• Преподавателю
  • Музыка
  • МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Раздел Музыка
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Л.Е.Кожевникова

учитель музыки МКОУ АГО «Артинская СОШ №6»


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС для детей с ОВЗ.

Работая в системе государственного образования, каждый учитель должен соотносить свою работу с "требованиями заказчика", которым в данном случае является государство и общество. Сегодняшний ориентир - это Федеральный государственный образовательный стандарт, который, оставляя значительную свободу для реализации индивидуальных возможностей конкретной школы и учителя, тем не менее, диктует некую основу, базис, который должен присутствовать в любой авторской программе и методике преподавания. На сегодняшний день принципы работы по ФГОС - один из наиболее острых вопросов современной музыкальной педагогики.

Работать в школе и обучать детей - непростая задача. Она становится вдвойне сложной для преподавателей музыки, которые должны не только дать подрастающему поколению блок знаний по предмету, но и научить детей ценить классическую музыку, привлечь любовь к искусству и Родине.

В сложившихся условиях среди всех предметов программы общеобразовательной школы, мы выделяем урок музыки как наиболее полно предоставляющий благоприятные возможности для организации условий работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что: во-первых, в жизни современного ребенка музыка занимает особое место, она становится постоянным фоном жизни подростка, музыка не просто развлечение, она участвует в жизни, помогаем формированию нравственных качеств. Во-вторых, потребность в музыке имеет связь с очень важной потребностью в общении, которая не всегда легко осуществима, а общение является ведущей деятельностью в подростковом возрасте, общение с друзьями, приготовление уроков, прогулка - самым естественным образом совмещается с прослушиванием любимых записей, иногда даже трудно определить, сколько времени тратится на это увлечение. В-третьих, с древнейших времен известно благотворное влияние музыки на здоровье человека. В-четвертых, структура урока музыки, как урока искусства, достаточно гибкая, что позволяет организовать работу на основе взаимодействия и взаимосвязи средств музыки с приемами коррекции, не меняя главной цели урока - формирование общей музыкальной культуры подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Методика и технология организации работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья на уроке музыки включает в себя ряд коррекционных мер: организация охранительного речевого режима; регуляция эмоционального состояния; развитие моторных систем организма; формирование речевого дыхания, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

В начальном курсе музыки для коррекционных классов используется облегчённый музыкальный материал для слушания произведений, и песенный репертуар подбирается с учётом психологического развития.

Предметно-практическая и игровая деятельность на уроках музыки продолжает быть основой обучения детей в школе с ОВЗ.

Обучение в каждом классе начинается с повторения ранее изученного учебного материала. Учитель сам определит, какой материал и в каком объеме необходимо повторить с учащимися его класса.

Психологической особенностью школьников с коррекцией в развитии является преобладание наглядно-образного мышления. Предметно-практическая деятельность позволит не только создать базу для усвоения музыкальных понятий, но и будет способствовать формированию у школьников умений планировать, контролировать и оценивать свою деятельность. С этой же целью рекомендуется, особенно в начале обучения, представлять материал в занимательной форме, используя дидактические игры и развивающие упражнения. Использование межпредметных связей музыки с другими учебными курсами (литературой, изобразительным искусством) поможет создать необходимый круг житейских представлений, являющийся основой для изучения музыкальных понятий и терминов.

Часть детей с коррекцией в развитии имеют системное нарушение речи, что сказывается на процессе усвоения музыкального материала. Одной из коррекционных задач обучения этих школьников является развитие всех сторон речи. В связи с этим следует целенаправленно добиваться активного использования музыкальной терминологий. Полезно побуждать школьников сопровождать речью свою предметно-практическую и умственную деятельность.

При регулярной и правильной певческой деятельности на уроках музыки улучшается и физическое здоровье детей, а значит, пение можно рассматривать, как физиологический процесс.

"Школа пения - школа дыхания". От его навыков зависит качество голоса, его сила. Поскольку певческое дыхание представляет собой своеобразный массаж внутренних органов, то системное его использование благоприятно влияет на физическое здоровье ребенка.

Для снижения эмоционального напряжения эффективным средством является функциональная музыка. Она может сопровождать основные режимные моменты: физкультминутки, игры на уроке в коррекционных классах.

Не все учащиеся в коррекционных классах готовы воспринять классическую музыку такой, какой она рождена и поэтому у некоторых детей возникает трудность при ее прослушивании. Для этого перед тем, как слушать то или иное произведение мною подробно рассказать о чем идет речь. Настрой ребенка для прослушивания, является подготовительным этапом перед вкушением звуков. Музыка влияет на человека через ритм. Все функции организма подчинены ему: ритмично бьется сердце, дышат легкие, выполняются двигательные функции.

Слушая музыку, дети могут достаточно свободно выразить свои чувства, желания, мечты в рисунке. Так, во втором классе на 5 уроке «Природа и музыка» я провожу игру «Музыкальная кисть». «Представьте, что вы - художники. Возьмите «музыкальную кисть» и подберите к музыке подходящие цвета». Во время слушания фортепианных пьес С.С.Прокофьева «Утро» и «Вечер» учащиеся рисуют свою картину к каждой пьесе, дают название.

Учитель должен проявлять гибкость и творчество в подготовке и проведении уроков музыки. Материалы типовых школьных учебников часто не могут удовлетворить особых образовательных потребностей школьников с трудностями в обучении. Учителю необходимо уметь найти или самостоятельно создать промежуточные, подготовительные, тренировочные вариативные, частично-поисковые задания и упражнения для учащихся своего класса с учетом их индивидуальных и типологических особенностей.

Характеризуя современное состояние обучения музыкальному искусству в школе на разных ступенях образования, отметим, что в настоящее время очевидна устойчивая тенденция информатизации образования в данной области. Позитивным явлением можно считать безграничные возможности сети Интернет в отношении доступа, распространения и обмена информацией (нормативной, инструктивной, учебной, методической и т. п.) между преподавателями искусства.

Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету. Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности по музыке помогает реализовать на практике идеи, способствующие эффективному решению образовательных задач, вывести обучение на качественно более высокий уровень. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

В качестве инновационного методического обеспечения программы по музыке на ступенях начального и основного общего образования я использую комплекс Мультимедийныхуроков по музыке, состоящий из семи дисков.

Комплекс Мультимедийных уроков по музыке - это сборник разработок уроков по музыке для начальной и основной школы по рабочей программе Критской Е.Д. и Сергеевой Г.П., соответствующей ФГОС. Каждый диск содержит разработки уроков, атакже презентации к ним, музыкальное сопровождение: песни, аудиофрагменты опер, симфоний, видеофрагменты, электронно-образовательные ресурсы, тесты и проверочные занятия для уроков музыки.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

В комплекте методическое пособие «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» подобраны описанием игр, песенки, минусовые фонограммы и музыка для проведения танцевальных игр и занятий.

Для учащихся начальной школы использую развивающие игры, такие как «Волшебный диск домовёнка Бу», «Школа музыки», «Детское творчество», «Музыкальный класс», «Уроки музыки с дирижером Скрипкиным». Игры на этих дисках позволяют ребятам сочинять свои музыкальные композиции и исполнять их. Использую эти игры для развития слуха и ритма.

В основной школе использую электронные музыкальные энциклопедии «Учимся понимать музыку», «Соната. Не только классика», «Шедевры музыки», позволяющие использовать произведения классической музыки на уроках и во внеурочной деятельности и для релаксации. В энциклопедиях много текстовой информации, музыкальных игр, видеофрагментов - все это оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства.

Активно на уроках музыки использую электронные образовательные ресурсы, которые помогают учащимся при организации самостоятельной работы: для выбора необходимой информации, для изучения нового учебного материала, для выполнения практических работ.

Итак, использование подобных ресурсов на уроках музыки обеспечивает образовательный результат способствует:

  • личностному развитию учащихся;

  • повышению интереса школьников к учебным занятиям по музыке;

  • росту познавательной активности детей;

  • изменению самооценки учащихся;

  • воспитанию активности и самостоятельности.

Думается, что современный урок не возможен без творчества, а творчество, в свою очередь, невозможно без применения современного технического и методического сопровождения. Мы приходим к выводу: инновационные технологии в музыкальном образовании позволяют более полно раскрыть возможности учителя и способности обучающегося, сделать образовательный процесс более гуманным и личностно-ориентированным. В целом процесс обучения становится более творческим, развивающим инициативу обучающегося и направленным на саморазвитие и самообразование личности.



© 2010-2022