- Преподавателю
- Музыка
- Методическая разработка на тему: «Безотметочное обучение на уроках музыки»
Методическая разработка на тему: «Безотметочное обучение на уроках музыки»
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трушина С.Ю. |
Дата | 10.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.
Методическая разработка на тему:
«Безотметочное обучение на уроках музыки»
Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории
Безотметочное обучение на уроках музыки
Одно из требований, которое предъявляет современное общество к системе образования, является формирование личности активной, умеющей дать самостоятельную оценку определённым ситуациям, не прибегая к оценке, данной окружающими. Одной из главных задач школы является воспитание самостоятельных, ответственных, инициативных людей, способных правильно сориентироваться и найти своё место в обществе.
Сегодняшней задачей учителя становится не только передача знаний, но и формирование личности, способной к саморазвитию, самоанализу. Этому способствует система безотметочного обучения.
Обучение музыке на содержательно-оценочной основе (безотметочное обучение) осуществляется в опоре на принципы непрерывности и естественности контроля, критериальности, гибкости и вариативности инструментария оценки, приоритетности самооценки.
При проведении уроков музыки рекомендуется соблюдать последовательность этапов технологии безотметочного обучения: постановка цели, выдвижение критерия (совместно учителем и учащимися), осуществление деятельности, оценивание. При выдвижении критерия необходимо ориентироваться на уровень, который реально может быть достигнут учащимися при осуществлении пения, игры на инструменте, импровизации, сочинения и др. В процессе оценивания необходимо гармонично сочетать внутреннюю оценку (самостоятельное оценивание учащимися собственной учебной деятельности) с внешней (оценивание процесса и результата деятельности одноклассниками и учителем).
Оценочная деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы стимулировать учебно - познавательную деятельность учащихся. У детей сильна потребность в том, чтобы их труд был оценен учителем. Формулируется словесная оценка успеха такими словами: «молодец», «отлично», «тебя приятно было слушать», «мне нравится твой ответ (исполнение)», «у тебя всё получится». Улыбка, кивок головы, доброжелательная интонация,- всё это стимулирует деятельность учащихся.
На уроках музыки для проверки знания текста и правильности интонирования песен можно использовать сольное пение учащихся. Все остальные становятся слушателями - экспертами. Перед ними ставится задача - оценить исполнение одноклассника. Для детей это звучит как вопрос: «За что бы вы его (её) похвалили?».
Не надо оценивать правильность выполнения всего задания! Всегда можно выбрать один из нескольких элементарных критериев, например:
- выполнение правил пения;
- чистота интонирования;
- знание текста;
- эмоциональность.
Важным условием безотметочного обучения музыке является обязательность и своевременность осуществления всех видов контроля. В процессе обучения используются следующие виды контроля: предварительный, поурочный, тематический.
Предварительный контроль проводится в течение первой недели учебного года и даёт возможность установить исходный уровень музыкального развития учащихся. Поурочный контроль сопровождает процесс усвоения каждой темы урока и позволяет зафиксировать продвижение учащихся в освоении учебного материала. Тематический контроль даёт возможность установить результативность усвоения темы четверти или полугодия. Таблицы для поурочного контроля позволяют осуществить содержательный контроль и оценку качественного результата процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного ученика. Индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период. Сравнение учащихся между собой не допускается.
Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей.
Функции самооценки:
-
Обучающая - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, ещё раз повторяет пройденную тему.
-
Стимулирующая - стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.
-
Мотивационная - обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.
-
Воспитывающая и развивающая - связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие - начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.
-
Аналитическая - связана с рефлексией учащегося, самоанализом, выявлением пробелов и трудностей в изученном материале.
В работе учителя музыки используются различные приёмы формирования самооценки: «Волшебные линеечки», «Лестница успеха», «Круг достижений», «Светофор» и др.
Главная задача учителя - научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной, - залог успешности ученика.
Таким образом, введение системы безотметочного обучения позволяет не только выстроить взаимоотношения участников образовательного процесса на основе гуманизма, но и способствует совершенствованию и развитию системы образования и общества в целом. В безотметочной системе обучения нет неуспешных учеников, успешны все, но каждый в меру своих сил и возможностей.
Я знаю, что некоторые произведения написаны в форме рондо
Я могу узнать произведение, написанное в форме рондо
Я могу передать форму рондо при помощи разноцветных фигур
Я могу объяснить, почему композитор использовал форму рондо
Я могу исполнить произведение, написанное в форме рондо
Подведение итогов урока.
Алгоритм подготовки урока музыки в условиях
безотметочного обучения: (в.1)
-
Осмыслить специфику реализации темы в соответствии с результатами проведенного контроля (для тем первого полугодия - предварительного; для тем второго полугодия - тематического за 1 полугодие).
-
Определить цели и задачи урока, тип урока.
-
Отобрать музыкальный (художественный) материал в соответствии с темой урока.
-
Проанализировать художественные и дидактические характеристики материала. Распределить материал на основной и дополнительный.
-
Зафиксировать этапы урока (3-4 этапа), в соответствии с принципом «эмоционального крещендо».
-
Определить цель каждого из этапов путем конкретизации задач урока.
-
Определить основные виды музыкальной деятельности и позиции учащихся на каждом этапе урока (слушатель/зритель; исполнитель; композитор/режиссер/хореограф).
-
Разработать содержание каждого этапа, фиксируя информационные блоки (кратко), перечень заданий, последовательность выполнения.
-
Продумать введение в тему и логические связки между этапами.
-
Определить критерии и показатели к каждому из этапов.
-
Запланировать прогностические оценки (коллективные, групповые, индивидуальные).
-
Определить содержание и вид контроля (предварительный, поурочный, тематический) и форму (практическая, устная, письменная).
Тема урока музыки
Цель урока:
Задачи урока
Тип урока музыки
Оборудование
Ход урока
1 этап. Организационно-мотивационный
Цель этапа
Деятельность учителя (основные виды музыкальной деятельности)
Позиция учащихся
(слушатель/зритель, исполнитель,
композитор/режиссер/хореограф)
Критерии оценки
(совместно учителем и учащимися)
Ресурсное обеспечение,
(основной и доп. материал)
Формы, методы, приемы обучения
Время
2 этап. Введение в тему
Цель этапа
Деятельность учителя (основные виды музыкальной деятельности)
Позиция учащихся
(слушатель/зритель, исполнитель,
композитор/режиссер/хореограф)
Критерии оценки
(совместно учителем и учащимися)
Ресурсное обеспечение,
(основной и доп. материал)
Формы, методы, приемы обучения
Время
Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)
Самооценка. Взаимооценка.
Оценка учителя, подведение итогов этапа урока
3 этап. Раскрытие темы, организация восприятия и осмысления новой информации
Цель этапа
Деятельность учителя (основные виды музыкальной деятельности)
Позиция учащихся
(слушатель/зритель, исполнитель,
композитор/режиссер/хореограф)
Критерии оценки
(совместно учителем и учащимися)
Ресурсное обеспечение,
(основной и доп. материал)
Формы, методы, приемы обучения
Время
Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)
Самооценка. Взаимооценка.
Оценка учителя, подведение итогов этапа урока
4 этап. Закрепление и творческое применение знаний и умений
Цель этапа
Деятельность учителя (основные виды музыкальной деятельности)
Позиция учащихся
(слушатель/зритель, исполнитель,
композитор/режиссер/хореограф)
Критерии оценки
(совместно учителем и учащимися)
Ресурсное обеспечение,
(основной и доп. материал)
Формы, методы, приемы обучения
Время
Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)
Самооценка. Взаимооценка.
Оценка учителя, подведение итогов этапа урока
5 этап. Обобщение и систематизация изучаемого на уроке материала
Цель этапа
Деятельность учителя (основные виды музыкальной деятельности)
Позиция учащихся
(слушатель/зритель, исполнитель,
композитор/режиссер/хореограф)
Критерии оценки
(совместно учителем и учащимися)
Ресурсное обеспечение,
(основной и доп. материал)
Формы, методы, приемы обучения
Время
Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)
Самооценка. Взаимооценка.
Оценка учителя, подведение итогов этапа урока
6.Рефлексия
Цель этапа.
Деятельность учителя (основные виды музыкальной деятельности)
Позиция учащихся
(слушатель/зритель, исполнитель,
композитор/режиссер/хореограф)
Критерии оценки
(совместно учителем и учащимися)
Ресурсное обеспечение,
(основной и доп. материал)
Формы, методы, приемы обучения
Время
Вопросы и задания рефлексивного характера
Работа с таблицами.
1.Ответы учащихся
2. Выполнение заданий в тетради самооценки
Индивидуальная
Методы самоконтроля и контроля.
Источники:
-
Горбунова, М.Б. Организация контрольно - оценочной деятельности на уроках музыки / М.Б. Горбунова // Пачатковая школа. - 2013.- №5.- С.42-46
-
sch2mol.by/data/documents/statya.Kudina-T-.M..docx
-
sch120.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=4231
7