Методическая разработка на тему: «Безотметочное обучение на уроках музыки»

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная кадетская казачья школа"
с.Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край.

Методическая разработка на тему:

«Безотметочное обучение на уроках музыки»





















Трушина Светлана Юрьевна
учитель музыки высшей категории

Безотметочное обучение на уроках музыки

Одно из требований, которое предъявляет современное общество к системе образования, является формирование личности активной, умеющей дать самостоятельную оценку определённым ситуациям, не прибегая к оценке, данной окружающими. Одной из главных задач школы является воспитание самостоятельных, ответственных, инициативных людей, способных правильно сориентироваться и найти своё место в обществе.

Сегодняшней задачей учителя становится не только передача знаний, но и формирование личности, способной к саморазвитию, самоанализу. Этому способствует система безотметочного обучения.

Обучение музыке на содержательно-оценочной основе (безотметочное обучение) осуществляется в опоре на принципы непрерывности и естественности контроля, критериальности, гибкости и вариативности инструментария оценки, приоритетности самооценки.

При проведении уроков музыки рекомендуется соблюдать последовательность этапов технологии безотметочного обучения: постановка цели, выдвижение критерия (совместно учителем и учащимися), осуществление деятельности, оценивание. При выдвижении критерия необходимо ориентироваться на уровень, который реально может быть достигнут учащимися при осуществлении пения, игры на инструменте, импровизации, сочинения и др. В процессе оценивания необходимо гармонично сочетать внутреннюю оценку (самостоятельное оценивание учащимися собственной учебной деятельности) с внешней (оценивание процесса и результата деятельности одноклассниками и учителем).

Оценочная деятельность педагога должна быть направлена на то, чтобы стимулировать учебно - познавательную деятельность учащихся. У детей сильна потребность в том, чтобы их труд был оценен учителем. Формулируется словесная оценка успеха такими словами: «молодец», «отлично», «тебя приятно было слушать», «мне нравится твой ответ (исполнение)», «у тебя всё получится». Улыбка, кивок головы, доброжелательная интонация,- всё это стимулирует деятельность учащихся.

На уроках музыки для проверки знания текста и правильности интонирования песен можно использовать сольное пение учащихся. Все остальные становятся слушателями - экспертами. Перед ними ставится задача - оценить исполнение одноклассника. Для детей это звучит как вопрос: «За что бы вы его (её) похвалили?».

Не надо оценивать правильность выполнения всего задания! Всегда можно выбрать один из нескольких элементарных критериев, например:

- выполнение правил пения;

- чистота интонирования;

- знание текста;

- эмоциональность.

Важным условием безотметочного обучения музыке является обязательность и своевременность осуществления всех видов контроля. В процессе обучения используются следующие виды контроля: предварительный, поурочный, тематический.

Предварительный контроль проводится в течение первой недели учебного года и даёт возможность установить исходный уровень музыкального развития учащихся. Поурочный контроль сопровождает процесс усвоения каждой темы урока и позволяет зафиксировать продвижение учащихся в освоении учебного материала. Тематический контроль даёт возможность установить результативность усвоения темы четверти или полугодия. Таблицы для поурочного контроля позволяют осуществить содержательный контроль и оценку качественного результата процесса обучения. Результаты учебной деятельности рассматриваются относительно личных показателей каждого конкретного ученика. Индивидуальная динамика развития учащегося и степень усвоения им знаний и умений определяются в сопоставлении с его же результатами, полученными в предыдущий период. Сравнение учащихся между собой не допускается.

Самооценка в учебном процессе происходит при помощи самоанализа своей учебной деятельности. Самооценка позволяет ставить цели, планировать способы и методы для достижения поставленных целей.

Функции самооценки:

  1. Обучающая - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, ещё раз повторяет пройденную тему.

  2. Стимулирующая - стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.

  3. Мотивационная - обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.

  4. Воспитывающая и развивающая - связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие - начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.

  5. Аналитическая - связана с рефлексией учащегося, самоанализом, выявлением пробелов и трудностей в изученном материале.

В работе учителя музыки используются различные приёмы формирования самооценки: «Волшебные линеечки», «Лестница успеха», «Круг достижений», «Светофор» и др.

Главная задача учителя - научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной, - залог успешности ученика.

Таким образом, введение системы безотметочного обучения позволяет не только выстроить взаимоотношения участников образовательного процесса на основе гуманизма, но и способствует совершенствованию и развитию системы образования и общества в целом. В безотметочной системе обучения нет неуспешных учеников, успешны все, но каждый в меру своих сил и возможностей.

Я знаю, что некоторые произведения написаны в форме рондо

Я могу узнать произведение, написанное в форме рондо

Я могу передать форму рондо при помощи разноцветных фигур

Я могу объяснить, почему композитор использовал форму рондо

Я могу исполнить произведение, написанное в форме рондо


Подведение итогов урока.







Алгоритм подготовки урока музыки в условиях

безотметочного обучения: (в.1)

  1. Осмыслить специфику реализации темы в соответствии с результатами проведенного контроля (для тем первого полугодия - предварительного; для тем второго полугодия - тематического за 1 полугодие).

  2. Определить цели и задачи урока, тип урока.

  3. Отобрать музыкальный (художественный) материал в соответствии с темой урока.

  4. Проанализировать художественные и дидактические характеристики материала. Распределить материал на основной и дополнительный.

  5. Зафиксировать этапы урока (3-4 этапа), в соответствии с принципом «эмоционального крещендо».

  6. Определить цель каждого из этапов путем конкретизации задач урока.

  7. Определить основные виды музыкальной деятельности и позиции учащихся на каждом этапе урока (слушатель/зритель; исполнитель; композитор/режиссер/хореограф).

  8. Разработать содержание каждого этапа, фиксируя информационные блоки (кратко), перечень заданий, последовательность выполнения.

  9. Продумать введение в тему и логические связки между этапами.

  10. Определить критерии и показатели к каждому из этапов.

  11. Запланировать прогностические оценки (коллективные, групповые, индивидуальные).

  12. Определить содержание и вид контроля (предварительный, поурочный, тематический) и форму (практическая, устная, письменная).

Тема урока музыки

Цель урока:

Задачи урока

Тип урока музыки

Оборудование

Ход урока

1 этап. Организационно-мотивационный

Цель этапа

Деятельность учителя (основные виды музыкальной деятельности)

Позиция учащихся

(слушатель/зритель, исполнитель,

композитор/режиссер/хореограф)

Критерии оценки

(совместно учителем и учащимися)

Ресурсное обеспечение,

(основной и доп. материал)

Формы, методы, приемы обучения

Время

2 этап. Введение в тему

Цель этапа

Деятельность учителя (основные виды музыкальной деятельности)

Позиция учащихся

(слушатель/зритель, исполнитель,

композитор/режиссер/хореограф)

Критерии оценки

(совместно учителем и учащимися)

Ресурсное обеспечение,

(основной и доп. материал)

Формы, методы, приемы обучения

Время


Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)

Самооценка. Взаимооценка.

Оценка учителя, подведение итогов этапа урока

3 этап. Раскрытие темы, организация восприятия и осмысления новой информации

Цель этапа

Деятельность учителя (основные виды музыкальной деятельности)

Позиция учащихся

(слушатель/зритель, исполнитель,

композитор/режиссер/хореограф)

Критерии оценки

(совместно учителем и учащимися)

Ресурсное обеспечение,

(основной и доп. материал)

Формы, методы, приемы обучения

Время


Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)

Самооценка. Взаимооценка.

Оценка учителя, подведение итогов этапа урока

4 этап. Закрепление и творческое применение знаний и умений

Цель этапа

Деятельность учителя (основные виды музыкальной деятельности)

Позиция учащихся

(слушатель/зритель, исполнитель,

композитор/режиссер/хореограф)

Критерии оценки

(совместно учителем и учащимися)

Ресурсное обеспечение,

(основной и доп. материал)

Формы, методы, приемы обучения

Время


Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)

Самооценка. Взаимооценка.

Оценка учителя, подведение итогов этапа урока

5 этап. Обобщение и систематизация изучаемого на уроке материала

Цель этапа

Деятельность учителя (основные виды музыкальной деятельности)

Позиция учащихся

(слушатель/зритель, исполнитель,

композитор/режиссер/хореограф)

Критерии оценки

(совместно учителем и учащимися)

Ресурсное обеспечение,

(основной и доп. материал)

Формы, методы, приемы обучения

Время


Прогностическая оценка (Ретроспективная оценка)

Самооценка. Взаимооценка.

Оценка учителя, подведение итогов этапа урока

6.Рефлексия

Цель этапа.

Деятельность учителя (основные виды музыкальной деятельности)

Позиция учащихся

(слушатель/зритель, исполнитель,

композитор/режиссер/хореограф)

Критерии оценки

(совместно учителем и учащимися)

Ресурсное обеспечение,

(основной и доп. материал)

Формы, методы, приемы обучения

Время

Вопросы и задания рефлексивного характера

Работа с таблицами.

1.Ответы учащихся

2. Выполнение заданий в тетради самооценки

Индивидуальная

Методы самоконтроля и контроля.

Источники:

  1. Горбунова, М.Б. Организация контрольно - оценочной деятельности на уроках музыки / М.Б. Горбунова // Пачатковая школа. - 2013.- №5.- С.42-46

  2. sch2mol.by/data/documents/statya.Kudina-T-.M..docx

  3. sch120.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=4231

7


© 2010-2022