Рабочая программа по вокалу

Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и др. Направленность данной программы художественно-эстетическая, ориентированная на развитие у детей творческих способностей и эстетического восприятия мира и формирование...
Раздел Музыка
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Негосударственное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №22 среднего (полного) общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

«Утверждено на заседание

метод.совета школы »

___________

Протокол № _____ от

«____»_________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________ Будаева Г.Ф.

«____»____________2013 г.

«Утверждаю»

Директор ______Заиграева Н.В..

Приказ № ___ от

«___»____2013 г.

Рабочая программа вокальной студии

«Свирель»

срок реализации программы

3 года.










Составитель:

Педагог дополнительного образования

Иванова С. Л.





г. Улан-Удэ

2013- 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребёнок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.

Данная образовательная программа была написана на основании анализа государственных программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ; «Учите детей петь» М, «Просвещение» 1988 г.; программа «Певческая Школа» В. В. Емельянова; «Народное пение» И. А. Ильина; «Хоровое пение» Е.В. Жарова; «Сольное пение» Р.А. Жданова и других.

Направленность данной программы художественно-эстетическая, ориентированная на развитие у детей творческих способностей и эстетического восприятия мира и формирование эстетического вкуса, программа позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Новизна программы. В НОУ «Школе - интернате №22» создана вокальная студия «Свирель», в которой занимаются учащиеся 1-11 классов в возрасте от 7 до 17 лет. Особенность программы в том, что она разработана для детей школьного возраста, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности. В программе представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающая систему практических занятий.

Актуальность программы. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актёрского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование.

Целесообразность программы. В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии «Свирель» - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизации и гармонизации личности.

Цель программы:

Развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

Задачи программы:

Образовательные:

• приобщение к вокальному искусству

• обучение выразительному пению

Развивающие:

• развитие слуха и голоса детей

• развитие музыкальных способностей - ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма

• формирование голосового аппарата

Воспитательные:

• формирование устойчивого интереса к пению

• приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества)

• создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

• воспитание нравственных качеств личности

Валеологические:

• сохранение и укрепление психического здоровья детей

• укрепление физического здоровья посредством дыхательной деятельности с соблюдением санитарно-гигиенических требований.

Общая характеристика курса

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства.В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

В основу программы вокальной студии «Свирель» положены практические рекомендации уникального метода обучения вокалу Натальи Княжинской, подготовленные с учётом богатого опыта Института им. Гнесиных, а такжепринципы музыкальной педагогики Карла Орфа - ценность заключается в том, что они являются одной из эффективных форм психологического переключения во время занятий; развивают двигательные способности, музыкальную память, чувство ритма, речевое интонирование, развитие музыкального слуха.

Метод известного учителя-исследователя В.В.Емельянова принят мной как один из основополагающих. По его системе ежедневно десятки тысяч детей, подростков и взрослых поют странные забавные упражнения, и это имеет положительный результат для развития здорового, сильного выразительного голоса на всех уровнях - от детского сада до консерваторий и оперных театров.

Интересен и используется в практике работы вокальной студии «Алегретто» многолетний опыт Н.Б. Гонтаренко, педагога отделения музыки и пения Крымского государственного института им. М.И.Фрунзе.В основе программы рекомендации по развитию певческого голоса П.В.Голубева, заслуженного деятеля искусств УССР, профессора Харьковской консерватории и методика обучения вокалу Дмитрия Огороднова (алгоритмы вокала, способствующие выработке певческого дыхания, воспитанию самоконтроля, слухового, зрительного, интонационного внимания, умения слышать и слушать себя), правила вокального пения, рекомендованные учащимся Н.И. Журавленке.

Принципы педагогического процесса:

-принцип единства художественного и технического развития пения;

- принцип гармонического воспитания личности;

- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;

- принцип успешности;

- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребёнка;

- принцип творческого развития;

- принцип доступности;

- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребёнка;

- принцип индивидуального подхода;

- принцип практической направленности.

Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.

Формы занятий:

Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.

  • Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.

  • практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

  • занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актёрские способности детей.

  • заключительное занятие, завершающее тему - занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

  • выездное занятие- посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

На занятиях по сольному пениюиспользуются следующие методы обучения:

- наглядно-слуховой;

- наглядно-зрительный;

- репродуктивный;

Каждое занятие строится по схеме:

- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2-3 мин);

- дыхательная гимнастика;

- речевые упражнения;

- распевание;

- пение вокализов;

- работа над произведением;

- анализ занятия;

- задание на дом.

В основу разработки программы положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенции обучающихся:

- технология развивающего обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- личностно-ориентированная технология;

- компетентного и деятельного подхода.

Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в мероприятиях школы, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах.

Концерты и выступления.

Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными движениями или актёрской игрой.

Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно, репертуарного плана.

Творческий отчётпроводится один раз в конце учебного года.

Выставка фотоматериала из выступлений студии.

Итоговое занятие.

Урок-концерт.

Беседа о вокальной студии.

Отчетный концерт.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся в призовых местах.

Описание места курса в учебном плане

Рабочая программа составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных организаций общего образования.

Программа рассчитана на 3 года обучения - младшая, средняя и старшая группы.

Младшая группа - первый год обучения - это дети 7- 9 лет, средняя группа - второй год обучения - дети 10-1З лет, старшая группа- 14-17лет.

Первый год обучения - занятия 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего в году 72 занятия, 144 часа. Второй и третий годы обучения - занятия 3 раза в неделю по 2 академических часа. Всего в году - 108 занятий, 216 часов.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Занятия школьников в вокальной студии «Свирель» предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, навыки следования дирижёрским указаниям;

Именно для того, чтобы ребёнок, наделённый способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей вокальной студии «Свирель», направленная на духовное развитие обучающихся.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Личные результаты:

  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

  • целостный, социально ориентировочный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • уважительное отношение к иному мнению. Истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • компетентность в решении моральных проблем на основе личного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей4

  • признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение обобщать, устанавливать аналогии, умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

  • смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

  • умение создавать, применять и преобразовывать музыкальные знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; определять цели, распределять функции и роли участников, например в дуэтах, трио, квартетах, квинтетах, взаимодействовать и работать в ансамблях.

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий, работа с аппаратурой, микрофонами; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты. К концу первого года обучения дети должны понимать и уметь:

• строение артикуляционного аппарата;

• особенности и возможности певческого голоса;

• гигиену певческого голоса;

• понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»; уметь:

• правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• петь короткие фразы на одном дыхании;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

• петь легким звуком, без напряжения;

• на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

• к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.

Предметные результаты. К концу второго года обучения дети должны понимать и уметь:

• соблюдать певческую установку;

• жанры вокальной музыки;

• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

• точно повторить заданный звук;

• в подвижных песнях делать быстрый вдох;

• правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;

• петь чисто и слаженно в унисон;

• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

• дать критическую оценку своему исполнению;

• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.

Предметные результаты.К концу третьего года обучения дети должны понимать и уметь:

• основные типы голосов;

• жанры вокальной музыки;

• типы дыхания;

• поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

• реабилитация при простудных заболеваниях;

•образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;

• петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

• петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

•импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.

К концу третьего года обучения более ярко проявляются творческие способности каждой обучающегося. Владение различными вокальными, техническими средствами, разнообразный репертуар, большой объём сценической практики позволяют детям лучше реализовать свой потенциал: обучающиеся приносят на занятие собственные распевки, рисунки на темы исполняемых произведений, находят новые жесты, движения, драматургические решения. Дети этого года принимают активное участие во всех концертах, конкурсах.Посещение театров, концертных залов, встречи с творческими коллективами являются неотъемлемой частью методики обучения вокалу на любой стадии обучения.

Программа предполагает различные формы результативности: участия детей в мероприятиях НОУ «Школы - интерната № 22», концертах, фестивалях и конкурсах городских, всероссийских и международных.

Содержание программы


Первый года обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Понятие о сольном и ансамблевом пении. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении.

1.2. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок.

1.3. Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.

1.4. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.

1.5. Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке.Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.

1.6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Формирование детского голоса.

2.1. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием.

2.2. Певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание.

2.3. Дикция и артикуляция. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избежания форсирования звука.

Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

Упражнения первого уровня  формирование певческих навыков: мягкой атаки звука; звуковедение 1еgаtо при постепенном выравнивании гласных звуков; свободного движения артикуляционного аппарата; естественного вдоха и постепенного удлинения дыхания.

Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.

3.1. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д.

3.2. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.3. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности эмоционального и звуковысотного интонирования, освоение элементов музыки.

Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.

Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни

Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.

5.1. Прослушивание аудио- и видеозаписей. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также  индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей.

5.2. Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Примерный репертуар:

(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)

1. Дважды два - четыре

2. Здравствуй, детство

3. Зелёные ботинки

4. Зимушка-зима

5. Мурлыка

6. Песенка мамонтенка

7. Снеженика

8. Хомячок

9. Песни в стиле музыки разных народов: Волшебная песенка, Колыбельная, Медведи.

10. Мой щенок.

11. Песня о волшебном цветке.

12. Мир похож на цветной луг

13. Улыбка.

14. Помогите бегемоту!

15. Иван да Марья

16. Вот мы взяли краски в руки

17. Кисточка

18. Милые взрослые

19. Балалаечка

20. Ванюша

21. Пираты

22. Песня про варенье

23. Песня про следы

24. Весенняя ламбада

25. Анютины глазки

26. Алёшка-Наташка

27. Чимби-Римби

28. Сороконожка


Второй года обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.

1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения, закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя». Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.

1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая установка и пластические движения: правила и соотношение. Пение с пластическими движениями в положении «сидя» и «стоя». Максимальное сохранение певческой установки при хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах. Соотношение пения с мимикой лица и пантомимой.

1.3 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.

2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента (фортепиано, баян, аккордеон, гитара). Работа над развитием вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над интонированием. Специальные приёмы работы над навыками мелодического и гармонического строя при пении.

2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у учащихся. Концентрический и фонетический метод обучения пению в процессе закрепления певческих навыков у учащихся.Работа по усилению резонирования звука при условии исключения форсирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Упражнения второго уровня  закрепление певческих навыков у детей: мягкой атаки звука; звуковедение legato и nonlegato при постоянном выравнивании гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха - в сочетании с элементарными пластическими движениями и мимикой лица.

2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи - их соотношение. Соотношение работы артикуляционного аппарата с мимикой и пантомимикой при условии свободы движений артикуляционных органов. Формирование высокой и низкой певческой форманты.

2.4. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия.

2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и озвученные). Пение с паузами и формированием звука.

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над выразительностью поэтического текста, певческими навыками. Работа над выразительностью исполнения классических произведений на основе учёта их психологического подтекста.

3.2. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов.

3.3. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Освоение классического вокального репертуара для детей (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Л. Бетховен и др.). Жанры произведений композиторов-классиков: песня, вокальная миниатюра, баллада. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Исполнение произведений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента. Пение соло и в ансамбле.

3.4. Работа с солистами. Развитие показателей певческого голосообразования как осознанного умения произвольно включать отдельные элементы эстрадного певческого тона, осознанно удерживать их на музыкальном материале, соответствующем возрасту. Освоение музыкальной грамоты.

Тема IV. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи образа песни.

Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профес-сиональных певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа профессиональными артистами.

5.2. Посещение музеев, выставочных залов, концертов, театров. Формирование основ общей и музыкальной культуры и расширение кругозора учащихся путем приобщения их к духовным ценностям разных народов. Обсуждение своих впечатлений и подготовка материалов для выставок, альбомов, стендов и т.д. Сбор материалов для архива студии.

5.3.Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися аналогичной творческой деятельностью. Обмен художественным опытом в целях повышения творческого уровня учащихся студии.

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Примерный репертуар:

(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)

1. Альбом

2. Балалайка

3. Весна

4. Каникулы

5. Мамочка

6. Мир детям

7. Мой

8. Наша с тобой земля

9. Новый год

10. Облака

11. Письмо папе

12. Планета детства

13. Рождественская песенка

14. Семь нот,

15. Канатоходка

16. Три подружки

17. Фермер Джон

18. Дай мне руку

19. За окнами дождь

20. Блюз для бабушки

Третий года обучения


Тема I. Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.

1.1. Понятие о сценическом движении и его роль в создании художественного образа песни. Поведение на сцене. Различие между сценическим движением актера и хореографией. Художественный образ и его создание. Специальные упражнения и этюды.

1.2. Виды, типы сценического движения. Связь различных видов и типов сценического движения с задачами вокального исполнения.

1.3. Соотношение движения и пения в процессе работы над вокальными произведениями. Понятие о стилевых особенностях вокальных произведений (песня, классика, сочинения современных авторов). Выбор сценических движений в соответствии со стилем вокальных произведений при условии сохранения певческой установки. Отработка фрагментов вокальных произведений в сочетании с пластическими и сценическими движениями.

1.4 Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник», «Шаги», «Перекаты», «Ушки», «Повороты головы».

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.

2.1. Усложнение комплексов вокальных упражнений по совершенствованию вокальных навыков учащихся. Упражнения второго уровня - совершенствование певческих навыков: утверждение мягкой атаки звука как основной формы звукообразования; навык кантиленного пения при сохранении единого механизма образования гласных звуков; сохранение вдыхательной установки и развитие навыка пения на опоре дыхания. Концентрический и фонетический метод обучения пению. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Пение в «щадящем» режиме звучания голоса на нюансах mp-mf.

2.2. Речевые упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).

Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Исполнение упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.

Тема III. Работа над певческим репертуаром.

3.1. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. Работа над чистотой интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского стиля русских классиков (интонации, фразировки, темпов, динамики и др.) Освоение исполнительского стиля произведений русской классической музыки для детей в зависимости от жанра произведения. Пение с сопровождением музыкального инструмента (фортепиано, инструментальный ансамбль). Пение под фонограмму. Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии.

3.2. Работа с произведениями современных отечественных и зарубежных композиторов. Работа над сложностями интонации, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Разнообразие вокально-исполнительских приемов (глиссандо, придыхательная атака звука, резкие переходы в различные регистры и т.д.). Пение соло и в ансамбле. Работа по овладению элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных авторов. Пение с сопровождением и под фонограмму с использованием сценических движений.

3.3. Работа над произведениями западноевропейских композиторов-классиков. Работа над интонацией, строем и ансамблем, освоение более сложных вокально-исполнительских приемов. Пение соло и в ансамбле. Освоение характерных особенностей композиторского и исполнительского стиля в произведениях западноевропейских композиторов-классиков в зависимости от жанра сочинения. Пение с сопровождением и под фонограмму.Самостоятельный анализ сольных и ансамблевых записей, сделанных в процессе обучения в студии. Творческие задания для самостоятельной работы.

3.4. Работа с солистами. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции в певческой деятельности, развитие физиологического диапазона, стабилизация певческого выдоха, формирование и стабилизация высокочастотного ротового резонатора, формирование и стабилизация низкочастотного резонатора, синтез всего перечисленного в эстрадном певческом тоне. Перенос технологии со специальных координационно-тренировочных упражнений на конкретный музыкальный материал. Пение по нотам.

Тема IV. Элементы хореографии. Разучивание движений для передачи образа песни.

Тема V. Актёрское мастерство. Умение передать посредством мимики и жестов эмоциональное содержание песни.

Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.

6.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей профессиональных певцов, посещение театров, музеев, концертов. Продолжение работы по формированию основ общей и музыкальной культуры учащихся и расширению их кругозора. Формирование навыков общения со сверстниками, занимающимися творческой деятельностью. Обсуждение прослушиваний и просмотров записей выступлений профессиональных артистов и различных ансамблей. Сбор материалов для архива студии. Подготовка стендов, альбомов по итогам выступлений участников студии (индивидуальные творческие задания).

6.2. Анализ музыкальных произведений.

Тема VII. Концертная деятельность. Выступление ансамбля и солистов.

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

Примерный репертуар:

(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)

1. Дети Земли

2. Детство

3. Журавли

4. Новый день

5. Расскажите

6. Рождество

7. Я взрослая

8. Только вперёд!

9. ОКей

10. В1§ В1§

Учебно-тематический план

(1-й год обучения, 7-9 лет)

Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Разделы, название темы

Часы

теория

практика

индивид.

работа

Общее количество

часов

I.

Пение как вид музыкальной деятельности.





1

Понятие о сольном и ансамблевом пении.

1

-

-

1

2

Диагностика. Прослушивание детских голосов.

1

2

-

3

3

Строение голосового аппарата.

2

4

-

6

4

Правила охраны детского голоса.

1

-

-

1

5

Вокально-певческая установка.

2

8

2

12

6

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

2

6

-

8

II.

Формирование детского голоса.





1

Звукообразование.

4

8

2

14

2

Певческое дыхание.

4

8

2

14

3

Дикция и артикуляция.

2

6

2

10

4

Речевые игры и упражнения.

1

8

1

10

5

Вокальные упражнения.

2

10

2

14

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.





1

Произведениями русских композиторов- классиков.

1

2

-

3

2

Произведения современных отечественных композиторов.

1

4

-

5

3

Сольное пение.

7

-

7

IV.

Игровая деятельность, театрализация.

1

4

1

6

VI.

Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.





1

Путь к успеху.

1

2

-

3

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.

2

-

2

VII.

Концертно-исполнительская деятельность


1

Репетиции

15

-

15

2

Выступления, концерты.

10

-

10


Итого

26

106

12

144



(2-й год обучения, 10-13 лет)

Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков через усложнение репертуара, ритма и метра, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма.

Разделы, название темы

Часы

теория

практика

индивид.работа

Общее количество

часов

I.

Пение как вид музыкальной деятельности





1

Вокально-певческая установка.

2

10

4

16

2

Певческая установка в различных ситуациях сценического действия.

4

8

4

16


Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

2

8

-

10

II.

Совершенствование вокальных навыков





1

Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.

1

10

2

13

2

Вокальные упражнения.

4

16

4

24

3

Артикуляционный аппарат.

1

10

3

14

4

Речевые игры и упражнения

1

9

-

10

5

Дыхание, опора дыхания.

4

16

4

24

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.





1

Произведения композиторов-классиков.

1

4

-

5

2

Произведениями современных отечественных композиторов.

1

6

-

7

3

Произведениями западноевропейских композиторов-классиков.

1

4

-

5

4

Сольное пение.


20

4

24

IV.

Элементы хореографии

1

7

2

10

V.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.





1

Путь к успеху.


2

-

2

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.


4

-

4

3

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами


2

-

2

VI.

Концертно-исполнительская деятельность


-

-


1

Репетиции


20

-

20

2

Выступления, концерты.


10

-

10


Итого

24

168

27

216

(3-й год обучения, 14-17 лет)

Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.

Разделы, название темы

Часы

теория

практика

индивид.работа

Общее количество

часов

I.

Организация певческой деятельности учащихся в условиях занятий сценическим движением.





1

Сценическое движение и художественного образа песни.

4

8

4

16

2

Виды, типы сценического движения.

2

6

2

10

3

Соотношение движения и пения

4

8

4

16

4

Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.

2

8

-

10

II.

Совершенствование вокальных навыков





1

Вокальные упражнения.

4

16

4

24

2

Речевые игры и упражнения

1

9

-

10

III.

Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.





1

Произведения композиторов-классиков.

1

4

-

5

2

Произведениями современных отечественных композиторов.

1

6

-

7

3

Произведениями западноевропейских композиторов-классиков.

1

5

-

6

4

Сольное пение.


20

6

26

IV.

Элементы хореографии

4

16

4

24

V.

Актёрское мастерство

4

16

4

24

VI.

Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.





1

Путь к успеху.


2

-

2

2

Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов.


4

-

4

3

Встречи с вокальными детскими коллективами и обмен концертными программами


2

-

2

VI.

Концертно-исполнительская деятельность


-

-


1

Репетиции


20

-

20

2

Выступления, концерты.


10

-

10


Итого

28

160

28

216



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

реализации курса

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:

1. Апраскина О. А. «Методика музыкального воспитания в школе». М. 1983г.

2. Бернстайн Л. Мир джаза. - М., 1983.

3. Вендрова Т.Е. «Воспитание музыкой» М. «Просвещение», 1991

4. «Вокальное и психологическое здоровье певца и влияние эмоционального состояния исполнителя на исполнительское мастерство» Авторская методика постановка и развитие диапазона певческого голоса./Н.Г. Юренева-Княжинская. М:.2008п.

5. Далецкий О. Н. «О пении»

6. Далецкий О. Н. «Обучение эстрадных певцов»

7. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». - М. 1968.

8. Жарова Л.М. «Начальный этап обучения хоровому пению»

9. Калугина Н.В. Методика работы с русским народным хором. 2-е издание М. 1977г.

10. Кампус Э. О мюзикле. - М., 1983.

11. Климов А. «Основы русского народного танца» М. 1981г.

12. КоллиерДж.Л. Становление джаза. -М., 1984.

13. Кудрявцева Т.С. «Исцеляющее дыхание по Стрельниковой А.Н.» ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2006

14. Луканин А., Перепелкина А. «Вокальные упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе» - М. 1964.

15. М. А. Михайлова. Развитие музыкальных способностей детей. М. 1997г.

16. Малинина Е.М. «Вокальное воспитание детей» - М.-Л. 1967.

17. Мархасев Л. В легком жанре. - Л., 1984.

18. Менабени А.Г. «Методика обучения сольному пению». - М. «Просвещение», 1987

19. Методика обучения сольному пению: Учеб.пособие для студентов. - М.: Айрис-пресс,2007г-95 с:

20. Музыкальное образование в школе. Учебное пособие для студентов, муз.фак. и отд. высш.исредн. пед. учеб, заведений./Л.В.Школяр.,М.: Изд.центр«Акадкмия»2007 г.

21. Павлищева О.П. «Высокая позиция звука»

22. Павлищева О.П. «Практическое овладение певческим дыханием»

23. Пекерская Е. М. «Вокальный букварь». М. 1996г

24. Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды -М.: Айрис-пресс,2007п-176с.(Методика)

25. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды - М. Айрис-пресс,2007г.-176с.(Методика)

26. Садников В.И. «Орфоэпия в пении». - М. «Просвещение», 1958.

27. Сарждент У. Джаз: генезис. Музыкальный язык. Эстетика. - М., 1987.

28. Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика /электронная книга.

29. Струве Г. А. «Школьный хор» М. «Просвещение», 1981

30. Троицкий А. Рок-паиорама. - 1986.

31. Уварова Е. Эстрадный театр: миниатюры, обозрения, мюзик-холлы. - М., 1983.

32. Шнеерсон Г.М. Американская песня. - М., 1977.

33. Эрисман Г. Французская песня. - М., 1974.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ:

1. Аркадьев П. Четверо из Ливерпуля. - Клуб и самодеятельность, 1980.

2. Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь копмозиторов. - Л.: Музыка, 1

3. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 1.- М.: Музыка, 1978.

4. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.: Сов.композитор, 1986.

5. Сохор А. О массовой музыке. - Л., 1980.

6. Троицкий А. Феномен «диско». - 1977.

7. Штейнпресс Б.С., Ямпольский И.М. Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1976.

РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ

1. «Всё в порядке». Шуточные детские песни в сопровождении фортепиано.М. 1978г.

2. «Гусельки». Песни и стихи для младшего школьного возраста. Выпуск 14. М.1978г.

3. «Детям нужен мир». М. 1982г.

4. «Дружат дети всей земли». М. 1981г.

5. «Жаворонушки». Русские народные песни, прибаутки, скороговорки, считалки, сказки, игры. (Запись, нотация и сост. Т. Науменко). М. 1975г.

6. «За плетнём плетень». Русские народные песни и хороводы». Составитель и обработка В. Агафонникова. М. 1977г.

7. «Здравствуй песня». Выпуск 20. М. 1976г.

8. «Мальчишки - девчонки». Составитель Е. Клянова. Л. 1977г; вып. 2. Л. 1978г.

9. «Мама дорогая» Составитель Е. Кузьминова М. 1978г.

10. «Пойте с нами». Песни для детей младшего школьного возраста. М. 1976г.

11. Ахмедов В. «Что это такое?». М. 1997г.

12. Бойко Р.Г. «Весёлое утро». М. 1977г.

13. Бойко Р.Г. «Детские песни без сопровождения». М. 1974г.

14. Бойко Р.Г. «Песни для детей». М. 1982г.

15. Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной / сост. Г. А. Егорова. - М.: Профиздат, 1995. - 48 с.

16. Вогино И. Г. «Игры - задачи». М. 1983г.

17. Волков В. И. «Гори, гори ясно». Песни для детей младшего возраста. М. 1980г.

18. Елецкий, Э. В. Лучше нет родного края. - Волгоград, 2005. - 40 с.

19. Жаворонушки. - Вып. 1-4/ сост. Г. М. Науменко. - М.: Советский композитор, 1986.-68 с.

20. Кабалевский Д. Б. «Песни для детей и юношества». М. 1977,1978г.

21. Кабалевский Д.Б. «Прекрасное пробуждает доброе». М. 1976г.

22. Ладов А. «Детские песни для голоса с фортепиано» М. 1978г Магиденко М. Я.,

23. Назарова Т. Б. Песни для детей. М. 1973г.

24. Народные песни. Обработка и переложение А. Юрлова. М. 1977г.

25. Ножкин, М. И. Люблю тебя, Россия! - М.: Музыка, 1986. - 62 с.

26. Песенные узоры. Русские народные песни, игры для детей школьного возраста / сост. Н. Сорокин. - Вып. 1-3. - М.: Музыка, 1986-1989. - 86 с. 27. Петров А. П. « Пять весёлых песен для детей». М. 1973г.

28. Петрушин, В.И. Слушай, пой, играй. М.: Владос, 2000. - 266 с

29. Раухвергер М.Р. « Забавные песенки» Для среднего и старшего школьного возраста.

30. Родионов, В. А Слова души и ноты сердца: песни - Чугуев: изд-во «III тысячелетие», 2004. - 144 с.


Материально-техническое обеспечение

реализации курса

1. Наличие специального помещения (эстетический центр).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано.

4. Компьютер.

5. Электроаппаратура.

6. Зеркало.

7. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).

8. Нотный материал, подборка репертуара.

9. Записи аудио, видео, формат СВ, МРЗ.

10. Записи выступлений, концертов.



© 2010-2022