление причинно-следственных связей
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в составлении мини проекта, умение выражать свои мысли.
Рефлексия
Оценивание участия в уроке
Работа с карточками рефлексии
Оценить свое участие в роке при помощи карточек по рефлексии
Регулятивные УУД: умение учащихся оценивать степень своего участия на уроке
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем
Ход урока
-
Организационный этап.
-
Музыкальное приветствие .
-
Введение в новую тему, целеполагание
- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Он будет посвящен нашим истокам. Музыкальным истокам. Сегодня мы с вами поговорим о музыке нашей родины. Музыке русского народа.
(слайд № 1)
II. Изучение нового материала.
-
Наша страна богата своей историей, традициями и конечно культурой. Вот о музыкальной культуре и в частности о русской народной песне мы сегодня с вами и поговорим. Вы на уроках литературного чтения, русского языка знакомились с фольклорным жанром.
-
Что такое фольклор? (Народная мудрость)
-
А что мы подразумеваем под фольклором? (Загадки, песенки. потешки, сказки, пословицы, поговорки и т.д.)
-
Песни на Руси возникли не внезапно, а из-за необходимости. Люди давно стали замечать, что с песней и работать веселей, и горе переживать легче. Песни сопровождали с рождения (колыбельные) и до смерти ( оплакивание). И мудрый народ создал не одну пословицу и поговорку связанную с пен6рием и музыкой. Для вас я приготовила следующее задание. На листе у каждой группы написаны по 5 пословиц о музыке. Но они разбиты на две части и перемешаны. Ваша задача за 1-2 минуты найти части пословиц и соединить их стрелочками.
(слайд № 2)
-
А кто мне скажет, с чем ассоциируется у вас слово РОССИЯ? (подвести к ромашковому полю)
(слайд № 3,4,5)
-
И сегодня наша с вами задача вырастить свое, необычное музыкальное ромашковое поле. Музыкальные ромашки вырастут тогда, когда мы узнаем о том, какая она, русская народная музыка. И для примера я вам предлагаю послушать песню «Вниз по матушке по Волге» в исполнении великого русского баса Федора Ивановича Шаляпина.
(слайд № 6)
ЗВУКОЗАПИСЬ ПЕСНИ «ВНИЗ ПО МАТУШКЕ ПО ВОЛГЕ»
(слайд № 7,8,9)
Работа по слайду №10 или по таблице с нотной записью песни
-
Посмотрите на нотную запись и вспомните звуковой файл. Что можно сказать о песни, какая она? (Распевная, протяжная)
-
Если смотреть на запись, то как движутся нотки (По ступенькам подряд и потом скачок). Это очень характерно для русской народной песни.
-
А что можно сказать о настроении. (Грустная)
-
Всегда ли грустная или меняется характер? (Потом становится светлой). То есть переменный лад. Для русской народной песни это тоже характерный признак - переменный лад.
-
Посмотрите, всегда ли на каждую ноту соответствует слог? (Нет, есть слоги, которые тянутся на протяжении нескольких нот). Это распевы, еще одна характерная черта.
-
А в тексте, есть ли что то интересное? (Слова не допеваются а обрываются)
-
Совершенно верно!
-
А сейчас послушайте еще одну русскую народную песню «Во кузнице» и постарайтесь найти уже знакомые нам характерные черты, а может что то вы услышите и новое.
ЗВУКОЗАПИСЬ ПЕСНИ «ВО КУЗНИЦЕ»
(слайд № 11)
Работа по слайду №12
-
Какие характерные черты уже знакомые нам с вами вы услышали? (Распевы, обрыв слов, поступенное движение со скачками)
-
А что необычного вы услышали в той песни? (подвести детей к перемене ударения и форме вариации)
III. Закрепление нового материала
-
А теперь давайте с вами еще раз вспомним и обобщим, какие же характерные черты присуще русской народной песне.
(слайд № 13)
Характерные особенности русской народной песни
-
поступенное движение мелодии в сочетании со скачками;
-
обрыв слов;
-
форма вариации;
-
распевы;
-
переменный лад:
-
перенос ударения.
-
А теперь вернемся к нашему музыкальному ромашковому полю. Перед вами у каждого есть вот такая ромашка. Подумайте и напишите на ней какая она, русская народная песня. По характеру, по манере исполнения. Кто напишет - несет на наше поле.
(творческий процесс заполнения поля ромашками детей)
(слайд 14)
ЕСЛИ ОСТАНЕТСЯ ВРЕМЯ - разучить 1 куплет песни «Во кузнице».
IV. Рефлексия
(слайд № 15)
-
- Подведём итог нашей работы и оценим её.
Если урок вам очень понравился и вы считаете, что принимали в нём активное участие, поднимите
Если вы считаете, что урок был хорошим и вы участвовали в нём, поднимите
Если урок вам не понравился и вы не принимали в нём участия, поднимите
(Учащиеся поднимают вверх кружки разного цвета, оценивая урок и своё участие в нём.)
-
Спасибо за работу. Урок окончен.
Использованная литература.
-
«Музыка 1-8 классы». Программа; М. «Просвещение» 2002г.
-
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя музыкантв»; М. «ВЛАДОС» 2000г.
-
Горбачева Е.Г. «Популярная история музыки»; М. «ВЕЧЕ» 2002г.
-
Куберский И.Ю. «Энциклопедия для юных музыкантов»; С-П, «Диамант» 1998г
-
Музыкальный энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия» 2003г
-
google.ru/
-
yandex/