- Преподавателю
- Музыка
- Статья Подготовка ученика специализированной музыкальной школы к конкусру и победа в нем
Статья Подготовка ученика специализированной музыкальной школы к конкусру и победа в нем
Раздел | Музыка |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Наумов Г.Н. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Подготовка ученика специализированной музыкальной школы к конкурсу и победа в нём
Наумов Г.Н.
«Специализированная музыкальная школа-интернат», г. Караганда
Ежегодно учащиеся «Специализированной музыкальной школы-интернат» города Караганды принимают участие в конкурсах различного уровня: во внутришкольных, городских, областных, республиканских и международных, на которых занимают призовые места.
Подготовка ученика к конкурсу и победа в нём является одной из важнейших целей обучения юных музыкантов.
Это очень обширная тема и для победы в конкурсе нужно много составляющих, прежде всего, нужны:
-
Хорошие музыкальные данные ученика;
-
Хорошее здоровье и крепкие нервы ребенка, что позволит ему усердно заниматься и справляться с волнением во время конкурсного выступления;
-
Хороший инструмент и желательно с первого года обучения;
-
Большое трудолюбие и обязательность ученика;
-
Высокая работоспособность, как ученика, так и преподавателя. Ведь не секрет, если мы готовим ученика к конкурсу, нам не хватает часов, предусмотренных учебной программой, мы занимаемся гораздо больше;
-
Нужна заинтересованность родителей и контроль с их стороны за самостоятельными занятиями ученика;
-
Работа с опережением учебной программы с 1 по 12 класс;
-
Четкий распорядок дня;
-
Постоянная поддержка ученика и настрой на победу;
-
Доброжелательное отношение к ученику. Преподаватель должен быть творческой личностью и хорошим психологом.
Если срабатывают все выше перечисленные факторы, то можно рассчитывать на успех.
Для победы в конкурсе нет конкретного рецепта, если бы он был, то мы выпускали бы всех лауреатами. Однако, есть основные критерии успеха при подготовке к конкурсу: профессионализм преподавателя, вера в успех ученика, доброжелательное общение на уроке.
Большое значение имеет взаимодействие преподавателя с родителями учеников. Заинтересованные родители помогают преподавателю в процессе обучения. Их помощь заключается не только в контроле домашней подготовки, но и в приобретении дорогих, хороших инструментов для своих детей. Если ученик видит, что родители искренне заинтересованы в его профессиональном росте и успехе, то он занимается с большим усердием.
Автор считает, что воспитание хорошего ученика, хорошего специалиста, лауреата требует такого же отношения к ученику, как и к собственному ребенку. Это означает: быть в меру требовательным, не забывать о том, что это ребенок, не перегружать его физически и эмоционально, и хвалить, пусть даже за небольшой успех, поддерживать спокойную, доброжелательную, творческую атмосферу в классе. Надо уметь поставить перед ним задачу, предварительно научив его, как ее решить на самостоятельных занятиях. Одним словом, преподаватель должен зажечь в ученике интерес к музыке.
Для успешного выступления на конкурсе, преподавателю необходимо развить у ученика бережное отношение к тексту, внушить, что без точного исполнения указаний композитора нельзя правильно раскрыть авторский замысел. Работая над тем или иным произведением, обязательно надо говорить о стилях и его особенностях, чтобы лучше раскрыть содержание музыкальных произведений.
Преподаватель должен планомерно развивать технический аппарат и общую музыкальную культуру ребенка.
Важно наметить главное направление в работе и нацелить ученика на самое важное и трудное. Надо научить ученика слушать свою игру и оценивать её, понимать строение музыкальной формы произведения, слушать гармонию, когда он играет с концертмейстером, что помогает быстрее запомнить произведение наизусть. Нужно будить фантазию ученика, научить слушать тембр своего инструмента, выразительность интонации и уметь анализировать свои достижения, думать вперёд и как бы слышать вперёд, предвосхищать реальное звучание каждой ноты, каждой фразы. Плавный переход от одного звука в другой обеспечит хорошее качество ведения всей музыкальной фразы, а вдумчивое отношение к фразе позволит вникнуть в музыкальное содержание исполняемого произведения. Нужно уметь ощущать линию развития произведения. Превосходное исполнение не может быть достигнуто без понимания формы, а форма неотделима от содержания, от замысла автора, так как весь ход работы над музыкальным произведением это процесс обучения исполнению, в котором музыкальное осмысление сочетается с эмоциональностью восприятия.
Необходимо, чтобы ученик всегда участвовал в концертных выступлениях при большом количестве слушателей. Он должен привыкать к сцене и чувствовать ответственность за свои выступления, которые выявляют достоинства и недостатки ученика, учат волевой выдержке, необходимой при участии в конкурсах.
Когда ученику интересно на уроках у педагога, ему становится интересно заниматься и развиваться самостоятельно. Интерес, инициатива и воля являются важными движущими факторами в работе учащегося.
В идеале, он должен заниматься много часов в день не ради техники. Главной потребностью в занятиях должна быть сама музыка, развитие техники будет следовать за музыкой. Развитие техники не должно идти с отрывом от конкретных художественно-исполнительских задач. Игра этюдов - это развитие определенных технических навыков, развитие так называемой пальцевой техники, у духовиков это и техника языка, техника губ, техника дыхания. А техника - это основа будущего технического мастерства учащегося. Все ученики с большим интересом играют пьесы, нежели технический материал. Автор приводит своим ученикам пример добротного, красивого здания с куполами. Гаммы это фундамент, этюды - стены, и крыша плюс купола - это музыкальное произведение. Все важно и все нужно. Этот пример убеждает их работать и над техникой.
Специальная работа над отдельными трудными оборотами в музыкальных произведениях, звуковая точность, стройность игры, тембральная окраска должны постоянно контролироваться слухом. Это замечательно, когда у учащегося есть врожденная музыкальность, но слух, яркость звучания, тембр и ритм могут быть развиты в процессе обучения.
Очень важно заниматься развитием всех видов музыкальной памяти, а именно: логической, двигательной, зрительной, мелодической.
Надо больше слушать музыку, ходить на концерты, слушать хорошее исполнение. Уже с первого класса надо проводить занятия музыкально и раскрывать содержание исполняемых пьес.
Все, перечисленное автором выше, является комплексом мер, применяемым в течение всего процесса обучения, для подготовки ученика к участию и победам в музыкальных конкурсах. Опыт «Специализированной музыкальной школы-интернат» показывает, что преподаватели успешно работают с учениками и добиваются наивысших результатов, применяя все вышеуказанные методы и способы в своей работе. В частности, автор статьи подготовил несколько лауреатов международных и республиканских конкурсов.
Список используемой литературы:
-
Беспалько В.П. Прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.
-
Педагогика. Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. и др., Под ред. Крившенко Л.П. - М.: Проспект, 2004.
-
Столяренко А.М. Психология и педагогика. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2000.
-
Усов А.И. Вопросы теории и практики игры на валторне. - М.: Музыка, 1965.
-
Диков Б.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М., 1962.
-
Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1975.