Разработка урока музыки «Тема моря в музыке и литературе»

Конспект урока музыки в 4 классе «Тема моря в музыке и литературе» поможет учителям в преподавании как уроков музыки, так и уроков литературы. Материал был выставлен на конкурс «Учитель года» и занял лидирующую позицию. В разработке урока музыки представлена авторская песня «Мечта», авторская разработка тематической физминутки, тематических распевок, что позволит  сохранить целостность общей линии урока, создать необходимую атмосферу морской стихии.Перечень музыкального материала для прослушиван...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

4 класс.

«Тема моря в музыке и литературе»

Цели

Образовательные:

  • показать образ моря в произведениях А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова;

  • провести сравнительную характеристику музыкальных эпизодов: фрагмента вступления из оперы «Садко» Н.А. Римского - Корсакова «Океан - море синее» и фрагмента из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского - Корсакова «Три чуда»;

  • обменяться впечатлениями об услышанных музыкальных фрагментах;

  • дать характеристику музыкальных отрывков;

  • оценить способы выражения настроения музыки;

  • разучить песню.

Развивающие:

  • развивать навыки слушания музыки;

  • развивать навыки сопоставительного анализа;

  • развивать музыкально-эстетический вкус, слуховое восприятие, эмоциональные переживания.

Воспитывающие:

  • воспитывать художественное видение мира;

  • воспитывать любовь к музыке русских композиторов.

Цели урока

знать:

с помощью, каких средств можно передать характер и настроение музыки при описании моря;

уметь:

внимательно слушать музыку, определять её настроение и характер.

Музыкальный материал: Н.А. Римский - Корсаков. «Окиан - море синее». Вступление к опере «Садко». Н.А. Римский - Корсаков. «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Песня «Мечта».

Литература: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Былина «Садко».

Изобразительный ряд: портреты Н.А. Римского-Корсакова и А.С. Пушкина, иллюстрации к опере «Садко» и опере «Сказка о царе Салтане». Репродукция И.К. Айвазовского «Чёрное море»

«…Море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы».

А.С. Пушкин


Ход урока


- Добрый день! Меня зовут Марина Викторовна. Я - учитель музыки. Рада вас видеть здесь в эту минуту в таком чудесном мире, который расцвечен красками, звуками, в мире, в котором звучит русское слово, русская музыка. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и с таким хорошим настроением мы начинаем наш урок.

1.Актуализация опорных знаний

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Почему наш урок открывает морская картина?

Верно. Наш урок сегодня посвящён ТЕМЕ МОРЯ В МУЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ.

Обратимся к эпиграфу нашего урока. Каким увидел море великий русский поэт А.С.Пушкин?

- А кто из вас видел море? Какое оно?

- На сегодняшний урок я принесла ракушки - частичку моря. Давайте вместе послушаем их. Какими впечатлениями вы можете поделиться?

- Итак, море бывает разное. На репродукции Ивана Константиновича Айвазовского - строгая красота морской стихии, в шуме ракушек - море далёкое и таинственное. А вот какое море в былине «Садко», в произведении А.С. Пушкина и в музыке Н.А. Римского - Корсакова и с помощью каких музыкальных средств море изображено, я вам сегодня расскажу.

Цели на сегодняшний урок:

знать:

с помощью, каких средств можно передать характер и настроение музыки при описании моря.

уметь:

внимательно слушать музыку, определять её настроение.

2.Формирование новых знаний

Открою вам сейчас секрет: у моря и музыки много общего.

Русский композитор Н.А. Римский - Корсаков сумел изобразить в своей музыке красоту морской стихии. А вы знаете, почему Николай Андреевич часто обращался к морской тематике? (…) А потому что он был сначала морским офицером, даже плавал на корабле вокруг света. Никто лучше него не умел передавать в музыке изображение моря. В его творчестве есть удивительное произведение, опера «Садко», написанная на мотив былины «Садко». Зачитаю отрывок:

Пошёл Садко ко Ильмень да ко озеру,

Как он садился на синь горюч камень да об озеро,

Как начал играть во гусли во яровчаты,

Как ведь опять играл он с утра до вечера,

Волна уж как в озере сходилася,

Вода ли с песком да смутилася.


Послушайте музыку из оперы «Садко».

- Каков характер этой музыки?

- Какое настроение?

- С помощью, каких музыкальных средств передаётся характер и настроение музыки?

Но у меня есть условие, ответ начинайте со слов «Море было…» А помогут вам эти слова прилагательные: тихое, плавное, тревожное, взволнованное, грозное, настороженное, воздушное, нежное, решительное, неторопливое, задумчивое, ласковое, печальное, необычное, красивое.

Слушание и анализ произведения

«Окиан - море синее» - оркестровое вступление. Грозная, но спокойная морская стихия, ровно, бесстрастно катящиеся волны, необъятная, бескрайняя ширь; глухой гул стоит над неустанно колыхающейся сумрачной водяной пустыней, и не видно ни корабля, ни живой души. Вступление целиком основано на развитии крошечного, из трёх звуков состоящего, тематического зерна мотива «Окиана - моря», он действительно создаёт иллюзию волнообразного движения бесконечной океанской громады…

Звучание морской стихии удалось передать Н.А. Римскому - Корсакову ещё в одном произведении, а в каком, я думаю, вы мне скажите сами:

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

- Кто может сказать, кто автор сказки и о чём она?

А написал эту удивительную сказку великий русский поэт А.С.Пушкин. Вот видите, у меня есть книга с удивительными рисунками.

Оперу на сюжет этой сказки написал Н.А. Римский-Корсаков. В этой опере рассказывается о трёх чудесах. Каких?

1 чудо - «Белка»

2 чудо - «Богатыри» Послушаем отрывок:

«Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольётся в шумном в шумном беге,

И очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор,

С ними дядька Черномор».

Сейчас с помощью музыки к нам придут в гости богатыри из оперы Н.А. Римского - Корсакова «Сказка о царе Салтане»

- Какое настроение передаёт музыка?

- С помощью каких средств выразительности?

Слушание и анализ произведения

(Сначала мы услышали призывной голос трубы, потом музыка изобразила их тяжёлую богатырскую поступь. Сначала богатыри идут будто издалека, музыка звучала чуть слышно. Постепенно она усиливается, богатыри подходят ближе, затем опять стихает.)

3 чудо - «Царевна - лебедь»

Последнее чудо в этой сказке - лебедь-птица, которая превратилась в удивительную царевну. «Месяц под косой блестит, а во лбу звезду горит». Вот мы и послушаем музыку к последнему чуду из сказки - «Царевна - лебедь» . Давайте внимательно послушаем отрывок, когда лебедь превращается в царевну. Немного опустите головы, но в тот момент, где сменяется музыка, станет похожей на русскую народную песню, поднимите на меня свои глаза.

С л у ш а н и е

- Что композитор нам показал в музыке? (образ птицы, плывущей по волнам; звуки оркестра будут рисовать всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. Потом мы услышим как мелодия стала похожей на привольную русскую песню: в этот момент птица-лебедь оборачивается прекрасной девушкой)

Микроитог: Итак, какие музыкальные фрагменты прослушали: фрагмент из оперы «Садко»; фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане».

- Каким изображено море в этих фрагментах?

- С помощью, каких средств музыкальной выразительности?

(Мелодическое движение, ритм, развитие, динамика, звуковысотность, темп, колорит.)

- Молодцы! Вы были внимательны и всё запомнили.

3.Физминутка

Давайте встанем и покажем, каким может быть море:

Море бушует, стонет, кричит,

Море волну нагоняет, ворчит

Море устало вздыхает, стихает

И умолкает, и засыпает.

4.Работа с песней.


-Мы говорили о том, каким увидели море А.С.Пушкин и Н.А.Римский-Корсаков.

Ребята, я тоже несколько раз видела море. И оно мне показалось дружелюбным, ласковым. Вот о таком море - моя песня, которая называется «Мечта». Я вам предлагаю её прослушать.

МЕЧТА

1. Расскажи мне море,

Друг, о чём мечтаешь?

Моряков отважных

Ждёшь ты или нет?

Столько дальних странствий

Снится мне всё чаще,

Я поведаю мечту тебе.


Припев: Навстречу ветру,

Навстречу солнцу,

Расправив крылья, как паруса,

К далёким гаваням и странам

Зовёт вперёд моя мечта.


2. Расскажи о шторме,

Что уносит ветер ,

Расскажи о штиле,

Что принёс покой,

О морских победах,

Что вершат герои,

И о тех, что совершу с тобой.


Перед разучиванием для подготовки голосового аппарата к пению. Упражнение «Волна». Попробуем быть в роли оркестра и изобразим такую волну. Садимся ровно и по моему сигналу мягко набираем воздух и шипим (ш-ш-ш…) Внимательно следите за рукой, я покажу, когда надо прибавить звук, а когда - ослабить.

Упражнение «Морской конёк». В морских глубинах живёт такая интересная рыбка (показ), называется морской конёк. Мы выполним упражнение, похожее на морского конька. По моей руке начинаем произносит гласную «и» с постепенным нарастанием усиливаем звук. который переходит в отрывистый - «а-а-а».

Распевка «Море»

Разучивание песни.

- О какой мечте эта песня?

-Как я называю море?

-Какие чувства в вашей душе вызвала эта песня?

1.Слушание 1 фразы (пою);

2.Пою 2 раз - вы мысленно пропеваете;

3.Пою 3 раз - «сломанный телевизор» - хорошая артикуляция, но нет звука;

4.Четвёртый раз поём вместе.

- Как прозвучала песня? Она понравилась вам?

5.Итог урока.

Итак, сегодняшний урок назывался «Тема моря в музыке и литературе»

- Что вы узнали на уроке?

-Чему вы научились на уроке?

6.Творческое задание

Я надеюсь, тема моря вас затронула, и вы будете более внимательно слушать музыку. Предлагаю дома по желанию написать сочинение-рассуждение о море, используя прилагательные, которые мы упоминали сегодня на уроке или выразить свои чувства, впечатления о море в рисунках.

7.Оценивание.

Как вы думаете, на какую оценку мы сегодня вместе сработали?(… )

-Да, мы сегодня слушали музыку, определяли её характер и настроение, исполняли песню. А как вы думаете, кто проявил себя лучше всех?



© 2010-2022