Рабочая программа по музыке (5-7 класс)

Раздел Музыка
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Варваровская основная общеобразовательная школа»







Рассмотрена и принята Утверждаю:

на педагогическом совете Директор МКОУ «Варваровская ООШ»

«30» августа 2014 г. _____________ С.И. Байракова

Протокол № 1 Приказ № от августа 2014 г.

Рабочая программа

по музыке

5 класс



Разработчик программы

Учитель музыки Дегтярева А.А















2014

Содержание рабочей программы

  1. Пояснительная записка

  2. Содержание программы

  3. Требования к уровню подготовки обучающихся

  4. Учебно-тематический план

  5. Календарно - тематическое планирование

  6. Учебно-методический комплект

  7. Лист корректировки рабочей программы

  8. Приложение

Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (ред. от 23.07.2013г.);

- Типового положения об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19марта 2001 года №196.

- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по истории (Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

- Приказа Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №760 от 27.07.1012г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- Программы общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-7 классы.», авт. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, 2010 года

- Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011года, регистрационный номер 19993;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;

- Образовательной программы школы;

- Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год;

- Положения о рабочей программе

Программа разработана и направлена на реализацию полноценного общения школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях, широкого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации, на проявление исполнительской деятельности учащихся, различного рода импровизации, на освоение элементов музыкальной грамоты, на развитие творческого начала в размышлениях о музыке, индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности.

Характеристика учебного предмета

Изучение предмета «Музыка» на основной ступени направлено на формирование представлений о музыке как виде искусства, а также представлений о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны, изучение народного музыкального творчества в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода. При обращении к отечественному и зарубежному музыкальному искусству ХХ века в центре внимания оказывается многообразие его стилевых направлений, традиции и новаторство в музыке академической направленности и современной популярной музыки.

Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.



Цели изучения предмета


Формирование представлений о музыке как виде искусства, а также представлений о богатстве и многообразии музыкальной жизни страны, изучение народного музыкального творчества в его взаимосвязях с профессиональной композиторской русской и зарубежной музыкой от эпохи средневековья до рубежа ХХ века в контексте стилевого подхода.

Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счет расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыки как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого учащимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки.

Задачи

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Интегративный характер содержания обучения музыки предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей с литературой, историей, изобразительным искусством.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом в учебном плане школы на 2014-2015 учебный год на изучение предмета «Музыка» на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5 классе выделяется из федерального компонента в общем объеме 32 часа из расчета 1 час в неделю.

Содержание программы

Раздел 1. Музыка и литература (16 ч)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении.

Перечень музыкального материала

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н, Соловьевой.

Во ноле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплетися, плетень; Уж ты, нале мое; Не одна-то ли во ноле дороженька; х ты, ноченька и др. Русские народные песня.

Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагмента). А, Ладов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). И. Римский-Корсаков.

Вокализ (фрагмент). С. Рахманинов.

Романс. Из музыкальных иллюстраций к повести А, Пушкина, «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Венецианская ночь. М. Глинка, слою И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева.

Сцена «Проводы масленицы». Из оперы "Снегурочка" Н. Римский-Корсаков.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова. Зима, Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

Маленькая точная серенада (фрагменты). В -А Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.А. Моцарт.

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Орфей и Эвридика, Опера (фрагменты). К. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.

Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы. эр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в стране чудес». Слова и музыка В. Высоцкого.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (18 ч)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные ха- актеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное \ гмное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое - к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве, роль дирижера в прочтения музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве.

Примерный перечень музыкального материала

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (главная мелодия). С Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.

Любовъ святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Д. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Аве, Мария.. И.-С. Бах - Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Форель Ф. Шуберт, слова JL Шуберта, русский текст В. Костомарова.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Фрески Софит Киевской Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Ария. Из «Нотной тетради Анны-Магдалены Бах». И.-С. Бах. (фрагмент). А. Рапсодии на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.

Вариацш на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). JI. Бетховен.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты», К.Дебюсси.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Требование к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны

знать:

- имена композиторов П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, Г.В. Свиридова, Э. Грига, Р.К. Щедрина, Й. Гайдна, И.-С. Баха, В.А. Моцарта;

- имена выдающихся исполнителей музыки;

- музыкальные жанры, формы музыки, средства музыкальной выразительности;

уметь:

- воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения;

- характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой;

- выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками;

- интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке;

- сопоставлять музыкальные и литературные произведения;

- сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства

Учебно-тематический план

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

I

Музыка и литература

16

II

Музыка и изобразительное искусство

18

Всего

34

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Содержание (разделы и темы)

Коли

чест

во часов

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Домашнее задание


Музыка и литература

16

1

Что роднит музыку с литературой.

1

06.09

С.6-10

2

Вокальная музыка.

1

13.09

С.10-15

3

Песни без слов.

1

20.09

С.16-17

4

Фольклор в музыке русских композиторов.

1

27.09

С.18-19

5

Что за прелесть эти сказки.

1

04.10

С.20-21

6

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

1

11.10

С.22-27

7

Вторая жизнь песни.

1

18.10

С.28-29

8

Обобщение материала 1 четверти.

1

25.10

Повторить

С. 22-28

9

Всю жизнь мою несу родину в душе.

1

01.11

С.30-35

10

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

1

15.11

С.36-47

11

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

22.11

С.48-57

12

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

29.11

С.58-63

13

Музыка в театре.

1

06.12

С.62-63

14

Музыка в кино, на телевидении.

1

13.12

С.64-68

15

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

20.12

С.68-71

16

Обобщение материала 2 четверти


27.12

Повторить

С.36-47


Музыка и изобразительное искусство

18

17

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

17.01

С.76-79

18

Небесное и земное в звуках и красках.

1

24.01

С.80-89

19

Звать через прошлое к настоящему.

1

31.01

С.90-97

20

Музыкальная живопись и живописная музыка.

1

07.02

С.98-107

21

Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1

14.02

С.108-111

22

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

21.02

С. 112-117

23

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

28.02

Повторить

С. 112-117

24

Волшебная палочка дирижера

1

07.03

С. 118-122

25

Образы борьбы и победы в искусстве.

1

14.03

С. 122-125

26

Обобщение тем 3 четверти

1

21.03

Повторить

С.98-107

27

Застывшая музыка.

1

04.04

С.126-131

28

Полифония в музыке и живописи.

1

11.04

С.132-133

29

Музыка на мольберте.

1

18.04

С.134-139

30

Импрессионизм в музыке и живописи.

1

25.04

С.140-144

31

О подвигах, о подвигах, о славе…

1

16.05

С. 144-147

32

В каждой мимолетности вижу я миры.

1

23.05

С. 148-153

33

С веком наравне.

1

С.154-157

34

Обобщение материала 4 четверти.

1


Итого

34



Учебно-методический комплект

1. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. Москва. Издательский центр «Владос». 2000 год.

2. Программа «Музыка. 5-7 классы.», авт. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, 2010 год.

3. Учебник. Сергеева Г.П., И.Э., Критская Е.Д. «Музыка 5 класс». М.: «Просвещение», 2013.

4.Энциклопедический словарь юного музыканта. Москва. «Педагогика». 1985 год.



Интернет-ресурсы

proshkolu.ru

Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующее мероприятие

Дата проведения по факту































Приложение

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Отметку "5" - Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, реализовал способ. Он обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

Отметку "4" - Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ её решения, но реализовал не полностью. Его устный ответ в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).

Отметку "3" -Ученик понял цель творческого задания, выбрал или создал способ достижения данной цели, но не смог правильно его реализовать. Если его устный ответ в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).

Отметку "2" - Ученик обнаружил неготовность или отсутствие интереса к выполнению творческого задания. Его устный ответ частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).



© 2010-2020