Методическая разработка урока по музыке на тему: балет Спящая красавица

Раздел Музыка
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока музыки с применением здоровьесберегающих технологий

3 класс.

Тема урока: Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Форма урока: сюжетно- ролевая игра.

Цель урока: формирование представления о балете, как о музыкально-хореографическом спектакле.

Задачи урока:

1) обучающие

-расширить представление о средствах музыкальной выразительности;

- сформировать представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития;

- учить работать на уроке в групповой и в коллективной форме;

2) развивающие

-развитие творческого воображения, интонационно- образного мышления, эмоциональной памяти через цветовосприятие, графическое моделирование, а также пластическое интонирование;

3) воспитательные

- посредством музыки воспитывать такие качества человеческой личности как: доброта, сопереживание к чужому горю;

- воспитывать у младших школьников интерес к балетной классической музыке;

-напомнить о книге, источнике мудрости, знаний и радости;

Методические приёмы и методы, использованные учителем на уроке: цветовосприятие, графическое моделирование, музыкальная палитра,

пластическое интонирование, имитационное моделирование.

Этапы урока:

а) организационный

- вход в класс под музыку. Звучит вальс из балета П.Чайковского «Спящая красавица» (фрагмент).

Музыкальное приветствие (Пальчиковая речевая игра)

Учитель:

Я здороваюсь везде -
Дома и на улице,
Даже "здравствуй" говорю
Я соседской курице (показывает "крылышки").
Здравствуй, солнце золотое! (показывает "солнце")
Здравствуй, небо голубое! (показывает "небо")
Здравствуй, маленький дубок! (показывает "дубок")
Здравствуй, вольный ветерок! (показывает "ветерок")
Здравствуй, Утро! (жест вправо)
Здравствуй, День! (жест влево)
Мне здороваться (кладёт руки на грудь)
Не лень. (разводит руки в стороны)

Приветствие: Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, учитель.

Учитель: Ребята! Вы вошли в класс под звуки музыки. Она приглашает нас с вами на встречу с прекрасным миром сказки. Если бы, сказка, имела возможность сегодня обратиться к вам, мне кажется, что она сказала бы следующие слова:

Дорогие ребята!

Я очень скучаю без вас, мои юные друзья! Вы, современные школьники, всё больше увлекаетесь компьютерными играми и мобильными телефонами, и совсем забыли обо мне. Вы перестаёте читать книги и забываете о любимых сказочных героях. Прошу вас, вспомните о нас!

Ваша Старая сказка.

Учитель: Давайте не будем больше огорчать сказку, тем более что тема нашего урока - балет П.И.Чайковского «Спящая красавица».

б) объяснение нового материала

Учитель: Знакома ли вам сказка о спящей красавице? Знаете ли вы, что такое балет?

Ответы учеников ……………………………………………………………...

Учитель: Композитор П.И.Чайковский, сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр - балет. Удивительным, я назвала его потому, что в балете соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и танец.

Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный спектакль. Для его музыки нужны исполнители - танцоры и музыканты. А для артистов, нужны костюмы и декорации на сцене. Балет создаётся многими людьми и это очень увлекательный и интересный труд. А вы хотели бы сейчас, на нашем уроке, ощутить себя в роли автора балета или одного из его создателей? Почувствовать себя в роли танцора, художника или музыканта?

Ответы учеников………………………………………………………………….

в) углубление в тему урока

Сюжетно - ролевая игра «Творческая мастерская».

Учитель: Для этого, я предлагаю вам, немного пофантазировать, и тогда наш класс, может превратиться в «творческую мастерскую». А вы, ребята, станете на время нашего урока - «мастерами».

Итак, первыми в нашей «мастерской» будут творить « музыканты». Ведь основа любого балета - это музыка. Каждый композитор должен в совершенстве владеть средствами музыкальной выразительности. Я, хочу попросить, выйти ко мне семерых «музыкантов». Они расскажут нам, что помогает композиторам сочинять музыку. А им в свою очередь, поможет вот эта музыкальная палитра.

Примечание: палитра представляет собой красочное, плоскостное изображение палитры из пенопласта с семью основными красками. На красках написаны основные музыкальные термины, относящиеся к средствам музыкальной выразительности. Это - мелодия, ритм, темп, лад, динамика, регистр, тембр. В центре палитры, находится вращающаяся стрелка в виде скрипичного ключа. Каждый музыкант вращает стрелку-ключ и рассказывает об одной из музыкальных красок.

Учитель: Наши «музыканты» напомнили нам, какими выразительными средствами обладает музыка. Композитор П.И.Чайковский был большим мастером своего дела. Я предлагаю нам вернуться к музыке его балета «Спящая красавица» и прослушать вступление к нему. Если вы будете внимательными слушателями, то сможете представить себе некоторых героев этой сказки. Вы, готовы? Начинаем.

Слушание музыкального фрагмента балета «Две волшебницы».

(фонохрестофатия для 3-го класса по программе Е.Критской)

Учитель: Ну что, узнали кого - нибудь из героев сказки в этой музыке?

Обратили внимание на то, как отличаются наши персонажи, какая разная музыка их изображает!

Ответы учеников…………………………………………………………………

Учитель: Правильно! Первой появляется фея Карабосс - злая колдунья. Её переполняет злоба и ненависть, оттого, что её не позвали на королевский бал. За ней появляется фея Сирени - крёстная нашей принцессы. У каждой из волшебниц, на балу должен быть соответствующий её образу наряд. Вы не забыли о нашей игре в «мастеров»? Сейчас нам нужны будут «художники», для того, чтобы создать красочное полотно, из которого можно будет сшить платья для наших волшебниц. Кто хочет попробовать себя в роли «художников»? Смелее, не бойтесь! Вас ждёт очень интересная работа. Для выполнения задания вызывается 6 человек.

Дифференцированное задание на цветовосприятие музыки.

Примечание: при выполнении этого задания, учащиеся должны разделиться на две группы. Первая создаёт «красочное полотно» для феи Карабосс, вторая группа - для феи Сирени. Дети работают на обратной стороне палитры, которая имеет белый цвет. Каждой группе нужно выбрать нарезанные кусочки цветной бумаги, приготовленные заранее учителем, и расположить их на палитре согласно цвету и звучащему в данный момент музыкальному фрагменту. Я предлагала следующую цветовую гамму: чёрный, серый, коричневый, сиреневый светлый, сиреневый тёмный и цветочный рисунок в бело - розово-сиреневой гамме. Прикрепить бумажные кусочки к палитре, можно кнопками-гвоздиками.

Учитель: Мы с вами, не будем мешать нашей творческой группе «художников», а попробуем нарисовать музыку сами. Возьмите листочки бумаги у вас на столе и карандаши. Когда зазвучит музыка, попробуйте нарисовать мелодические линии, звучащие в ней. Нарисуйте то, как музыка движется, как меняется характер её исполнения.

Повторное слушание музыкального фрагмента «Две волшебницы».

Во время прослушивания музыки, задания выполняются одновременно, как группой «художников», так и всем классом.

Приложение 2 (детские работы).

Учитель: Итак, выполнять это задание вам помогала сама музыка. Давайте послушаем сначала наших «художников», выбиравших цветовую гамму для нарядов волшебниц. Что они выбрали и почему?

Ответы учеников работающих в группе ……………….................................

Учитель: У феи Карабосс преобладают тёмные цвета, потому что, она является олицетворением тёмных сил. Если вспомнить сказку, то именно она, подстроила так, что принцесса уколов свой палец заснула на долгие сто лет. А вот фея Сирени, напротив, вся очень светлая, красивая и цветущая. Словно красивый цветок.

Учитель: А теперь, покажите мне, какие линии вы нарисовали при прослушивании музыки о волшебницах.

Ответы учеников класса……………………………………………………….

Учитель: Да, действительно. Посмотрите на свои рисунки. Видите, как по-разному, вы изобразили мелодические линии в музыке. У феи Карабосс - линии резкие, ломанные, а у феи Сирени, они плавные и мягкие.

Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот приём, называется - контрастом. Им пользуются не только музыканты, но и художники. Я, предлагаю вам открыть наш учебник музыки, и посмотреть, какими увидели наших волшебниц настоящие художники. Найдём ли мы в их работах контрасты?

Самостоятельная работа с учебником.

Работа с учебником. Рассматривание иллюстраций с изображением волшебниц и устный анализ, увиденных рисунков.

Ответы учеников ………………………………………………………………..

Учитель: Мне кажется, что настало время очутиться на королевском балу. Давайте перевернём страницу учебника и окажемся там. Фрагменты этого чудесного бала изображены на цветных фотографиях. Как вы думаете, какое настроение царило на балу до прихода туда феи Карабосс?

Ответы учеников класса……………………………………………...................

Учитель: Правильно. Гости веселились и танцевали под прекрасную музыку. Эта музыка уже звучала в начале нашего урока. Давайте вспомним её, и постараемся определить, что же это за танец.

Звучит фрагмент вальса из второго действия балета. (Фонохрестоматия для 3-го класса по программе Е.Критской).

Учитель: Как же называется танец с такой плавной, словно льющейся мелодией? Ну конечно, это вальс. Я напоминаю вам, что балет, это спектакль, объединивший в себе сразу несколько видов искусства. Это - музыка, живопись и танец. Вы, не забыли о нашей «творческой мастерской»? В ролях «музыкантов» и «художников» вы уже побывали. Теперь настало время, попробовать себя в другой роли и почувствовать себя «танцорами».

Внимательно слушайте музыку, старайтесь уловить её движение и ритм.

«Пластическое интонирование». Выражение музыки посредством движений всего тела.

Повторное слушание музыкального фрагмента вальса. Во время звучания музыки, дети выполняют покачивания телом, взмахи руками, повороты головой в характере музыки.

Учитель: Вам понравилось двигаться под музыку? Почувствовали её ритм, движение. Не устали? Ну и замечательно! А теперь я предлагаю вам посмотреть фрагмент спектакля в исполнении настоящих артистов балета.

Учитель демонстрирует на экране видеофрагмент балета «Спящая красавица» (время по усмотрению учителя).

г) закрепление темы урока

Учитель: Пришла пора закрывать нашу «творческую мастерскую». В ней, вы смогли побывать в роли «музыканта», почувствовать себя немного «художником» и «танцором». Кто знает, может быть, кто-то из вас в будущем, сможет по-настоящему сочинить свою музыку для балета, стать известным художником или профессиональным танцором. Сегодня, мы с вами ещё не можем считать себя настоящими мастерами. Вам ещё многому надо научиться. Но свои музыкальные впечатления, полученные на этом уроке, новые знания о балете, вы можете показать, разгадав вот этот небольшой кроссворд.

Кроссворд

Учитель: Молодцы! Вы были внимательными и активными на уроке, это помогло вам так хорошо справиться с вопросами кроссворда. А как вы думаете, где могут вам пригодиться знания, полученные на этом уроке? Кому вы сможете рассказать о своих впечатлениях от услышанной музыки?

Если вас пригласят на балет, с каким настроением вы пойдёте на этот спектакль?

Ответы учеников класса………………………………………………………..

д) заключительный этап урока

Учитель: В начале нашего урока, я обратилась к вам со словами от имени сказки. Сегодня наша встреча с ней подошла к концу. Давайте закончим наш урок исполнением песни о сказке, и тем самым скажем ей - «До свидания!».













Исполняется первый куплет песни в ансамбле с учителем.

Приложение 4 Ноты песни В. Мигули «Песня старой сказки».







Средства обучения:

1.Учебник музыки и фонохрестоматия по программе Е.Критской за 3 класс.

2.Музыкальная палитра (см. приложение 1).

3.Альбомные листы бумаги и цветные карандаши на каждой парте.

( см. приложение 2).

4. Кусочки цветной бумаги и кнопки.

5. Карточки с именами феи Сирени феи Карабосс.

6. Видеофрагмент балета «Спящая красавица».

7. Кроссворд (см. приложение 3).

8. Ноты песни В. Мигули «Песня старой сказки» (см. приложение 4).

9. Ноутбук, экран и видеопроектор.

Приложение 1

Методическая разработка урока по музыке на тему: балет Спящая красавица

Приложение 2

Методическая разработка урока по музыке на тему: балет Спящая красавица

Методическая разработка урока по музыке на тему: балет Спящая красавица


Приложение 3

Кроссворд к уроку: Балет П.И.Чайковского «Спящая красавица»

1. Как называется предмет, на котором художник смешивает краски?

(палитра)

2. Её сочиняют и народ и композиторы. (музыка)

3. Создание художественных образов с помощью красок. ( живопись)

4. Резкая противоположность. (контраст)

5. Искусство пластических и ритмических движений тела. (танец)

6. Музыкальный спектакль, основанный на единстве музыки, танца,

живописи и литературы. (балет)


(палитра)



1

6

3

5

4

2


Приложение 4

Методическая разработка урока по музыке на тему: балет Спящая красавица

Методическая разработка урока по музыке на тему: балет Спящая красавица

12

© 2010-2022