Искусство пения - Искусство дыхания

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок вокала

Оформление класса

Музыкальный инструмент - пианино.

Наглядные пособия - карточки формирования гласных, альбом с фотографиями, грамоты, дипломы, заметки, статьи о выступлениях учащихся, результаты конкурсов.

Технические средства - музыкальный центр.

План урока:

1. Вступление 2 мин

2. Упражнения на дыхание 9 мин

3. Распевка 10 мин

4. Кантиленное пение 8 мин

5. Работа над дикцией 9 мин

6. Исполнение 4 мин

7. Обобщение урока 1 мин

8. Домашнее задание 2 мин

Учитель: Приглашаем вас побывать в Звездной стране, окунуться в мир музыки, песен и звуков, Слушать музыку(ансамбль «Домисолька» исполняет песню «Звездная страна»).

Учитель: Как рождаются наши звездочки нам покажут в процессе работы ученицы 4 класса по специальности вокал, а поможет в этом концертмейстер.

Обязательным условием формирования и совершенствования вокальных навыков являются упражнения.

Основные задачи упражнений:

Освоение и тренировка певческого дыхания, развитие певучести, гибкости, подвижности голоса, выработка точной интонации, четкой дикции, свободное владение голосом forte и piano, филировка звука, staccato, обогащение тембра голоса и т.п.

Сегодня мы возьмем упражнения для развития дыхания, выработки кантилены, четкой дикции.

2. Упражнения на дыхание «Искусство пения - Искусство дыхания»

Учитель: Певческое дыхание требует постепенного развития, систематической тренировки.

Дети. Поворачиваем голову вправо - влево, вверх - вниз и одновременно с каждым поворотом - вдох носом. Думаем «Горько пахнет». Откуда: Слева? Справа? Резко, шумно нюхаем воздух, как собака след.

Пользоваться носовым дыханием полезно, для сохранения здоровья и предупреждения расстройства голоса:

Учитель: Какие мышцы вы ощутили?

Ответ: Мышцы диафрагмы

Учитель: Мышцы диафрагмы нам необходимо тренировать для пения, так как мы пользуемся диафрагматическим дыханием, при котором активна диафрагма и мышцы брюшной полости.

(ученицы делают упражнение на укрепление мускулов диафрагмы -вдыхают и выдыхают с возрастающим и убывающим ритмом - вдох через нос, а выдох через рот).

Учитель: Каким должен быть вдох в пении?

Ответ: Беззвучным, активным, глубоким, с ощущением «полузевка».

Учитель: Что происходит в момент «зевка»?

Ответ: Поднимается «мягкое небо».

Учитель: Почувствуем как поднимается «мягкое небо» в упражнении «Беззвучный крик» АУ! Ма-Ма! Внимание сосредоточьте на диафрагме, чем сильнее воображаемый крик, тем ощутимее тяжесть на диафрагме, (дети тренируют навык вдоха).

Учитель: Каким должен быть выдох в пении?

Ответ: Продолжительным, экономным и плавным (без толчков).

Учитель: Почувствуем продолжительный выдох в упражнении «Назойливый комар». Вдох глубокий, бесшумный, на выдох со звуком 3-3 медленно соединяем руки, чтобы «убить комара», который назойливо звенит перед вами 3-3 (дети тренируют навык выдоха).

Учитель: Между вдохом и выдохом фиксируется еще одно действие. Какое?

Ответ: Секундная задержка дыхания - «опора дыхания».

Учитель: Представьте, что у каждого в руках «роза». Вдруг на ваших глазах роза раскрывается, становится пышной и большой. Мы удивляемся (задержка дыхания от удивления) и тихо говорим «Ах!». Лицо выражает радость, удивление, восхищение (дети тренируют навыки вдоха и выдоха).

Учитель: А теперь закрепляем навыки диафрагматического дыхания в пении.

Вокальный педагог А. Умберто Мазетти, часто говорил своим ученикам: «Радуйтесь в пении. Лицо должно быть во время пения счастливым. Пение - это радость. Следите за выражением глаз - они выражают внутреннее состояние. Глаза должны улыбаться, расцветать».

«Пение должно быть не мучением, а радостным физическим и творческим процессом».

3. Распевка

Учитель: Исполнение упражнений не должно быть механическим, формальным, лишенным музыкальной формы. Надо обращать внимание на точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.

Поем немым звуком (мычание) - звук тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания» (ученицы поют на 2 голоса).

Учитель: Поем гласные И, Е, А, О, У - следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (ученицы закрепляют навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте).

4. Кантиленное пение

Учитель: Дети, что такое кантилена?

Ученик: Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него.

Учитель: Верно. В упражнении «Солнышко мое» - первый, высокий звук нужно брать без подъезда, сразу «сверху», затем, спускаясь вниз не терять позицию первой ноты «нанизывая» один звук на другой в плавном движении (дети поют упражнение на легато).

Учитель: В упражнении До-До, Зи-Зи петь полный звукоряд мажорной гаммы сверху вниз с опорой на дыхание, начальный звук брать сверху. Петь связно (поют на 2 голоса).

Учитель: Какая основная задача в песне «Спи, моя милая»?

Ответ: Добиться кантиленного пения (ученица поет песню плавным звуковедением на легато).

5. Работа над дикцией

Учитель: Дети, какая должна быть дикция в пении? Ответ: Разборчивая, понятная. Учитель: Как нужно произносить слова в пении? Ответ: Четко, ясно.

Учитель: От чего зависит четкое, ясное произношение? Ответ: От активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки),

Учитель: Вот поэтому нам необходимо тренировать артикуляционный аппарат в упражнениях: «Маятник», «Поцелуйчики», «Дразнилка», «Надулись - улыбнулись», а так же мышцы губ на согласных П - Б, мышцы языка Т ■- Д, мышцы глотки К-Г, нижнюю челюсть на слоги До, Да. Ду и тому подобное.

Сегодня мы возьмем упражнение «Птичий двор», которое тренирует «опору дыхания», губы, язык, направленность звука. Без остановки призываем всех животных: Уть-уть-уть, Цып-цып-цып, Гуль-гуль-гуль, #ис-кис-кис и тому подобное (ученицы поют упражнение на два голоса)

Учитель: Дети, какая основная цель в работе над дикцией?

Ответ: Петь осмысленно и художественно, выразительно.

Учитель: Выработка предельно выразительной дикции - приводит певца к истокам искусства (ученица исполняет русскую народную песню «Пойду ль я. выйду ль я»).

6. Исполнение

Учитель: Исполнение произведения диктует следующие задачи:

1. правильная передача художественного образа;

2. фразировка и нюансы в соответствии с замыслом;

3. логические ударения;

4. кульминация.

Ученицы исполняют песню «Гном любил рок-н-ролл», и вместе с ансаблем «Домисолька» - «Лучинки надежды и добра», «Мир вам, люди!»

7. Обобщение урока

Учитель: вокальный педагог А. Умберто Мазетти сказал «Пение должно быть не мучением, а радостным физическим и творческим процессом».

Вот поэтому мы занимаемся этими упражнениями.

Дети. Сегодня вы работали на уроке активно, с интересом. Грамотно отвечали на вопросы и пели. Показали свои знания и навыки на «отлично».

8. Домашнее задание

Упражнения для укрепления мускулов диафрагмы:

вдыхать и выдыхать с возрастающим и убывающим ритмом (вдох через нос, выдох через рот);

o по достижении задержки дыхания поочередно сжимать и разжимать мышцы живота в меняющемся ритме, тренируя диафрагму;

лежа на спине, положить на живот достаточное количество книг, так, чтобы дыхание оставалось максимально гибким, непринужденным.



© 2010-2022